Тестовый контроль – одна из форм оценки знаний и умений учащихся.
статья по теме

Халикова Ирина Витальевна

Тестовый контроль – одна из форм оценки знаний и умений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testovyy_kontrol.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание ШМО учителей

естественно-математического цикла

Халикова И.В.

Тестовый контроль – одна из форм оценки знаний и умений учащихся.

Проверка знаний и умений учащихся составляет важную часть учебного процесса, т.к. так как позволяет установить однозначную связь, между методами обучения и качеством усвоения пройденного материала, а следовательно и степенью подготовленности учащихся к дальнейшему осмысленному изучению учебного материала.

Проверка приобретённых знаний и умений является сложным процессом и охарактеризовать это достаточно точно и полно одной лишь оценкой за выполненную работу, (оцениваемую лишь по конечному результату) вряд ли может служить объективной оценкой достижения учащегося к этому моменту времени. Для разрешения этой проблемы мы предлагаем ввести оценку достижений учащегося при помощи набора некоторых параметров, позволяющих определить степень усвоения изучаемых законов и выявить недостатки в процессе работы учителя (применяемые учебники и методы обучения). В частности, к таким параметрам могут относиться вопросы относящиеся к определению функциональной зависимостью между изучаемыми величинами, границам применимости данного закона, установление соответствия между какой либо величиной и графиком, зависимости этой величины от какого-либо параметра .... . Одним из методов увеличения числа параметров, позволяющих более чётко оценить достижения учащегося, является тестовый контроль знаний.

Согласно классическому определению:

Тест - это инструмент, с помощью которого по результатам выполнения стандартизированных заданий можно судить о психофизиологических и личностных характеристиках, а также о знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Отметим, что слово "тест" у большинства людей ассоциируется с психологическими тестами, принципиальное отличие которых от образовательных тестов (тестов достижений) заключается в следующем.

Психологические тесты измеряют стабильные, малоизменчивые при обучении и тренинге свойства личности – способность, индивидуальность. Психологические тесты диагностируют максимальный уровень знаний, который может быть, в принципе, достигнут в процессе обучения. Образовательные тесты ( тесты достижения ) фиксируют достигнутый на данный момент времени уровень подготовки учащегося и позволяют определить уровень знаний на данный момент обучения.

Тестовый блок заданий позволяет получить весьма информативный результат о знаниях учащегося, благодаря большему количеству вопросов и задач, охватывающий изучаемый материал, чем обычные стандартные методы проверки знаний в виде контрольных работ, при той же затрате времени. (Под блоком тестов понимают определённое количество тестов, скомпонованных с целью проверки усвоения одной или нескольких ранее изученных тем).

Задания, предложенные в тестовом блоке должны стимулировать учащегося на развитие и применение своих интеллектуальных способностей. В частности, в тестовом блоке, помимо общепринятых дидактических моментов, должны быть включены тесты на "понимание прочитанного", сопоставление графика с формулой, определяющей связь между параметрами указанными в тесте, и, соответственно, наоборот.

Тестовый метод контроля знаний можно разделить на три вида:

А)  Текущий тестовый контроль.

B)  Промежуточный (рубежный) тестовый контроль.

C) Итоговый тестовый контроль.

Текущий тестовый контроль - осуществляется в ходе повседневной работы учителя и преследует цель проверки формального усвоения изучаемого на уроке материала. Такие тесты включают в себя задания в виде теоретических вопросов; графики отражающие зависимость между изучаемыми параметрами; простые расчетные задачи. (Обычно затраченное на этот метод контроля время составляет 10-15 минут).

Промежуточный (рубежный) тестовый контроль применяется после изучения определённой темы. Применение этих тестов должно быть после того, как в качестве предварительной подготовки были решены типовые задач и выполнены практические и самостоятельные работы. Данный блок тестов должен включать в себя задания, требующие понимание прочитанного (что особенно важно на сегодняшний день, когда дети практически не читают); а также умения определять параметры, необходимые для решения поставленной задачи. Задания, входящие в данный блок, не должны принципиально отличаться от задач, рассматриваемых на уроках и выводах полученных учащимися при выполнении разнообразных работ. (Для решения тестов размешенных в данном блоке требуется один урок, т.е. 45 мин.)

