Профильное обучение
методическая разработка на тему

Григорян Сабина Шамилевна

Школьная  география – это  единственный  учебный  предмет,  который  рассматривает  прямые  и  косвенные  связи  между  природными  и  социально – экономическими  объектами,  явлениями  и  процессами,  которые  оказывают  грандиозное  воздействие  на  окружающую  людей  географическую  действительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilnoe_obuchenie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профильное обучение

Школьная  география – это  единственный  учебный  предмет,  который  рассматривает  прямые  и  косвенные  связи  между  природными  и  социально – экономическими  объектами,  явлениями  и  процессами,  которые  оказывают  грандиозное  воздействие  на  окружающую  людей  географическую  действительность.

Специфика  географии  как  науки  и  учебного  предмета – ее  естественно – общественная  сущность. География  интегрирует  естественные,  общественные  и  технические  элементы  научного  знания.  Современная  география  изучает  пространственно – временные  взаимосвязи  и  взаимодействия  в  географической  действительности,  представляющей  собой  целостную  систему  «человек – природа – хозяйство - окружающая  среда».

Расширение  и  углубление  взаимодействия  человека  с  окружающей  средой, обострение  экологического  конфликта   между  обществом  и  природой,  истощение  природных  ресурсов  обусловливают  интеграцию  различных  дисциплин  в  познании   географического  пространства.

Структура  данной  программы  на  базовом  уровне  ориентируется  на  формирование  культуры  и  мировоззрения  школьников,  а   также  решение  воспитательных  и  развивающих  задач  общего  образования, задач  социализации  личности.

Изучение  курса  географии  на  профильном  уровне  позволяет  максимально  использовать  общеобразовательный  и  культурологический   материал   географии как  науки  и  учебного  предмета,  помогает  выпускникам  на  основе  системы географических  знаний,  умений,  навыков  самоопределиться  в  стремительно меняющемся  окружающем  мире,   продолжить  свое  образование  в  выбранной области.

Изучение  географии  в  старшей  школе  на  профильном  уровне  направлено  на

достижение  следующих  целей:

- Освоение   системы  знаний  для   понимания  предмета   и  задач  современной

географии,  ее  методов,  структуры, тенденций  развития,  места  и  роли  географии  в  системе, жизни  общества, решения  его  проблем,  для  подготовки   к  продолжению  образования  в  выбранной  области.

- Овладение  умениями  решать  задачи, требующие  комплексного  поиска,  анализа  и  отбора  географической  информации, учета  географической  ситуации  на конкретной  территории,  геоинформационного  моделирования  явлений  и  процессов  с  учетом  пространственно – временных  условий  и  факторов.

- Развитие  географического  мышления  для   ориентации  в  проблемах  территориальной  организации  общества,  его  взаимодействия  с  природой,  навыков  грамотного  решения  профессионально  ориентированных  задач.

- Воспитание  геоинформационной  культуры, формирование  патриотизма, толерантности  к  другим  народам   и  культурам, социально- ответственного  отношения  к  окружающей  среде.

- Приобретение  компетентности  в  сфере  географического  моделирования  и  

прогнозирования,  использования  разнообразных  знаний  и  умений  в  быту,  обеспечения  личной  безопасности,  адаптации  к  условиям  среды.

- Нахождение  и    применение  географической  информации, включая  карты,  статистические  материалы, Интернет, геоинформационные  системы  для  правильной  оценки   важнейших  социально-экономических  вопросов  международной  жизни  геополитической  и  геоэкономической  ситуации  в  России, других странах  и  регионах  мира,  тенденций  их  возможного  развития.

- Понимание  географической  специфики  крупных  регионов  и  стран  мира  в  условиях  стремительного  развития  международного  туризма  и  отдыха,  дело-

и  образовательных  программ,  телекоммуникации, простого  общения.

- Применение  здоровьесберегающих  методик,  внедрение  личностно - ориентированного  подхода.

Программа  включает  межпредметные  связи  с  историей,  обществознанием, математикой.

Требования  к  уровню  подготовки :

В  результате  изучения  географии   на  профильном  уровне  ученик  должен:

Знать / уметь /  понимать:

- Определение  собственного  отношения  к явлениям  современной  жизни, отстаивание  своей  гражданской  позиции, формулирование  своих  мировоззренческих взглядов.

- Выполнение  в  повседневной  жизни  и  в  практической  деятельности  экологи-

ческих  требований,  оценивание  и  корректировка  своей  деятельности  в  окружающей  среде

- Осуществление  осознанного  выбора  путей  продолжения  образования  или  будущей  профессиональной  деятельности

- Конструктивное  восприятие   определенных  явлений  современной  жизни, объемное  определение  своих  возможностей.

- Основные  географические  понятия  и  термины;  традиционные  и  новые

методы  географических  исследований.

- Особенности  населения  регионов  мира ,их  численность  и  динамику,  этногеографическую  специфику,  различия  в  уровне  и  качестве  жизни  населения, основные  направления  миграций;  проблемы  современной  урбанизации;

- Географические  аспекты  отраслевой  и  территориальной  структуры  МХ, размещения  его  основных  отраслей, специфику  экономики  отдельных  стран и

регионов, их  различия  по  уровню  социально – экономического  развития,  специализации  в   системе  международного  географического   разделения  труда.  

- Особенности    современного  геополитического  и  геоэкономического  положения  России,  ее  роль  в  международном  географическом  разделении  труда.

Уметь:

- Читать  карты  и  владеть  приемами  работы  с  ними.

- Составлять  комплексную  географическую  характеристику стран, регионов мира; таблицы,  картосхемы, диаграммы,  простейшие  карты,  модели, отражающие  географические  закономерности   различных  явлений  и  процессов,  их  территориальные  закономерности.

