Разработка урока математики 5 класс по теме "Упрощение выражений"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Разработка урока математики  5 класс. По учебнику Виленкина. Презентация к уроку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока; Упрощение выражений

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цель  урока: 

  • Закрепить навыки умения упрощать выражения.

Задачи урока: 

  • Обучающие - повторить, обобщить и систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умения и навыки учащихся упрощать выражения;
  • Развивающие - способствовать развитию математического слуха, речи, счетных навыков и мышления; развивать познавательный интерес через использование межпредметных связей, культуру математической речи, логическое мышление;
  • Воспитательные - побуждать учащихся к само- и взаимоконтролю, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.

Основные средства обучения:

  • компьютер, проектор,  тесты, оценочные листы, домашнее задание,  презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

У каждого из вас имеется оценочный лист, в котором вы будете записывать полученные баллы. В конце урока подсчитаете их и оцените себя.

II. Актуализация знаний.

  1. Повторение теоретического материала.
  1. a+b = b+a - переместительное свойство сложения
  2. a * b = b * a - переместительное свойство умножения
  3. (a+b)+c = a+(b+c) - сочетательное свойство сложения
  4. (a * b) * c = a * (b * c) - сочетательное свойство умножения
  5. (a+b) * c=ac+bc- распределительное свойство умножения относительно сложения
  6. (a-b)c=ac-bc -распределительное свойство умножения относительно вычитания

Несколько минут на разминку.

  1. Устный счет.

Решение каждого примера комментируется (каким свойством вы воспользовались?)

  1. 125 * 68 * 8 = 68000
  2. 192 * 135 - 92 *135 = (192 - 92)135= 13500
  3. 13 * 101 = (100+1)13=1313
  4. 199 * 7 = (200-1) 7 = 1393
  5. 9²=81
  6. 33=27

Следующее задание:

установить соответствие (в 1 столбце - задания, во 2 - ответы, найти правильные ответы)

Баллы за устный счет получают:..

Вопрос. Какое слово получилось? ( Упрощение)  Что означает это слово?

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

 "Упрощение выражений" - такова тема нашего урока. Как вы думаете, зачем нам нужно упрощать выражения? А какова цель нашего урока? (учащиеся отвечают - повторить способы упрощения выражений, закрепить навыки решения уравнений и задач и т.д.)

IV. Подготовка к обобщенной деятельности.

Математический диктант

 Два человека выйдут к доске (за доской).

I вариант

 Записать выражение и упростить:

1.  Сумма 5х и 12х                                             (5х+2х=17х)

2.  Произведение 6с и 4                                        (6с*4=24с)

3.  Произведение 8 и разности 3у и 5                  (8(3у-5)= 24у - 40)

Записать уравнение и решить его:

4.  Сумма 3у и 5у равна 72                                  (3у+5у=72; у=9)

5.   6к вдвое меньше, чем 24                                  (6k* 2 = 24; к=2)

II вариант

Записать выражение и упростить:

1.  Разность  21а и 5а                                          (21а-5а=16а)

2.  Произведение 3m и 7                (3m * 7 = 21m)

3.  Произведение 6 и суммы 3х и 4                           (6*(3х+4)=18х+24)        

Записать уравнение и решить его:

4.   Разность 9х и 5х равно 36                                  (9х-5х=36; х=9)

5.   7n втрое меньше 42                                          (7n*3=42; n=2)

Взаимопроверка. Поменялись тетрадями (у доски поменялись местами), взяли карандаши и проверяем. (верно - 1балл, неверно -0 баллов). Записываем баллы в оценочный лист соседа. (5 баллов - наивысший). Кто получил высший балл? Молодцы.

V. Применение умений и навыков. 

1. Следующее задание.  

Вам предложено несколько математических моделей. Нужно объяснить, что  означают записанные равенства.

 В классе:  а- девочек, в – мальчиков.

Что означают следующие равенства?

  • а+в=28
  • в=2а
  • в-а=17
  • а:в=5

Дополнительные баллы получают::..

2.  Решение уравнений.

 "Решить уравнение" (первое - 3б, второе - 2б, третье - 1б). На решение уравнений - 5 минут. Каждый оценивает свои возможности и выбирает, какое уравнение ему по силам. Лучше получить 1 балл, чем 0 баллов. Если кто-то решает раньше времени, то может решить еще оставшиеся уравнения.

Самопроверка. Затем все проверяем решения.

1.        42х-28х-170=600                                 (х=55)

2.         4m+5m+m=2350                                 (m=235)

3.         65y-31y=102                                 (y=3)

VI. Физкультминутка.

  Вы видите примеры с ответами на слайдах,

если вы согласны, то поднимаете руки вверх, если нет - опускаете вниз

  • 55+20=75,
  • 4 * 25=80,
  • 100:25 = 4,
  • 60 - 22 = 58.

