Методическая разработка «Животные наших лесов» (технологии: ИКТ, ЭОР, развивающие, здоровьесберегающие.)
методическая разработка на тему

Филиппова Мария Олеговна

Развитие фонематических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka_3.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, -

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка «Животные наших лесов»

 (технологии: ИКТ, ЭОР, развивающие, здоровьесберегающие.)

                                                          Составитель: учитель-логопед Филиппова М.О.

Тема: Гласные звуки и  буквы гласных звуков. «Животные наших лесов».

Цель: Развитие фонематических процессов.

Технологии: ИКТ, ЭОР, развивающие, здоровьесберегающие.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

- развивать просодические компоненты речи (плавного речевого выдоха, высоты голоса);

- уточнить понятие «гласные звуки»;

- развивать сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез, представления;

- развивать слоговой синтез;

- познакомить с понятиями «живые предметы», «неживые предметы»;

- устранять недостатки грамматического строя речи (функция словообразования);

- закреплять зрительный образ букв, звуко-буквенные связи;

- тренировать в словоизменении (Д.п. им. сущ.; В.п. им. сущ.);

- активизировать словарный запас по лексической теме «Животные наших лесов»;

II. Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое, зрительное восприятие;

- развивать слуховое, зрительное внимание;

- развивать слуховую, зрительную память;

- развивать зрительно-моторную координацию, ориентировку на плоскости;

- развивать логическое мышление;

- совершенствовать общую моторику и моторику рук.

III. Воспитательные:

- учить детей работать в группе и индивидуально;

- учить детей самоконтролю, самопроверке;

IV. Оздоровительные:

Пропаганда здорового образа жизни.

Оборудование:  ИКТ, презентация к занятию; тетради, ручки синего и красного цветов; простые карандаши; индивидуальные звуковые линейки; предметные картинки  (лось, волк, медведь, лиса, заяц, белка); фишки красного, зеленого и синего цветов; индивидуальные изографы.

План.

  1. Организационный момент начала занятия.
  1. Постановка цели.
  1. Основной этап.
  1. Игровое упражнение «Жук Буквоед».
  2. Упражнение «В лесу»

     (прерывается двумя динамическими паузами)

  1. Организация окончания занятия.
  1. Подведение итогов

Ход занятия.

Задачи

Этапы. Деятельность логопеда

Деятельность детей

Оборудование

- активизировать внимание;

- активизировать знания по теме;

- развивать просодические компоненты речи (плавного речевого выдоха, высоты голоса);

- уточнить понятие «гласные звуки»;

- развивать сложные формы фонематического анализа

I. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня на занятии мы отправимся в «лес». Там живут лесные звери, нам нужно будет поприветствовать их особыми звуками. Давайте

потренируемся произносить звуки приветствия. Сначала пропою я, а потом вместе.

[а], [о], [и], [у]

1.        

2.

3.         

4.         

- Скажите, пожалуйста, какие звуки мы пропели?

- Что мы знаем про гласные звуки?

- Давайте вспомним, сколько гласных звуков мы произнесли?

- Какой первый звук?

- Какой звук был вторым?

- Какой звук четвертый?

 - Какой звук стоит после [о]?

- Молодцы. Напомню, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

- Здравствуйте, Мария Олеговна!

1.        

2.

3.         

4.         

- Мы пропели гласные звуки.

- Эти звуки не встречают преграду во рту.

- Мы произнесли четыре гласных звука.

- [а]

- [о]

- [у]

- [и]

Слайд.

Интерактивная доска

- закреплять зрительный образ букв;

- развивать слуховое, зрительное восприятие;

- развивать слуховое, зрительное внимание;

- развивать слуховую, зрительную память;

- развивать зрительно-моторную координацию, ориентировку на плоскости;

- снять напряжение;

совершенствовать общую моторику;

- развивать четкие координированные действия с речью;

- развивать сложные формы фонематического анализа

- развивать фонематический синтез;

- развивать сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез;

- закреплять зрительный образ букв, звуко-буквенные связи;

- активизировать словарный запас по лексической теме «Зоопарк»;

- тренировать в словоизменении (Д.п. им. сущ.);

- развивать слоговой синтез;

- снять напряжение;

совершенствовать общую моторику;

- устранять недостатки грамматического строя речи (функция словообразования);

- развивать зрительно-моторную координацию, ориентировку на плоскости;

- развивать зрительно-моторную координацию, ориентировку на плоскости;

- тренировать в словоизменении (В.п. им. сущ.);

- познакомить с понятиями «живые предметы», «неживые предметы»;

- развивать фонематические представления;

- активизировать знания, полученные на занятии.

II. Основной этап.

1.  Игровое упражнение «Жук Буквоед»

- Откройте, пожалуйста, свои тетради. Посмотрите, Жук Буквоед съел часть букв гласных звуков.

Догадайтесь, какие это могли быть буквы и допишите их.

2. Упражнение «В зоопарке»

- Следующее задание поможет нам узнать, какое животное мы первым встретим в «лесу».

