Статья: "Школа и семья как союзники в воспитании маленького гражданина".
статья на тему

Калугина Маргарита Васильевна

Взаимодействие школы и семьи как важнейший фактор духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

М.В.  Байраченко

МБОУ «Киселёвская ООШ

Новооскольского района  Белгородской области»,

учитель русского языка и литературы

(с. Киселёвка)

ШКОЛА И СЕМЬЯ КАК СОЮЗНИКИ В ВОСПИТАНИИ МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА

Любовь к родине — не отвлеченное понятие,

но реальная душевная сила, требующая организации,

развития и культуры.

Толстой А. Н.

Сегодня патриотическое воспитание подрастающего поколения находятся в центре интеграционных воспитательных усилий школы и семьи. В российском обществе сложилось так, что семья как фактор воспитания – это первая ниша, откуда берут начало духовно-нравственное, предметно пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное составляющее каждого ребенка.

Первые уроки патриотизма, на наш взгляд, ребенок получает именно в семье. Родители передают ему свое восприятия жизни: свою любовь к природе, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее.

Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать на предприятии, помогать тому, кому нужна твоя помощь: отстающему товарищу, родителям по дому, пожилым людям, ветеранам. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм.

           Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла.

Школа, реализуя образование, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи. Патриотическое воспитание взаимно обогащает родителей, педагогов, детей.

Формы и методы гражданско-патриотического воспитания непрерывно изменяются и совершенствуются, причем более активно это происходит в периоды исторических перемен в жизни самого государства. В это время на образовательное учреждение как социальный институт ложится дополнительная нагрузка, обусловленная социальным заказом на определенный тип гражданина, следовательно, максимальное развитие личности невозможно без формирования у подростка гражданской позиции, привития ему гражданско-патриотических ориентиров.

Новые Стандарты школьного образования в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, но и овладение элементарными методами исследовательской деятельности, умение работать с различными источниками, развитие способностей использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Исследовательскую деятельность можно рассматривать как средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции наших предков, способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию.

Благодаря внедрению в учебный план образовательных учреждений интегрированного курса «Белгородоведение», целью которого является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) с осознанным желанием и внутренней потребностью активного участия в его развитии, у обучающихся формируется научное мировоззрение, а также поисково-исследовательский характер.  Курс направлен на то, чтобы в процессе обучения обучающиеся проявляли максимум самостоятельности в процессе накопления информации, осваивали способы деятельности и познания мира, испытывали интерес к культуре и истории родного края.

В рамках интегрированного курса «Белгородоведение» обучающиеся нашей школы занимаются изучением родного края через исследовательскую деятельность. Детьми были выбраны следующие темы для собственных исследований: «Языковое и художественное своеобразие частушек села Киселёвка», «Проблема изучения и сохранения диалектных слов. Диалекты с. Киселёвка Новооскольского района», «Тематические группы домашней утвари села Киселёвка Новооскольского района Белгородской области», «Прозвища жителей села Киселевка Новооскольского района Белгородской области», «Наш флаг – наша гордость», «Сердце Святого Белогорья - Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь» и другие. Основной смысл этих работ заключается в том, чтобы помочь обучающимся лучше узнать свой родной край, историю и культуру, развивать  способности  к исследовательской деятельности и творческой работе обучающихся.

Благодаря исследовательским работам различной тематики, которые посвящены жизни и деятельности наших земляков, культуре родного края, происходит воспитание патриотизма подрастающего поколения. На наш взгляд, показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности может являться формирование и развитие у ребят социальной активности, которая проявляется в гражданских социальных акциях школы, в традиционных мероприятиях и творческих конкурсах. У школьников отмечаются чувства солидарности, дружбы, верности своему народу и уважение к традициям России. 

Воспитывая детей в духе патриотизма, школа и семья сохраняют интеллектуальную элиту государства,  занимаются воспитанием, становлением и развитием высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Список использованной литературы:

  1. Гаязов А. С. Демократические ценности, принципы и воспитание гражданина. [Текст] // Ж.: Вестник Оренбургского государственного университета. – 2001 – №1.
  2. Искусство семейного воспитания: книга очерков/ под ред. проф. П.Т. Фролова. [Текст] – Белгород: Белгородский гос. пед. ун-т, 1995-256с.
  3. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. [Текст] – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006.-224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Права маленького гражданина"

Буклет по правам ребенка. Материал может быть использован классными руководителями на классных часах, и на уроках....

Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»

Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности. Задачи программы:- обеспечить детей знаниями, навыками, ценностн...

Кодекс маленького гражданина города Белая Калитва

Кодекс маленького гражданина города Белая Калитва...

урок по правам "Права маленького гражданина"

методическая разработка для педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов...

Классный час "Я маленький гражданин большой страны"

Классный час в форме развлекательно-познавательной игры для учащихся 5 класса...

Презентация к родительскому собранию "СЕМЬЯ и ШКОЛА: воспитание ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА, ПАТРИОТА своей Родины"

Привлечене внимания родителей к совместной деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи. Обсуждение актуальных вопросов патриотического воспитания. Ообмен опытом между родителями и педа...

Маленький гражданин большой страны.

Дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.Форми...