Конспект
план-конспект урока по технологии (7 класс) по теме

Мишанова Вера Георгиевна

Конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_6.docx25.75 КБ
Файл konspekt_6_-_2_urok_avtosohranennyy.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект занятия.

Дата: 15 неделя

Класс: 6 класс

Тема: «Натуральные волокна животного происхождения»

Цели занятия

-  Обучающая:  ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон;

- Развивающая: развить пространственное представление, логическое мышление, исполнительские умения;

- Воспитательная: воспитывать эстетический вкус и внимательность, дисциплинированность; прививать навыки аккуратности;

Оборудование:  таблица "Волокна", коллекция образцов тканей, ножницы, клей, нитки, игла, учебник, инструкционные карты для учеников, рабочая тетрадь.

Наглядные пособия:   презентация «Натуральные волокна животного происхождения»

Время:   90 минут

Ход урока

Этап

Время, методы

1

Организация учащихся

-впустить в кабинет

- рассадить по местам

- проверить присутствующих

-проверить готовность к занятию

2 минуты, принять рапорт от дежурного

2

Проверка знаний учащихся

Устный опрос учащихся по темам "Общие правила техники безопасности", "Натуральные ткани растительного происхождения"(5класс)

Вопросы для повторения:

1.Каковы правила поведения учащихся в кабинете "Технология"?

2.Что надо помнить учащимся во время работы?

3.Что должны сделать учащиеся по окончании работы?

4.С какими натуральными волокнами мы познакомились в прошлом году?

5 минут, опрос

3

Сообщение темы и цели занятия

Тема нашего занятия «Натуральные волокна животного происхождения»

1 минута, рассказ

4

Объяснение нового теоретического материала

С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит из крошечных тонких и коротких волосков-волокон. Из волокон получают нити, а из нитей и пряжи - ткань.

В 5 классе мы с вами познакомились с волокнами натуральными растительного происхождения.

Сегодня мы с вами изучим волокна натуральные животного происхождения-шерстяные и шелковые. Ткани из этих волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.

Шерсть - издавна известна людям. Это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти(95%) дают овцы. Шерстяной покров снимают с овец специальными ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 20 до 500мм. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.

Кроме овец, использовали шерсть и других животных. В Америке это были кролики, ламы, опоссумы, бизоны, в Азии-верблюды и козы. Из тонкого волоса верблюда производили мягкие и красивые ткани, а и грубого волоса делали приводные ремни, долго считавшиеся самыми прочными. Древние греки для изготовления одежды применяли мягкие, прекрасно драпирующиеся ткани из шерсти.

Виды шерстяных волокон - это волос и шерсть, они длинные и прямые, и пух - он более мягкий и извитый.

Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, т.е. подбирают волокна по качеству; треплют - разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из нее на текстильных фабриках-ткань. В отделочном производстве ткани красят в различные цвета или наносят на ткани различные рисунки. Ткани из шерсти вырабатываются гладкоокрашенными, пестроткаными и напечатанными.

Шерстяные волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, т.е. хорошо впитывают в себя влагу, стойкие к воздействию солнца. Шерсть считается самым "теплым" волокном. Шерстяные ткани мало пачкаются и не слишком мнутся. Они обладают хорошими гигиеническими свойствами, в одежде из таких тканей комфортно, тело "дышит".

Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные, пальтовые ткани. В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, габардин, кашемир и др.

Шелк, а точнее, шелковая нить - это продукт деятельности тутового шелкопряда, насекомого, известного в Китае с незапамятных времен (по мнению Конфуция, с 3 тысячелетия до нашей эры).

Легенда гласит, что китайская императрица Xен-Линг-Чи (2600 лет до н.э.) первая открыла это замечательное волокно. Она случайно уронила кокон в горячую воду и увидела, что из размягченного кокона отделились шелковые нити. Императрице пришла в голову мысль о том, что нить, которой гусеница обматывает себя, можно размотать и соткать из нее полотно. Что она и сделала. Ткань получилась на славу тонкая, легкая практичная, красивая. Так родилась древнейшая культура шелководства, основанная на жизнедеятельности тутового шелкопряда, питающегося листьями белой шелковицы (тутовник).

Любовь древних к шелку вызвана его исключительными природными и техническими особенностями. При помощи шелка покупали мир, заключали союзы, шелк посылали с посольствами правителям далеких стран.

Таким образом, шелк играл очень важную роль, как в древности, так и в средневековье.

В Китае было под страхом смертной казни запрещено вывозить гусениц шелкопряда или их личинки за пределы страны.

Цена шелковой нити была равна весу золота, поэтому шелк был доступен очень богатым вельможам. Более 3тыс. лет Китаю удавалось сохранять тайну разведения шелкопряда.

В 555 году двум монахам удалось вывезти несколько личинок к византийскому царю. Благодаря этим личинкам, а также, знаниям, приобретённым монахами в Китае о разведении шелкопрядов, производство шёлка стало возможным и вне Китая.

