Внеклассная и внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС
методическая разработка на тему

Богатикова Оксана Леонидовна

Педагогический совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический совет587.26 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ «АЛЬТЕРНАТИВА»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

по теме: «Внеклассная и внеурочная деятельность:

взгляд сквозь призму ФГОС» 

Заместитель директора по ВР

      Богатикова О.Л.

г. Елец, 2015

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ

  1. Продолжить работу  коллектива гимназии по внедрению и организации внеклассной и внеурочной  деятельности в рамках реализации ФГОС.

  1. Продолжить работу по совершенствованию рабочих программ для реализации внеклассной и внеурочной деятельности.

Вид административного совещания:        информационное.

Форма совещания:        тематический педсовет.

Тема: «Внеклассная и внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС»

Дата проведения:           24 марта 2015г.

Исполнитель: _        зам. директора по ВР Богатикова О.Л.

Цель педсовета:

  • ознакомление с теоретическим материалом по теме педсовета;
  • создание условий для успешной социализации детей и подростков, самореализации и личностного роста.

Ход педсовета:

  1. Раскрытие теоретического материала.
  1. «Внеклассная и внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС»

 (докладчик Богатикова О.Л.).

  1. Обсуждение.

Слайд_1

Понятие воспитания

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. 
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

В социальном смысле воспитание - передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, стало органической частью его жизни и развития. 
В социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных организаций с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни. 
В широком педагогическом смысле 
воспитание — специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств. 
В узком педагогическом смысле 
воспитание — процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Целью и содержанием воспитательной работы является соответствие содержания, уровня и качества воспитания, обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения является преемником многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих образовательных проектах. Однако несомненными его отличиями являются: особое внимание к освоению образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования; создание инфраструктуры социальной мобильности.

Слайд_2

Воспитательная работа в соответствии с результатом делится на  три  вида деятельности: внеучебная, внеурочная и внеклассная деятельности.

Формы и методы воспитания

Формы и методы воспитания - это способы взаимодействия воспитателя и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. 
Особой проблемой является выбор форм и методов воспитания.

При выборе форм и методов воспитательной работы следует учитывать: 
• особенности обучающихся, их подготовленности к эффективному восприятию воспитательных влияний; 
• особенности содержания воспитания; 
• сравнительную характеристику эффективности используемых форм, методов воспитания, возможности каждого средства и последствия его применения; 
• особенности ситуации; 
• меру использования тех или иных средств, взаимосвязь форм и методов воспитания; 
• морально-психологические, материальные, гигиенические, эстетические и прочие условия. 

Слайд_3

Внеучебная воспитательная работа является составной частью системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодежи. Она проводится в свободное от учебы время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения ее потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. Внешкольная работа тесно связана с учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работой по месту жительства и осуществляется преимущественно внешкольными учреждениями.

Слайд_4,5

Внеурочная деятельность школьников – это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Она является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, проводимой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. Внеурочную работу, как правило, ведут учителя-предметники, работники шефствующих предприятий, родители, а также актив учащихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

- спортивно-оздоровительное
- духовно-нравственное
- социальное
- общественно-патриотическое
- общекультурное

-трудовое

- экологическое

    Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

    Во внеурочную деятельность могут входить:

- выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия)
- индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе - индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.)
- индивидуальные и групповые консультации (в том числе - дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии
- кружки
- секции, круглые столы
- конференции
- диспуты
- школьные научные общества
- олимпиады 
- соревнования 
- поисковые и научные исследования и т.д.

   Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

    Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Слайд_6

Внеклассная деятельность - организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Внеклассную работу, как правило, ведут воспитатели, социальные педагоги.

Во внеклассную деятельность могут входить:

- формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, митинги, классные часы, заседания, органы самоуправления, стенгазеты);

- познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки);

- развлекательные формы (утренники, вчера, капустники, посиделки, концерты);

Слайд_7

Внеклассная,  внеурочная и внеучебная деятельности тесно  связаны между собой и взаимозависимы. Мы более подробно остановимся на первых двух  видах деятельности.

