Педагогическое эссе "Духовно-нравственные традиции в современном образовании и воспитании"
статья на тему

Волхонская Елена Аркадьевна

Эссе про педагогическую поддержку семьи в духовно-нравственном воспитании

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Яркая звездочка на небе горит,

Детям у ёлочки мама говорит:

«В целом мире торжество,

Наступило Рождество!»

С праздником, с праздником взрослых и ребят,

Всем поздравления нынче говорят,

Потому что торжество,

Потому что Рождество…»

Напеваю песенку своему малышу и пеку рождественское печенье. Это наша семейная традиция. Помню, как в детстве мы с бабушкой и мамой готовились к Рождеству. Очень захотелось рассказать о своих семейных традициях моим ученикам.

После праздников спешу в школу и на первом уроке спрашиваю ребят, как же они провели свои рождественские каникулы. К моему удивлению  выяснилось, что многие даже не знали, что каникулы были рождественскими. Дети наперебой рассказывали о новогодних подарках и отдыхе. О Рождестве никто не упомянул ни слова. Даже при наводящих вопросах, связанных с Рождеством и традициями, я услышала очень мало.

Вывод напрашивался один: как много не знаем мы и не рассказываем нашим детям о русской культуре, о православных традициях. Почему же так происходит?

А ведь духовно-нравственное развитие школьников предусмотрено Законом РФ «Об образовании» и  является обязательным требованием Федерального Государственного образовательного стандарта, на основе которого в образовательных учреждениях действуют Программы духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся.

Как правило, рождественские праздники приходятся на каникулярное время в школе. А праздничная суета посвящена новому году. Рождеству с его фундаментальными традициями мы не уделяем время. У нас нет этого праздника в плане воспитательной работы. День Валентина есть. А Рождество для детей – это часто посленовогоднее застолье родителей… Конечно, не у всех, но многие считают именно так. Такова наша действительность.

Такое противоречие между требованиями государственной политики в области образования и состоянием школьной практики еще раз доказывает актуальность проблемы возрождения рождественских традиций и знания о них как основ духовности подрастающего поколения.

По мнению многих педагогов-исследователей, духовно-нравственное воспитание и развитие – это воспитание в традициях. Основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой живет ребёнок, в которой происходит его становление и развитие – это духовная культура семьи, детского сада, школы. Детский сад и школа как социальные институты помогают в воспитании родителям, но не могут заменить семейного воспитания. Ведь  если основы  нравственности, духовности, отношения к людям, о которых детям говорится в школе, не поддерживаются в семье, если в семье отсутствуют традиции, каноны, то воспитание, навязанное социальными институтами, как правило, не сможет  оказать на развитие личности ребенка должного влияния.

Общеизвестно, что семья является первичным лоном культуры и призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию.

Так и рождественские традиции в первую и главную очередь исходят из семьи.

Какие мы помним рождественские традиции?

Вечер перед Рождеством особенный! Его называют Рождественским Сочельником. Происходит название слова «сочельник» от слова «сочиво». Это название традиционного обрядового блюда, обязательно готовящегося 6 января. Сочиво – это крупяная постная каша с мёдом или орехами, или баранки с маковым «молоком», в настоящее время именуемое кутьёй.

 Также одной из традиций Рождества в России является уборка. Выметают пыль из углов, таким образом, очищая дом перед приходом нового и светлого. В подготовке к празднику должна принимать участие вся семья. «Кто перед Рождеством хлопочет сплоченно, тот весь следующий год будет жить в мире и согласии» - говорит народное поверье.

В моей семье в рождественскую подготовку входила и поездка на ярмарку, а ныне по магазинам за подарками. Не забывали и про самых маленьких сладкоежек. Для детишек тоже приобретались подарки и сладости. Но помимо купленных сладостей, нашей традицией было печь ароматное рождественское печенье в виде различных фигурок и украшать его всей семьей.  

Испокон веков для подготовки к Рождеству работа находилась и для молодого поколения. Парни и девушки, по рождественскому обычаю, помимо бытовой помощи взрослым, разучивали новогодние колядки, шили костюмы для вертепа и мастерили на длинном шесте  Вифлеемскую звезду. Во время похода по дворам почетная миссия доставалась юноше, который нес звезду, поскольку именно он должен был первым войти во двор. 

