крещение Руси метод рекомеендации
материал (5 класс) на тему

рекомендации по проведению первого классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreshenie_rusi.docx56.75 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к письму от_______№________

Методические рекомендации

по проведению единого открытого урока

по теме «Крещение Руси – обретение истории»

в образовательных организациях Нижегородской области

Крещение Руси – главнейшее событие древней истории нашего Отечества, которое определило вектор его развития на последующие столетия, оказало огромное влияние на общественное, политическое, культурное, духовное развитие народов России и укрепление российской государственности.

Процесс введения христианства на Руси начался в конце IX века и связан с именем Великого князя Владимира. Он прошел путь от правителя-язычника до мудрого государственного деятеля-христианина, совершил судьбоносный цивилизационный выбор и заложил основы русской православной цивилизации.

В 2015 году отмечается 1000-летие со дня смерти Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира (ок. 960–1015). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2014 года № 350 «О проведении мероприятий, посвященных памяти святого равноапостольного Великого князя Владимира – Крестителя Руси» и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2014 года № 1694-р утвержден и реализуется план мероприятий по подготовке и проведению юбилейных торжеств, посвященных памяти этого выдающегося исторического деятеля. В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области (от 3.03.2015 г. № 319-р) «Об   утверждении плана основных мероприятий по подготовке и проведению юбилейных торжеств, посвященных памяти святого равноапостольного Великого князя Владимира – Крестителя Руси» министерство образования Нижегородской области рекомендует организовать проведение 1 сентября 2015 года в общеобразовательных организациях региона единого открытого урока по теме «Крещение Руси – обретение истории». 

Цели единого открытого урока «Крещение Руси – обретение истории» – привлечь внимание учащихся к начальным событиям христианизации Руси, к деятельности Великого князя Владимира, раскрыть историческое значение его цивилизационного выбора для нашего Отечества, содействовать формированию у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, уважения к деяниям предков, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь педагогам организовать и провести открытый урок по указанной тематике с учетом педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся, специфики обучения в начальной, основной и старшей школах.

Прежде всего рекомендуется обратить внимание на особенность открытого урока как формы организации учебного занятия, его отличие от обычного урока. Открытый урок – визитная карточка учителя, призванная в значительной степени раскрыть его педагогическое мастерство, уровень профессиональных компетенций. Открытое учебное занятие является формой демонстрации и распространения инновационного опыта, результатом методической работы учителя, действенным элементом учебного и воспитательного процессов.  В отличие от обычных учебных занятий открытый урок:

– является специально подготовленной формой организации методической работы, в рамках которой в то же время протекает реальный учебный процесс;

– обязательно должен иметь новизну, которая может относиться к содержанию учебного материала, методикам его изучения, структуре организации учебного процесса и т.д.;

– отражает решение методической проблемы, над которой работают учитель и педагогический коллектив школы, что является  показателем реализации системного подхода к организации методической работы в образовательной организации;

– предусматривает обязательное участие приглашенных (коллег, представителей школьной, районной (городской), областной администрации, общественных организаций, религиозных объединений и т.д.), число которых должно быть таковым, чтобы не создавать дискомфорта как для учителя, так и для учащихся;

– должен по содержанию соответствовать учебным программам.

Соблюдение требований к подготовке и планированию открытых уроков входит в функциональные обязанности заместителя директора, курирующего методическую работу в образовательной организации.

Важно также обратить внимание на то, что тема открытого урока «Крещение Руси – обретение истории» для школьной аудитории (особенно для учащихся 1–4 и 5–9 классов) нуждается в дополнительном комментировании с целью раскрытия ее смыслового содержания. Чтобы у ребят сложился единый подход к пониманию содержания темы, целесообразно указать на то, что, согласно толковому словарю С. И. Ожегова, слово «обрести» означает «найти, получить». В других словарях «обретение» трактуется как «процесс нахождения, открытия, обнаружения». Следовательно, в основе сформулированной темы заложена ключевая идея – крещение Руси определило основной вектор развития российского государства, российской нации, нашего Отечества. Это событие способствовало определению (открытию) национального и неповторимого исторического пути российского государства, Отечества, народов России.

