ОРГАНИЗАЦИЯ CАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА И ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ.
опыты и эксперименты на тему

Васильева Елена Викторовна

Одним из важных факторов, обеспечивающих усвоение знаний и повышение качества образования в ходе повторения и подготовки к экзаменам, является рефлексация, т.е. самоконтроль.

         Подготовка к экзаменам должна быть систематической и проводиться не только в выпускных классах, но и в промежуточных, что обеспечивает обобщающее повторение и систематизацию знаний учащихся за курс того или иного класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

МБОУ ВСОШ № 9

Г. УЛЬЯНОВСК

ВАСИЛЬЕВА Е.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ CАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА И ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ.

Одним из важных факторов, обеспечивающих усвоение знаний и повышение качества образования в ходе повторения и подготовки к экзаменам, является рефлексация, т.е. самоконтроль.

        Подготовка к экзаменам должна быть систематической и проводиться не только в выпускных классах, но и в промежуточных, что обеспечивает обобщающее повторение и систематизацию знаний учащихся за курс того или иного класса.

        Для этого я составляю таблицы, в которых указываю тему повторения, план ответа и соответствующие параграфы учебника. Приведу пример таблицы, которую применяла на уроке обобщающего повторения по алгебре в 10 классе по теме: «Производная»

ТЕМА

ПЛАН ОТВЕТА

№ ПУНКТА

Производная.

1. Понятие о производной.

2. Правила дифференцирования.

3. Производная сложной функции.

Гл. 2, п. 13, 15, 16.

        При повторении и подготовке к экзаменам важно формировать у учеников осознанные знания и учить соотносить их с возникающими проблемами, а не просто требовать формального заучивания того или иного определения или приёма решения задачи.

        Для этого я использую карточки с заданиями, которые предполагают применение знаний в нестандартной ситуации, когда нет готового алгоритма решения проблемы. Например, на уроке обобщающего повторения по алгебре и началам анализа в 12 классе по теме: «Показательная, логарифмическая и степенная функции» в ходе дидактической игры «Блиц – опрос» учащимся была предложена следующая карточка:

ЗАДАНИЕ:

Каждую кривую, построенную в координатной плоскости, соотнесите с её уравнением:

а) y = (x – 1)2

б) y = ()x

в) y = x5

г) y = log 7x

д) y = 5x

е) y = log 0,3x

        Проведению письменного экзамена по математике предшествует продолжительная целенаправленная работа по повторению, систематизации и углублению знаний учащихся. Особое внимание нужно уделить способам решения основных типов задач и правильному их оформлению. Поэтому, считаю, что теоретический материал целесообразно повторять в процессе их решения. В этом случае я использую карточки- репетиторы, состоящие из двух разделов:

I. Образец решения; II. Реши сам.

Образец решения содержит несколько способов решения и оформления задачи, что позволяет учащимся самостоятельно выбирать наиболее приемлемый для него способ. «Реши сам» содержит аналогичные задачи из сборника заданий для проведения письменного экзамена. Т. о. прорешиваются задачи, которые включаются в экзаменационную работу. Например, в 12 классе на консультациях  по теме: «Уравнения, неравенства, системы» я применяла следующую карточку:

Образец решения и оформления

Реши сам

Реши неравенство:

log 0,5 ( 2 – х ) › - 1

Решение:

I способ: log 0,5 ( 2 – х ) › - 1, используя формулу log a a = 1, получим:

log 0,5 ( 2 – х ) › - 1log 0,50,5.По формуле k log a b = log a bk преобразуем правую часть: log 0,5 ( 2 – х ) › log 0,5 ()-1

                                               

log 0,5 ( 2 – х ) › log 0,5 2, функция y = log 0,5 x убывает, следовательно 2 – x ‹ 2 (т. к. 0 ‹ а = 0,5 ‹ 1)

                              - х ‹ 0

                              х › 0

Найдём О. Д. З.

2 – x › 0

- x › -2

х ‹ 2

Найдём решение системы: х › 0

                                              х ‹ 2       ______________________

                                   

                                                              x

II способ: Выполнив преобразования, получим:

log 0,5 ( 2 – х ) › log 0,5 2

Составим  и решим систему неравенств:

                          2 – x ‹ 2, т. к. функция y = log 0,5 x убывающая

                          2 – x › 0, т. к. D ( log ) = R+

– x ‹ 2 -2        

– x ›-2

x › 0

x ‹ 2               ________________________

                                    0  ‹ x ‹ 2

Ответ:   0  ‹ x ‹ 2   (или: x )

 

1) log 4 (7 – x ) ‹ 3

2) log 9 (4 –3 x ) › 0,5

3) log 2 (1 –2 x ) ‹ 0

4) log 2 (2x +1 ) › 4

5) log 1/5 (2x +3) › - 3

6) log 0,5 (2x ) › 2

        Такая система организации повторения, обобщения и систематизации знаний позволяет, на мой взгляд, организовывать самостоятельную работу учащихся для усвоения знаний и повышения их качества в ходе повторения и подготовки к экзаменам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения основам военной службы

К сожалению, в средней школе отсутствует планируемое время на самостоятельную работу, что явно противоречит требованиям современного образования и остро ставит проблему дефицита учебного времени, необ...

Повторение и обобщение пройденного материала по теме "Кислоты. Соли"

Урок проводится с использованием личностно-ориентированных и игровых технологий....

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ».

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ». ...

викторина для 8 класса повторение и обобщение пройденного материала

Викторина для 8 класса. Повторение и обобщение пройденного материала за курс 8 класса в форме игры "Своя игра"...

Повторение и обобщение пройденного материала “Аукцион математических знаний” на тему “Рациональные числа”

В данной статье представлен аукцион математических знаний для 8 класса на тему “Рациональные числа&rdquo...

Урок русского языка в 8 классе «Повторение и обобщение пройденного материала по теме «Обособленные члены предложения»»

Данный урок может быть полезным и интересным для учителей русского языка, особенно для молодых педагогов, так каК в нём я попыталась показать все этапы урока по теме "Обобщающее повторение" ...