«Качество образования как одно из приоритетных направлений развития школы»
статья на тему

«Качество образования как одно из приоритетных

направлений развития школы»

                                                              

Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых путей развития. В теории и на практике разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, внедрялась идея гуманизации школьной жизни. И чтобы сейчас не менялось, какие бы концепции не возникали, всё больше специалистов рассматривают качество образования как ведущее и доминирующее направление развития школы. С развитием современной системы образования возникает проблема определения качества образования. При этом в разных источниках существуют различные определении этого понятия.

 (слайд № 1) В концепции общероссийской системы оценки качества образования понятие «качество образования» определено как   интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространённым в обществе представлениям о том, каким должен быть этот процесс. Даётся и такое определение: «… под качеством образования понимается «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых ОУ образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач».

(слайд № 2) М.М. Поташник понимает под качеством образования, соотношение цели результата, меру достижения целей. Образование, полученное школьником, признаётся качественным, если его результаты соответствуют заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя и оценку того, какой ценой они достигнуты. Необходимо сведение к минимуму негативных последствий образовательного процесса, достижение оптимального результата.

(слайд № 3) Качество образования рассматривается и с позиции компетентностного подхода согласно стратегии модернизации российского образования. В Концепции модернизации российского образования ключевые компетенции определены как система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kachestvo_obrazovaniya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                  «Качество образования

как одно из приоритетных направлений

развития школы»

                                Выполнила:

Ишарнова Светлана Ивановна,   учитель иностранного языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 47»

                                                   Новокузнецк,

                                                2015

«Качество образования как одно из приоритетных

направлений развития школы»

                                                             

Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых путей развития. В теории и на практике разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, внедрялась идея гуманизации школьной жизни. И чтобы сейчас не менялось, какие бы концепции не возникали, всё больше специалистов рассматривают качество образования как ведущее и доминирующее направление развития школы. С развитием современной системы образования возникает проблема определения качества образования. При этом в разных источниках существуют различные определении этого понятия.

 (слайд № 1) В концепции общероссийской системы оценки качества образования понятие «качество образования» определено как   интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространённым в обществе представлениям о том, каким должен быть этот процесс. Даётся и такое определение: «… под качеством образования понимается «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых ОУ образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач».

(слайд № 2) М.М. Поташник понимает под качеством образования, соотношение цели результата, меру достижения целей. Образование, полученное школьником, признаётся качественным, если его результаты соответствуют заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя и оценку того, какой ценой они достигнуты. Необходимо сведение к минимуму негативных последствий образовательного процесса, достижение оптимального результата.

(слайд № 3) Качество образования рассматривается и с позиции компетентностного подхода согласно стратегии модернизации российского образования. В Концепции модернизации российского образования ключевые компетенции определены как система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

(слайд № 4) В обобщенном виде качество образования представляется в виде двух основных блоков: 1. Качество основных видов деятельности. Возможности и ресурсы. 2. Качество результатов деятельности.

(слайд № 5) В первом блоке отмечаются следующие вопросы: организация учебного процесса, методический потенциал, организация воспитательного процесса, содержание образования, материально-финансовые условия и образовательная инфраструктура, потенциал педагогических кадров, управление образовательным процессом.

(слайд № 6) Во втором блоке – обученность учащихся, выпускников; воспитанность учащихся, личностные достижения педагогов, школы, выполнение учебного плана, запланированных мероприятий, социальная эффективность деятельности школы. Все эти вопросы отражены в программе оценки системы образования школы, мониторинговых исследованиях, которые осуществляются в течение учебного года на федеральном, региональном уровнях, а также внутри школы.

Социологи утверждают – возникло новое качество социальных ожиданий по отношению к образованию: пришло осознание того, что все проблемы государства могут решать только через образованного и культурного (воспитанного человека), способного к продуктивному сотрудничеству в обществе людей различных по вероисповеданию, национальности, менталитету и убеждениям. Учёные М.М.Поташник, Е.А.Ямбург, К.М. Ушаков и др. утверждают, что особым показателем качественного образования личности является культура личности и её нацеленность на образование. С этой точки зрения рассматривается состояние «культуры школы» и школьной образовательной среды.

