Икона «Живоначальная Троица» Андрея Рублёва
план-конспект урока (5 класс) на тему

Икона «Живоначальная Троица» Андрея Рублёва

Урок по ОДНК разработан           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikona_andreya_rublyova.docx33.93 КБ
Файл ikona_andreya_rublyova.pptx1 МБ

Предварительный просмотр:

Икона «Живоначальная Троица» Андрея Рублёва

                                Урок по ОДНК разработан         

учителем русского языка и литературы

МБОУ гимназии № 3 Красюковой Т.И.

Имя урока: Бог любит Троицу

Цели урока:

  • содержательная: с помощью  ресурсного круга обеспечить понимание учащимися того, чем является икона в православной традиции, познакомить с иконописцем А.Рублёвым и его творением – иконой «Живоначальная Троица»; показать, что икона всегда пишется языком символов, и каждая деталь на ней имеет особый смысл;
  • деятельностная: (формирование умений новых способов действий):

- формировать у учащихся умение понимать место и роль духовной и нравственной культуры в своей жизни и в жизни своего Отечества;

- формировать у обучающихся умение мыслить образами;

  • развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: ценностно-смысловые (способность понимать окружающий мир – произведение искусства); общекультурные (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры – духовный подвиг А.Рублёва и его икона «ЖивоначальнаяТроица»); коммуникативные (навыки работы в группе, коллективе).

На данном уроке дети должны:

  • знать, что такое икона;
  • знать правила иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл;
  • знать средства, которыми передаётся внешнее выражение сюжета иконы «Живоначальная Троица» А.Рублёва: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и тёплый свет.

Содержание учебного материала: статья «Живоначальная Троица» в учебнике «Истоки. 5 класс», автор А. В. Камкин.

Единица содержания образования: икона А.Рублёва «Живоначальная Троица».

Алгоритм урока открытия новых знаний в рамках СДП

  1. Подготовительный этап.

Шаг 1 – мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

  1. - Бог любит Троицу. Объясните, как вы понимаете данное выражение?

/Поговорка: так говорят, когда что-нибудь дают. Волшебное число «3». Троица – православный праздник. Икона «Троица»/

  1. - Вам приходилось бывать в храме или церкви? Вы видели иконы? Попробуем воспроизвести свои впечатления. Давайте попытаемся увидеть и услышать образы, звуки и запахи в храме. А поможет нам в этом маленький колокольчик, согретый теплом рук каждого из вас.
  2. Рефлексия:

- Что нового возникло в вашем представлении о храме?

Шаг  2  - рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение между знанием и незнанием.

  1. - Вы увидели, что в храме много икон.

- А как вы думаете, что такое икона? Чем является икона в православной традиции?

/Слово «икона» происходит от греческого «эйкон»  - «изображение», «образ». 

Это изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, Сцен из Священного писания,  которым церковь приписывает священный  характер.

Икона в православной традиции – окно в духовный мир, она призвана помочь человеку в молитвенном общении с тем. Кто на ней изображён. Икона может иметь свой сюжет/.  

- Отец Александр Киселёв так сказал об иконе: «Тот, кто видит в иконе  только доску и краски, тот почти ничего не видит.  Кто видит в иконе красоту, тот видит много,  но ещё не всё.  Тот же, кто начинает постигать духовную её сущность,  тот подошёл к главному в ней.  Через иконы было нам дано явление той благодатной силы, которая некогда спасла Россию»

Современному человеку нелегко понять красоту древнерусской живописи, отделённой от настоящего времени толщиной столетий. Её своеобразие открывается не каждому и не сразу. Чтобы постичь её, нужно внимательно вглядываться в совершенные произведения древнерусских мастеров, попытаться понять их отношение к миру, особенности живописной манеры. Без знакомства с творчеством величайших художников прошлого, таких как Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий, Симон Ушаков, невозможно понять до конца тот огромный путь, который прошло наше искусство.

