Обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью через личностно-ориентированный подход.
статья на тему

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся с умеренной степенью У.О. зависит от внедрения в школе здоровье сберегающих технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Дегтярева Анна Николаевна

ГБОУ школа№ 432

Обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью через личностно-ориентированный подход.

      Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся с умеренной степенью У.О. зависит от внедрения в школе здоровье сберегающих технологий. Под здоровье сберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

    Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

       Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей, особенно детей имеющих отклонения в здоровье.

       Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

строгая дозировка учебной нагрузки (материал и задания подбираются с учетом возможностей каждого учащегося);

построение урока с учетом работоспособности учащихся;

соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

благоприятный эмоциональный настрой;

проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

        Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится и получается, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.

         Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.  С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя

        Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные принадлежности и убрать с него все лишнее, а по окончании урока убрать свое рабочее место.

       Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы.

       Осуществление идеи организации здоровье сберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно особенно ребенку с отклонениями в здоровье. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

       Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.

         Важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз, обязательны и упражнения на релаксацию.          Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием.

         Большое значение на уроках ручного труда имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.  При проведении инструктажа по О.Т. проговариваются правила работы с инструментами и материалами. Инструктаж усваивается лучше, если он не просто проговаривается, а еще и демонстрируется. Например, работа с ножницами. Хорошо помогают мультфильмы (Смешарики, Тетушка Савунья).

          Уроки ручного труда дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно- развивающие программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталости на начальном этапе обучения

Целью данных программ является  развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование  позитивных качеств, развитие познавате...

Формирование элементарных основ безопасности жизнедеятельности у учащихся с умеренной умственной отсталостью в группе продленного дня.

В статье представлен методический материал из опыта рботы с детьми класса Особый ребенок по формированию основ безопасности жизнедеятельности в рамках ОЭР школы...

Методические рекомендации по коррекции нарушений письменной речи у учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Преодоление каждого вида дисграфии осуществляется различными методами. Вместе с тем существует ряд основных принципов, соблюдение которых обязательно при работе по устранению любого вида дисграфии....

«Дифференцированный подход к обучению учащихся с умеренной умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы».

Статья напечатана в сборнике изданном по материалам всероссийской научно-практической конференции: «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоро...

Пояснительная записка по математике для учащихся с умеренной умственной отсталостью 5 - 9 классы

Данная программа предназначена для учащихся с умеренной умственной отсталостью. Составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умст...

ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДА ОЦЕНИАВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОГОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ПОКАЗ ПРАВИЛЬНОГО ВАРИАНТА ИЗ ТРЕХ ПРЕДЛОЖЕННЫХ

Мониторинг, навык чтения слогов, GOMs (новый генеральный формат оценки), умеренная умственная отсталость.В данной статье представлены требования технологии GOMS, разработанной сотрудниками Университет...

Активизация познавательной деятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через использование игровых технологий на уроках математических представлений."

ldquo;Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его...