При организации и проведении открытого учебного занятия важно учитывать возрастные особенности учащихся и специфику обучения на разных уровнях школьного образования.

В начальной школе (14 классыбазовые ценностные ориентиры младших школьников формируются и закрепляются через слово, образ, инсценировки, рисунок, игру. Педагогу начальных классов, организующему открытый урок по данной теме, важно создать комфортные условия для эмоционального переживания детей. Основой открытого урока в начальной школе могут стать рассказ, беседа, игра-путешествие «Русь изначальная», инсценировка выбора веры Великим князем Владимиром на основе материалов «Повести временных лет», заочная экскурсия с использованием мультимедийных средств на тему «Великий князь Владимир – Креститель Руси», которая, в частности, позволит ребятам «участвовать» в военном походе князя против Византии, «присутствовать» на крещении самого князя в Херсонесе (Крым), «побывать» в Киеве на главном событии – крещении киевлян в водах Днепра. В начале или во время открытого урока могут быть заданы занимательные вопросы, проведены конкурсы на лучшего знатока древнерусской истории и событий, связанных с началом христианизации Руси. Например: как называлось наше Отечество в начале своей истории? (ответ: Русь, Древнерусское государство); назовите наших предков, жителей Руси (ответ: восточные славяне, русичи); какую они первоначально исповедовали веру? (ответ: языческую, поклонялись языческим богам); кто из великих князей утвердил на Руси христианскую веру? (ответ: князь Владимир); когда на Руси утверждается христианство? (ответ: в 988 году) и др.

Важным этапом подготовки открытого урока является оформление классной комнаты, в которой могут быть размещены репродукции картин В. Васнецова, И. Иванова и других русских художников на темы о Руси языческой, деятельности Великого князя Владимира, о событиях, связанных с выбором им веры и принятием христианства, крещением восточных славян и др. На классной доске желательно выписать информацию о важнейших исторических датах и событиях (ок. 960–1015 гг. – годы жизни Великого князя Владимира; 980 г. – религиозная реформа; 988 г. – начало крещения Руси).

В начальной школе большинство учеников впервые знакомятся с Великим князем Владимиром. Поэтому педагогу важно «открыть» для них эту историческую личность, рассказать о жизни и деятельности правителя, обратив внимание на два периода в его биографии: в первый – «языческий» – период он правил на Руси мечем и огнем, совершал языческие обряды, был жестоким, использовал против окружающих хитрость, лесть и грубую силу. Но, совершив обряд крещения и приняв новую веру, князь Владимир личностно изменился и старался жить по заповедям Христа. Рассказывая об этом, важно объяснить детям, почему и как новая вера изменила князя, в чем заключалось значение его выбора веры для него лично, для Руси и ее многоплеменных народов, какую роль сыграло русское православие в истории нашего Отечества. Важно также уделить внимание разъяснению терминологии (язычество, христианство, православие, крещение), а также объяснить, почему князя называют «Крестителем Руси» (ответ: принял христианство и призвал жителей Руси креститься).

Крещение Руси, таким образом, способствовало объединению восточно-славянских племен в единый народ, открыло путь к просвещению, способствовало зарождению различных сфер культуры на Руси (живопись, архитектура, музыка), которые в процессе развития испытывали большое влияние христианских ценностей. Поэтому роль Владимира-Крестителя, стоявшего у истоков этих процессов, трудно переоценить.      

В основной школе (59 классыоткрытый урок призван в равной мере решать как познавательные, так и воспитательные задачи. Его цель – систематизировать и закрепить знания учащихся о Крещении Руси, жизни и деятельности Великого князя Владимира – незаурядной исторической личности, с именем которой связан исторический выбор наших предков, основанный на принятии православия и включении восточнославянских племен Древнерусского государства в лоно христианской цивилизации. Деятельность же Владимира-Крестителя как пример бескорыстного служения Отчизне и своему народу имеет огромный воспитательный потенциал для формирования у школьников чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков.

