Не нужен клад, коли в семье лад
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Нравственное воспитание, сохранение христианских традиций

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ ВО "Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VII - VIII вида для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"

Воспитательный час

«Не нужен клад, коли в семье лад»

Подготовила  воспитатель

                                                                                  семейной группы № 1

                                                                       Кравченко И.В.

Воспитательный час «Не нужен клад, коли в семье лад».

Цель:

Формировать представление о взаимоотношении в семье.

Задачи:

  • Формирование представлений о жизненном укладе в русской семье;
  • Развитие навыков коммуникативного общения;
  • Воспитание уважительного, доброжелательного отношения друг к другу.

Тип занятия: комбинированный

Форма проведения: воспитательный час.

Время проведения: 30-40 мин.

Место проведения: класс.

Семейная группа №1

Наглядные пособия:

  • Плакат с названием воспитательного часа «Не нужен клад, коли в семье лад»;
  • Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой.
  • Таблица с определением слова «семья»
  • Заготовки для  панно «Семья»: два серединка, серединка цветка «семья», стебель, лепестки со словами:  «понимание», «любовь», «трудолюбие», «традиции», «здоровье».

Оборудование:

  • ТСО: магнитофон
  • Аудиозаписи музыкальных произведений: «Родительский дом», «Вальс» Т.Свиридова, «Маленький принц» Е.Камбурова
  • Ручки, листы бумаги.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

(под звуки музыки воспитанники рассаживаются за парты)

Воспитатель:

Для того чтобы снять эмоциональное напряжение, которое  у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды, постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие сейчас. Начнем с меня. У меня сейчас переменная облачность, тихая безветренная погода, затишье. Кто следующий? (ответы детей)

  1. Основная часть.

Давным-давно, много веков назад, так много звезд на небе не было как сейчас. В ясную ночь можно было увидеть только одну звездочку, свет которой был то очень ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки:

Луна: Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью;  то тусклый и незаметный?

Звездочка: (помолчав, вздохнув ответила) Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь я, совсем одна и нет никого похожего на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой.

Луна: А в какие ночи твой свет становится ярким?

Звездочка: Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда интересно узнать, что манит их в дорогу, куда они так спешат?

Луна: Ну что же, ты узнала их тайну?

Звездочка: Однажды я задала вопрос одному страннику, который долго был в пути. Он выглядел изнеможенным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…

Луна: А какими были его глаза?

Звездочка: Они светились в темноте от счастья и радости. Замерзая на снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, он шел вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома его ждет тепло и уют, забота и сердечность семьи-жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз он готов был совершить даже  невозможное.

(Звучит песня «Родительский дом». Входят дети в костюмах: двое изображают мать и отца, пятеро – их дочерей. Садятся за стол. Мать ставит на стол горшок. Раскладывает пищу и, тоже садится)

Отец: Голубушка, а где же хлеб?

Мать: И правда, хлеб – то забыла!

Отец: Без хлеба и стол сирота.

Мать: И не говори, хлеб всему голова(ставит хлеб на стол). Ну что, отец, будем ужинать?

Маша: А Настеньки –то нет!

Отец: Опять заигралась.

Мать: (отцу)Может подождем?

Маша: А вот и она.

Настенька: (подходит к матери) Маменька, дырка.

Мать: Отец, у Настеньки, валеночек прохудился.

Отец: Завтра залатаю.

Мать: Да что ты – откладывай безделье, но не откладывай дела.

Отец: Не беспокойся, ладушка моя, сегодня вечером сделаю.

Мать: Кушайте детки, кушайте. Отец, посмотри: семь вместе – душа на месте.

Верочка: А наша Дуняшка с Николашкой, жениться хотят(хихикает).

Маша и Настя: Тили- тили тесто, жених и невеста!

Отец: Тише вы, малы еще за старшими наблюдать.

Мать: Совсем дети – то взрослые стали, а у нас и приданного богатого нет. А ведь пять дочек у нас.

Отец: Не переживай, матушка, справимся. На что нам клад, коли в семье лад.

Мать: Накушались детки?

Дети (хором): Спасибо матушка, спасибо батюшка. (кланяются)

Родители: На доброе здоровье.

Отец: Ну, вы матери помогайте, а я за латки возьмусь.

Маша и Настя: Скучно, матушка.

Мать: Скучен день до вечера, коли делать нечего. Вот возьмите, поиграйте в бирюльки.

(старшие дочери обращаются к матери)

Девушки: Матушка, отпусти нас на посиделки.

Мать: Ну что отец отпустим?

Отец: Да пусть идут, только делайте больше, а говорите меньше.

Мать: Ну, коли отец разрешает, так и быть, идите. Да только вот рукоделие не забудьте. (достает им из корзинки) Ты, Верочка, вышивку закончи. Ну а ты, Дуняша, ручники обвяжи. (достает из сундука шали, наряжает)

Мать: Ой, Ванюша проснулся! (зовет Настю и Машу) Потягунюшки – порастунюшки, поперек толстунюшки, руки хватунюшки, в роток – говорок, а голову – разумок. Проснулся сынок, проснулся родной. Настенька потутушкай братика. Это ему повезло, столько нянек.

Настя: Тритатушки, три-та – та, вышла кошка за Кота. За Кота –Котовича. За Иван – Петровича. Ходит кот по лавочке, водит кошку за лапочку.

Мать: Умничка, надо Ванечку умыть.

Маша: Водичка, водичка. Умой мое личко. Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок. Чтоб глазки блестели и щечки горели.

Мать: Молодец. Неси Настя кашу, да покормите братика.( девочки кормят, да в люльку укладывают, качают)

Отец: Настенька, доченька, принимай работу.

