Педагогическое наследие Н.К.Крупской
статья на тему

Соплина Ольга Николаевна

Наше педагогическое наследие в творчестве  и работах Н.К.Крупской , которая была одним из теоретиков педагогики и организатором культурного строительства в СССР.Творчество Н.К.Крупской очень многогранно по своей тематике. Богатейшее педагогическое наследие Надежды Константиновны представляет собой цельную и стройную систему взглядов, единую по своему идейному содержанию. Какой бы частный педагогический вопрос Н К. Крупская ни затрагивала, она всегда связывала его с задачами строительства нового общества и политикой партии. Свою теоретическую работу в этой области она постоянно сочетала с непосредственным участием в деле просвещения народа, с большой организаторской работой в области народного образования. Это является одной из причин, почему выдвигаемые Надеждой Константиновной теоретические положения были всегда тесно связаны с жизнью, с практикой. Многие из них не потеряли значения и в наши дни

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_nasledie_n.k.krupskoy.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Николаевна Соплина

преподаватель биологии,

СПБ ГБОУ СПО «Петровский колледж», г. Санкт-Петербург

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Н.К.КРУПСКОЙ

Надежда Константиновна Крупская (1869-1939), крупный государственный и партийный деятель, была одним из теоретиков педагогики и организатором культурного строительства в СССР.

На протяжении всей своей общественно-педагогической деятельности Н. К. Крупская возвращалась к вопросу о целях и задачах воспитания и об особой роли школы в этом процессе. Уже в первые годы становления новой власти она выступала против трактовки сущности воспитания буржуазными педагогами. Она говорила об обусловленности воспитания общественными отношениями, о коренном различии тех целей, которые выдвигает перед школой буржуазия и пролетариат. Она убедительно доказывала, что новая школа должна удовлетворять потребности нарождающегося социалистического государства, быть тесно связанной с советской действительностью, со строительством новой жизни. В советской школе воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Для того чтобы успешно осуществлять воспитание нового мировоззрения у детей, учителям необходимы глубокие знания, нужно, чтобы каждый преподаватель в своей деятельности руководствовался материалистической диалектикой. Каждый учебный предмет должен изучаться в школе в связи с другими предметами и с конкретной жизнью.

В формировании личности ребенка Надежда Константиновна отводила большую роль социальной среде, считала очень важным активное участие детей в доступных для них формах в социалистическом строительстве. Подчеркивая ведущую роль воспитания в развитии личности ребенка, Н. К. Крупская считала, что оно должно иметь целенаправленный и последовательный характер. «Воспитывать,- писала она,- значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека»[2.стр.83]. Н. К. Крупская утверждала, что в новых социалистических условиях общественная среда и воспитание должны действовать в одном направлении. В школе, тесно связанной с жизнью, она видела «главное орудие воспитания». Она считала, что целью школы должно быть «воспитание всесторонне развитых людей, с сознательными и организованными общественными инстинктами, имеющих цельное продуманное мировоззрение, ясно понимающих, что происходит вокруг них в природе и в общественной жизни»[2, стр.11].

Н. К. Крупская полагала, что с самого раннего возраста дети должны воспитываться в духе коллективизма. «Наша воспитательная работа,- неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская,— должна сочетать умение растить коллективиста и в то же время дать возможность в этой коллективной обстановке всесторонне развиться личности ребенка»[1.стр.10]. В детском коллективе Н. К. Крупская справедливо видела необходимое условие для развития всех способностей, присущих каждому ребенку. Она первая из советских педагогов вскрыла решающую роль детского коллектива в коммунистическом воспитании и разработала методику его организации. При этом особую роль Крупская уделяла вопросам самоуправления школьников. Задачей самоуправления в советской школе, по определению Н. К. Крупской, является воспитание коллективиста-общественника, активного участника всей жизни школы, готовящегося стать гражданином Советского государства, активного участника коммунистического строительства. Надежда Константиновна считала, что школьное самоуправление учащихся должно стать одним из средств, которое помогает научить детей коллективно строить новую жизнь.