- Выполним графический диктант. Начинаем от (.).

(«лиса»)

- Кого же первого мы увидим?

Динамическая пауза.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
И вновь писать начнем.

- А теперь с помощью звуковых линеечек узнаем, из каких звуков состоит слово «страус».

- Назовем первый звук.

- За ним…

- После …

- Дальше?

- После [а]…

- Последний звук…

- Сколько всего звуков в этом слове?

- Под рисунком начертим звуковую схему слова «страус», гласные звуки закрасим красной ручкой.

- Мы идем дальше по «лесу» и встречаем животных. Посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

- Названия этих животных зашифрованы в звуковых схемах. Но в схемах отсутствуют какие-то звуки, догадайтесь, какие.

- Возьмите фишки, которыми вы обозначите эти звуки.

- Молодцы! Составим эти слова из букв разрезной азбуки.

- Ребята, мы подошли к клеткам с животными (раздала картинки).

- К кому подошел ты, Артем?

(далее аналогично с каждым ребенком)

- Ребята, на доске слоги, надо собрать слова.

- Отлично! Только на клетках нет названий животных.

- Угадайте, какие еще животные есть в лесу? (раздала изографы)

Динамическая пауза.

- С животными живут их детеныши. Поиграем. Я называю животное, бросаю вам мяч, а вы называете его детеныша и возвращаете мне мяч.

(медвежонок, тигренок, волчонок, лисенок, зайчонок, бельчонок, львенок)

- Хорошо. Поработаем в тетрадях. «Запишем» названия животных. Отступим 4 клетки вниз и 3 клетки от левого края, поставим (.). От (.) проведем карандашом линию длиной в 3 клеточки.

- Кто?

- Рисуем над линией медведя.

(аналогично несколько животных)

- Какой вопрос  я задавала?

- Да. Что греет с неба животных в зоопарке?

- От линии, где нарисован медведь, отступите 4 клеточки вправо и нарисуйте линию длиной в 3 клеточки. На ней рисуем солнце.

- Что едят животные?

- От солнца отступим 3 клетки вниз, рисуем линию длиной 3 клетки, на ней траву.

- Что пьют животные?

- От травы отступим 3 клетки вниз, рисуем линию длиной 3 клетки, на ней воду.

- К этим картинкам я задавала вопрос «что?». Какие предметы мы сейчас рисовали – «живые» или «неживые»?

- Значит, какой вопрос мы задаем к «неживым» предметам?

- А к живым?

- Молодцы!

III. Организация окончания занятия.

- Вот и пришла пора возвращаться из «зоопарка». О каких звуках мы сегодня говорили?

- Назовите, пожалуйста, слово с гласным звуком.

(каждому ребенку дается свой гласный)

- Хорошо! На какой вопрос отвечают «живые» предметы?

- А «неживые»?

- Молодцы! До свидания!

(выполняют)

- А, И, О, У

- Первого мы увидим «лису».

(выполняют движения)

(берут звуковые линейки и открывают кружочки)

- [л]

- [и]

- [с]

- [а]

- Четыре звука.

(выполняют)

- Это дикие животные.

ООО – РЫСЬ

ООО – ЛОСЬ

ОООООО – МЕДВЕДЬ

ОООО - ВОЛК

(каждый ребенок называет количество гласных звуков в слове и их место)

- Я подошел к медведю.

(дети по очереди подходят к доске и из слогов составляют названия своего животного)

(выполняют)

(Дети встают рядом с партами или становятся в круг.)

- Медведь.

- Кто?

- Животных греет солнце.

(выполняют)

- Траву, мясо.

(выполняют)

- Воду.

(выполняют)

- Неживые.

- К «неживым» предметам мы задаем вопрос «что?».

- «Кто?»

- Мы говорили о гласных звуках.

(называют)

- Живые предметы отвечают на вопрос «кто?».

- А «неживые» на вопрос «что?».

-До свидания, Мария Олеговна!

Тетради, ручки

Тетради, ручки

Индивидуальные звуковые линейки

Слайд.

Тетради, ручки синего и красного цветов.

Предметные картинки (рысь, лось,медведь, волк)

Слайд.

Фишки красного цвета

Индивидуальная разрезная азбука

Предметные картинки (медведь, лиса, заяц, белка)

Интерактивная доска

Индивидуальные изографы

Мяч

Тетради, простые карандаши

Слайд (упражнения для глаз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема "Животные нашего леса" 4 класс Окружающий мир

Конспект урока на тему "Животные нашего леса" 4 класс Окружающий мир...

Дикие животных наших лесов

Конспект НОД "Дикие животные наших лесов» в средней группеЦель – Обобщить и закрепить знания детей о диких животных, их среде обитания. Учить рисовать ежика вилкой, развивать тво...

«Дикие животные наших лесов»

Конспект урока по развитию речи для детей с ТМНР...

Конспект открытого занятия "Дикие животные наших лесов"

Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи...