Психологический практикум "Сила добрых слов"
методическая разработка (9 класс) на тему

Карлова Мария Александровна

Цель: воспитание высоконравственных людей. Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся на основе примеров и жизненного опыта, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihol_praktikum.docx76.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ:

«СИЛА ДОБРЫХ СЛОВ».

                                                                                     Отделение №1

                                                                              учитель биологии и химии

                                                                                     Карлова М. А.

2015г.

Цель: воспитание высоконравственных людей. Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся на основе примеров и жизненного опыта, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:                                                                                                                                                                                 помочь учащимся стать нравственно совершеннее, чище, помочь сделать свой нравственный выбор;

содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию и отдавать себе отчет в том, какую жизнь он предпочитает;

Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость.

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

1.Сила слова.

 Обожествление слова - это традиция русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Вы знаете, что рассказ о сотворении мира в Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: «Вначале было слово. И слово было у бога. И слово было бог». О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований.

Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».

"Слово - самое сильное оружие человека". Аристотель

Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой.

Но не каждый верил Мастеру. Одни искали подтверждения среди друзей, другие снисходительно улыбались, третьи раздумывали, как бы проверить эту теорию…

Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:

- Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: "Бог, Бог, Бог"? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: "Грех, Грех, Грех"? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!

- Сядь на место, глупец! - отрезал Мастер.

Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум.

Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:

- Прости меня... я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило оскорблять тебя.

Ученик тут же успокоился.

- Вот всем вам и ответ, - подытожил Мастер. - От одного слова человек пришел в ярость, от другого - успокоился.

Действительно ли, Сила Слова не имеет границ? Действительно ли она беспредельна? Есть ли тот Рубикон, где слово не властно, где оно теряет свою силу?

Давайте рассуждать вместе.

«Я мыслю, значит, я существую» - сказал Декарт. Но мысль без речи бесплотна…Человек существо социальное, а ведущим средством общения является именно речь. И речью мы не просто передаем информацию друг другу. Общаясь, мы часто неосознанно именно по речи понимаем настроение и эмоциональное состояние собеседника.

Через слово мы определяем интеллект человека. «Заговори, чтоб я тебя увидел» говорил Сократ.

2. О вреде сквернословия.

Так выглядит снежинка под микроскопом. Что удивительно, в природе миллионы снежинок, и ни одна не похожа на другую! Каждая индивидуальна, неповторима, оригинальна и прекрасна, как и человек в своём стремлении к совершенству. Человек - это снежинка! Объясню почему.

 Всем хорошо известно, что человек на 80 процентов состоит из воды. Учёные уже доказали, что под действием звуков и человеческой речи молекулы воды (а наше тело в основном состоит из неё) начинают выстраиваться в сложные структуры. В 20 веке японский учёный Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но и может меняться под воздействием слова и даже мысли.

Если над водой произносить молитву или слова благодарности, то молекула воды становится похожей на снежинку. Выяснилось, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба, крик или требование. А сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Если над водой сквернословить, молекула её выглядит в форме разбрызганной капли воды, чего-то безобразного. Свои исследования учёные подтвердили на множестве опытов и сделали соответствующие им снимки.

 Что такое сквернословие? Это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Вы можете выглядеть вот так, как эта снежинка. Точнее, структура ваших тканей будет такой, если мысли и слова будут добрыми, чистыми и светлыми. Слова с негативным смыслом не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, чёткие кристаллы. Теперь вы понимаете, что если мысли и слова могут делать такое с водой, то что же они способны сотворить с человеком!

 Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому развитию человека. Учёные Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу о том, что при помощи слов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесённое слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

 Поэтому, прежде чем произносить скверные слова, подумайте, чем это отзовётся вам.

Хотите выглядеть так же прекрасно, как эта снежинка? Не сквернословьте! Даже в мыслях не держите ничего плохого!

Учитель предлагает назвать учащимся добрые слова и дарит за них снежинки.

3.Эксперемент с листом и точкой.

Притча о добре и зле.

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку.

Он спросил их: «Что вы видите?»

Все хором ответили, что черную точку.

Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!»

Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».

Доброту не купишь на базаре.

 Искренность у песни не займёшь.

 Не из книг приходит к людям зависть.

 И без книг мы постигаем ложь.

 Видимо, порой образованью

 Тронуть душу

 Не хватает сил.

 Дед мой без диплома и без званья

 Просто добрым человеком был.

 Значит, доброта была вначале?..

 Пусть она приходит в каждый дом,

 Что бы мы потом ни изучали,

 Кем бы в жизни ни были потом.

А. Дементьев

2. Дерево доброты.

1.Учитель предлагает найти слова, где встречается добро. Называя слово, учащиеся прикрепляют  специальные наклейки к  Дереву доброты.

Доброжелательность,

Добросовестность,

Добропорядочность,

Добрососедство,

Добротный,

Добродушный,

Добросердечный,

Добряк,

Добронравный,

Добродетель,

Доброжелатель,

Доброкачественный.

2.Знакомимся с пословицами и поговорками о добре.