- Оценивать  ЭГП, природно – ресурсный  потенциал  регионов  и  отдельных  стран, объяснять  их  демографическую  ситуацию,  уровни  урбанизации  и

территориальной  концентрации  населения  и  производства,  степень   природных,  антропогенных  и  техногенных  изменений  отдельных  территорий.

- Сопоставлять  карты   различной  тематики.

- Определять  и  сравнивать  по  разным  источникам  информации  географические

тенденции  развития  природных,  социально – экономических  и  геоэкологических

процессов,  объектов  и  явлений.

- Применять  разнообразные   источники  географической  информации  для  проведения  наблюдений  за   природными,  социально-экономическими  и  геоэкологическими   процессами, объектами  и  явлениями,  под  влиянием  разнообразных  факторов.

- Составлять  карты  различной  тематики.

Использовать  приобретенные  ЗУН   на  практике  и  в   повседневной  жизни :

- Понимания  географической специфики  регионов  мира  и  отдельных  стран  в  условиях  глобализации,  стремительного  развития  международного  туризма  и  отдыха,

деловых   и  образовательных  программ,  различных  видов  человеческого  обще

ния.

- Для  выявления  и   объяснения  географических  аспектов  различных  текущих  событий  и  ситуаций.

- Нахождения  и  применение географической  информации,  включая  карты,  статистические  материалы, Интернет, геоинформационные  системы  для  прави-

ной  оценки   важнейших  социально-экономических  вопросов    международной  

жизни  геополитической  и  геоэкономической  ситуации  в  России, других  стра-

нах  и  регионах  мира,  тенденций  их  возможного  развития.

 Требования стандарта к уровню подготовки обучающихся относятся к трем основным видам деятельности:

- Воспроизведение знаний и умений,

- Применение знаний и умений в знакомой ситуации,

- Применение знаний и умений в измененной или новой ситуации.

 Воспроизведение знаний требует называть основные факты и закономерности, признаки географических объектов и явлений; показывать и описывать положение важнейших географических объектов.

  Применение знаний и умений в знакомой ситуации предполагает владение умениями определять показатели, характеризующие географические объекты, процессы, явления на основе предъявляемой в разном виде информации.

  Применение знаний в изменённой и (или) новой ситуации предусматривает умения распознавать в реальных жизненных ситуациях вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть решены средствами географии; объяснять события в контексте реальных ситуаций с использованием имеющихся географических знаний; давать оценку географическим объектам, процессам и явлениям, прогнозировать их развитие.

Формы  и  методы  контроля  Контроль  знаний,  умений  и   навыков  является  важнейшим  этапом  учебного  процесса  и  выполняет  обучающую,  проверочную, воспитательную  и  корректирующую  функции.

Используемые  методы  и  формы  контроля  выбираются  с  учетом  уровня  подготовки   учащихся,  уровня  их  мотивации  к  изучению  предмета.     В структуре  программы проверочные   средства должны находиться в логической связи
с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку  уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как  планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся.
.  Предполагается  применение  тестового  контроля,  выполнение  практических  и  самостоятельных  работ,  проектной  деятельности. В  общем  смысл  заданий  можно свести  к  

следующему:

- знать  основные  понятия  и  термины

- называть  или  показывать

- определять

- описывать

- объяснять

- прогнозировать

Тестовые  задания  представлены  заданиями  с  выбором  единственно  ответа,  с  выбором  нескольких  верных  ответов,  задания, где  необходимо  установить    соответствие  между  явлениями,  процессами.

Самостоятельные  работы  позволяют  проконтролировать  знание  терминов,  основных  понятий  и  ведущих  положений  темы.

Материал  для разноуровневых  заданий   учитывает  личностно – ориетированный

подход  в  обучении.

Практические  работы  являются  тренировочными,  итоговыми  и  пронизывают весь  курс  географии. Задача  практических  работ – обеспечить  формирование  практических  умений  и  навыков,  развитие  творческой  самостоятельности.

Часть  практических  работ  выполняется  с  целью  закрепления  нового  материала,

как  в  условиях  урока,  так  и  при  выполнении  домашнего  задания,  а  также  с  целью  проверки  знаний  и  умений.

Преподавание  географии  на  профильном  уровне  осуществляется  мной  в  10 Б  классе  (социально -  экономический  профиль).

За  период  обучения   я  выделила  некоторые  преимущества  и  недостатки  преподавания  географии  на  профильном  уровне:

К  числу   преимуществ  можно  отнести:

1.  Преподавание  ведется  3  раза  в  неделю,  что  дает  возможность  учителю  и  ученикам  изучать  не  только  теоретический  материал,  но  и  вести  на  практике  его  отработку.

2.  Содержание  программы  устроено  таким  образом,  что  материал,  изученный  с  6  по  9  класс  можно  повторить,  закрепить.

3.  Это  же  дает  возможность  подготовить  учащихся  к  ЕГЭ.

4.  Полученные  знания  на  уроках  географии  дополняются  знаниями  из  экономики,  которая

изучается  в  профильном  классе  2  часа  в  неделю.

К  числу  недостатков  относится:

1.  Отсутствие  учебников  и  атласа  для  профильного  класса,  что  осложняет  работу  учителя

и  подготовку  учащихся  к   уроку.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....

Организация профильного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках сетевого обучения в муниципальном районе

На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф...

Доклад на тему: Особенности обучения математике в условиях эксперимента по профильному обучению

План   1.     Профильное обучение на современном этапе.2.     Особенности обучения математике в профильных классах:2.1  Место математики в индиви...