Статья «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий на логопедических занятиях в детском саду»
статья по теме

В данной работе изложен практический опыт использования здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kozyrevaa.v.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад компенсирующего вида № 294

Статья

«Использование здоровьесберегающих

педагогических технологий на логопедических занятиях

в детском саду»

Выполнила учитель-логопед

Козырева А. В.

Нижний Новгород

2013 

     МБДОУ детский сад № 294 осуществляет коррекционно-педагогическую работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

     Большая часть детей поступает к нам в группу с 4-х летнего возраста и проходит трехлетнюю реабилитацию. Это дети с ОНР 1, 2, 3 уровня развития,  у которых оно часто сочетается с клиническим проявлением дизартрии, алалии, а также с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таких как: гипертензионно- гидроцефальный, церебрастенический , синдром двигательных расстройств ,поэтому  проблема сохранения здоровья и создания оптимальных условий для успешной коррекции требует к себе пристального внимания.

В НП Центре здоровьесберегающих педагогических технологий педагогов

 нашего детского сада познакомили с программой «12 месяцев», с книгой «Психофизиологическое развитием детей 6 лет при подготовке их к школе». Программные материалы направлены на физическое, психосоциоэмоциональное, интеллектуальное развитиe детей 6 лет средствами здоровьесберегающей педагогики. Это яркий и интересный труд, охватывающий все сферы деятельности ребенка-дошкольника, вмещающий в себя много новых дисциплин, направленных на сохранение и укрепление здоровья и естественное гармоничное развитие, т.к. построен  с учетом физиологических особенностей детей.  В  программных материалах очень подробно и разнообразно представлена организация развивающей детской среды, которая активизирует познавательную активность, подталкивает к творчеству взрослых и детей.

Как логопеда, меня больше всего заинтересовал  раздел «Развитие речи». Многие задачи воспитания и обучения, раскрытые в программе «12 месяцев» перекликаются с задачами воспитания и обучения детей, имеющих проблемы в развитии. Так, например, при знакомстве с новым материалом, рекомендуется опираться на накопление практического опыта через все органы чувств. Это должно быть правилом в работе педагога детского сада. Мы работаем по программе «Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада», Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Она построена с учетом конкретной патологии детей. Синтез этих двух программ пойдет педагогам-практикам только на пользу.

 На коррекционных логопедических  занятиях по формированию фонематического слуха и др. я использую  элементы следующих здоровьесберегающих педагогических технологий.

Развитие у шестилетних детей  социальной уверенности (Е.В.Прима).                

  • Игровая мотивация, которая поддерживается на протяжении всего занятия, имеет  психотерапевтический механизм. Она сбалансировано действует на произвольную и непроизвольную сферу ребенка, с учетом клинической характеристики детей с ОНР, что помогает добиться лучших результатов с наименьшими энергозатратами для организма;
  • Организация построения детей в круг дает возможность им почувствовать локоть друг друга, единство социума, – а следовательно испытывать меньшую напряженность;
  • Положительная оценка деятельности детей в конце занятия из уст персонажа и взрослого дает ребенку возможность поверить в свои силы, иметь положительные эмоции и настрой на следующие занятия;                                                                    
  • Взрослый – друг и помощник, а не авторитарный назидатель.

Психомоторное и эмоциональное развитие 6-7 летних детей средствами выразительного движения (Е.В.Вербовская).

- Дает возможность для развития воображения, ассоциативного мышления;

- изображение детьми хождения на лыжах, катания на коньках, санках, скатывание «снежных» комочков из бумаги и бросание в цель - все это явно оказывает благотворное влияние на развитие общей и мелкой моторики, дает возможность детям, «вошедшим в образ», двигаться раскованно, выразительно;

- при уточнении значения слов «сердитая», «веселая» зима идет параллельная работа над мимикой детей, что активизирует мышцы лица, побуждает детей учиться выражать свое эмоциональное состояние выразительно, ведь часто лица детей с дизартрией и алалией анемичны.

Оздоровительно-коррекционная работа с детьми в период их подготовки к школе (И.К.Шилкова).

  • В занятиях  использую  массаж лица и шеи. Как известно массаж применяется не только как лечебная процедура, но и как активизация процесса кровообращения, обмена веществ, снятия мышечного напряжения и т.д. (множество нервных окончаний, участвующих в процессе голосообразования, находятся непосредственно в области лица: лба, носа, щек, языка, твердого неба; нервные окончания, связанные со сложным речедвигательным аппаратом, расположены близко к коже лица, шеи, живота, грудной клетки. Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, мы разогреваем их, предупреждаем мышечные зажимы, мешающие работе, способствуем вольному, свободному течению звука. При поглаживании активизируется работа нервных окончаний, расположенных близко к коже, повышается эластичность мышц и активизируются тактильные ощущении).
  • Растирание ладоней и пальцев рук ведет к активизации работы мозга, внутренних органов, т.к. на руке множество нервных окончаний. Многие ученые считают, что каждый палец руки отвечает за работу определенного внутреннего органа;
  • Воспитание рефлекса правильной осанки;
  • Постоянная смена динамических поз.

Формирование у 6-7-летнего ребенка фонематического восприятия

и готовности к звуковому анализу (Л.Ю.Кондрашова)

      Главной обучающей задачей на данных  занятиях является развитие фонематического слуха. Посредством данной технологии педагогу дан «инструмент», который помогает развить у ребенка фонематический слух, как обязательное условие успешного обучения письму и чтению.

В патогенезе речевых средств преобладают аномалии гностических, сенсорных и артикуляционных механизмов, требующих в первую очередь применения обучающего воздействия. При подборе путей и средств преодоления речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда процессов. Таким узловым образованием в системе коррекции общего недоразвития речи является фонематическое восприятие и звуковой анализ.

Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Существует несомненная связь фонематических и лексико-грамматических представлений.

В занятии наряду с отработкой определенных навыков идет параллельная работа на развитие ассоциативного мышления (пересказ). Ассоциации в нашей жизни играют немалую роль. Хорошо развитое ассоциативное мышление дает почву для творчества (конкретные игровые приемы по развитию ассоциативного мышления можно найти в учебном пособии Е.В.Прима)

Быть готовым к школе –  это не значит уметь читать, писать и считать, а главное быть готовым всему этому научиться. Красной линией эта мысль пронизывает программные материалы Центра здоровьесберегающих педагогических технологий.  Упражнения на выработку определенных навыков гармонично сочетаются с работой над развитием психических процессов. Развитие речи в дошкольном периоде органически связано с умственным развитием, поскольку развитие мышления человека речевое-словесно-логическое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

в данной презентации представлены некоторые составляющие системы здоровьесбережения на логопедических занятиях, которые могут использовать в своей работе учителя начальных классов....

Использование приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усв...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, т...

Многофункциональное использование литературного материала на занятиях и логопедических досугах в детском саду.

Многофункциональное  использование   литературного   материала на занятиях и логопедических досугах в детском саду....

Статья "Использование инновационных компьютерных технологий на логопедических занятиях"

Использование ИКТ - это путь к интелектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие  детской любознательности и активности, ин...