Шаг 3 – постановка учащимися цели урока как собственной задачи.

- Ребята, давайте составим план наших действий на уроке.

План действий.

  1. Узнаем историю написания иконы «Живоначальная Троица».
  2. Познакомимся с правилами иконописного образа.
  3. Узнаем средства, которыми передаётся внешнее выражение сюжета иконы.
  4. Познакомимся со средствами, которыми передаётся внутреннее средоточие иконы.

Основной этап – открытие новых знаний

Шаг 4 – реализация готового проекта – открытие новых знаний.

  1. Просмотр киноролика «Энциклопедия Троица. А.Рублёв».
  2. Слово учителя

- Сергий Радонежский. Он дал Андрею Рублёву  юное по чистоте восприятие мира. Но при всем том Сергий был как никто тверд и привержен идеалам веры в добро и правду. И это навсегда запомнил художник. В ту пору, когда люди ожесточались ходом событий, междоусобица и распри одолевали Русь, Сергий находил тихие, задушевные слова, мирил земляков, объединял русских на борьбу против общего врага.

На фоне музыки И. С. Баха "Vater unser im Himmelreich" учитель читает отрывок из рассказа И. Долгополова "Андрей Рублёв"

-  Звонят колокола. В храме сумрачно. Колеблемые ветром лучины еле теплятся, мерцающий свет озаряет темные образа. Пучок света, проникший сквозь узкое окно, дымною стрелою вонзился в старинную икону, и в его голубом сиянии словно ожили строгие лики. В тиши храма вдруг прозвучал голос Сергия, негромкий, но слышный всем. Он говорил о добре и зле, о страстях человеческих, об Отчизне …

Андрей Рублев зачарованно слушал мудрую речь. Хор стройно прочел молитву, и эхо гулко и звучно ответило поющим голосам. Андрей вглядывался в лица молящихся.

"Надо все запоминать. Каноны стары, обветшали. Нужно письмо новое, человеку близкое", - думал Андрей …

Летописцы нарекли Сергия Радонежского  "делателем", ибо поистине все его деяния, как и само бытие его, полное чудесных свершений, превращают Сергия в личность легендарную. Не мечом, топором, дубиной, не криком оголтелым, - с л о в о м заветным покорял Сергий. Уверял в надобности сплочения, веры и неотвратимости победы над злом.
И вот эти слова Сергия Радонежского воплощены в пластические формы Андреем Рублевым, иконы которого и через шестьсот лет потрясают проникновением в суть явления, мудростью и гуманизмом … Не геенной огненной, не плахой адской, не пытками грешников убеждали его фрески и иконы - тихой светозарностью, благостной красотой образов, новой необычной лученосностью проникали в душу народа, сплачивали на борьбу с недругами.

В основу иконы «Живоначальная Троица» легла библейская легенда о явлении трёх путников-ангелов старцу Аврааму и его жене Саре. Патриарх Авраам угадал в дивных путниках божества и пышно угостил их.  

Андрей Рублёв не стал передавать все детали библейского предания, он лишь уделил внимание трём фигурам. Это Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой Дух. Ангелы восседают за столом, в центре которого чаша, символизирующая готовность к жертвенному подвигу. Существует такое мнение, что именно икона «Живоначальная Троица» вернее всего даёт ключ к пониманию красоты всей древнерусской иконописи.

- Что же за мир, в который нас погружает созерцание "Троицы"?  Давайте попытаемся разобраться в особенностях иконы.

Сейчас вы все на время станете экспертами в области искусствоведения. Вам необходимо провести исследование и подготовить отчёт о проделанной работе.

Работа экспертов (работа в группах)

1-я группа

Задача: исследовать, что изображено на иконе.