Важную роль Надежда Константиновна отводила участию детей и подростков в общественно полезной работе и трудовому воспитанию. Она полагала, что участие школьников в совместном труде вырабатывает у них сознательное отношение к работе, дисциплинированность, коллективизм и другие ценные нравственные качества. Очень важно, подчеркивала Н. К. Крупская, чтобы в процессе труда школьники имели возможность обогатиться новыми знаниями или применить ранее ими приобретенные. Большое значение Надежда Константиновна придавала тому, чтобы труд детей имел определенную общественную ценность, а не сводился к упражнениям в «трудовом чистописании». Она считала, что школьникам должна быть ясна цель выполняемых ими трудовых заданий и полезность их результатов и только в этом случае труд возбудит у них интерес.

Н. К. Крупская принимала деятельное участие в создании пионерской организации и с первых дней ее существования оказывала ей большую помощь, заботясь о ее укреплении и дальнейшем развитии. В многочисленных статьях и выступлениях, посвященных пионерскому движению, Надежда Константиновна раскрыла и теоретически обосновала содержание, методы и организационные формы работы с пионерами. Она подчеркивала, что правильно организованное участие пионеров в разнообразной общественно полезной практической деятельности предполагает развитие их инициативы и самодеятельности, способствует углублению их знаний, повышению интереса к школьным занятиям, формированию коммунистической нравственности, а также их физическому и эстетическому развитию. Глубоко веря в силы и возможности самих детей, Надежда Константиновна настойчиво рекомендовала взрослым руководить пионерской организацией умно и тактично, не допуская мелочной опеки. Пионерская работа, говорила Крупская, должна быть всегда идейно направленной, разнообразной по содержанию, яркой, красочной, увлекательной по форме. Она призывала бороться со скучными, шаблонными приемами, имеющими порой место в деятельности пионерской организации. Решающую роль в обеспечении успешной работы пионерской организации Н. К. Крупская отводила вожатому. Она дала ряд ценных указаний о том, какими качествами он должен обладать, о его подготовке, о необходимости контакта в работе с учителем.

Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы.
Воспитание в советской школе, указывала она, не может осуществляться в отрыве от семьи[1, стр.379-391].

Мать - «естественная воспитательница», ее влияние на детей, особенно на малышей, огромно. Школа обязана помочь родителям (и матери в первую очередь) правильно направить воспитание детей, «ибо можно воспитать из дочери рабыню; можно воспитать из нее мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающей ее бурностремительной жизнью, стоящую в стороне от этой жизни и лишь бесконечно копающуюся в своих переживаниях; и можно воспитать из девчурки коллективистку, активную строительницу социализма, человека, черпающего радость в дружном труде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку»[5, стр.37]. Сложные вопросы воспитания могут быть разрешены только при тесном контакте родителей и школы, и лишь при этом условии школа и семья смогут преодолевать трудности, которые встречаются в практике воспитания.

Н. К. Крупская сыграла большую роль в разработке теории дошкольного воспитания и в организации дошкольного дела в нашей стране. Вопросам дошкольного воспитания она посвятила много статей, была активной участницей всех съездов и совещаний по дошкольному воспитанию, принимала самое непосредственное участие в разработке директивных документов: Устава детского сада, программы детского сада, которая по ее инициативе была озаглавлена «Руководство для воспитателя детского сада». Пропагандируя в течение всей своей жизни идею общественного дошкольного воспитания, Н. К. Крупская в то же время всегда подчеркивала, что детские сады должны работать в тесном контакте с семьей. Надежда Константиновна считала, что главная цель советских детских садов, так же как и советской школы,- всестороннее развитие детей. Важную роль Н. К. Крупская отводила физическому воспитанию дошкольников, в котором она видела необходимое условие воспитания здорового поколения. Особенно серьезной задачей детского сада Надежда Константиновна считала правильное осуществление в нем нравственного воспитания детей. Она полагала, что у детей с ранних лет необходимо воспитывать чувство товарищества, дружбы, воспитывать у них волю и интерес в окружающей жизни, к труду и учебе. Н. К. Крупская усматривала основу нравственного воспитания в развитии у детей духа коллективизма. Она считала, что коллективные переживания детей, возникающие в процессе их совместной деятельности, оставляют след на всю жизнь. Эти коллективные переживания должны ассоциироваться у детей с рядом радостных эмоций. Поэтому очень важно, чтобы их совместная жизнь в детском саду была как можно полнее, радостнее и ярче. Большую роль в сплочении детского коллектива Н. К. Крупская придавала совместному пению песен, играм, а также коллективному труду ребят. Надежда Константиновна неоднократно подчеркивала, что воспитание в коллективе не приводит к обезличиванию детей; оно, напротив, содействует расцвету личности, так как каждый ребенок, участвуя в общем деле, получает возможность развить присущие ему способности.

Одной из важнейших сторон воспитания дошкольников Н. К. Крупская считала их умственное воспитание. Она говорила о необходимости расширять их кругозор в области познания природы и общественной жизни. Большое место в умственном воспитании дошкольников Н. К. Крупская отводила художественной литературе. Она полагала, что темы для рассказывания и чтения детям должны быть увязаны с их жизненным опытом и интересами, а само изложение - конкретным и образным.

Особого внимания в работах Крупской заслуживает система подготовки педагогических кадров, способных осуществлять успешное воспитание детей. Главное, чего стоит ждать от этой системы, - стимулирование стремления и развитие умений педагога осмыслять, анализировать, проектировать свою деятельность, осуществлять реализацию поставленных целей в совместной с детьми деятельности. При этом стоит специально учить педагогов не только методам организации индивидуальной деятельности детей, но и методам организации их социальной жизни.

Творчество Н.К.Крупской очень многогранно по своей тематике. Богатейшее педагогическое наследие Надежды Константиновны представляет собой цельную и стройную систему взглядов, единую по своему идейному содержанию. Какой бы частный педагогический вопрос Н К. Крупская ни затрагивала, она всегда связывала его с задачами строительства нового общества и политикой партии. Свою теоретическую работу в этой области она постоянно сочетала с непосредственным участием в деле просвещения народа, с большой организаторской работой в области народного образования. Это является одной из причин, почему выдвигаемые Надеждой Константиновной теоретические положения были всегда тесно связаны с жизнью, с практикой. Многие из них не потеряли значения и в наши дни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Константинов Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева.- М.: Издательство академии педагогических наук, 1965. –С.379-391
  2. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. Т.2 Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР/Н.К.Крупская – М., 1958.- C.7-692
  3. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. Т.1 /Н.К.Крупская – М., 1958.
  4. Крупская Н.К. О политическом образовании, трудовом воспитании и обучении / Ф.С. Озерская. - М.: Просвещение, 1982.
  5. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. Т.5 /Н.К.Крупская – М., 1958.-С.37-45
  6. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. Т.4 /Н.К.Крупская – М., 1958.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое наследие Л.Н.Толстого. К изучению рассказа "Смерть Ивана Ильича"

Методические рекомендации к изучению руссказа Л.Н.Толстого "Смерть Ивана Ильича" построены в форме доверительной беседы и способствуют нравственному воспитанию школьников....

Педагогическое наследие С.Е.Фейнберга.

Представленный материал предназначен для повышения профессионального уровня преподавателей детских музыкальных школ, студентов средних и высших учебных заведений....

Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы. Педагогические открытия Льва Толстого

Презентация была представлена на школьном педагогическом совете в рамках серии выступлений по теме:«Педагогическое  наследие: выдающиеся  педагоги  и  педагогические  шк...

Презентация выдающегося педагогического деятеля Н.К.КРУПСКАЯ

Крупская Надежда Константиновна26 февраля 1869 года - 27 февраля 1939 года...

Педагогическое наследие М.А. Рыбникивой

Данное исследование посвящено наследию великого педагога и методиста - М.А. Рыбниковой. В работе рассмотрены основные дидактические правила, сформулированные педагогом, принципы организации внеклассно...

Педагогическое наследие М.А. Рыбникивой

Данное исследование посвящено наследию великого педагога и методиста - М.А. Рыбниковой. В работе рассмотрены основные дидактические правила, сформулированные педагогом, принципы организации внеклассно...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....