Настя: Ой, спасибо, папенька!

Отец: Носи на здоровье, да расти нам на радость. Что ж, пора мне дров наносить, да лучины настругать на растопку. (уходит)

Мать: А мы, давайте пряжу смотаем.

Луна: Ну как тебе такая семья?

Звездочка: (помолчав) Я всю жизнь мечтала о такой семье. Я теперь буду дарить как можно больше света путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью.

Луна: Ты хочешь иметь семью? Будет тебе семья.(взмахнула рукавом золотого одеяния, в тот же миг появились тысячи новых звезд)      

Звездочка: Вы здесь, вы рядом, дорогие мои. Теперь мы одна Семья!

Воспитатель:

Как вы думаете, почему прозвучала именно эта сказка? О чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) мы сегодня  поговорим о семье.

Ученик:

В семейном кругу мы с вами растем!

Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу, все корни твои!

И в жизнь, ты выходишь из семьи!

Воспитатель:

У каждого человека должен быть свой дом. Слова  «отчий дом», «семья» входят в наше сознание с первых дней жизни. Семья – великий дао, который необходимо сохранять в течении всей жизни.

Задание № 1

Что такое семья? О чем вы думаете, когда произносите это слово?...

Правильно, семья – это папа, мама, сестры, братья. А вот, в словаре В.И. Даля, определение семьи, звучит следующим образом:

Ученик:

Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе.

Воспитатель:

Давайте ребята попробуем создать макет благополучной семьи. (На доску вешается ватман с изображением середины и стебля цветка. На столе лежат заготовленные лепестки от цветка со словами: понимание, любовь, трудолюбие, традиции, здоровье)

Задание №2

Толстой сказал «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Ответьте на вопрос: из чего складывается семейное счастье.

(ответы детей)

Сейчас я вам расскажу одну легенду:

«В давние времена была одна семья – 100 человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семейства: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая дуга друга?». Старец  произнес одно слово – «понимание».

Значит семейное счастье складывается из взаимопонимания. И так, прикрепим к нашему ростку первый лепесток – ПОНИМАНИЕ.

Задание №3

Народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Как в вашем понимании «здоровье» отражается в семейном счастье?

(ответы детей)

  Следующий лепесток – ЗДОРОВЬЕ.

Задание №4

Не малую роль в семьях играют традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Все  семьи разные и семейные традиции тоже. А в ваших семьях есть традиции.

(ответы детей)

Очень хорошо. Вы же должны хранить эти традиции, приумножать их. А в нашем цветке появился новый лепесток – ТРАДИЦИИ

Задание №5

Есть такая пословица: «Счастье не птица – само не прилетит». Если каждый член семьи выполняет свои обязанности, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение и непонимание. Народные пословицы и поговорки подтверждают, что не так просто поддерживать  семейный очаг.

Закончи пословицы:

Жизнь прожить – не поле перейти.

Дом построить не шапку на голову надеть.

Труд человека кормит, а лень портит.

Землю красит солнце, а человека труд.

Да,  в жизни не все так просто – «как потопаешь, так и полопаешь».

И так, на нашем цветке появляется новый лепесток – ТРУДОЛЮБИЕ

Воспитатель:

Наш цветок – семьи почти сформирован.  У вас на столах еще лепестки,  напишите на них те качества, которыми, по вашему мнению, должна обладать каждая семья.

  1. Заключительная часть.

Семейное счастье и  благополучие рождается лишь тогда. Когда родители и дети связаны взаимной любовью, интересами и делами. Родной дом – это место, где мы творим, размышляем, обогащаемся жизненным опытом. Только семья способна уберечь каждого из нас от невзгод. Только нравственные устои, передающиеся из поколения в поколение, забота близки – делает нас богаче, чище, добрее. Семья – это источник, из которого мы черпаем  силы на всю жизнь. Одна из заповедей гласит «Почитай отца своего и матерь свою, да будет тебе благо».

Будьте добрее и внимательнее к своим близким!

И в заключении хочу отметить следующее: наряду со всеми праздниками  в календаре – 15 мая ООН провозгласил Международным днем семьи. 

И завершит наш воспитательный час стихотворение В.И. Коростылева «Семья»

Ученики:

«Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемногу- и радость и смех,

Взлет и падение, радость, печаль

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда,

Пусть мчатся секунды, недели года.

Но стены родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нем.

Воспитатель:

Большое спасибо всем за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа для обучающихся 7 класса "На что и клад, коли в семье лад"

В настоящее время наше общество переживает кризис семейных отношений. Институт семьи пошатнулся, велико число разводов, много неполных семей, авторитет семьи рушится. Известно, что из всего мног...

творческое дело "Не нужен клад когда в семье лад"

Это совместное мероприятие для  родителей и  детей. Рекомендуется для учащихся 5-7 классов. Способствует сближению классного родительского коллектива, сближению детей и родителей, улучшению ...

Семейный праздник "Не нужен клад,коли в семье лад"

Разработка семейного праздника. Я провдила это мероприятие в 6 классе для родителейи детей. Семьи готовились. По-моему, получилось неплохо....

Не нужен клад, когда в семье лад

Сценарий к празднику "День семьи"...

Не нужен клад,коль в семье лад.

Методическая разработка занятия по семейному воспитанию....

План-конспект группового занятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: « Не нужен клад, когда в семье лад!» ( для детей 4-6 классов)

Данный материал можно использовать как материал классного часа или других мероприятий воспитательного характера. Рассчитан на  детей среднего школьного возраста. Помогает закрепить основные понят...

"Не нужен клад, когда в семье лад"

Формировать предствление о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, ознакомить с понятиями "семья", "дом"...