«Формирование общих компетенций обучающихся в условиях гуманитаризации образования»
статья на тему

Номировченко Лариса Викторовна

Публикации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gumanitarizatsiya_obrazovaniya.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

   Номировченко Лариса Викторовна

ГБПОУКК «Анапский колледж сферы услуг»

г-к Анапа

«Формирование общих компетенций обучающихся в условиях гуманитаризации образования»

    Современное российское общество характеризуется динамичными изменениями в экономике, политике, культуре, в отношениях между обществом, личностью, и государством. Одним из важнейших аспектов происходящих изменений становится усиление внимания к личности, развитию ее сознания и самосознания, культурного и профессионального потенциала. С позиции именно такого понимания особую значимость приобрела проблема гуманитаризации образования. Основная цель процесса это подготовка высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности на уровне мировых стандартов. Без качественной профессионализации не может быть сформирован специалист. Однако без гуманитаризации не может быть сформирована полноценная личность. Личность – это всегда индивидуальность, формирующаяся в культуре. Она – наследница и одновременно творец культуры. Профессия обретает человеческий смысл для личности лишь тогда, когда за ней обнаруживается нечто более высокое и самоценное, а именно, обретение своей индивидуальности способность к самовыражению  и самоопределению в многогранном и противоречивом мире.

    Гуманитаризация образования – это признание ценности жизненного опыта учащихся. Предоставление учащемуся возможности развивать свою точку зрения.

С самого рождения человек исследует, познает и завоевывает мир. И приходящий в школу ребенок уже имеет собственный опыт познания окружающего его мира людей и вещей.

    В школе обучение строится таким образом, что учителя мало опираются, либо совсем не учитывают тот опыт, который уже имеется у детей. Поэтому получаемые знания оторваны от жизни ребенка и никак не связаны с тем миром, в котором он находится. Но ведь задача школы не просто наполнить ребенка знаниями, а сделать так, чтобы эти знания стали действенными и могли бы применяться им в жизни. А знания становятся действенными в том случае, когда они личностно значимы для ребенка, когда они им проживаются, когда изучение чего-либо воспринимается обучающимся как средство, помогающее понять этот мир, мир вещей и людей, средство понимания себя, смысла и предназначения собственной жизни. А это одно из условий гуманитаризации образования. Гуманитаризации в современном образовательном процессе очень важное внедрение дает возможность формирования особого сознания, способа мышления, где личность определяется как высшая ценность.

Гуманитаризация - одна из ведущих стратегий обновления образования. Переход России к рыночным отношениям в сфере экономики и производства потребовал переосмысления государственной политики в области образования. Стало очевидным, что традиционная система получения знаний в современных социально-экономических условиях не обеспечивает реализацию социального заказа в области подготовки профессиональных кадров. Сейчас многие современные выпускники обладают глубиной  и широтой знаний, но в практической деятельности не проявляют гибкости, маневренности, вариативности решений, у них слаборазвиты видение дальнейшей перспективы и реакции на изменение конкретной ситуации.

Таким образом, в условиях адаптации к рыночным отношениям и жесткой конкуренции в сфере образовательных услуг перед учебными заведениями встала задача выпускать специалистов, качество подготовки которых удовлетворяло бы потребителей на рынке труда. Результаты зарубежных и отечественных исследований свидетельствует о том, что рынок часто не в  состоянии предвидеть, в каких именно специалистах он будет нуждаться. Поэтому современный специалист наряду с фундаментальной подготовкой должен иметь такой уровень общекультурного развития, который позволял бы ему свободно и эффективно ориентироваться в разнообразной и динамично развивающейся действительности. Конкурентоспособность современного специалиста зависит не только от овладения студентом будущей специальности, но и от его разносторонней гуманитарной культуры, творческого мышления, воспитанности.

     На мой  взгляд, внедрения гуманитаризации ускорит рост конкуренции, профессиональной мобильности, сократит сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, а также будет способствовать динамичному развитию экономики.

Результат всех этих изменений повышения благосостояния и денежные доходы населения.

  Таким образом, процесс гуманитаризации приведет к позитивным изменениям в области образования. Все это даст возможность подготовки квалифицированных, компетентных современных специалистов. Которые будут востребованы на рынке труда не только в нашем государстве, но и за рубежом.

Список использованной литературы.

1. Белухин Д.А. « Становление профессионала и рождение профессионализма»; Москва,2006г.

2.Вербицкий А.А. «Активное обучение в высшей школе»; Москва, 1991г.

3.А.С. Кравец «Гуманизация и гуманитаризация высшего образования». М.: Просвещение, 2004г.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы.

В 2014 году  участвовала в межрегиональной научно-практической конференции "Формирование общих компетенций обучающихся СПО и НПО в рамках учебных дисциплин и профессиональных модулей" в г.Чернь Г...

Роль электронных образовательных средств в формировании общих компетенций обучающихся 1 курса ГОУ СПО НГТК при изучении БД.01 Русский язык и БД.02 Литература

В данном материале  описывается роль электронных образовательных средств в формировании общих компетенций (ОК) по ФГОС СПО при изучении дисциплин БД.01 Русский язык и БД.02 Литература. Отмечается...

Результаты формирования общих компетенций обучающихся. ЧАСТЬ 1

Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов, проводимых организацией. ЧАСТЬ 1...

Условия формирования общих компетенций обучающихся в учреждениях СПО

Условия формирования общих компетенций обучающихся в учреждениях СПО...