Деятельность образовательного учреждения по укреплению здоровья детей как фактор повышения качества образования в МБОУ СОШ р.п.Мухен
статья на тему

Лазорко Ольга Геннадьевна

Выступление Лазорко О.Г., учителя биологии

МБОУ СОШ р.п. Мухен, на  районной

научно-практической конференции (август, 2012 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avgustovskaya_konferentsiya_201.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность образовательного учреждения по укреплению здоровья детей как фактор повышения качества образования в МБОУ СОШ р.п.Мухен     

Выступление Лазорко О.Г., учителя биологии

МБОУ СОШ р.п. Мухен, на  районной

научно-практической конференции (август, 2012 г.)

    (слайд 1,2)

    Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

   Согласно определению всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

   Здоровье человека зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями.

  Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

    Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несет и система образования. Период взросления человека, приходящийся на время его пребывания в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния его здоровья,  при том, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, может ли педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников?

     

   (слайд 3)

      Охрану здоровья детей является приоритетным направлением деятельности    школьного коллектива. В школе реализуются программы «Здоровое поколение», «Школа – территория здоровья», целью которых является создание условий для формирования осознанного  отношения к своему здоровью, ЗОЖ в целом.

 Для реализации этих программ в школе создаются необходимые условия:

1. В 2010 году лицензирован  медицинский кабинет.

  • Медицинский работник еженедельно проводит:

- беседы по профилактике  заболеваний, гигиене;

          -анкетирование школьников по знаниям основ ЗОЖ;

-врачебно-педагогическое наблюдение на уроках физической культуры.

  •  МУЗ РБ №2   проводит:
  • - вакцинацию и диагностико - профилактические обследования детей.

-ежегодные медицинские осмотры учащихся, в результате которых выявляются дети с ослабленным здоровьем. Врачи дают рекомендации по профилактике состояния здоровья обучаемых, в случае необходимости дают направления к врачам-специалистам. Результаты медицинского осмотра обсуждаются на совещаниях при директоре, и доводятся до сведения родителей;

2.     В нашем образовательном учреждении  создаются оптимальные санитарно-гигиенические  условия:

  • Во всех кабинетах произведена замена ламп освещения, которые соответствуют нормам.
  • За последние три года пять  кабинетов оснастили новой мебелью в соответствии с ростом и возрастом учащихся.
  • Холл и  школьные  коридоры озеленены. (слайд 4)
  • В школьной столовой, в кабинетах технологии, физики  и химии, в начальных классах установлены отдельные умывальники.
  • На переменах  проветриваются классные помещения;  в течение дня контролируется температурный режим. В каждом учебном кабинете имеются термометры.

3. В план работы школы включаются:

  • Мероприятия   просветительской направленности  для учащихся по ЗОЖ;
  • Методическая работа с учителями, гигиеническая подготовка техперсонала;
  • Просветительская работа среди родителей;
  • Спортивно-массовая работа;
  • Мониторинг гигиенического обучения и физического воспитания;
  • Работа летнего оздоровительного лагеря  с дневным пребыванием.

(слайд 5)

4. Организация горячего питания школьников в период их пребывания в школе осуществляется следующим образом:   организованно двухразовое горячее питание (завтрак, обед). Питанием охвачено 100% детей. 103 ученика обеспечиваются льготным питанием.  В меню школьной столовой включаются витаминные салаты,  напитки, фруктовые соки, йодированный хлеб и соль, молочные блюда.   Составляется перспективное меню на неделю и каждый ученик ознакомившись с ним имеет возможность сделать предварительный заказ завтраков и обедов.  Такая форма работы позволяет учитывать индивидуальные потребности каждого ученика, является одним из условий укрепления связей семьи и школы. По результатам анкетирования «Удовлетворенность организацией школьного питания»  среди родителей в 2009-2010 г.составила 62%, 2010-2011г. – 73%.; среди учащихся 2009-2010 г. – 68%, 2010-2011г. – 81%.

Для удешевления питания на школьном огороде выращиваем картофель.