(слайд № 7)  В нашей программе системы оценки качества образования дано следующее определение: качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

(слайд № 8) Целью школьной системы оценки качества образования являются:

- получение объективной информации о состоянии качества образования; тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; создание единой системы диагностики и качества состояния образования в школе, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования; принятие обоснованных управленческих решений.

(слайд № 9) Основные задачи:

- повысить уровень информированности потребителей образовательных услуг;

- своевременно выявлять изменения в образовательном процессе и вызывающие его факторы;

- повысить объективность контроля и оценки образовательных достижений учащихся;

- определять уровень реализации учебных образовательных программ, их соответствие требованиям федеральных государственных стандартов;

- предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;

- содействовать принятию обоснованных управленческих решений.

Показатели оценки качества

Оценка качества

Показатели

Качество индивидуальных образовательных достижений

1.Результаты:

  • государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов;
  • промежуточной и текущей аттестации;
  • мониторинговых исследований;
  • уровня обученности учащихся;
  • уровня сформированности ОУУН;
  • участие и результативность в предметных олимпиадах разных уровней.

2.Образовательные достижения обучающихся по отдельным предметам и их динамика.

3. Отношение к учебным предметам.

4.Степень участия в образовательном процессе (активность на уроках, участие во внеурочной работе и др.)

Профессиональная компетентность педагогов

  1. Аттестация педагогических работников.
  2. Повышение педагогического мастерства (системность прохождения курсов повышения квалификации, участие в работе МО, методического совета, педагогических и научно-практических конференциях различный уровней).
  3. Знание и использование педагогом современных педагогических методик и технологий.
  4. Образовательные достижения обучающихся (успевающие на «4» и «5», отличники, медалисты, победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей).
  5. Участие педагога в качестве эксперта ЕГЭ, аттестационной комиссии, жюри и т.д.
  6. Личные достижения педагога в профессиональных конкурсах разных уровней.

Качество образовательного процесса

-результативность деятельности ОУ согласно программе развития;

-продуктивность и результативность образовательных программ;

-результаты лицензирования и аккредитации ОУ;

- достижения в конкурсах разного уровня;

-эффективность механизмов самооценки, оценки достоинств и недостатков в учебной, научно-методической, административной и хозяйственной деятельности;

-принятие стратегически значимых решений, представленных в ежегодных публичных докладах.

Качество материально-технического обеспечения образовательного процесса

- наличие, в перспективе расширение, обновление парка мультимедийной техники;

-программно-информационное обеспечение, наличие и эффективность использования Интернет-ресурсов в учебном процессе;

-оснащённость учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения;

-обеспеченность методической и учебной литературой.

Качество инновационной деятельности

-эффективность предпрофильной подготовки и профильного обучения;

-практическая значимость инновационных процессов;

-наличие договоров, совместных планов работы с учреждениями профессионального высшего образования, социальными партнёрами.

Комфортность обучения

- соответствие службы охраны труда и обеспечение безопасности (техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, антитеррористической защищённости) требованиям нормативных документов;

-соответствие условий обучения требованиям СанПин 2.4.2.11.78-02;

-благоприятный морально-психологический климат.

 

Сохранность контингента обучающихся

-результаты исследования причин оттока детей школьного возраста, проживающих в образовательном округе школы;

-организация внеурочной деятельности обучающихся.

Организация питания

-количество детей, обеспечиваемых бесплатным питанием;

-количество обучающихся, получающих горячее питание;

-результаты мониторинга организации питания (положительные и отрицательные отзывы о качестве и ассортименте питания);

-соблюдение нормативов и требований СанПинов.

