Инклюзивное образование
статья по теме

Зернова Анна Витальевна

Инклюзивное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuzivnoe_obrazovanie.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование

     Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

      Инклюзия — это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Инклюзивное образование — это более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Семьи выбирают инклюзивные школы для того, чтобы их дети могли расширить свое общение с типично развивающимися сверстниками, а также получить возможность общаться с другими родителями и учителями. Педагоги в этих школах уважают усилия семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями и разрабатывают механизмы эффективного сотрудничества семьи и школы.

Правовая база инклюзивного образования: Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993), Декларация, принятая в 1994 г. в Саламанке, о развитии включающего образования, Закон "Об образовании в РФ".

При инклюзивном образовании:

• все дети и подростки учатся вместе в обычной школе;

• специалисты приходят помогать детям;

• обычные школы изменяются;

• внимание на возможности и сильные стороны ребенка;

• все воспринимают человеческие различия как обычные;

• дети и подростки получают возможность жить вместе с родителями;

• все получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью;

• взгляды и мнения детей и подростков становятся важными для окружающих.

При инклюзивном образовании нет специализированных классов в обычной средней школе, нет обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки, нет присутствия детей 1—2 часа в день в средней школе как при интегрированном обучении; нет закрытых учреждений интернатного типа.

Инклюзия означает — раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Существующие барьеры введения инклюзивного образования:

• архитектурная недоступность школ;

• дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;

• большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ограниченными возможностями здоровья процесс обучения в классах;

• родители детей с ограниченными возможностями здоровья не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

Правила инклюзивной школы:

• все ученики равны в школьном сообществе;

• все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня;

• у всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей;

• планируется и проводится эффективное обучение;

• работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников;

• программа и процесс обучения учитывают потребности каждого ученика;

• семьи активно участвуют в жизни школы;

• вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.

Индивидуальная программа образования — это план, который разрабатывается родителями и специалистами учебных заведений в соответствии с нуждами и потребностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для достижения успеха в образовательном процессе.

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

• подходит для всех учеников (не только для учеников с овз);

• служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика;

• является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения;

• применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе;

• является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения;

• составлена с целью повышения успешности ученика. Обычный учитель может быть успешен в инклюзивной школе при условии, если:

• достаточно гибок;

• ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;

• уважает индивидуальные различия;

• умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;

• чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе;

• согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.

Результаты инклюзии:

• у учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;

• адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов;

• мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны;

• индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика;

• появляются возможности для обобщения и передачи навыков;

• педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков;

• разработаны процедуры оценки эффективности.

Таким образом, с введением инклюзивного образования предстоит очень серьезный процесс изменения сознания не только у тех, кто занимается образованием, но и у всего общества по вопросам защиты и реализации прав людей с ограниченными возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В 2008-2009  учебном году в  нашей школе открылись классы коррекционного обучения.  Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...

Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниенными возможностями здоровья

Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства:задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребность каждого; в ...

Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"

Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...