Воспитывающую миссию открытый урок успешно выполнит при условии, если познавательная информация и форма ее подачи будут интересны ребятам, а сами они станут активными участниками учебного процесса. При проведении открытого урока целесообразно использовать активные технологии: игровые приемы, проблемные вопросы, решение познавательных задач, обращение к практико-ориентированным ситуациям и т.п. На данном уровне обучения учитель может реализовать в полной мере свои профессиональные компетенции, умения и навыки организации учебной деятельности. Формы проведения открытых уроков предлагаются от традиционных (рассказ, беседа, лекция, урок-характеристика и др., усложненные тестами, кроссвордами, занимательными вопросами, выполнением различных индивидуальных и групповых заданий и т.п.) до инновационных (заочная экскурсия, викторина, игра-путешествие, интеллектуальная игра, презентация, решение проблемных ситуаций и др.). Выбор указанных форм классных часов определяется поставленными целями, возрастом учащихся, уровнем их способностей, опытом классного руководителя, школьными условиями, другими факторами.

В целях активизации познавательной деятельности учащихся учитель в процессе открытого урока обращается к репродукциям картин, картам, схемам и другим наглядным пособиям, которые тематически связаны с историей Древней Руси и ее христианизацией.

В ходе открытого урока учителю в основной школе рекомендуется в содержательном плане сконцентрировать внимание ребят на трех вопросах:

1. Объективные условия и причины утверждения единой веры в восточно-славянском обществе (внутренние и внешние).

2. Факторы, обусловившие православный выбор Владимира (традиционные связи Киевской Руси с Византией; восточная (византийская) христианская традиция, основанная на взаимодействии религиозной и светской власти, что соответствовало политическим устремлениям князя Владимира; династические соображения; распространение христианства на Руси задолго до его официального принятия и др.).

3. Значение принятия христианства для Руси (укрепление международного положения Руси; укрепление государственности, формирование разноплеменного населения в единый народ; приобщение Руси к культурному богатству Византии и др.)

В старшей школе (10–11 классы) рекомендуется проблемный, дискуссионный, диалоговый характер проведения открытого урока. Выбираются соответствующие формы его проведения: урок-дискуссия, урок-диспут, урок-исследование, моделирование исторической ситуации, урок-конференция, урок – круглый стол и др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения. На обсуждение могут быть предложены дискуссионные, проблемные вопросы, которые призваны активизировать мыслительную деятельность учащихся, поставить их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той или иной точки зрения, аргументированно защитить свою позицию:

1.​ Почему религиозная реформа 980 года закончилась неудачей? Назовите не менее трех основных причин, которые привели к ее провалу.

2.​ Приведите доказательства того, что в конце Х века на Руси сложились условия для принятия веры, основанной на единобожии?

3.​ Какие факторы определили выбор Великого князя Владимира в пользу восточного (византийского) варианта христианства?

4.​ Раскройте сущность понятия «двоеверие». Существовало ли двоеверие на Руси (в России)? Если да, то до какого времени? Свой ответ аргументируйте.

5.​ Определите значение принятия христианства, инициированного Великим князем Владимиром:

5.1.​ для внешней политики и международного положения Руси;

5.2.​ для экономического развития Древнерусского государства;

5.3.​ для государственно-политического развития Древней Руси;

5.4.​ для культуры Древнерусского государства;

5.5.​ для морально-нравственного состояния восточно-славянского общества.

6.​ Согласны ли вы с утверждением, что без знаний о русском православии невозможно понять глубинный смысл русской культуры? Если да, то приведите аргументы в защиту этого утверждения.

Благодаря умелому руководству педагога, открытый урок, посвященный Крещению Руси и Великому князю Владимиру, может и должен подтолкнуть ребят к размышлению о судьбах Отечества, его настоящем и будущем.

Рекомендуемая литература:

1. Источники

Повесть временных лет //http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/povest.txt «Слово о законе и благодати» Илариона http://azbyka.ru/dictionary/02/ilarion_slovo_o_zakone_i_blagodati-all.shtml

Рассказы русских летописей ХII-ХIV веков. – научн. ред. Д.С. Лихачев. – М., 2001.

Кузьмин А. Г. Русские летописи как источник по истории Древней Руси. – М., 1969.

Ужанков А. Н. «Слово о Законе и Благодати» и другие творения митрополита Илариона Киевского. – М., 2013.

2. Литература

Введение христианства на Руси / Ин-т философии АН СССР; отв. ред. А.Д. Сухов. – М., 1987.

Володихин Д. М. Крещение Руси: как это было // Фома.  2013.  № 7 (123).

Голубинский Е.Е. История русской церкви: Том I. М., 2011.
Грабарь И.И. Христианство и Русь. М., 2000.

Ишимова А.О. История России в рассказах для детей: В 2 кн. Кн 1. М., 2001.

Как была крещена Русь / авт.: Прошин Г.Б, Раушенбах В., Рыбаков Б.А. и др. Изд. 2-е. М., 1989.

Карпов А. Ю. Владимир Святой. М., 1997.

Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. – М., 2001.

Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., Терра, 1997.

Карамзин Н. М. История Государства РоссийскогоТ.1, глава 9. М., 1998.

Ключевский В.О. Курс русской истории. В 9 т. Т.1. М., 1989.

Крещение Руси в трудах русских и советских историков / Окулов А. Ф. (отв. ред.).  М., 1988. 

Кузмин А.Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. М., 1988.
Лихачев Д. С. Тысячелетие письменной культуры восточного славянства и мир // Прошлое – будущему. Л., 1985.

Лихачёв Д.С. Культура русского народа X–XVII вв. СПб., 2007. 

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Петрозаводск, 1995.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

Радугин А.А. История России. Россия в мировой цивилизации. М., 2001.

Рапов О. М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства.  М., 1988.

Религии России. Пособие для учителя / В.К. Романовский, В.А.Сомов, Г.Б. Гречухин и др./ Под общ. ред. В.К. Романовского. 2-е изд., испр. и доп. – Н. Новгород, 2010.

Романовский В.К., Гончар Л.А. Религии России. Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ. Часть 2. – Н. Новгород, 2012.

Русское православие: вехи истории / науч. ред. А.И. Клибанов. – М., 1989.

Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. 1993.

Соловьев С.М. История России с Древнейших времен. Кн. 1. Т. 1–2. М., 1988.
Щапов Я. Н. Церковь в Древней Руси. М., 1989.

Шмурло Е.Ф. История России (IХ–ХХ вв.) М., 2003.

Уханова Е. В. У истоков славянской письменности. М., 1998.

Фроянов И.Я. Древняя Русь. СПб., 1995.

Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси.  М., 2007.

3. Энциклопедии

Большая Российская энциклопедия. Т. 3. М., 1994.

Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004.

Религии мира: энциклопедия для детей. «Аванта +» Т. 2. М., 2007.

Школьная энциклопедия «Руссика». История России 9–17 вв. М., 2003.

Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х т. М., 1993–1995.

Христианство. Словарь. М., 1994.

4. Интернет-ресурсы

http:// ru.wikipedia.org.

www.mgarsky-monastery.org.

www.glinskie.ru.

 http://old-rus.narod.ru/articles/art_37_14.htm

http://old-rus.narod.ru/

http://old-rus.narod.ru/02.html

http://majesticarticles.ru/naykaiobrazovanie/obrazovanie/pred/history/29792554.html

Крещение Руси: факты истории: http://www.pravmir.ru/kreshhenie-rusi-fakty-istorii/

Крещение Руси и государство Русь: http://www.pravmir.ru/kreshhenie-rusi-i-gosudarstvo-rus/

Заветы князя Владимира: http://www.pravmir.ru/zavety-knyazya-vladimira/

Святой равноапостольный князь Владимир: от варварства к христианству:http://www.pravmir.ru/svyatoj-ravnoapostolnyj-knyaz-vladimir-ot-varvarstva-k-xristianstvu/

Князь Владимир и древнерусское язычество: http://www.pravmir.ru/knyaz-vladimir-i-drevnerusskoe-yazychestvo/

Князь Владимир и Крещение Руси: http://www.orthedu.ru/books/vladimir.htm

http://1000vladimir.ru/

Официальный сайт Фонда святого равноапостольного Великого князя Владимира:http://vladimirfund.ru/

Официальный сайт Московского Патриархата: http://vladimir.patriarchia.ru/

Святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси:

http://vichuga-voskr.cerkov.ru/2013/07/27/svyatoj-ravnoapostolnyj-knyaz-vladimir-krestitel-rusi-%E2%80%A01015/

Презентация для младших школьников: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/istoriya/2015/03/23/prezentatsiya-k-vneklasnomu-zanyatiyu-v-nachalnoy-shkole

Документальный фильм «Князь Владимир и крещение Руси» http://www.youtube.com/watch?v=3diNGti0kpY

Фильм – историческая реконструкция: http://www.youtube.com/watch?v=NP50e8KDgZ8

Песня «Русь Православная». Исп. Анна Сизова: http://www.moskva.fm/artist/%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0/song_2326805

Сказание о Крещении Руси: http://vn-borisogleb.ru/dlya_detej/skazanie_o_kreshhenii_rusi.html

Дополнительные материалы к проведению открытого урока (подготовлены отделом образования и катехизации

Нижегородской епархии РПЦ)

Владимир Святой

Владимир I Святославич (др.-рус. Володимеръ Свѧтославичь, ок. 960 – 15 июля 1015 г.) – киевский великий князь, при котором произошло Крещение Руси.

Владимир стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 году выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).

Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину. Здесь и родился будущий великий князь. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги.

Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу – Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы пошел кто к вам?» – насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.

Вскоре Святослав погиб (это произошло весной 972 года), и его сыновья стали княжить в своих землях совершенно самостоятельно. Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой Олег погиб. Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода «за море», надо полагать, к варягам, в скандинавские земли или Прибалтику. Спустя некоторое время во главе наемного варяжского войска он вновь появился в Новгороде (захваченном к тому времени наместниками Ярополка). Так началась война между Владимиром и его братом. Успех в войне сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. Ярополк бежал в город Родню (в устье реки Рось, притока Днепра), который также был осажден войсками Владимира. В окружении Ярополка нашелся предатель, некий Блуд; Владимир вступил с ним в переговоры, и Блуд уговорил Ярополка прекратить сопротивление и сдаться на милость брата. «Сбылась-де мечта твоя. Веду к тебе Ярополка. Приготовься убить его», — такие слова передал Блуд Владимиру.

И Владимир решился на братоубийство. Когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху». Следовавший за князем Блуд проворно затворил двери, не дав ворваться на помощь Ярополку его слугам. С этого злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь лет.

Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками.

Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон – поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», – рассказывает летопись.

При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т.н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде.

Летописи и жития святого Владимира содержат подробный и яркий рассказ о крещении киевского князя. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения. Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы. Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали – на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах». Посоветовавшись с боярами и «старцами градскими» (представителями городского самоуправления), Владимир соглашается с тем, что византийская вера лучше всех остальных.

То, что в конечном итоге он выбрал христианское вероучение, конечно же, не случайно.

Ко времени княжения Владимира Русь уже давно и хорошо знала христианство. Христианами были и ближайшие соседи и родичи восточных славян – поляки, чехи, болгары. Главное же заключалось в том, что русские, как и другие славянские народы, еще за сто лет до Владимира получили возможность знакомиться со Словом Божием на своем родном языке. Славянское богослужение, священные и богослужебные книги, переведенные на славянский язык святыми Кириллом и Мефодием, первоучителями славян, и их учениками, – все это давало возможность христианству укорениться на Руси, стать со временем поистине родным для народа.

Крещению Руси предшествовали такие события: в 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт. Он обратился к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жены свою сестру Анну. Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя: до сих пор еще не одна византийская принцесса не становилась супругой какого-либо европейского правителя. Император потребовал в ответ, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мятежников. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму – Херсонес (Корсунь), получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Император был вынужден уступить.

В 988 году Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту.

После возвращения Владимира в Киев (989 год) начинается крещение народа.

Летопись рассказывает о свержении Владимиром языческих кумиров, поставленных им самим за несколько лет до этого. «Придя в Киев, повелел Владимир кумиров ниспровергнуть: одних изрубить, а других огню предать. Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его с Горы… и приставил 12 мужей бить его жезлием… Когда же тащили его к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо не приняли еще святого крещения».

Князь повелел сплавить идола вниз по течению Днепра, причем проследить, чтобы он не приставал к берегу, пока не пройдет днепровских порогов. Так Русь распрощалась со своим главным языческим богом. После этого последовало крещение киевлян. Летопись приводит слова, с которыми Владимир обратился к своим подданным: «Если кто не придет завтра на реку – богат ли, или убог, или нищий, или раб – да будет противник мне». Крещение киевлян происходило в водах реки Почайны, притока Днепра. Совершали таинство священники «царицыны» (то есть приехавшие на Русь с царевной Анной) и «корсунские» (то есть привезенные князем из Корсуни).

Христианизация Руси растянулась, по крайней мере, на несколько десятилетий. Первоначально новая вера утвердилась в Поднепровье и некоторых (прежде всего княжеских) городах. Не везде этот процесс происходил мирно. Так, в Новгороде, судя по свидетельствам поздних источников, имели место кровавые столкновения между представителями княжеской администрации и местным населением.

Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Услыхав слова Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7), Владимир начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему потребно, – едой, питьем или деньгами. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание. «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: “Где больной или нищий, не могущий ходить?” И тем раздавать все, что им нужно», – рассказывает летописец. Его милостыни бедным не знали меры. «Красным Солнышком» прозвал Владимира русский народ.

При этом князь продолжал оставаться победоносным полководцем, мужественным воином, мудрым главой и строителем государства. При святом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета, и ее влияние распространилось далеко за ее пределы.

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси. Заложены города Владимир (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие.

Владимир стал возводить храмы. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, князь Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Де​сятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников. В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой рав​ноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна.

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси, что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно. Первыми учителями на Руси были как византийцы, так и болгары, в том числе учившиеся на Афоне.

В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко – легендарный князь русских былин, которому несли службу все русские былинные богатыри. Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли.

Князь Владимир скончался в сельце Берестовом близ Киева 15 июля 1015 года.

Русские люди начали чтить память своего Крестителя уже в XI веке. А причисление князя Владимира к лику святых происходит в XIII веке. Наверное, этому способствовало и то обстоятельство, что именно в день памяти святого Владимира (15 июля) была одержана одна из славных побед русского оружия — битва на Неве, в которой дружина новгородского князя, потомка Владимира Святого, Александра Ярославича (Александра Невского), разгромила шведское войско.

Мощи святого князя Владимира, как и мощи блаженной княгини Ольги, разделили трагическую участь Киевской Десятинной церкви, разрушенной татарами в 1240 году. На многие столетия гробница святого князя оказалась погребенной под развалинами храма. В 1635 году киевский митрополит Петр Могила, казалось бы, обнаружил драгоценную святыню – два саркофага, в одном из которых, по его предположению, находились мощи святого Владимира. «В воспоминание будущим родам» святитель извлек из гроба главу и кисть правой руки. Впоследствии глава была положена в главный храм Киевской Печерской лавры во имя Успения Пресвятой Богородицы, кисть — в Киевский Софийский собор. Часть святых мощей оказалась в Москве, в Успенском соборе.

http://www.pravmir.ru

Фрагмент из «Повести временных лет», который традиционно называют «Выбор веры», когда старцы и князья обратились к своему князю Владимиру

В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…»

Выступление Президента России В.В. Путина на торжественном приеме по случаю 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира. 28 июля 2015 г.