           С 2008 года школа работает над внедрением здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Для этого ежегодно проводились педагогические советы по изучению технологий и обобщению опыта их применения в учебно-воспитательном процессе; совещания при директоре; заседания методических объединений; открытые уроки и  мероприятия.  

   На каждом уроке начальных классов и в  классах среднего звена проводятся физкультминутки.    

    Применение во время уроков разных  приемов и методов педагогических

технологий  позволяет в течение урока менять учебные виды деятельности, для снятия переутомления и  психологического напряжения обучающихся.

  • Формирование мотивационно-потребностной сферы учащихся по здоровьсбережению,  навыков и умений сохранения и укрепления здоровья происходит через: систему мероприятий: ( слайд 6)

  • тематические классные часы по ЗОЖ;          

           Дни Здоровья;

  • Декадники по гигиеническому и физическому воспитанию;
  • Конкурсы рисунков и плакатов «Мы за здоровый образ жизни»;
  • Общешкольные  мероприятия;
  • Туристические слеты;
  • Спортивные соревнования.

Результатами работы являются:

  • рост числа  учащихся посещающие спортивные секции и кружки (с 46% (2009г.) до 58%  (2011г.);
  • рост числа участников   районных и краевых соревнованиях по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, шашкам, шахматам, дартсу , пулевой  стрельбе, туризму  и спортивному  ориентированию. (2009 г. – 97 уч. 2011 г. – 129 уч.).        

                            (слайды 7,8,9)

  • Туризм – одно из приоритетных направлений спортивно – оздоровительной работы школы. Руководитель кружка «Балу», педагог 1 категории, Чернышева Татьяна Валерьевна неоднократно со своими воспитанниками принимала участие  в районных, краевых соревнованиях, становясь победителями и призёрами в своих возрастных группах, подтверждая взрослые спортивные разряды по туризму по ориентированию. В планах педагога создать туристический центр на базе  МОУ СОШ р.п. Мухен.
  •  Участниками школьного научного общества «Контакт +»  изучаются проблемы связанные с ЗОЖ с презентацией своих работ на школьных, районных и краевых научно-практических конференциях. Так под руководством Чернышевой Татьяны Валерьевны выпускница школы Федотова Анна приняла участие в краевом конкурсе научно-исследовательских работ  «Школьный вектор развития Хабаровского края – 2009» в направлении «Физическая культура» и в номинации «Здоровый образ жизни» стала победителем. Со своей работой выступала на научной студенческой конференции при ДВГГУ  и  в краевом лагере «Созвездие» на 1 научно-исследовательской конференции учащихся.
  • Среди учащихся снижается количество заболеваний: ДВЖП  с 35  до 11; хроническим гастритом с 10 до 5;   хроническим тонзиллитом с 10 до 4; миопией с 32 до 23 (по результатам медицинского осмотра).

      Учителями физической культуры и медицинским работником проводятся два вида мониторинга состояния здоровья и оценка физической подготовленности  учащихся.

Первый вид  позволяет оценить состояние физического развития, определить параметры: роста, веса, АД (артериального давления), ЧСС (частоты сердечных сокращений) для учета  выявления соответствия физического развития возрасту ребенка, оптимальной  физической нагрузки и предотвращения перегрузок. Мониторинг физического развития позволяет также формировать у учащихся навыки самоконтроля объективного (ЧСС после физической нагрузки) и субъективного (самочувствие). Данный навык приучает учащихся, внимательно относится к себе, правильно реагировать к изменениям состояния своего здоровья.

Второй вид – физическая подготовленность. Проводится в форме тестирование учащихся по показателям: выносливость, скорость, сила,  гибкость, результаты которого  позволяют контролировать уровень физических возможностей, выявлять слабые стороны и составлять индивидуальный  план по развитию одного (группы) качеств физической подготовленности.

(слайд 10)

        Взаимодействие семьи и школы  имеет многостороннюю направленность, одним из направлений является организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.  