И вот Рождество! В комнате у нас всегда стояла нарядно украшенная ёлка, а в центре стол, покрытый скатертью. Бабушка приносила пучок сена и ставила на него икону «Рождество Христово». «Зачем сено?» - спрашивают у меня дети. Бабушка говорила, что это память про ясли, в которых произошло рождение младенца. Садиться за стол можно было только после вечернего богослужения в храмах. Дедушка подзывал нас морозным вечером к замерзшему окну и, смахнув рукой иней, показывал первую рождественскую звезду, которая оповестила когда-то волхвов о рождении Христа-Спасителя. После за столом усаживалась вся наша большая дружная семья. Перед иконой горела свеча. Я очень любила смотреть, как топится воск, как горит огонек надежды. Еще одну свечу мы зажигали и ставили на окно. Она горела для Девы Марии и Иосифа, чтобы они не сбились с пути. Встречая Рождество, мы дарили друг другу подарки, дети читали стихи.

Рождество – праздник, который воспитывает самые добрые и высокие чувства: любовь к Богу, к своим близким, к Матери, Отцу, Братьям, Сестрам. Праздник, который сближает членов семьи и друзей. Именно поэтому знакомство с рождественскими традициями необходимо возрождать и поддерживать в школе, разрабатывать программы, которые будут направлены на воспитательную работу с семьей.

Таким образом, считаю необходимым развитие в школе механизмов педагогической и духовной поддержки современной российской семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников. В этой связи необходимо предложить работу по следующим направлениям:

- Рождественские встречи с родителями.

- Изготовление рождественских подарков на уроках технологии.

- Разучивание рождественских песен, колядок на уроках музыки.

-Знакомство на уроках истории с рождественскими традициями христианских народов,  ведь они даже в пределах одного российского региона очень сильно разнятся.

- На уроках изобразительного искусства эта тема дает простор для творческого  воображения.

- На уроках литературы можно предложить сочинение стихов, рождественских историй, сказок, их инсценировку.

 Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Современное общество достигло многого, но теряет традиции культуры, красоту языка, меняются нравственные основы, и часто не в лучшую сторону. Российская молодежь склонна к европеизации, теряя при этом самоидентификацию со своей страной, с собственным народом. 

Не могу не согласиться со словами Святителя Игнатия Брянчанинова: «Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем, кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина – неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь».

Сохранение этих разрушительных процессов в обществе и семье ставит под вопрос перспективу сохранения русского народа.  

 Когда-то писатель Виктор Астафьев сказал: «Как в семье, так и в стране». И его слова действительно оказались пророческими.  Если посмотреть на динамику развития института российской семьи,  то мы заметим,  как она зеркально отображает состояние государства.

В 1928 году протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье... Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья...».

Подводя итог написанному, еще раз отметим, что  главной задачей современной школы  является научить детей хранить культуру и традиции своего народа. Образование всегда является частью Великой культуры народов, при этом истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям. Учитель – не просто предметник, а учитель жизни, он должен помочь ученикам найти свое предназначение. Именно совместная работа школы и учителя с семьей, поддержка семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников могут дать положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации и традиции в современном образовании ( на примере немецкого языка0

Современные технологии обучения немецкому языку.Приёмы, методы , формы работы на уроках немецкого языка с использованием интернет-сайтов, создание поектов- презентаций  .Испольование региональног...

Инновации и традиции в современном образовании ( на примере немецкого языка0

Современные технологии обучения немецкому языку.Приёмы, методы , формы работы на уроках немецкого языка с использованием интернет-сайтов, создание поектов- презентаций  .Испольование региональног...

Проектная деятельность учителя литературы и психолога - путь к решению вопроса современного образования и воспитания

Нравственно-социальная адаптация школьников через интеграционную модель, основанную на аксиологическом (ценностном) подходе....

Статья "Урок технологии с использованием современных инновационных педагогических технологий, как неотъемлемая часть современного образования"

Современная система образования непрерывно претерпевает изменения и подвергается систематической модернизации. Особенно актуально это стало для педагогов в последнее десятилетие. В образовании меняютс...

«Профессиональная мобильность классного руководителя в новых условиях современного образования и воспитания. Требования времени»

laquo;Профессиональная мобильность классного руководителя в новых условиях современного образования и воспитания. Требования времени»...

Презентация «Профессиональная мобильность классного руководителя в новых условиях современного образования и воспитания. Требования времени»

laquo;Профессиональная мобильность классного руководителя в новых условиях современного образования и воспитания. Требования времени»...