C:\Users\alter_user\Desktop\взаимосвязь видов деятельности ученика.jpg

Слайд_8

Внеклассная и внеурочная  работы ставят перед собой очень важную цель — это формирование и развитие творческой личности учащегося.
Цели внеклассной и внеурочной  работ  требуют решения ряда задач, к которым можно отнести  следующие:

формирование познавательного интереса к предмету;

связывание школьного предмета с жизнью;

углубление и расширение содержания изучаемого предмета;

развитие способностей учащихся;

осуществление индивидуального подхода;

профессиональная организация внеклассной работы по предмету;

совершенствование умений и навыков использования источников информации.

Слайд_9

 К внеклассной и внеурочной работам  предъявляются следующие требования.

- Занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы.
-  Необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных занятиях. Однако внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы.
-  Предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития.
-  Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся.
-  Большое значение следует придавать самостоятельной работе учащихся.
-  Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы.
-  Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.

Слайд_10

Принципы внеклассной и внеурочной  работ, которые характерны для всех школьных предметов:

добровольности (принцип, учитывающий желание школьников принять участие во внеклассной работе);

учета индивидуальных особенностей учащихся (принцип  учета различия направленности интересов и черт характера учеников).

Слайд_11

Внеклассные и внеурочные  занятия не связаны обязательной программой, их организуют и проводят с учетом запросов учащихся. В процессе обучения в общеобразовательной средней школе учащиеся должны овладеть глубокими и прочными знаниями основ наук в соответствии с современными требованиями общественного и научно-технического прогресса. У учащихся должны быть воспитаны стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, умение самостоятельно пополнять их и применять на практике. Эти задачи не могут быть полностью решены только на уроках. Многие из них требуют применения форм и методов работы, не укладывающихся в рамках урока. Существенно ограничивают инициативу учителя и учащихся и жесткие рамки учебного времени, отведенного учебным планом на изучение предметов. Однако было бы ошибкой считать главной задачей внеурочной работы  доучивание того, что не успели изучить на уроке.

Одним из ведущих принципов организации внеклассной работы по предметам является тесная связь с обязательными занятиями. Эта связь имеет две стороны:

-  Опора во всей внеурочной работе на знания и умения учащихся, приобретенные на уроке; 

-  Направленность всех форм внеурочной работы на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, на формирование у них потребности к углублению и расширению знаний, на постепенное расширение круга учащихся, интересующихся наукой и практическими приложениями.

 Таким образом, внеклассная и внеурочная  работы с учащимися представляют собой органическую часть и важный элемент всей учебно-воспитательной деятельности школы. Они являются продолжением и развитием той работы, которая проводится на уроках в соответствии с обязательными для всех школьников программами. 

Внеклассная и внеурочная  работы могут помочь учителю и воспитателю показать учащимся мир во всем его многообразии и, что не менее важно, они открывают широкий простор для самостоятельности, творчества и инициативы учеников. К тому же внеклассная и внеурочная работы — средство разумной организации досуга, приобщение к полезным делам. 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы "Внеурочная воспитательная деятельность сквозь призму ФГОСов"

Один из педагогических советов в школе традиционно посвящен воспитательной работе школы.  На этом педсовете анализируется и обобщается работа по внеурочной и внеклассной воспитательной работе шко...

Экспрессионизм: сквозь призму страха и пессимизма.

Презентация к уроку МХК. Относится к разделу Изобразительное искусство....

Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)

В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...

Уроки биологии сквозь призму здоровьесбережения

Реформа общеобразовательной школы актуализировала важные задачи формирования гармонично развитого человека, заботящегося о здоровье как своем собственном, так и окружающих. Современные дети, под...

"Квадратные уравнения: сквозь призму веков..."

Научная работа, в которой прослеживается история возникновения и решения квадратных уравнений....

Новый взгляд на урок литературы в 10 классе. Попытка осмысления прозы С.Довлатова сквозь призму жанра анекдота.

В статье раскрывается собственный взгляд на творчество С. Довлатова.У Сергея Довлатова была трудная и счастливая судьба. Трудная, потому что так и не смог, живя на родине, выйти к читателю со своими п...

Образ Печорина сквозь призму героев. Повесть «Бэла».

Урок литературы в 9 классе по главе "Бэла" романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...