  Если вы согласны, то голову наклоняем вперёд,  если нет - назад

  • 15+15 = 30,
  • 12 * 6 = 62,
  • 99+ 11=110,
  • 28 : 7 = 9.

 Если согласны – голову влево, если нет – вправо

  • 6*6*6*6*6*6*6= 6*7
  • 5*5*5*5=54
  • 33=9
  • 92 = 81

VII. Воспроизведение знаний на новом уровне.

. Угадайте корень уравнения:

  • у + у + у = 15 * 3                         ( у = 15 )
  • 4(х+2)=4 * 5+4 * 2                 ( х = 5 )
  • Х2 = 49                                ( х = 7 )

Чем вы воспользовались?         Дополнительные баллы получают::.

VIII. Применение  умений и знаний в жизненной (проблемной) ситуации

Решение задач.

  1.  Настойка для полоскания рта: ромашка – 3 части, календула – 2 части, шалфей – 4 части. Сколько граммов нужно взять шалфея, если ромашки и календулы – 100 граммов?

К доске пойдет::.. решит уравнение и ответит на вопрос задачи (решает за доской). Первые 3 человека, решившие правильно задачу получают дополнительный балл.

Для решения каких практических задач нужны знания сегодняшнего урока?

Посмотрите, какую задачу решают в химической  промышленности (слайд ), строители (слайд ) и т.д.

Творческое задание на дом:

 спросить у родителей, применяют ли они такие задачи в быту, в профессиональной деятельности, составить их и оформить на листах А4.

IX. Контроль усвоения. Тестирование.

У вас на столах лежат листочки с тестами. Подпишите их.

Приступайте к решению. ( 5 минут) . Проверяем (3 балла)

 Выберите верный ответ и обведите его

Вариант 1

1.Укажите верное равенство:

1) (x+4) * 3=x+12;

2) 6(m-10)=6m+60;

3) (2-a) * 8=16-a;

4) 4(k+12)=4k+48

2. Упростить выражение:  13 * z * 6

1) 18z

2) 78z,

3) 78,

4) 68

3. Упростить выражение:  15х + 12+ 6х:

1) 33х,

2) 15х+ 18,

3) 21х+12,

4) 33

Итог: 423

Вариант 2

1.Укажите верное равенство:

1) (m+7) * 2=m+14;

2) 11(x-10)=11x-110;

3) (15+y) * 3=45+y;

4) 5(12-c)=60+5c

2. Упростить выражение:  11 * у * 7

1) 17у

2) 77

3) 77у

4) 117у

3. Упростить выражение:  14х- 5+8х:

1) 17х,

2) 22х+5,

3) 27х,

4) 22х-5

Итог: 234

Самопроверка.

X. Итог урока

Подведём итог.

1. Знания, каких законов математики помогло вам справиться с заданиями?

2. В каких прикладных задачах их можно применять?

Посчитайте баллы в листочках и оцените себя.

баллы

оценка

11 и более

5

9-10

4

7-8

3

Менее 7

2

Домашнее задание. У вас на парте  карточки с заданиями (задания карточек по уровням сложности ). Решив верно задания, разукрасим лесовика. А также вы получили творческие задания - составить практическую задачу на части.

"Ум заключается не только в знаниях, но и в умении применять знания на деле" - Аристотель. Помните об этом. Урок закончен. Сдали тетради и листы.

Рефлексия. У вас на столе есть геометрические фигуры. Если вам урок очень понравился, то поднимите  круг, если не очень - квадрат, если вам было неуютно - треугольник.

 План проведения урока

Этапы урока

Время

I.

Оргмомент

2 мин

II.

Актуализация знаний

5 мин

1

Повторение теоретического материала

 

2

Устный счет

 

3

Задание на соответствие

 

III

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

2 мин

IV

Подготовка к обобщенной деятельности

5 мин

 

Математический диктант с взаимопроверкой

 

V

Применение умений и навыков

 

1

Математическая модель

2мин

2

Решение уравнений  с самопроверкой

5 мин

VI

Физкультминутка

2 мин

VII

Воспроизведение знаний на новом уровне

2 мин

 

Угадай корень уравнения

 

VIII

Применение умений и знаний в жизненной (проблемной) ситуации

10мин

 

Задача на части

 

IX

Контроль усвоения. Тест с самопроверкой

5 мин

X

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Домашнее задание на карточках (дифференцированное) и творческое задание.

5 мин

 Тест.