  1. Внимательно рассмотрите икону. Помните: на иконах не бывает ничего лишнего! Образы, предметы и каждая деталь несут большой смысл.
  2. Посмотрите ещё раз на икону. Три ангела держат совет о чём-то исключительно важном. Как вы думаете, о чём они советуются?
  3. Как размещены ангелы: где и на чём они восседают?
  4. В руках ангелов – жезлы.
  5. Трон и жезлы всегда символизировали власть и силу земных царей. А что же они значат на иконе, изображающей ангелов?
  6. Обратите внимание на то, что окружает ангелов.
  7. Что виднеется над головой левого ангела?
  8. Что находится за плечом среднего ангела?
  9. Над правым ангелом сливаются в одно полукружье три горы. Что символизируют окружающие ангелов предметы?
  10.  Какой цвет преобладает на иконе? Откуда исходит свет? (Не забудьте о тени, есть ли она на иконе?)
  11.  Проверьте свои предположения по учебнику (с. 77-79). Подготовьте отчёт об исследовании для других экспертов.

2-я группа

Задача: разгадать одну из главных тайн иконы.

  1. Перед вами три ангела? Схожи ли они между собою? Есть ли разница?
  2. Какого цвета крылья у ангелов?
  3. В каком состоянии пребывают ангелы? Можно ли сказать, что они беседуют между собою? На каком уровне  идёт общение между ними?
  4. Вспомните, что значит мыслить, чувствовать и  действовать  соборно? Можно ли сказать, что ангелы мыслят,  чувствуют и  действуют в любви и согласии?
  5. Похожи ли действия ангелов? Обратите внимание, куда направлена правая рука (длань) всех ангелов?  
  6. Что общего в одеянии ангелов? Какой цвет объединяет их одежды?
  7. Что символизирует синий цвет? На что указывает он в одеждах ангелов?
  8. Иконописец убедил нас во внутреннем единстве и нераздельности ангелов. Между ангелами неотмирное  (не сего мира) единство.
  9. Проверьте свои предположения по учебнику ( с. 79-80).
  10. Что значит образ Триединого Бога? Как он является людям?
  11.  Подготовьте отчёт об исследовании для других экспертов.

3-я группа

Задача: исследовать различия трех Лиц Святой Троицы.

  1. На иконе изображены три сидящих на тронах ангела. Один из них сидит в центре  престола и чуть выше других. Предположите, кто это: Бог-сын, Бог-Отец или Бог-Святой Дух?
  2. Одежда Вседержителя окрашена в тёмно-вишнёвый цвет. Что символизирует этот цвет?
  3. На кого  устремлён взор  Бога-Отца? Как он смотрит на своего сына?
  4. Какой цвет преобладает в одеянии Бога-сына?
  5. Предположите, куда устремлён взгляд Бога-сына?
  6. Куда устремлён взор ангела - Святого духа?
  7. Какой цвет преобладает в Его одежде ? Что символизирует зелёный цвет?
  8. Проверьте свои предположения по учебнику ( с. 81-82).
  9. Подготовьте отчёт об исследовании для других экспертов.

4-я группа

Задача: исследовать, что символизируют предметы, изображённые на заднем плане иконы.

  1.  Что изображено в центре иконы, за спиной у среднего ангела?
  2. Вспомните, если сможете, какие важнейшие события библейской истории сопровождал образ дерева.
  3.  Над головой левого ангела изображён храм. Подумайте, что он символизирует на иконе преподобного Андрея Рублёва?
  4. О чём напоминают три горы над правым ангелом?
  5. На иконах не бывает ничего лишнего! Образы, предметы и каждая деталь несут большой смысл. Что хотел сказать иконописец, разместив вокруг ангелов образы дерева, храма и гор?
  6. Проверьте свои предположения по учебнику ( с. 82-83).
  7. Подготовьте отчёт об исследовании для других экспертов.

5-я группа

Задача: выяснить, что незримо присутствует в иконе.