Ваше Святейшество! Уважаемые гости! Коллеги, друзья!

В эти дни Россия, весь православный мир отмечают праздник Крещения Руси.

Значение этого события – обретение народом веры и духовной опоры – невозможно переоценить. Очевидно, что Крещение стало ключевым поворотом всей российской истории, государственности и нашей культуры. Наш общий долг – чтить этот судьбоносный этап развития России. И сегодня здесь собрались представители органов власти, гражданских объединений, иерархи Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, представители всех традиционных религий России, которая, как великое государство, строилась на многонациональной и многоконфессиональной основе.

В церковную традицию, в память народа Крещение Руси навсегда вошло с именем и делами святого равноапостольного князя Владимира. Тысячелетие его преставления вновь позволило осознать масштаб его личности как выдающегося созидателя Руси, всю значимость его решения для будущих поколений, осознать неразрывность нашей многовековой истории, нерушимую связь с заветами предков.

Князю Владимиру суждено было стать государем великим. Его выбор был прозорливым и предельно ответственным и послужил истоком становления России как уникальной страны-цивилизации.

Принятие христианства было основано на глубокой любви князя Владимира к родному Отечеству, на его серьезных духовных размышлениях, на поиске единого начала, способного сплотить народ и объединить разрозненные земли.

«Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее», – говорит «Повесть временных лет». Прекратив междоусобицы, сокрушив внешних противников, князь Владимир положил начало формированию единой русской нации, фактически проложил дорогу к строительству сильного, централизованного Российского государства.

Русь окрепла, возросла могуществом и авторитетом в глазах близких и дальних соседей, на равных вела разговор с народами и Запада, и Востока.

В решении князя выразилось и стремление нашего народа к высоким идеалам добра, правды и справедливости, к братской сплоченности и солидарности со всем миром. Федор Михайлович Достоевский назвал все это «всечеловечностью».

Великий князь Владимир стал настоящим устроителем родной земли, ее культурного и хозяйственного развития, мудрым и дальновидным правителем Руси. Таким он остался для нас после принятия святого крещения в древнем Херсонесе – Корсуни. Эти духовные истоки и сегодня питают братские славянские народы России, Украины и Белоруссии.

Мы храним верность выбору князя Владимира. Дорожим миром и согласием в нашей многонациональной стране, вместе стремимся к ее благу и процветанию, с уважением относимся к обычаям всех ее народов, ко всем традиционным религиям России.

http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=2725

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном приеме

в Кремле по случаю 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира. 28 июля 2015 г.

Житие святого князя Владимира являет нам зримый пример подвига, как личного, так и общественного, значимого для судеб многих народов и миллионов людей. Приняв святое крещение и изменив образ своей жизни и уклад жизни своих подданных, он установил принципиально новую норму личного и общественного поведения, зиждущуюся на евангельских заповедях. Если раньше убийства, человеческие жертвоприношения, обман, корысть были естественными и, как многие тогда считали, правильными средствами достижения власти и счастливого образа жизни, то после исторического поступка князя Киевского меняется всеобщее понимание того, что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что не допустимо. Злодеяния не исчезают, конечно, из жизни восточнославянских племен, но они навсегда утрачивают ореол чего-то дозволенного, необходимого и законного.