Самка бабочки откладывает 500-700 яиц и спустя 18-20 дней погибает. Развитие яиц продолжается 10-12 дней, за это время яйца становятся из белых серо-фиолетовыми и из них появляются гусеницы длиной около 3мм., которые начинают питаться свежими листьями тутового дерева. Через 25 дней гусеница увеличивается в массе и размере (становится длиною с палец, массу увеличивает в 10000 раз), Созревшие гусеницы перестают, есть и обматывает себя шелковой нитью, образуя коконы. В коконе гусеница за 3-4 дня развивается в куколку, а затем через 10дней в бабочку.

Шелк прекрасно "холодит" в жару. Как ни странно, это свойство вытекает из его способности держать тепло. Не менее ценно и то, что шелковое волокно, не становясь влажным на ощупь, способно впитывать влагу до 50% от собственного веса! Катышков, основных врагов прочих видов пряжи, на шелковой ткани практически не образуется. Шелковая нить очень крепка, но в некоторых случаях требует особо бережного обращения: изделия из шелка можно стирать только мягкими моющими средствами и нельзя сушить на солнце. Существует много сортов шелка (штоф, муслин, газ и т.д.)

35 минут, объяснение, демонстрация

5

Практическая работа: Распознавание волокон шерсти и натурального шелка"

Практическая работа выполняется в рабочей тетради. (Каждый ученик получает карточку-задание и набор образцов тканей. Сравнивают образцы и записывают свои наблюдения в рабочую тетрадь)

Во время выполнения практической работы учитель обходит рабочие места, контролирует технику безопасности, правильно ли организовано рабочее место, комментирует встречающиеся ошибки, пути их исправления.

30 минут, объяснение, показ трудовых действий, самостоятель-ная работа учащихся.

6

Подведение итогов занятия (заключительный инструктаж и выдача домашнего задания)

     Заключительный инструктаж, включающий в себя демонстрацию выполненной работы, общую характеристику работы, анализ допускаемых ошибок, оценку работы каждого ученика.

Критерии оценок:

«5» - ткань определена верно, все признаки точно определены.

«4» - ткань определена верно, есть недочеты в определении признаков

«3» - ткань определена верно, много ошибок в определении признаков

«2» - ткань определена неверно.

Фронтальная беседа с учащимися:

Что нового узнали на уроке?

Что научились делать на уроке?

Что мы узнали о свойствах шелковых тканях?

Что узнали о свойствах шерстяных тканей?

Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, проверить выполненную работу, выставить оценки.

10 минут, беседа.

7

Уборка рабочих мест

2 минуты



Предварительный просмотр:

План- конспект занятия.

Дата: 16 неделя

Класс: 6 класс

Тема: Машинные швы.

Цели занятия

-  Обучающая: закрепление умений и навыков выполнения двойного шва, применение этого шва при пошиве изделия.

- Развивающая:: развитие связной речи, памяти, мышления, моторики учащихся.

- Воспитательная:: формирование личностных качеств - трудолюбия, выносливости, терпения, умения работать по инструкции.

Оборудование и оснащение урока:  плакаты по технике безопасности, технологическая карта, словарь, готовый образец изделия, швейные машинки, компьютер, интерактивная доска.

Инструменты и приспособления: нитки, иголки, ножницы, булавки, линейки, карандаши.

Время:   90 минут

Ход урока

Этап

Время, методы

1

Организация учащихся

-впустить в кабинет

- рассадить по местам

- проверить присутствующих

-проверить готовность к занятию

2 минуты, принять рапорт от дежурного

2

Проверка знаний учащихся

Устный опрос учащихся по темам «Общие правила техники безопасности», «Правила техники безопасности при работе на швейной машине»

- к какому виду белья относится наволочка (нательному, постельному?)

- для чего нужна наволочка?

- из каких тканей шьют постельное бельё?

- почему постельное бельё шьют из этих тканей?

(они хорошо отстирываются, утюжатся, прочные, хорошо впитывают влагу и пропускают воздух).

- Какие должны быть ткани по расцветке? (светлые, однотонные или в мелкий рисунок). Почему? (Постельное бельё часто стирают, отбеливают).

-от чего зависит форма и размер наволочки? (от формы и размера подушки)

- при помощи чего можно снять мерки с подушки?

(при помощи сантиметровой ленты).

- мы работаем по плану. Как вы это понимаете?

(Работа по технологической карте: последовательность операций).

- Какие пункты плана по пошиву наволочки мы уже выполнили? (работа по технологической карте).

- каким швом обработали поперечные срезы? (швом вподгибку с закрытым срезом).

- это краевой шов или соединительный? (работа со словарём).

- какие соединительные швы вы научились выполнять?

(определение видов швов на образцах).

- какие швы применяют при пошиве наволочки?

(анализ образца).

- применяют ли стачной шов при пошиве постельного белья?

5 минут, опрос

3

Сообщение темы занятия

Тема нашего занятия «Машинные швы».

1 минута, рассказ

4

Объяснение нового теоретического материала

 - Мы с вами изучили терминологию машинных работ. Знаем, какие виды работ обозначаются этими терминами. Сегодня научимся применять эти знания на практике.