  1. По словам отца Александра Киселёва, тот, «кто видит в иконе красоту, тот видит много,  но ещё не всё.  Тот же, кто начинает постигать духовную её сущность,  тот подошёл к главному в ней.  Через иконы было нам дано явление той благодатной силы, которая некогда спасла Россию». Попытайтесь разглядеть то, что лишь подразумевается, но не изображено.
  2. Внимательно рассмотрите икону, найдите круги.
  3. Внимательный взгляд заметит, что фигуры ангелов тоже вписаны в круг. Помните, что круг с древнейших времён символ завершённости и вечности. Что хотел подчеркнуть иконописец в своей иконе?
  4. На иконе много света. Попробуйте найти его источник. Есть ли тень на иконе? Сделайте вывод.
  5. Какова идея иконы? Что хотел донести до нас  преподобный Андрей Рублёв?
  6. Проверьте свои предположения по учебнику (с. 83-84).
  7. Подготовьте отчёт об исследовании для других экспертов.

Шаг 6 – первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Творческие отчёты экспертов.

Заключительный этап – применение и рефлексия

Шаг 7 – самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону.

- Соотнесите предметы, изображённые на иконе с тем, что они собой символизируют

/Работа в парах/

Символ иконы

Шаг 1

Шаг 2

Три ангела

Чаша

Нимб

Жезлы

Дом

Дерево

Гора

  1. Знак святости
  2. Признаки царской власти
  3. Жертвенная чаша
  4. Бог-Отец, Бог-Сын, Бог- Святой Дух.
  5. Древо познания добра и зла.
  6. Церковь.
  7. Стремление к горнему, небесному.
  8. Мамврийский дуб.
  9. Творение рук человеческих.

Шаг 8 - включение в систему знаний и повторение.

Что символизируют цвета иконы?

  1. - Какие цвета использует А.Рублёв при написании иконы?

/Красный, пурпурный, синий, зелёный, золотистый, белый/

- Давайте вспомним, что символизируют эти цвета?

Красный – цвет крови.

Синий – небо, небеса.

Зелёный – жизнь, пробуждение.

Золотистый –

Белый – чистота, безгреховность.

Все цвета легкие, свежие, жизнерадостные. Надежда на то, что люди могут жить идеалами Добра, Красоты, Справедливости.

«Икона является для зрения тем, чем является слово для слуха»,  -писал святой Иоанн Дамаскин, живший в YIII веке.

Поистине, через иконы было нам дано явление той благодатной силы, которая некогда спасла Русь, Россию.

  1. - Иконы живут по своим законам, без проникновения в которые нельзя её понять. Какие это законы?

/Символика цвета, особенности композиции/

  1. А. Рублёв канонизирован Русской православной церковью в 1988; церковь отмечает его память 4 (17) июля. 
  2. Песня А.Малинина «Дай БОГ».

Д.з. Летом отмечают православный  Праздник Святой Троицы. Узнайте у родителей, бабушек или дедушек, как отмечали его на Руси. А может быть, где-то его отмечают и сейчас? С помощью Интернета попытайтесь найти информацию о том, празднуют ли в наши дни Троицу?  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бог любит Троицу

Слайд 2

Внутреннее убранство Храма

Слайд 3

Икона – «окно» в Царствие Божие Слово «икона» происходит от греческого « эйкон » -«изображение», «образ». Это изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, Сцен из Священного писания, которым церковь приписывает священный характер.

Слайд 4

«Тот, кто видит в иконе только доску и краски, тот почти ничего не видит. Кто видит в иконе красоту, тот видит много, но ещё не всё. Тот же, кто начинает постигать духовную её сущность, тот подошёл к главному в ней. Через иконы было нам дано явление той благодатной силы, которая некогда спасла Россию» Отец Александр Киселёв

Слайд 5

Феофан Грек Дионисий Симон Ушаков

Слайд 6

«Андрей Рублёв и Сергий Радонежский» Худ. Илья Глазунов

Слайд 7

Икона «Живоначальная Троица» Андрея Рублёва Мы должны: познакомиться с образом А.Рублёва и его иконой «ЖивоначальнаяТроица»; знать , что такое икона ; правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл; знать средства , которыми передаётся внешнее выражение сюжета : фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и тёплый свет.