Состояние здоровья обучающихся

-эффективность оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим работы, организация оздоровления детей, дни здоровья, спортивные соревнования и т.д.)

Качество воспитательной работы

- степень вовлечения педагогического коллектива и родителей в воспитательный процесс;

-демократичность характера планирования воспитательной работы;

- охват обучающихся деятельностью, соответствующей их интересам и потребностям;

- наличие детского самоуправления;

- положительная динамика в оценке обучающимися воспитательно-образовательной среды (удовлетворённость школой, классом, обучением, организацией досуга, отношениями с педагогами);

-участие классов в школьных мероприятиях;

-участие ОУ в мероприятиях разного уровня

При оценке качества образования фактические значения показателей определяются на основе экспертизы и измерения. Процедура проведения экспертизы и измерений устанавливается нормативными региональными, муниципальными и локальными актами.

Содержание контрольно-измерительных материалов, необходимых для оценки качества знаний, определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта.

Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение моделей систем оценки качества.

При проведении оценочных процедур используются следующие методы исследования:

  • теоретические:
  • изучение и анализ нормативно- правовых документов;
  • эмпирические:
  • наблюдение за обучающимися на уроках и внеурочных мероприятиях;
  • анкетирование (удовлетворённость образовательным процессом учителей, обучающихся, родителей);
  • мониторинг личностного роста обучающихся, качества образования школьников;
  • изучение результатов административных контрольных срезов;
  • изучение школьной документации (классных журналов, дневников обучающихся, тетрадей, планов и др.)
  • изучение результатов медицинского осмотра школьников.

Средствами оценивания результатов являются: анкеты, контрольно-измерительные материалы, анализ учебно-методических материалов, анализ социализации обучающихся после окончания лицея.

Результаты оценки качества образования доводятся до сведения педагогического коллектива, родителей обучающихся (законных представителей), учредителя.

(слайд № 10) Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.  Определены следующие условия достижения «нового современного качества дошкольного, общего и высшего профессионального образования»:

- введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов;

- оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, проведение в ОУ работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся;

-  использование эффективных методов обучения;

- организация мониторинга состояния здоровья учащихся;

- обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;

- развитие дистанционного образования;

- государственная поддержка одарённых детей;

- использование современных педагогических технологий.

Данные анкетирования учащихся 11 классов.  Качество образования (по мнению выпускников) – это «хорошая успеваемость, квалифицированные педагоги». Качество образования зависит (считают учащиеся) от уровня квалификации педагогов, от отношений учителей к учащимся, от самого учащегося.

(слайд № 11) Обратите внимание на сравнительные данные качественной успеваемости по школе за три последних года:

2011-2012 учебный год – 33,1%;

2012-2013 учебный год – 36,6%.

Качественная успеваемость за 2013-2014 учебный год составила 35,2%. И это только один из показателей качества образования в школе.

Как же повысить качество образования? Каждый педагог понимает ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации.  

Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке большого объёма информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру, учить учащихся учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы.

Актуальность темы статьи обусловлена направленностью современной школы на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному...

Доклад «Здоровье учащихся одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования»

Здоровье – понятие комплексное, включающее физическое, психическое и социальное благополучие. Наше здоровье зависит от ряда факторов – наследственности, условий труда и быта, состояния воздуха, воды, ...

Организация работы с одарёнными и высокомотивированными детьми во внеурочное время как одно из приоритетных направлений современной школы

Проект направлен на развитие литературно-творческих и интеллектуальных способностей одарённых и высокомотивированных  учащихся во внеурочное время с учётом  индивидуальных особенностей. Вним...

Обучение иностранному языку – одно из приоритетных направлений модернизации школы

В данной статье раскрываются особенности преподавания иностранным языкам на современном этапе, затрагиваются изменения в системе школьного языкового образования в результате модернизации школы и показ...

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка как одно из приоритетных направлений современного образования школьников.

Необходимо изменить приоритеты  в сфере школьного образования: на первом плане должна быть ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности»...