Не нужен клад, коли в семье лад
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Нравственное воспитание, сохранение христианских традиций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ ВО "Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VII - VIII вида для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"
Воспитательный час
«Не нужен клад, коли в семье лад»
Подготовила воспитатель
семейной группы № 1
Кравченко И.В.
Воспитательный час «Не нужен клад, коли в семье лад».
Цель:
Формировать представление о взаимоотношении в семье.
Задачи:
- Формирование представлений о жизненном укладе в русской семье;
- Развитие навыков коммуникативного общения;
- Воспитание уважительного, доброжелательного отношения друг к другу.
Тип занятия: комбинированный
Форма проведения: воспитательный час.
Время проведения: 30-40 мин.
Место проведения: класс.
Семейная группа №1
Наглядные пособия:
- Плакат с названием воспитательного часа «Не нужен клад, коли в семье лад»;
- Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой.
- Таблица с определением слова «семья»
- Заготовки для панно «Семья»: два серединка, серединка цветка «семья», стебель, лепестки со словами: «понимание», «любовь», «трудолюбие», «традиции», «здоровье».
Оборудование:
- ТСО: магнитофон
- Аудиозаписи музыкальных произведений: «Родительский дом», «Вальс» Т.Свиридова, «Маленький принц» Е.Камбурова
- Ручки, листы бумаги.
Ход занятия
- Организационный момент.
(под звуки музыки воспитанники рассаживаются за парты)
Воспитатель:
Для того чтобы снять эмоциональное напряжение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды, постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие сейчас. Начнем с меня. У меня сейчас переменная облачность, тихая безветренная погода, затишье. Кто следующий? (ответы детей)
- Основная часть.
Давным-давно, много веков назад, так много звезд на небе не было как сейчас. В ясную ночь можно было увидеть только одну звездочку, свет которой был то очень ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки:
Луна: Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный?
Звездочка: (помолчав, вздохнув ответила) Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь я, совсем одна и нет никого похожего на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой.
Луна: А в какие ночи твой свет становится ярким?
Звездочка: Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда интересно узнать, что манит их в дорогу, куда они так спешат?
Луна: Ну что же, ты узнала их тайну?
Звездочка: Однажды я задала вопрос одному страннику, который долго был в пути. Он выглядел изнеможенным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…
Луна: А какими были его глаза?
Звездочка: Они светились в темноте от счастья и радости. Замерзая на снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, он шел вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома его ждет тепло и уют, забота и сердечность семьи-жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз он готов был совершить даже невозможное.
(Звучит песня «Родительский дом». Входят дети в костюмах: двое изображают мать и отца, пятеро – их дочерей. Садятся за стол. Мать ставит на стол горшок. Раскладывает пищу и, тоже садится)
Отец: Голубушка, а где же хлеб?
Мать: И правда, хлеб – то забыла!
Отец: Без хлеба и стол сирота.
Мать: И не говори, хлеб всему голова(ставит хлеб на стол). Ну что, отец, будем ужинать?
Маша: А Настеньки –то нет!
Отец: Опять заигралась.
Мать: (отцу)Может подождем?
Маша: А вот и она.
Настенька: (подходит к матери) Маменька, дырка.
Мать: Отец, у Настеньки, валеночек прохудился.
Отец: Завтра залатаю.
Мать: Да что ты – откладывай безделье, но не откладывай дела.
Отец: Не беспокойся, ладушка моя, сегодня вечером сделаю.
Мать: Кушайте детки, кушайте. Отец, посмотри: семь вместе – душа на месте.
Верочка: А наша Дуняшка с Николашкой, жениться хотят(хихикает).
Маша и Настя: Тили- тили тесто, жених и невеста!
Отец: Тише вы, малы еще за старшими наблюдать.
Мать: Совсем дети – то взрослые стали, а у нас и приданного богатого нет. А ведь пять дочек у нас.
Отец: Не переживай, матушка, справимся. На что нам клад, коли в семье лад.
Мать: Накушались детки?
Дети (хором): Спасибо матушка, спасибо батюшка. (кланяются)
Родители: На доброе здоровье.
Отец: Ну, вы матери помогайте, а я за латки возьмусь.
Маша и Настя: Скучно, матушка.
Мать: Скучен день до вечера, коли делать нечего. Вот возьмите, поиграйте в бирюльки.
(старшие дочери обращаются к матери)
Девушки: Матушка, отпусти нас на посиделки.
Мать: Ну что отец отпустим?
Отец: Да пусть идут, только делайте больше, а говорите меньше.
Мать: Ну, коли отец разрешает, так и быть, идите. Да только вот рукоделие не забудьте. (достает им из корзинки) Ты, Верочка, вышивку закончи. Ну а ты, Дуняша, ручники обвяжи. (достает из сундука шали, наряжает)
Мать: Ой, Ванюша проснулся! (зовет Настю и Машу) Потягунюшки – порастунюшки, поперек толстунюшки, руки хватунюшки, в роток – говорок, а голову – разумок. Проснулся сынок, проснулся родной. Настенька потутушкай братика. Это ему повезло, столько нянек.
Настя: Тритатушки, три-та – та, вышла кошка за Кота. За Кота –Котовича. За Иван – Петровича. Ходит кот по лавочке, водит кошку за лапочку.
Мать: Умничка, надо Ванечку умыть.
Маша: Водичка, водичка. Умой мое личко. Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок. Чтоб глазки блестели и щечки горели.
Мать: Молодец. Неси Настя кашу, да покормите братика.( девочки кормят, да в люльку укладывают, качают)
Отец: Настенька, доченька, принимай работу.
Настя: Ой, спасибо, папенька!