Благоуханный рай для тех открыт, кто добрыми делами знаменит. Персидская пословица

Карканье вороны, лай шакала и шипение змеи не могут помешать восходу солнца. Русская пословица

У каждой вещи своя мера. Японская пословица

Лихости не уймешь благостью. Русская пословица

Гнева не пугайся, на ласку не кидайся. Русская пословица

Сладкие слова из уст дурного человека сулят горькую действительность. Узбекская пословица

Доброму Бог помогает. Русская пословица

За добрым делом находишься, худое само навяжется. Русская пословица

Сдержанность других не называй малодушием их. Таджикская пословица

Добра ищи, а худо само придет. Русская пословица

Зло - суета сует, и неспроста от знанья происходит доброта! Персидская пословица

Желающий добра подобен делающему добро. Арабская пословица

Злоба лишает человека силы. Русская пословица

Злая воля заведет в неволю. Русская пословица

Проси добра, а жди худа. Доброта без разума пуста.  Русская пословица

Хочешь сделать доброе дело - отбрось колебания. Персидская пословиц

Хороший  шелк виден по кроме,  добрый  человек - по лицу.

Вьетнамская пословица.

Делаешь добро - делай до конца. Туркменская пословица

На недобром месте и встречи недобрые. Туркменская пословица

От хорошего слова миру светло. Туркменская пословица

3.Сказка.

Награда (индийская сказка).

Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:

-Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.

Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы.

Тигр выскочил наружу и говорит:

-Вот уже много дней я ничего не ел, сейчас я тебя съем!

Страшно стало путнику.

Ох, тигр,-  сказал он, - неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?

- Она и есть, - ответил тигр.

- Какая же это награда – платить злом за добро?- возразил путник.

- Давай спросим кого- нибудь, награда это или нет.

Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

- Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

-Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет время уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят злом за мое гостеприимство.

- Ну, теперь- то я тебя съем! – обрадовался тигр.

- Давай еще кого – нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного, видят: на пустоши пасется корова.

- Эй, корова!- окликнули они ее. - Скажи, чем платят за добро?

- Злом! – отвечает корова. Судите сами, пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

Выслушал ее тигр и сказал путнику:

- Ну, теперь я тебя точно съем!

- Подожди немного! – Попросил человек, давай спросим еще кого – нибудь  третьего. Если он скажет то же самое, тогда делать нечего, ешь меня…

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее.

- Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

- Добром! – ответила птица. Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.

Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

3. От добрых слов к делам.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

. Притча о добре и зле.

Стояли на обочине два человека и о чем-то беседовали.

Проходил мимо них пьяница и сказал сам себе:

— Наверное, они сейчас договариваются вместе пойти в погребок, чтобы выпить вина.

И пьяница, забыв обо всех своих делах, поспешил в трактир.

Проходил мимо беседовавших блудник и подумал:

— Вот люди, не боясь огласки, сговариваются среди белого дня на плотские утехи. А чем я хуже?

Изменив свой маршрут, блудник направился в притон разврата.

Прошел мимо праведник и говорил себе:

— Вот люди нашли время и ведут добрую беседу, оставив суету. Я же, грешный, уже третий день не выберу часа, чтобы навестить заболевшего соседа.

И праведник, отложив все свои заботы, поспешил поддержать добрым словом больного.

Так праведные люди во всем видят доброе,  а для рабов порока весь мир - соблазн к греху.

Притча о добре и зле.

Был у гнева сын. Звали его - зло. Такой, что ему самому было с ним трудно. И решил он его женить на какой-нибудь добродетели.

Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он радость и женил на ней свое зло.

Только недолгим был тот брак поневоле. Но осталось от него дитя - злорадство.

Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди !

 Далее учащиеся читают памятку добрых дел и добрых слов.

Рефлексия.

В заключении учащиеся высаживают цветы в кашпо. И каждый учащийся произносит для цветка добрые слова, читают стихи.

Ах, как нам добрые слова нужны.

 Не раз мы в этом убеждались сами.

 А может не слова — дела важны?

 Дела — делами, а слова — словами.

 Они живут у каждого из нас,

 На дне души до времени хранимы,

 Чтоб их произнести в тот самый час

 Когда они другим необходимы.

Каждый человек в жизни должен сделать 3 добрых дела:

посадить дерево, построить дом, вырастить сына. Учитель предлагает посадить цветы.

Ах, как нам добрые слова нужны.

 Не раз мы в этом убеждались сами.

 А может не слова — дела важны?

 Дела — делами, а слова — словами.

 Они живут у каждого из нас,

 На дне души до времени хранимы,

 Чтоб их произнести в тот самый час

 Когда они другим необходимы.

 — Добрый день! — тебе сказали,

 — Добрый день! — ответил ты.

 Как две ниточки связали

 Теплоты и доброты.

Нам желают «Доброго пути!»

 — Будет легче ехать и идти.

 — Здравствуйте! — ты скажешь человеку,

 — Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.

 И, наверно, не пойдёт в аптеку,

 И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?

 За всё, что делают для нас.

 И мы припомнить не смогли бы,

 Кому сказали, сколько раз.

 Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

 Повторяем его поминутно,

 Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

 Нам становится неуютно.

Слова чудеснейшие эти

 Услышать каждый очень рад,

 Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарь добрых слов и выражений

Словарь добрых слов и выражений будет хорошим подспорьем в работе классного руководителя с обучающимися начальных классов в специальной (коррекционной) школе...

Доброе слово-бальзам для души.

Разработка классного часа для 5-7 класса....

Классный час "От добрых слов к добрым делам"

                                                «Добрые дела красят челов...

Доброе слово и кошке приятно. Добрые дела живут века.

Занятие по теме:«Доброе слово и кошке приятно. Добрые дела живут века.» Цели: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развити...

"Добрые дела,добрые слова"

Систематизировать знания детей о пуступках и качествах людей....

Методическая разработка занятия на тему "Добрые слова, добрые дела".

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка занятия на тему "Добрые слова, добрые дела"

Занятие рассчитано для обучающихся начальной школы....