Программа духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях кадетского типа.
проект на тему

Проектная работа "Программа духовно- нравственного  воспитания в образовательных организациях кадетского типа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение экономики и управления образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов

«Особенности организации воспитательного процесса в условиях кадетской школы»

Программа духовно – нравственного  воспитания в образовательной организации кадетского типа.

   Авторы проекта:

 Фазаелова Дильбар Робертовна, воспитатель ГБОУ «Актанышская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова»

Научный руководитель:

Рахимова Э.К

Куратор: Зиннатуллина Г.Ф.

Проект допущен к защите:

« 13»    марта    2015 г.

Казань, 2015

Оглавление…………………………………………………………………..2

Введение

Актуальность проекта  …………………………………………………………...3                                                                      

 Основная часть

 Цели и задачи …………………………………………………………………… 4

 Сроки и этапы реализации проекта …...…………………………………… …...5

 Программа проектных мероприятий по основным направлениям………….....5

Ожидаемые результаты реализации проекта …………………………………..12

Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта ……..14  Заключение………………………………………………………………………..17

Список использованных документов и источников информации …………....18

Приложение 1. Программа духовно – нравственного  воспитания в образовательной организации кадетского типа………………………………..19

Приложение 2. Изучение удовлетворенности родителей работой

 образовательного учреждения………………………………………………..28

Приложение 3. Тест Рокича "Ценностные ориентации" ……………………...29

Приложение 4.Сценарий мероприятия «Страницы афганской войны»……..33

       

       

Введение

Актуальность проекта

В настоящее время в России осуществляется модернизация школьного образования, вызванная требованиями социально-экономического, политического и культурного развития страны и обозначенная в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования. Сейчас, как никогда, важно возрождение богатых традиций гражданского воспитания молодежи, где главную роль играет патриотическое воспитание. Не случайно одним из главных направлений духовно- нравственного развития обучающихся в процессе  реализации ФГОС является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. В настоящее время наиболее актуальной формой патриотического и духовно – нравственного воспитания, на наш взгляд является кадетское образование. Актуальность разработки связана, с одной стороны, с приоритетом воспитательных задач, повышением роли духовно-нравственного воспитания (как ключевое требование ФГОС) и практической значимостью проблемы духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе, а с другой стороны, необходимостью использования возможностей школьного дополнительного образования и внеурочной деятельности  по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

       В проекте разработана  программа духовно-нравственного  воспитания, которое имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи состоит в том, что становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.

 Кадетская школа-интернат, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов духовно-нравственного и патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте нравственного и патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы  содружества, через развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

 Цель и задачи проекта

 Цель проекта

Разработка и реализация эффективной программы развития духовно – нравственного и патриотического воспитания  в образовательной организации кадетского типа направленное на воспитание и развитие гражданина своей страны.

 Задачи проекта:

1. Создание условий и определенной среды для духовно- нравственного воспитания кадетов.

2 . Разработка модели выпускника кадетской школы с активной гражданской позицией, способного нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, Родины.

3. Создание эффективной системы направлений духовно – нравственного воспитания.

4. Формирование у кадетов навыков самостоятельности, адаптации к современным реалиям жизни, дисциплинированности, умения работать в коллективе, верности долгу перед Отечеством.

Целевая группа проекта: учащиеся 5 -11 классов кадетской школы

 Объектом  исследования является процесс духовно – нравственного воспитания в организации кадетского типа.

 Предмет исследования: программа духовно – нравственного воспитания в организации кадетского типа.

        Сроки и этапы реализации проекта

           Сроки реализации проекта -1год

           Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

Проектно-разработческая деятельность и формирование основных       нормативных документов.

   2.Основной

Реализация намеченных планов, проведение программных мероприятий, мониторинг воспитательной работы в школе.

         3.Заключительный

Анализ проделанной работы, анкетирование родителей и обучающихся, отслеживание результатов.

 Программа проектных мероприятий по основным направлениям

Формирование патриотизма и гражданственности

Мероприятия

Сроки

выполнения

   Ответственные

1. Единый классный час. День знаний.

2.Классный час. День республики Татарстан.

3. Единый классный час, посвященный Дню народного единства.

4. Научно-практическая конференция, посвященная 70-летию Сталинградской битвы.

5. Приведение к торжественной клятве воспитанников 5-х классов

6. Классные часы, посвященные Битве под Москвой.