Отец: Носи на здоровье, да расти нам на радость. Что ж, пора мне дров наносить, да лучины настругать на растопку. (уходит)
Мать: А мы, давайте пряжу смотаем.
Луна: Ну как тебе такая семья?
Звездочка: (помолчав) Я всю жизнь мечтала о такой семье. Я теперь буду дарить как можно больше света путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью.
Луна: Ты хочешь иметь семью? Будет тебе семья.(взмахнула рукавом золотого одеяния, в тот же миг появились тысячи новых звезд)
Звездочка: Вы здесь, вы рядом, дорогие мои. Теперь мы одна Семья!
Воспитатель:
Как вы думаете, почему прозвучала именно эта сказка? О чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) мы сегодня поговорим о семье.
Ученик:
В семейном кругу мы с вами растем!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу, все корни твои!
И в жизнь, ты выходишь из семьи!
Воспитатель:
У каждого человека должен быть свой дом. Слова «отчий дом», «семья» входят в наше сознание с первых дней жизни. Семья – великий дао, который необходимо сохранять в течении всей жизни.
Задание № 1
Что такое семья? О чем вы думаете, когда произносите это слово?...
Правильно, семья – это папа, мама, сестры, братья. А вот, в словаре В.И. Даля, определение семьи, звучит следующим образом:
Ученик:
Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе.
Воспитатель:
Давайте ребята попробуем создать макет благополучной семьи. (На доску вешается ватман с изображением середины и стебля цветка. На столе лежат заготовленные лепестки от цветка со словами: понимание, любовь, трудолюбие, традиции, здоровье)
Задание №2
Толстой сказал «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Ответьте на вопрос: из чего складывается семейное счастье.
(ответы детей)
Сейчас я вам расскажу одну легенду:
«В давние времена была одна семья – 100 человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семейства: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая дуга друга?». Старец произнес одно слово – «понимание».
Значит семейное счастье складывается из взаимопонимания. И так, прикрепим к нашему ростку первый лепесток – ПОНИМАНИЕ.
Задание №3
Народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Как в вашем понимании «здоровье» отражается в семейном счастье?
(ответы детей)
Следующий лепесток – ЗДОРОВЬЕ.
Задание №4
Не малую роль в семьях играют традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Все семьи разные и семейные традиции тоже. А в ваших семьях есть традиции.
(ответы детей)
Очень хорошо. Вы же должны хранить эти традиции, приумножать их. А в нашем цветке появился новый лепесток – ТРАДИЦИИ
Задание №5
Есть такая пословица: «Счастье не птица – само не прилетит». Если каждый член семьи выполняет свои обязанности, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение и непонимание. Народные пословицы и поговорки подтверждают, что не так просто поддерживать семейный очаг.
Закончи пословицы:
Жизнь прожить – не поле перейти.
Дом построить не шапку на голову надеть.
Труд человека кормит, а лень портит.
Землю красит солнце, а человека труд.
Да, в жизни не все так просто – «как потопаешь, так и полопаешь».
И так, на нашем цветке появляется новый лепесток – ТРУДОЛЮБИЕ
Воспитатель:
Наш цветок – семьи почти сформирован. У вас на столах еще лепестки, напишите на них те качества, которыми, по вашему мнению, должна обладать каждая семья.
- Заключительная часть.
Семейное счастье и благополучие рождается лишь тогда. Когда родители и дети связаны взаимной любовью, интересами и делами. Родной дом – это место, где мы творим, размышляем, обогащаемся жизненным опытом. Только семья способна уберечь каждого из нас от невзгод. Только нравственные устои, передающиеся из поколения в поколение, забота близки – делает нас богаче, чище, добрее. Семья – это источник, из которого мы черпаем силы на всю жизнь. Одна из заповедей гласит «Почитай отца своего и матерь свою, да будет тебе благо».
Будьте добрее и внимательнее к своим близким!
И в заключении хочу отметить следующее: наряду со всеми праздниками в календаре – 15 мая ООН провозгласил Международным днем семьи.
И завершит наш воспитательный час стихотворение В.И. Коростылева «Семья»
Ученики:
«Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемногу- и радость и смех,
Взлет и падение, радость, печаль
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда,
Пусть мчатся секунды, недели года.
Но стены родные, отчий твой дом-
Сердце навеки останется в нем.
Воспитатель:
Большое спасибо всем за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/01/picture-178937-1359725771.jpg)
Разработка классного часа для обучающихся 7 класса "На что и клад, коли в семье лад"
В настоящее время наше общество переживает кризис семейных отношений. Институт семьи пошатнулся, велико число разводов, много неполных семей, авторитет семьи рушится. Известно, что из всего мног...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/05/picture-76738-1512495273.jpg)
творческое дело "Не нужен клад когда в семье лад"
Это совместное мероприятие для родителей и детей. Рекомендуется для учащихся 5-7 классов. Способствует сближению классного родительского коллектива, сближению детей и родителей, улучшению ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/01/picture-42508-1569913159.jpg)
Семейный праздник "Не нужен клад,коли в семье лад"
Разработка семейного праздника. Я провдила это мероприятие в 6 классе для родителейи детей. Семьи готовились. По-моему, получилось неплохо....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/05/picture-1152011-1562351303.jpg)
План-конспект группового занятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: « Не нужен клад, когда в семье лад!» ( для детей 4-6 классов)
Данный материал можно использовать как материал классного часа или других мероприятий воспитательного характера. Рассчитан на детей среднего школьного возраста. Помогает закрепить основные понят...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-227103-1364118929.jpg)
"Не нужен клад, когда в семье лад"
Формировать предствление о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, ознакомить с понятиями "семья", "дом"...