Фамилия______________________

        

Имя _________________________

Класс________________________

 Выберите верный ответ и обведите его

Вариант 1

1.Укажите верное равенство:

1) ( x+4)•3=x+12;

2)  6(m-10)=6m+60;

3) (2-a)•8=16 - a;

4) 4(k+12)=4k+48

  1. Упростить выражение:  13•z•6

 1) 18z ,

 2)  78z,

 3) 78,

 4) 68

  1. Упростить выражение:  15х + 12+ 6х

1)  33х,

2) 15х+ 18,  

3) 21х+12,

4) 33

 Итог:  ________________________________________________________________

Тест.

    Фамилия______________________

    Имя _________________________

    Класс________________________

Выберите верный ответ и обведите его

 

 Вариант 2

1.Укажите верное равенство:

1) ( m+7)•2=m+14;

2)  11(x-10)=11x-110;  

3) (15+y)•3=45+y;

4) 5(12-c)=60+5c

2. Упростить выражение:   11•у•7

1) 17у

2) 77

3)  77у  

4) 117у

  1. Упростить выражение:  14х- 5+8х

 1) 17х,  

 2) 22х+5,

 3) 27х,

 4) 22х-5

Итог:   _____________________________________________________________

Оценочный лист

   Фамилия______________________

   Имя _________________________

  Класс________________________

Основные этапы

балл

1.

Математический диктант

2.

Решение уравнений

3.

Тест

Дополнительные баллы

1

Устный счет

2

Математическая модель

3

Угадай-ка

4

Практическая задача

Итого

Оценка за урок

Домашнее задание

        

Карточка 1

Задания

Ответы

Упростите выражения

1.

 25а – 17а

8 – коричневый;

8а – желтый

2.

18 b+ 24b

42 – синий;

42b – красный

3.

а + 32а

33а – синий;

33 – зеленый

4.

40х – х

39 – красный;

39х – желтый

5.

Представьте произведение 25х в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 12х

12х + 13 + х – коричневый;

(12 +13)х – синий;

12х + 13х – зеленый

6.

Решите уравнение 9с – с = 104

13 – зеленый;

14 – желтый

7.

Найдите значение выражения 64х + 36х, если х = 183

1830 – желтый;

18300 – коричневый;

283 – красный

Домашнее задание

Карточка 2

Задания

Ответы

1.

Представьте в виде произведения

23а – 3а – 12а

18а – красный;

8а – желтый;

8 – коричневый

2.

15b + 15 b + 12 b

32 – синий;

42b – красный;

42 – желтый

3.

3а + а + 29а

33а – синий;

33 – зеленый

4.

100х – 60х – х

39 – оранжевый;

49х – синий;

39х – желтый

5.

Представьте произведение 24х в виде суммы двух одинаковых слагаемых

12х + 12х – зеленый

(12 + 12)х – красный;

12х + 12 + х – коричневый;

6.

Решите уравнение 3х + 5х +2х = 800

8 – желтый

80 – зеленый;

7.

Найдите значение выражения 36х – 20х –  6х,

если х =4

4 – желтый;

40 – коричневый;

400 – красный

Домашнее задание

Карточка 3

Задания

Ответы

1.

Представьте в виде произведения 3а + 6а – 13

9а - 13  – желтый;

22а – коричневый

2.

117а  – 17 а + 3а

97а – синий;

103а – красный

3.

25+ 6 b + 7 b – b

37 b – зеленый;

25 + 12b – синий

4.

12х + х + 12 + х

14х + 12 – желтый;

26х  – коричневый;

5.

Представьте произведение 36х в виде суммы трех одинаковых слагаемых

12х + 12х + 12х – зеленый;

12 + 12 +12 + х – коричневый;

(12 +12 + 12)х – красный

6.

Решите уравнение 3х + 4х – 3 =18

4  – желтый;

3 – зеленый

7.

Найдите значение выражения 35х + 5х – 7, если х =2

66 – желтый;

73 – коричневый;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упрощение выражений

Слайд 2

Законы арифметических действий Переместительный закон Сочетательный закон Распределительный закон умножения сложения умножения сложения умножения относительно сложения относительно вычитания

Слайд 3

Вычислите устно 125*68*8= 192 * 135 - 92 *135= 13 * 101= 199 * 7= 9²= 3³=

Слайд 4

УПРОЩЕНИЕ 18х + 22х= 18а – 3а + 6а = ( 6у + у ) – 4у = 25а – 21а + а = 3х + ( 7х – 2х ) = 12у – у + 14у = 9а – ( а + 2а ) = 4у + 10у = 19х – х = 10у к 18х е 14у и 6а н 21а п 5а о 25у е 8х щ 3у р 40х у