7. Торжественный марш, посвященный параду 7 ноября 1941 года на красной площади.

8.  Сборы юношей 10 класса. Подготовка к службе в Вооруженных силах

9. Классные часы (Блокада Ленинграда)

10. Мероприятие, посвященное выводу войск из Афганистана. (Приложение 4)

11. Мероприятия, посвященные Дню Защитника отечества.

12. Районная военно-спортивная игра «Зарница».

13. Зимняя спартакиада среди кадетских ОУ.

14. Торжественные мероприятия, посвященные Дню кадета.

15. Мероприятия, посвященные Дню Победы:

  • Вахта Памяти;
  • Торжественная линейка;
  • Возложение цветов к памятникам героям ВОВ;
  • Классные часы;
  • Встречи с ветеранами ВОВ.

16. Летняя спартакиада среди кадетских ОУ.

17. Мероприятия, проводимые школьным музеем Боевой славы.

18. Участие в традиционных конкурсах, олимпиадах и турнирах патриотической направленности

1 сентября

Сентябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

24-28 декабря

январь

15 февраля

23 февраля

февраль

март

апрель

апрель-май

май

май-июнь

в течение года (по плану)

Классные руководители

Воспитатели

Воспитатели

Зам. директора по ВПР

Зам. директора по ВПР

Воспитатели

Зам. директора по ВПР

Зам. директора по ВПР

Воспитатели

Зам. директора по ВПР

Классные руководители

Зам. директора по ВПР

Зам. директора по ВПР

Зам. директора по ВПР

Зам. директора по ВПР, воспитатели, классные руководители

Зам. директора по ВПР

Педагог-организатор музейной работы

Зам. директора по ВПР. Педагоги ДО

Проведение родительских собраний по аспектам духовно-нравственного воспитания.

Классы

                                 Мероприятие

5 – 9 классы

Тематические родительские собрания: «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка», «Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье», «Культура воспитания и культура поведения», «Нравственные уроки моей семьи», «Духовно-нравственный климат в семье».

10 – 11 классы

Тематические родительские собрания: «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка», «Проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка в семье», «Духовно-нравственные ценности наших детей».

Формирование нравственных чувств и этического сознания.

               Мероприятия

Сроки

выполнения

Ответственные

  1. Единый классный час «Наши знаменитые соотечественники»
  2. Месячник пожилого человека.
  3. Единый классный час, посвященный Дню народного единства.
  4. День матери
  5.  Серия тематических классных часов, посвященных  народным праздникам.
  6.  Тематические классные часы, беседы, устные журналы, дискуссии, диспуты по духовно-нравственной тематике.
  7.  Беседы, уроки Милосердия, Дружбы, Мира.
  8. Уроки толерантности

      9.Участие в конкурсе «Созвездие»

    10. Экскурсии в музеи, посещение театров, выставок.

    11. Участие в творческих конкурсах

    12. Выпуск школьной стенной газеты «Сигнал»

Сентябрь

Сентябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Январь, Февраль, Апрель,

В течение года

В течение года

Декабрь

 В течение года

В течение года (по плану)

Воспитатели

 Воспитатели

 Воспитатели

 Классные руководители

Воспитатели

Педагог-организатор ВР, воспитатели

Воспитатели

Педагог-организатор ВР

Воспитатели

Педагог-организатор ВР

Классные руководители

Педагог-организатор ВР

Классные руководители

Воспитатели

Воспитатели

          Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Мероприятия

Сроки

выполнения

   Ответственные

1. День знаний. Линейка, праздник Первого звонка.

2. Праздник «Посвящение в школьники»  

  (5 классы)

3. Диагностика «Мотивы учебной деятельности».

4. Выпуск стенгазет.

5. Тематические родительские собрания.

6. Работа с учителями-предметниками по координации усилий в работе учащимися различных образовательных уровней.

7. Тематические классные часы, дискуссии, ролевые игры, читательские конференции и т.д.

8. Месячник пожилого человека.

9. Неделя, посвященная Дню матери:

 - выставка стенгазет и рисунков;

 - тематические классные часы;

 - концерт для родителей;

 - встречи и беседы.

10.День здоровья «Мама, папа, я – спортивная семья».

11. Выявление и индивидуальная работа с неблагополучными и социально незащищенными семьями.

12. Индивидуальное консультирование родителей по проблемам воспитания детей.

13. Внедрение программы психопрофилактической  работы с родителями.