  В результате соединения двух или нескольких слоев материала машинной строчкой получается шов.

Шов  - место соединения двух или нескольких деталей строчкой.

Швейная машина значительно облегчает шитьё одежды. Если сравнить машинные швы и ручные, то мы увидим различия. Машинные швы красивые, ровные и крепкие чем ручные. С помощью машинных швов работа выполняется в пятьдесят раз быстрее, чем в ручную.

Ширина шва – это расстояние от строчки до среза детали.

Швы бывают разные: соединительные, краевые и отделочные. Мы с вами остановимся на знакомстве с соединительными и краевыми швами.

К соединительным швам относится стачной шов. Применяется для соединения боковых, плечевых и других срезов деталей изделия. Две детали складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы деталей изделия и смётывают. Рядом со смёточной строчкой прокладывают машинную.

Ширина шва равна1,5 -2 см. Используются нитки в цвет ткани. Стачные швы бывают с разутюженными и заутюженными срезами.

Накладной шов тоже является соединительным. Накладной шов с открытым срезом применяется для настрачивания тесьмы на

основную деталь. На лицевую сторону одной детали лицевой стороной вниз накладывается другая деталь, намётывается и настрачивается, ширина строчки зависит от модели.

Тесьму настрачивают на  расстоянии 0,1-0,2 см.

Накладной шов с закрытым срезом применяется для настрачивания накладных

карманов, фигурных  кокеток и др. Одну деталь подворачиваем с лицевой стороны на изнаночную и заметываем, затем заметанную деталь накладываем на другую, намётываем и настрачиваем. Ширина шва зависит от модели.

Наиболее прочный соединительный шов - это двойной шов .

 Применяется при пошиве постельного белья, при соединении отдельных частей изделия из шелковых прозрачных тканей и тонких хлопчатобумажных материалов.

Сложить детали изнаночными сторонами внутрь, сметать и стачать на расстоянии 8 мм от среза. Срезать припуски до ширины 4 мм. Вывернуть, сметать, располагая шов на сгибе. Проложить машинную строчку на расстоянии 7 мм от сгиба.

Краевые  машинные швы служат для обработки краев и срезов.

К ним относятся:  шов вподгибку с открытым срезом .

Применяется при обработке низа изделия, особенно низа  расклешенных юбок.

Выполняется нитками в цвет ткани или отделочными.  Выполняется следующим образом: с лицевой стороны на изнаночную перегибают край детали по линии подгиба, заметывают и прострачивают на расстоянии 1-2 мм от среза.

 Шов вподгибку с закрытым срезом выполняется следующим образом: с лицевой стороны на изнаночную  подгибают край детали на 0,5-0,7 см, а затем по линии подгиба замётывают и прострачивают на расстоянии 1-2 мм от подогнутого края

Много неприятностей при шитье случается из-за пренебрежения операцией регулировки нитей.

Эти  неприятности (неполадки)  можно устранить.

Все строчки, кроме отделочных, выполняются нитками в цвет ткани.

Концы строчек закрепляют обратной строчкой.

Ширина шва должна соответствовать размерам, указанным в инструкционных картах на изготовление швейных изделий.

35 минут, объяснение, демонстрация

4

Практическая работа: «Выполнение образцов машинных швов».

Практическая работа выполняется учащимися с использованием инструкции в учебнике (с. 29-30, таблица 8 «Машинные швы») . Подготовка образцов размером 10 х 10 см в количестве 4 штук.

2. Заправка швейной машины

3. Проверка качества машинной строчки.

4. Выполнение машинного шва предложенного учителем ( двойной, запошивочный и др.)

  Во время выполнения практической работы учитель обходит рабочие места, контролирует соблюдение техники безопасности, напоминает о порядке на рабочем месте. Следит за правильной посадкой во время работы, за соблюдением технологической последовательности во время работы. Оказывает помощь, по необходимости.

30 минут, объяснение, показ трудовых действий, самостоятель-ная работа учащихся.

5

Закрепление изученного материала.

     Вопросы для закрепления:

  1. Для чего служат соединительные швы?
  2. Как классифицируются машинные швы?
  3. Какие швы относятся к соединительным?
  4. Какие швы относятся к краевым?
  5. Для каких срезов применяется стачной шов?
  6. Расскажите последовательность выполнения стачного шва.

5 минут, беседа

6

Подведение итогов занятия (заключительный инструктаж и выдача домашнего задания)

    Заключительный инструктаж, включающий в себя демонстрацию выполненной работы, подведение итогов урока.

Фронтальная беседа с учащимися:

Что нового узнали на уроке?

Что научились делать на уроке?

С какими швами познакомились?

Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, проверить выполненную работу, выставить оценки.

Критерии оценок:

«5» - швы выполнены аккуратно, без ошибок и исправлений.

«4» - швы выполнены аккуратно, с незначительными ошибками.

«3» - швы выполнены менее аккуратно, с рядом ошибок и исправлений.

«2» - швы выполнены неаккуратно, с многочисленными исправлениями и ошибками.

7 минут, беседа.

7

Уборка рабочих мест

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...