Слайд 5

Математический диктант

Слайд 6

Записать выражение и упростить его 1. Сумма 5х и 12х 1. Разность 21а и 5а

Слайд 7

2. Произведение 6с и 4 2. Произведение 3 m и 7

Слайд 8

3. Произведение 8 и разности 3у и 5 3. Произведение 6 и суммы 3х и 4

Слайд 9

Записать уравнение и решить его: 4. Сумма 3у и 5у равна 72 4. Разность 9х и 5х равна 36

Слайд 10

5. 6 k вдвое меньше 24 5. 7 n втрое меньше 42

Слайд 11

Взаимопроверка 1.17х 2. 24с 3. 24у-40 4. 8у=72 у=72:8 у=9 5. 12 k =24 k= 24 :12 k=2 1. 16а 2. 21 m 3. 18х+24 4. 4х=36 х=36:4 х=9 5. 21 n =42 n=42 :21 n =2

Слайд 12

Математические модели В классе а - девочек в - мальчиков Что означают равенства: 1. а + в = 28 2. в = 2а 3. в – а = 7 4. а : в = 5

Слайд 13

Решить уравнение: 1. 42х-28х-170=600 ( 3 балла) 2. 4m+5m+m=2350 ( 2 балла) 3. 65y-31y=102 ( 1 балл)

Слайд 14

42х-28х-170=600 14 x -170=600 14x=600+170 14x=770 х =770:14 X=55 Ответ: х=55 4m+5m+m=2350 10 m = 2350 m = 2350 : 10 m = 235 Ответ: m= 235 65y-31y=102 34 y = 102 y=102 : 34 У = 3 Ответ: у = 3

Слайд 15

Верно – руки вверх, неверно – руки вниз 55+20=75, 4•25=80, 100:25 = 4, 60 – 22 = 58

Слайд 16

Верно – наклон головы вперёд Неверно – наклон назад 15+15 = 30, 12• 6 = 62, 99+ 11=110, 28 : 7 = 9

Слайд 17

4. Если согласны – голову влево, не согласны – вправо: 6*6*6*6*6*6*6= 6*7 5*5*5*5=5 4 3 3 = 9 9 2 = 81

Слайд 18

Угадайте корень уравнения 1. у + у + у = 15 · 3 2. 4(х+2)=4•5+4•2 3. Х 2 = 49

Слайд 19

Настойка для полоскания рта Ромашка – 3 части; Календула – 2 части; Шалфей – 4 части. Сколько граммов нужно взять шалфея, если ромашки и календулы 100 грамм?

Слайд 20

Для приготовления бетонной смеси берут 1 часть цемента, 4 части песка и 3 части воды. Сколько килограммов цемента, песка и воды надо взять для приготовления 320 кг бетонной смеси?

Слайд 21

Жидкость для выведения пятен Вода – 10 частей; Нашатырный спирт – 2 части; Соль – 1 часть. Сколько будет весить вся жидкость, если воды в ней будет 20 грамм?

Слайд 22

Выполняем тест 5 минут

Слайд 23

Проверяем! I вариант II вариант 423 234

Слайд 24

Баллы Оценка 11 и более 5 9-10 4 7-8 3 Менее 7 2

Слайд 25

« Ум заключается не только в знаниях, но и в умении применять знания на деле» Аристотель

Слайд 26

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Упрощение выражений", 5 класс

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Цель урока: обобщить и систематизировать умения и навыки по теме «Упрощение выражений. Степень числа», отработка приемов устного счета, ...

Методическая разработка урока математики «Упрощение выражений» для учащихся 5 класса

Тема урока: Упрощение выраженийТип урока: обобщение темы «Упрощение выражений »Цели урока:обучающие:выработать навык в использовании распределительного свойства при нахождении значений числовых выраже...

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме "Упрощение выражений. Распределительное свойство умножения" (автор УМК Виленкин Н.Я.)

Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий. Технологическая карта урока....

Технологическая карта с дидактической структурой урока математики по теме: "Упрощение выражений" 5 класс

Тема урока: «Упрощение выражений»Урок  первичного предъявления  новых знаний...

Презентация к уроку математики по теме "Упрощение выражений" для 5 класса

Презентация к уроку математики по теме "Упрощение выражений" для 5 класса. Урок-сказка, на котором дети спасают главного героя от темных сил путем решения интересных математических задач. Урок был выс...

Методическая разработка урока математики в 9 классе "Умножение чисел, полученных при измерении площадей, выраженных в десятичных дробях на однозначное и двузначное число"

На уроке закрепляются навыки работы с измерительными приборами. Урок способствует социализации учащихся, т.к. построен на бытовом материале....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА 10 класс ТЕМА: «Логические выражения. Таблицы истинности»

За время учебы в школе ученики знакомятся с различными видами алгебры: это и алгебра натуральных чисел, алгебра рациональных чисел, алгебра многочленов, алгебра векторов и т.д.На уроках информатики...