14. Встречи учащихся школы и их родителей со специалистами по проблемам трудового, правового, полового и антиалкогольного воспитания.

15. Серии классных часов на темы: «Фотография из семейного альбома», «Очень трудно матерью быть», «Наши бабушки родные», «Моя  родословная» и т.д.

16. Тематические классные часы, беседы, праздники семьи.

17. Совместное с родителями посещение театров, экскурсии, соревнования родительско-ученических команд и т.д.

18. Индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями

19. Изучение семейно-бытовой атмосферы школьников (диагностика, наблюдение)

20. Проведение тематических родительских собраний.

21. Педагогическое руководство деятельностью родительского актива, обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных творческих мероприятий.

1 сентября

Октябрь

Октябрь

В течение года

В течение года

Сентябрь

В течение года

Октябрь

Ноябрь

Февраль

В течение года

1 раз в месяц

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Зам. директора  по ВПР, педагог-организатор ВР

Классные руководители

Педагог-психолог

Воспитатели

Классные руководители, воспитатели

Воспитатели

Зам.директора по УВР

Воспитатели. библиотекарь

Педагог-организатор ВР, воспитатели

Воспитатели, Учителя физ-ры

Социальный педагог

Директор

Заместители

директора, педагог-психолог

педагог-психолог

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Классные руководители

Воспитатели

Педагог-психолог, социальный педагог  Классные руководители, воспитатели

Воспитатели, классные руководители

Классные руководители, воспитатели

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

    1.Классные часы  посвященные охране лесов

       2.Просмотр фильмов,     посвященных охране природы.

  1. Конкурс научно-исследовательских проектных работ, посвященных экологической тематике
  2. Экскурсии на природу.

     5. День Земли, час экологии.

Сентябрь

Сентябрь

Апрель

В течение года

Апрель

Воспитатели

Воспитатели

Учитель биологии, воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

   Формирование ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

1. Диагностика уровня воспитанности обучающихся.

2. Посещение музеев, театров, выставок, экскурсии, поездки и т.д.

3.  Тематические классные часы, праздники,  беседы, ролевые игры, эстетико-культурный практикум, дискуссии.

4.Диагностика межличностных отношений, склонностей и потребностей обучающихся, их характеров и т.д.

Сентябрь, май

В течение года

В течение года

В течение года

Педагоги-психологи

Воспитатели

Воспитатели

Классные руководители,

библиотекарь, воспитатели

Педагог-психолог, классные руководители, воспитатели

Формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни.

               Мероприятия

Сроки

выполнения

   Ответственные

1.Контроль за состоянием здоровья обучающихся, проведение профилактических мероприятий.

2.  Проведение Дней здоровья.

3. 1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом:

- выставка стенгазет;

- лекции специалистов из венерологического диспансера;

- родительские собрания «Профилактика алкоголизма, курения и наркомании».

4. Спортивная игра «Мама, папа, я – спортивная семья».

5.  Всемирный урок здоровья:

- конкурс стенгазет;

- тематические классные часы.

6. Выпуск санбюллетеней.

7. Тематические классные часы на тему здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью, профилактики заболеваний, личной гигиены, игры, беседы и дискуссии по спортивной тематике.

8. Проведение тематических родительских собраний.

9. Спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами.

10. Конкурсы стенгазет.

В течение года

В течение года (по плану)

Декабрь

Февраль

Апрель

В течение года

В течение года

В течение

года

В течение года

В течение года

Школьный фельдшер

Учителя физической культуры

Классные руководители

Воспитатели

Классные руководители, социальный педагог

Учителя физ-ры, педагог-организатор ВР

Воспитатели

Учителя физ-ры, фельдшер

Организатор ОБЖ, социальный педагог

Воспитатели

Воспитатели

Педагог-организатор ВР, учителя ФЗК

Педагог-организатор ВР

Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Повышение уровня правового, гражданского и патриотического сознания и самосознания кадетов

2. Развитие творческих способностей.

3. Способность к самореализации и саморазвитию.

4. Формирование активной жизненной позиции.

5. Повышение уровня духовно-нравственного воспитания.

6. Формирование бережного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны.

В процессе реализации проекта у кадет должны быть сформированы следующие качества личности:

- активная гражданская позиция;

- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, города, Родины.

- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

- способность к саморазвитию.

 Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

Параметры

Критерии

Показатели

Диагностические средства

Личность

Уровень ценностных ориентаций

В целом сформированы нравственные нормы, и  определилось положительное отношение к ним. В поведении кадета проявляется ответственность, чуткость, принципиальность, справедливость. Свободное время проводит разумно, занимаясь трудовой, художественной, спортивной деятельностью, много читает, помогает родителям.

методики М. Рокича

Уровень духовно-нравственного воспитания

методика Е.Н.Степанова,

методика РАО,

методика Р.С.Немова,

наблюдение, отзывы родителей, общественности, интервью, анкетирование

Деятельность

Уровень организации процесса духовно-нравственного воспитания

Показатели

Наличие в школе:

1.Модели школьного дополнительного образования и внеурочной деятельности кадетов

2.Медико-психолого-педагогического сопровождения кадетов

3.Нормативно-правовой базы для организации и функционирования кадетских классов

4.Наличие программ по духовно-нравственному воспитанию на всех уровнях (класс, школа)

5.Наличие органов ученического самоуправления

6.Охват кадетов системой школьного дополнительного образования и внеурочной деятельностью

7.Наличие публикаций информационных материалов в печати;

8.Выставки и стенды по вопросам духовно-нравственного воспитания;

9.Наличие теле- и радиопрограмм, информации на школьном сайте;

10.Взаимодействие школы со СМИ по вопросам духовно-нравственного воспитания;

11.Наличие стенной печати в образовательном учреждении

1.Удовлетворенность кадетов и родителей воспитательным процессом школы

Для исследования уровня удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в кадетском классе используются приемы педагогического наблюдения, проективной методики “Моя школа”, методики Е.Н.Степанова “Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения” (Приложение 2)

        В результате исследования уровня удовлетворенности  кадетов и их родителей   воспитательным процессом в школе общий показатель  приближен к высокому. Оценки родителей и детей близки по показателю (желание обучаться в кадетском классе), имеют максимальную оценку – 4,5 балла. В то же время, обучающиеся неплохо оценили, взаимоотношения в коллективе, преемственность в воспитании и мотивацию на здоровый образ жизни. При систематической и целенаправленной работе в данном направлении ожидаемые результаты будут достигнуты.

2. Уровень сформированности понимания кадетами основных нравственных и гражданско-патриотических качеств.

Работа по созданию целостной системы гражданско-патриотического воспитания была начата с диагностики по методике М. Рокича “Составление понятийного словаря” которая позволяет выявить представления обучающихся о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию .

Для выявления уровня сформированности у кадет нравственных и гражданско-патриотических качеств ежегодно проводится мониторинг осознания обучающимися данных понятий.

3. Ценностные ориентации

За основу в исследовании нами использована диагностика «Ценностных ориентаций» М.И.Рокича (Приложение 3).

Методик по диагностике  уровней воспитанности множество. Каждая школа или воспитатель сам определяет что использовать для этой цели.

Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяют обеспечить повышение эффективности духовно-нравственного и патриотического воспитания.

                                             Заключение

Духовно-нравственное воспитание кадетов  один из обязательных компонентов образовательного процесса. Кадетская школа – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обуславливает его ценностные ориентации. Уклад современной школьной жизни, кадетского образования – это взаимосвязь урочной, внеурочной деятельности, школьного дополнительного образования обучающихся и их родителей. Он основан на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Ведущая роль в создании социально-педагогического уклада школьной жизни кадетов принадлежит педагогическому коллективу и, в частности, воспитателям, педагогам дополнительного образования, которые является в школе не только руководителями кружков, но и координаторами всех действий, событий, направленных на духовно-нравственное воспитание кадетов.

У каждой школы свое неповторимое лицо. Поэтому нет и не может быть двух одинаковых моделей внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования.  Общими могут быть только принципы и технологические подходы к организации. А эффективность духовно-нравственного воспитания ни в коей мере не может быть суммой раз и навсегда найденных приемов, незыблемых идей.

Список использованных документов и источников информации

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010г. №795
  2. Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе.- 2009.- № 10.- С.23-27.
  3. Губанова, Е.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России / Е.В.Губанова, Ю.Б. Пушнова // Воспитание школьников.- 2011.- № 5.- С
  4. Из кн.: Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / Сост. Н.А.Панченко. –Волгоград, 2006.
  5. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России./А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков./Стандарты второго поколения.- М.:Просвещение,2009г.
  6. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации».psycabi.net/testy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год

Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...