      Для этого в план работы школы и классного руководителя включаются:

  • Общешкольные родительские и классные собрания по темам: «Истоки здоровья», «Секреты здоровья ребенка»,  «Твое здоровье в твоих руках»,  «Сделай правильный выбор!»,  «Подросток и ПАВ»   «Здоровое поколение»,  «Алкоголь и подросток», «Детский алкоголизм», «Откажись от вредных привычек», «Вредные привычки. Как им противостоять?», «Наркотики. Как от них уберечься». Нетрадиционные формы собрания (диспут, круглый стол, родительские чтения,  лектории) с привлечением узких специалистов  дают возможность родителям свободно высказаться,  поделится опытом, обменяться мнениями в непринужденной обстановке.
  • Спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья!»;
  • Спортивные соревнования среди учеников и родителей;
  • Туристический слет, походы;
  • Конкурсы семейных газет, рисунков «Скажи наркотикам – НЕТ!»; «Новое поколение против курения»;

     При школе создан Совет по профилактике в состав, которого вошли представители родительской общественности. Совет проводит профилактические рейды по местам скопления подростков в вечернее время,  по выявлению  курящих школьников  и употребляющих спиртные напитки. По результатам рейдов проводятся профилактические беседы  с семьями учеников; заседания  школьной дисциплинарной комиссии  с приглашением инспектора ПДН, посещение семей. В результате  систематической  профилактической работы родительской общественности Федоровой Ларисы Владимировны, Давыдовой Марины Викторовны,  Гусенковой Елены Дмитриевны в 2011 году значительно снизилось число курящих учащихся  (в учебное время).

       

      Государство всерьез обеспокоено ухудшением состояние здоровья российских школьников. Связи  с этим Министерством образования и науки Хабаровского края с 2011- 2012 уч.г. осуществляет переход школ на 3 часовую  программу по предмету физическая культура во 2- 11 классах.

    Наша школа уже с 2008 года начала поэтапный  переход на 3-х часовую программу по ступеням обучения (2, 5, 10 классы), который планировали завершить к 2013 году. Дополнительный час использовался из вариативной части по разделам 5 -7 классы, 10 -11 классы «Спортивные игры», «Русская лапта». Приобретение школой лыж позволяет реализовать в 2011– 2012 уч.г. вариативную часть  раздел «Лыжи». Во 2-4 классах из вариативной части реализовывались разделы «Русская лапта», «Баскетбол», в  2011– 2012 уч.г.   будет реализована вариативная часть  раздел «Туризм».

        (Слайд 11) 

            Фактором повышения качества образования является обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укрепить свое здоровье.

            Учителями нашей школы создана группа «Здоровье». Участники группы два раза в неделю проводят занятия в спортивном зале школы и на спортивной площадке. Возраст участников неограничен. С удовольствием посещают группу и учителя – пенсионеры, и работающие педагоги.      

        Обращение большого внимания вопросам сохранения здоровья учащихся, внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечение соответствия условий обучения санитарно-гигиеническим нормам, пропаганда здорового образа жизни среди учащихся и родителей, увеличение количества учащихся занимающихся физкультурой и спортом, все это способствует снижению числа заболеваний среди обучающихся нашей школы, укрепляет их здоровье и улучшает качество образования наших воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационная образовательная среда – один из факторов повышения качества образования».

В наше время уже трудно представить работу образовательных учреждений без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знани...

Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования

Педагогические чтения (из опыта работы Веретновой Людмилы Ивановны,учителя математики Канашской средней общеобразовательной школы , Шадринского района, Курганской области )...

Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования.

Развитию мотивационного потенциала соответствуют личностные образовательные результаты, операциональных ресурсов (освоенные способы деятельности) — метапредметные. Когнитивные возможности (знания) соо...

Доклад "Информационное образовательное пространство школы -как фактор повышения качества образования"

Интенсификация внедрения информационных процессов в науку, экономику, производство требует разработки новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо созд...

Сохранение психологического здоровья педагогов как важный фактор повышения качества образования

Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение психологического здоровья педагогов...

Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования

В данной статье я расскажу о том, какими инновационными методами и электронными образовательными ресурсами мы пользуемся при проведении уроков...

выступление по теме "Одаренные дети как фактор повышения качества образования

Для поддержки одаренных детейнеобходимо использовать: •индивидуальный подход на уроках•дополнительные занятия•участие в предметных олимпиадах•конкурсы, интеллектуальные игры, ...