Исследовательская работа по творчеству В.В. Маяковского
материал (10 класс) на тему

Исследовательская работа по творчествуВ Маяковского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_vraga_v_tvorchestve_v.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

«Образ врага в творчестве В. В. Маяковского».

  Образ врага в творчестве В. Маяковского- важная, еще не исследованная в полной

мере тема, проходящая через все творчество поэта.

   В дореволюционный период- образ врага еще не конкретизирован. Но к семнадцатому году образ врага определился: буржуй, поп, кулак… и так далее: вплоть до «Врагов» шахтинского дела, вплоть до прямых указаний:

             Чтоб вновь, взвалив мешки и кульки

              воскресла мешочная память,

              об этом стараются кулаки

             да дети дворян с попами.

  В ранней поэзии враг- в большинстве случаев мещанин, обыватель, после революции образ врага формируется в соответствии с официальной политикой. Это- классовый враг.

             А мы

             не Корнеля с каким-то Расином-

             отца,-

             предложи на старье меняться,-

             мы

             и его

             обольем керосином

             и в улицы пустим

            -для иллюминаций.

                             («Той стороне», 1918г).

            Белогвардейца

            найдете –и к стенке.

            А Рафаэля забыли?

            Забыли Растрелли вы?

            Время

            пулям

            по стенкам музеев тенькать.

           Стодюймовками глоток старье расстреливай!

                                 («Радоваться рано», 1918).

           Теперь

           не промахнемся мимо

           Мы знаем, кого- мети!

           Ноги знают, чьими трупами

           им идти.

                                 («Владимир Ильич», 1920г).

         Пули, погуще!

         По оробелым!

         В гущу бегущим

         грянь, парабеллум!

         Самое это!

        С донышка душ!

        Жаром, жженьем, железом, светом

        жарь,

        жги,

        режь,

        рушь!

                      («150 000 000», 1920г).

        Пусть

        Горят над королевством

        бунтов зарева!

        Пусть

        столицы ваши

        будут выжжены до тла!

        Пусть из наследников,

        из наследниц варево

       варево в коронах –котлах!

                                 («Сволочи!», 1922г).

   После революции в классовые враги будут зачислены и некоторые писатели.

      На  ложу в окно театральных касс

      тыкает ногтем лаковым.

      он дает социальный заказ

      на «Дни Турбиных»- Булгаковым.

      ……………………………………..

     Товарищи, помните: между нами

     орудует классовый враг.

                                      («Лицо классового врага», 1928г).

   За плевками и надругательствами- не только стремление поэта утвердить себя и обличить врага. Здесь обнаруживается естественное нравственное состояние лирического героя – примитивизм реакций на людей, не принимающих его «великой души». Эти реакции болезненные, человеконенавистнические.

   «Величайшая в мире боль,- пишет Карабчиевский.- когда обидели Маяковского, и физиологическая сладость насилия, когда обижает Маяковский, мстя за обиду».

   Лирический герой оскорблен любимой:

           Довольно!

           Теперь-

           клянусь моей языческой силой! –

           дайте

           любую

           юную,-

           души не растрачу,

           изнасилую

            и в сердце насмешку плюну ей!

                                     ( «Ко всему», 1916г).

1) Неудача в любви-

2) очернение любимой женщины-

3) обвинение кого-нибудь в своей неудаче.

 По такой схеме выстроена любовная лирика в ряде стихов и поэм. Прежде всего – в «Облаке в штанах». Виновным в любовных неудачах поэта, в конце концов, оказывается Бог. И заканчивается поэма потоком богохульств.

  Долой вашу любовь, искусство, строй, религию – провозгласил поэт. Но какую иную любовь предлагает поэт на место «вашей»?

           Тело твое просто прошу.

           

           Мария – дай!

         Мария –

         не хочешь?

         Не хочешь!

         Ха!

  Вот и вся любовь «новая» любовь. Чувство лирического героя вполне определенно и естественно: телесное «дай!» Когда- то было «Я помню чудное мгновенье». Теперь появилось «дай!».

  В дальнейшем в любовной лирике Маяковского также на первом месте будет утверждаться «я». Но именно в любви прорывается то, человеческое, что смягчает образ лирического героя:

          Ведь для тебя не важно

          и то, что бронзовый,

          и то, что сердце

         - холодной железкою.

          Ночью хочется звон свой

           спрятать в мягкое,

           в женское.

           И вот, громадный, горблюсь в окне,

           плавлю лбом стекло окошечное.

           Будет любовь или нет?

           Какая –

           большая или крошечная?

  Такие стихи пробуждают сочувствие к поэту как человеку, может быть, глубоко несчастному, на долу которого, в конце концов, выпало не восхищение любимой, не выражение в стихах своего чувства к ней, но агитация, поучение: « Любовь –это значит…». Можно посочувствовать и постоянному его самоломанию, тому, что заставляло его той же Марии ( в «Облаке в штанах») говорить и такие слова:

          Детка!

           Не бойся,

           что у меня на шее воловьей

           потноживотные женщины мокрой горою сидят,

           это сквозь жизнь я тащу

           миллионы огромных чистых любовей

           и миллион миллионов маленьких грязных любят.

   Таковы реакции лирического героя на отношение к себе женщины.

   В поэме «Облако в штанах»  Маяковский призывает крушить мир.

            Идите!

            Понедельники и вторники

            окрасим кровью в праздники!

            Пуская земле  под ножом припомнится,

             кого хотела опошлить!

             Земле,

             ожиревшей, как любовница,

             которую вылюбил Ротшильд!

             Чтоб флаги трепались в горячке пальбы,

              как у каждого порядочного праздника-

              выше вздымайте, фонарные столбы,

              окровавленные туши лабазников.

             Изругивался,

             вымаливался,

             резал,

             лез за кем-то

             вгрызаться в бока.

             На небе, красный, как марсельеза,

              Вздрагивал, околевая, закат.

  В маяковсковедении поэма «Облако в штанах» признавалась вершиной бунтарства, мятежа поэта против буржуазного мира. К тому же  в поэме, писали исследователи, происходит слияние поэта и простых людей, от имени которых он выступает. Чистое чувство лирического героя поругано «в мире нравственной растленности»… В свете классового, атеистического мировосприятия такой вывод, вероятно, правомерен. Но наряду с «миром нравственной растленности» есть  и мир светлых человеческих чувств, любви к женщине, к семье, к стране. И какой из этих «миров» выбрать,- зависит от самого человека.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по творчеству Григория Остера

Исследовательская работа  по творчеству Григория Остера...

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....

Исследовательская работа по творчеству М.М.Пришвина "Разноцветный мир удивительного писателя"

Михайлович Пришвин  - удивительный писатель, который называл сам себя художником. «Моё настоящее искусство – живопись, - утверждал Пришвин, - но я не могу рисовать, и то, что должно быть изображе...

презентация к исследовательской работе по творчеству В.А. Кораблинова

Презентацию выполнил обучающийся 7 класса Макаренко Валерий...