Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")
рабочая программа на тему

Лапина Ирина Леонидовна

Данная рабочая программа по ОРКСЭ расчитана на учащихся 4 класса, 34 часа в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_orkse.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОРКСЭ
Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Пояснительная записка

   Важнейшей задачей для современной российской школы является формирование патриотизма как основы толерантности, которая в условиях многонационального государства выступает гарантом межнациональной стабильности и комфортности. Особую роль для достижения данной стратегической задачи выполняет комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

   Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающим готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем.

   Рабочая программа по курсу разработана на основе нормативно – правовых и инструктивно-методических документов Минобразования и науки РФ:

  • Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков
  • Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632)
  • РаспоряжениеПредседателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.10.09 г. № 1578-р.

   Основная цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» заключается в формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Он направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.

Основные задачи курса:

  • знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного  мира и согласия.

   Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

            Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

            Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

   Курс ОРКСЭ рассчитан на 34 учебных часа и носит  культурологическую  направленность, его преподавание не предусматривает обучения религии, в рамках курса  «Основы религиозных культур и светской этики» речь идет о знакомстве школьников с нравственно-культурологическими основами традиционных для России религий. Учитывая поликультурный и поликонфессиональный характер российского общества, учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» имеет комплексный характер и включает шесть модулей:

1) основы православной культуры;

2) основы исламской культуры;

3) основы буддийской культуры;

4) основы иудейской культуры;

5) основы мировых религиозных культур;

6) основы светской этики.

   Эта модульная конструкция учебного курса позволяет удовлетворить образовательные запросы социума - в первую очередь, родителей школьников.

   Все модули нового предмета имеют светский, культурологический характер. Родители совместно с детьми сами выбрали, какой из модулей будет изучаться в рамках комплексного учебного предмета.

   Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Содержание учебного модуля «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина.

            Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Календарно-тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур» (34 часа)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        №

урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания (основные термины и понятия)

Вид контроля на уроке

Информаци-онное сопровождение

Дата

План

Факт

1

Россия – наша Родина

Урок изучения нового материала

Россия. Родина. Отечество. Патриот. Государственные символы. Духовный мир. Культурные традиции.

Творческая работа: составление предложений со словами Россия, Отеччество, патриот.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор, муз.центр, таблицы «Гос.символы России»

2

Культура и религия

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Культура. Религия. Ритуалы. Традиционные и национальные религии.

Творческая работа: составление предложений со словами Культура, религия.

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

3

Культура и религия

Урок закрепления материала

Культура. Религия. Ритуалы. Традиционные и национальные религии.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

4

Возникновение религий. Древнейшие верования

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Пантеон. Многобожие. Завет. Возникновение иудаизма. Скрижали. Заповеди. Храм.

Составить тестовые вопросы по теме урока

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор, карточки

5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Урок закрепления материала

Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана. Ступы. Буддизм.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор, карточки

6

Священные книги религий мира

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Веды, Авеста, Типитака

Составить кроссворд по теме

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

7

Священные книги религий мира

Урок закрепления материала

Канон. Тора, Библия, Коран. Пророки

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор, энциклопедия по искусству

8

Хранители предания в религиях мира

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник. Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха. Лама.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор, энциклопедия по искусству

9

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Грех. Грехопадение. Покаяние. Добро. Зло. Традиция.

Творческая работа: «Написать мини-сочинение на тему: «Что такое Добро и зло?»

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

10

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

Урок закрепления материала

Грех. Грехопадение. Покаяние. Добро. Зло. Традиция.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

11

Человек в религиозных традициях мира

Урок изучения нового материала

Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная культура.

Творческая работа: «Продолжить предложение «Молитва – это…»

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

12

Священные сооружения

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска.

Творческая работа: «Допиши недостающее слово»

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

13

Священные сооружения

Урок закрепления материала

Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор, таблицы с изображением  

культовых сооружений  

14

Искусство в религиозной культуре

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Икона. Каллиграфия. Арабески.

Задание: «Угадай, что это?»

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

15

Искусство в религиозной культуре

Урок закрепления материала

Семисвечник. Способы изображения Будды.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

16

Творческие работы учащихся

Урок систематизации полученных знаний

Все понятия, изученные ранее

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы

Учебник, энциклопедии, словари, таблицы с изображением культовых сооружений

17

Презентация творческих работ

Урок закрепления материала

Все понятия, изученные ранее

Презентация творческих работ (выступление, демонстрация наглядного материала)

Учебник, энциклопедии, словари, таблицы с изображением культовых сооружений

18

История религий в России

Урок изучения нового материала

Христианство. Митрополит. Патриарх. Синод. Протестанты.

Составить кроссворд по теме

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

19

История религий в России

Урок закрепления материала

Православие. Католицизм. Армянская апостольская церковь. Ислам. Иудаизм. Буддизм.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

20

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Урок изучения нового материала

Обряды. Ритуалы. Таинства (Евхаристия, Крещение, Брак)

Задание: «Дополни предложение»

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Урок закрепления материала

Намаз. Шаббат. Мантра.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

22

Паломничества и святыни

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Паломничество. Святая Земля. Реликвия. Мекка. Хадж. Кааба. Накхор.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор, Интернет

23

Праздники и календари

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Пасха. Суккот. Ханука. Рождество. Вознесение. Троица. Крещение.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

24

Праздники и календари

Урок закрепления материала

Курбан-байрам. Ураза-байрам. Мавлид. Дончод. Сагаалган.

Задание : «Разгадай кроссворд»

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

25

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Заповеди иудаизма и христиантва

Творческое задание: «Написать мини-сочинение на тему «Зачем человеку заповеди?»

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Урок закрепления материала

Нравственные учения ислама и буддизма

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

27

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Урок изучения нового материала

Милосердие. Притчи.

Творческое задание: «Придумай окончание притче»»

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

28

Семья

Урок изучения нового материала

Семья. Церковь. Взгляд на семью в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Учебник, CD-диск,

мультимедиа-проектор, фотографии

29

Долг, свобода, ответственность, труд

Урок изучения и первичного закрепления

Свобода. Долг. Ответственность. Труд.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор

30

Любовь и уважение к Отечеству

Урок изучения и первичного закрепления

Россия. Родина. Отечество. Патриот.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор, таблицы «Гос.символы России», муз.центр

31-32

Подготовка творческих проектов

Урок систематизации полученных знаний

Все понятия, изученные ранее

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана и подготовке творческой работы

Учебник, энциклопедии, словари, таблицы по темам уроков

33-34

Презентация творческих проектов

Урок закрепления и обобщения материала

Все понятия, изученные ранее

Презентация творческих работ (выступление, демонстрация наглядного материала)

Учебник, энциклопедии, словари, таблицы

 УЧЕБНОЕ  И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Для учащихся:

  1.  Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для     общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.

Для учителя:

  1. Данилюк А.Я. основы религиозных культур и светсвкой этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2011.

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для     общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразоват. Учреждений / Б.Х.Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.глоцер и др.- М.: просвещение, 2011

Для родителей:

  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКСЭ модуль ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРОГРАММУ ПО КУРСУ ОРКСЭ ОПК...

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль- Основы православной культуры) 4 кл.

Рабочая программа составлена к модулю Основы православной культуры для 4 класса....

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование НОО по ОРКСЭ "Основы мировых религиозных культур" 4 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  ОРКСЭ  "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...