Статья "Учимся говорить красиво" (из опыта работы)
статья (7 класс) на тему

Учитель делится опытом работы, как сделать речь учащихся яркой, точной, выразительной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_govorit_krasivo.odt73.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Учимся говорить красиво

                       Я не раз задавала своим ученикам вопрос: «Почему многие люди в письменной речи стараются выбирать выражения, пользоваться правилами грамматики, синтаксиса, стилистики — словом, относятся к письменной речи с уважением, а вот в устной речи нередко небрежны и неразборчивы, допускают множество неточностей и попросту грубых ошибок, можно сказать, пренебрежительно относятся к ней?» Ответы, как правило, сводятся к одной мысли: написанное остается надолго, может быть, на века, а сказанное тотчас же улетучивается и быстро забывается. Позволю себе не согласиться с этим мнением. Устная речь древнее письменной. Можно сказать, письменная речь — младшая сестра устной, она возникла гораздо позже  и на базе устной, т. е. Она обязана речи письменной своим рождением. Но постепенно письменная речь «зазналась», оказалась неблагодарной. И люди стали забывать, что они чаще все-таки говорят, чем пишут. Как правило, внимание к   «качеству» вылетевшего  и безвозратно улетевшего слова не такое пристальное, как к попавшему на кончик пера. А ведь «слово не воробей, вылетит = не поймаешь». Написанное можно исправить, а сказанное доходит до слуха  другого в том виде, в котором родилось, и запечатляется в сознании слушателя вместе с ошибками, недочетами, неточностями и прочим мусором, мешающим людям понимать и уважать друг друга. Вывод из всего сказанного один: устная речь нуждается в более уважительном к себе отношении. Что же делать , чтобы вернуть устной речи ее законные права? Прежде всего, по-моему, стоит не забывать о том, что взрослому переучиваться гораздо сложнее, чем ребенку. Значит, надо начинать учить человека яркой, точной, выразительной и правильной речи с детства, со школьной скамьи.

                    К сожалению, в практике преподавания языка и литературы мы, учителя-словесники, тоже ориентируемся прежде всего на развитие письменной речи наших учащихся. Прекрасно зная золотое правило методики пеподавания русского языка и литературы — каждый урок, независимо от цели и темы, должен быть, в первую очередь, уроком развития речи, мы зачастую организуем  активную работу по развитию письменной речи и лишь изредка обращаем внимание на речь устную. Между тем, научить ребенка говорить правильно и красиво — значит помочь ему не только стать грамотным и образованным, но и коммуникабельным, умеющим общаться с окружающими с пользой и с удовольствием для себя и дргих.

                 За годы работы  учителем у меня сложилась, можно сказать, система обучения грамотной и выразительной устной речи. Постепенно родились и ведущие правила этой системы. Во-первых, я давно поняла, какое неоценимое значение имеет для ребенка речевой образец. Дети, в каком бы классе они ни учились, невольно начинают подражать интонациям речи учителя, затем усваивают его любимые выражения, слова, и, наконец, начинают говорить по-своему, но образец речи учителя неизменно «просвечивает» в их самостоятельных высказываниях. Поэтому я не боюсь много говорить на уроках, стараясь строить свою речь по законам языка и художественного творчества: выражаться точно, аравильно, но в то же время нестандартно и выразительно. Во-вторых, я включаю детей в активный диалог, не исправляя  сразу их ошибок и недочетов, а побуждая их к самоанализу и самоконтролю. В-третьих, я не разделяю уроки русского языка и литератры, когда дело касается развития устной речи: работу по ее развитию веду равно на уроках и того, и другого предмета. В-четвертых6 считаю, что ошибки легче предупредить, поэтому постоянно включаю  в каждый урок  упражнения на развитие устной речи. Нельзя назвать какой-либо один, универсальный вид пражнения. Виды эти должны быть разнообразны и вариативны и учитывать возрастные и индивидальные особенности учащихся каждого класса. Упражнения я стараюсь проводить планомерно, параллельно с изучаемыми разделами и темами курса русского языка. Начинаю с упражнений в правильном произношении слов. В пятом классе предлагаю ребятам следующий текст:

            « Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать,вдруг появиось Ударение и закричало:»Что вы значите без меня? Если захочу, возьму и изменю значение у некоторых из вас!» Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед ЗамОк и сказал:  »Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение — это просто черточка и к тому же еще косая!» Ударение вдруг рассердилось  и перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез  ЗамОк. Слова зашумели. Тогда вышли вперед БелкИ и сказали: »Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение не сделает ничего». А Ударение передвинулось на другой слог. Все увидели, что перед ними живые грациозные Белки. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атлас получилось АтлАс, вместо Капель — КапЕль, вместо МукА — Мука.

                  Видят слова, что без Ударения им не обойтись. Отвели они ему одно из почетных мест и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением».

                   Анализируя содержание текста, делаем вывод о важности ударения в устной речи, о необходимости изучения норм ударения. Ребята сами приводят примеры, демонстрирующие  влияние ударения на точность понимания речи.