Избрав благочестивый образ жизни, начав повсеместное строительство храмов и церквей, демонстрируя неизменную заботу о дружине, о простых людях, об убогих и даже о преступниках, мудрый правитель, прозванный в народе Красное Солнышко, доказал своим подданным, что правда Божия и жизнь по Христову евангельскому закону неизмеримо выше человеческой славы, почестей и богатств. Но не только святое крещение принимает князь Владимир от посланников Константинополя и духовенства Корсуни. Как мы помним из летописей, в поисках силы, красоты, истины киевский князь еще прежде анализировал и оценивал различные духовные традиции и сформировавшиеся на их основе культуры. Для своего народа, для укрепляющейся Руси он выбирает высокие идеалы византийской государственности и книжности. В ту историческую эпоху не было более развитой культуры и государства, чем в Византии. Стремление уподобиться этой образованнейшей христианской стране на века вперед определило путь развития и нашего Отечества. Таким образом, религиозный выбор русского правителя был еще и выбором христианского уклада, общественной жизни, стиля культуры и образа мышления, выбором некоего цивилизационного кода, отличающегося тем, что на основе христианских ценностей создалось такое общественное устройство и сформировались такие общественные отношения, которые в равной степени открыли возможности для человека любой религии и любых взглядов жить вместе с большинством народа, не чувствуя своей ущербности и не подвергаясь дискриминации. Замечательно, что эти принципы, которые, конечно, как в семени, были заложены во времена князя Владимира, и сегодня процветают, давая возможность существования и мирного развития нашей страны.

Таким образом, благодаря принесенному на Русскую землю христианскому учению, а также эстетике, появились шедевры, такие как творения Рублева, Дионисия, уникальные ансамбли русских монастырей и кремлей, лиризм русской православной молитвы и церковных песнопений. Церковный же пласт культуры в свою очередь стал основой для культуры светской, подарившей миру плоды трудов Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чайковского, Рахманинова и многих-многих других, которых перечислить невозможно.

Православные идеалы верности, доблести, жертвенности, любви к Родине и Церкви, укрепляли наших славных предков на протяжении тысячелетия в их стоянии за родную землю в многочисленных войнах и потрясениях.

Если во внешнем отношении принятие христианства позволило войти новообращенному народу в семью христианских государств, то, с точки зрения изменений в самом человеке, истина Христова, по мысли выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского, обратила человека к его внутреннему миру и тем самым способствовала росту национального самосознания.

Деяния князя Владимира и его личность становятся особенно актуальными на фоне происходящих сегодня в нашей стране и за ее пределами событий. И хотя сегодня на территории исторической Руси существуют независимые государства, у их народов, верю, есть желание быть едиными духовно. Ибо в основе нашей жизни одна вера, избранная святым князем Владимиром, тем человеком, который и сформировал контуры великого евразийского государства, на территории которого ныне существуют независимые страны. Особенно ясно это нужно осознавать, говоря о духовном единении братских народов, вышедших из одной крещальной купели, – народов России, Украины и Белоруссии.

Все мы знаем, что во всяком научении лучше всего работает только добрый пример. Не могут быть успешными грядущие поколения, если их предшественники не оставили им образец для подражания. Таковым стал для нас святой князь Владимир. С ним связывается в наших народах память об обретении истины, через которую для целой цивилизации стало возможным приобщиться к богатейшему духовному опыту.

http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=2725


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории в 6 классе №Крещение Руси"

Пошаговая методическая рекомендация по уроку с презентацией....

урок истории в 6 классе №Крещение Руси"

презентация по теме "Крещение Руси"...

урок истории в 6 классе Крещение Руси"

презентация по теме "Крещение Руси"...

Методическая разработка урока 10 кл. "Князь Владимир. Крещение Руси"

Методическая разработка урока  "Князь Владимир. Крещение Руси" для 10 класса...

Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение

Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул...

Урок по истории России "Крещение Руси"

Крещение Руси. Урок проводится в 6 классе.      Оснащение урока:  аудиозапись (П.И.Чайковский «литургия Иоанна Златоуста»), репродукции, картины, текст источника (отрывки из...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА (980 – 1015). КРЕЩЕНИЕ РУСИ (988)»

Цели:познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства на Руси; формировать умения в связной форме пересказывать текст учебника, давать собст...