Слайд 8

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

Слайд 9

Портрет А.Рублёва. Художник О. Кандауров Отари Кандауров - великий современный русский художник XX века

Слайд 11

ПРЕСТОЛ — символ божественной или светской власти. С одной стороны, престолом именуется священное место, трон, где восседает божество, например, престол Господень, с другой — трон монарха или духовного владыки. СЛОВАРЬ ТРОН (греч. thronos — \"седалище, кресло, возвышение\ ") — символическое сиденье, возвышение, почетное место (сравн. алтарь). ЖЕЗЛ — палка, трость, посох. С древнейших времен — символ достоинства высших представителей светской и церковной власти. Термин Ж. на Руси известен с 11 в. (Остромирово Евангелие). Ж. — неизменный атрибут царя, короля и вел. князя в миниатюрах Лицевого свода (16 в.): палка с Т-образным навершием . С посохом (Ж.) ходили Иван III и Иван IV, а также церк. иерархи. Символика Ж. (посоха) связана, видимо, с образом пастыря, пасущего свое стадо (пастушеский посох).

Слайд 12

ЛИК ( церк.-слав . ликъ , ст.-слав . лице; родств . др.-прусск . laygnan — \"лицо, щека\ ") — лицо, изображение, вид, образ. Отсюда: облик, слик — сравнение, прили́к — приличие. Лик — икона (сравн. блик). Яндекс.Словари ›

Слайд 13

Символ иконы Шаг 1 Шаг 2 Три ангела Чаша Нимб Жезлы Дом Дерево Гора

Слайд 14

Эталон Символ иконы Три ангела Бог-отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух Чаша Жертвенная чаша Нимб Знак святости Жезлы Признаки царской власти Дом Церковь; творение рук человеческих Дерево Древо познания добра и зла; Древо Креста; Мамврийский дуб Гора Стремление к горнему, небесному

Слайд 15

Домашнее задание Летом отмечают православный Праздник Святой Троицы. Узнайте у родителей, бабушек или дедушек, как отмечали его на Руси. А может быть, где-то Троицу отмечают и сейчас? С помощью Интернета попытайтесь найти информацию о том, празднуют ли в наши дни Троицу?

Слайд 16

А. Рублёв канонизирован Русской православной церковью в 1988; церковь отмечает его память 4 (17) июля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение "Иконы Андрея Рублева"

О вечности бытия размышляет ученица 11 класса Холмогорцева Марина...

Храм во имя Живоначальной Троицы

(Конспект занятия по внеурочной деятельности с учащимися среднего звена).Тема «Храм во имя Живоначальной Троицы». Цель: Заинтересовать учащихся историей села, расширить знания об...

Индивидуальный проект «Мистика. Миссия «Вестничества»: Л.Андреев-Д.Андреев»

Мир художественной литературы в общеобразовательном процессе имеет одно из центральных мест и является базой становления личности человека. И мистика, как одна из реалий окружающего мира, активно испо...

Презентация.Индивидуальный проект «Мистика. Миссия «Вестничества»: Л.Андреев-Д.Андреев»

Мир художественной литературы в общеобразовательном процессе имеет одно из центральных мест и является базой становления личности человека. И мистика, как одна из реалий окружающего мира, активно испо...

Конспект урока «Икона « Живоначальная Троица»

Урок по предмету духовно -нравственного цикла "Истоки" На данном уроке дети отправляются в путешествие в мир иконы "Живоначальная Троица"...

«Троице-Сергиева лавра - история обители. Трагические страницы истории Троице-Сергиевой лавры»

Цель исследования: изучение  истории создания и развития на протяжении веков одной из наиболее почитаемых святынь православной Руси Свято-Троице-Сергиевой лавры и  её роли в истории Российск...