Итоговый тестовый контроль применяется после изучения определённого раздела, где обобщаются все ранее изученные понятия. Цель итогового тестового контроля установить степень соответствия между изучаемым материалом и требованиями, выдвигаемые к минимальному уровню знаний администрацией и методистами. (Очевидно, что блок итогового тестового контроля, в отличие от предыдущих видов тестов должен составляться централизованно, что позволит администрации чётко прослеживать уровень знаний учащихся в сети своих школ.) Задания, включающиеся в данный блок должны диагностировать знание основных формул, понятий, закономерностей. В данный блок тестов должны быть включены и задания, рассчитанные и на "продвинутых" учеников, т.е. тесты решения которых " по силу" лишь тем учащимся, которые проявляли большой интерес к изучаемому материалу. (Таких заданий не должно быть больше 20%).

Необходимо отметить, что тестовый метод контроля знаний в отличие от обычных методик проведения уроков, стимулирует постоянную работу всех учащихся, а также исключает субъективное мнение преподавателя.

При проведении тестового контроля, на каждый тест или блок тестов отводится заранее оговоренное время, что позволяет определить не только знание проверяемого материала, но и степень (глубину) его усвоения. Обычно четкое установление времени выполнения тестов определяется экспериментально после многолетней работы с данным блоком тестов, хотя примерное время работы с данным блоком могут установить и опытные учителя. Правда, в дальнейшем, для более детальной корректировки времени можно добавлять или убирать несколько тестов в данном тестовом блоке.

Как было сказано блоки тестов имеют ограничение по времени выполнения., однако возможны так называемые " тренировочные тесты" - решения которых не требует определенного времени.

Решение данного типа тестов не предусматривает верхней границы времени, поэтому решение данных заданий могут и должны включать в себя гораздо большее количество промежуточных действий в отличие от временных, требующих ограничение по времени.

Для учащихся показывающих определенный интерес к изучаемому предмету, в качестве тренировочных тестов могут быть предложены и тесты повышенной сложности требующих от учащихся знания дополнительной информации. Текст теста должен быть сформулирован таким образом, что он должен заинтересовать учащегося и подтолкнуть его на использование дополнительной литературы, сети Интернет, энциклопедий. Тем самым развивается и повышается мотивация учащегося к изучению данного предмета.

Все тесты, входящие в тестовый блок контроля, можно разделить на следующие.

А) Текстовые - в этих тестах вся необходимая информация для решения содержится в данном тексте.

B) Иллюстративные - вся необходимая информация для решения содержится в осмысленном анализе предложенного графика, схемы, чертежа, рисунка.

C) Комбинированные - тесты включающие в себя текстовую и иллюстративную информацию, которые взаимно дополняя друг друга, позволяют выработать правильную тактику решения.

D) Тест-прогноз - наиболее важный с методической точки зрения тип тестов. При решении такого типа тестов, учащийся, обладая определенными знаниями в ранее изученной теме, обобщает и переносит их на новую, незнакомую ему ситуацию.

Тестовый контроль знаний можно проводить как традиционно "бумажным" способом, так и с применением компьютера.

При осуществлении тестового контроля знаний на каждый блок тестов отводится определенное время. Ограничение по времени связано тем, что учащийся должен четко знать изучаемые зависимости, уметь быстро и чётко анализировать прочитанное, уметь переключаться с одного задания на другое, т.е. анализировать новую информацию. Анализ результатов проверки данных тестов позволит диагностировать и психофизиологическую личность учащегося, что и предусматривается тестированием. Так, например, диагностика понимания прочитанного и внимательности может быть достигнута чередованием заданий типа: "Какое утверждение или утверждения справедливы?" с заданиями типа: "Какое утверждение или утверждения не справедливы?" При количественном ответе на предложенный тест можно использовать различные единицы измерения в тесте. В частности, давая конечный ответ в других, отличных от просчитанных учащимся, единицах. Так, например, работая с размерностью "метр", учащийся получил ответ 3 м, но в сетке ответа есть 300см (правильный ответ), 3мм и 3см, помимо еще двух других неправильных. Понятно, что указав в ответе ответы 3см или 3 мм, учитель должен понимать, что сама "математика" на должном уровне, но у ученика проблемы с внимательностью!

Для индивидуальной, а соответственно и более объективной проверки знаний учащихся, (исходя из реально установленного педагогом уровня знаний данного учащегося, что является субъективным мнением) рекомендуем тестовые задания подразделять на три уровня - А, В, С. При этом, повышение уровня выбранной группы данного блока тестов даёт увеличение балла каждого правильно решённого теста, а тем самым стимулирует учащегося реально оценить свои знания по каждой теме. При этом он должен чётко понимать, что с повышением уровня сложности увеличивается и глубина затрагиваемого материала. Поэтому выбор группы сложности решаемых тестов диагностирует у учащегося объективную самооценку своих знаний не только по данной теме, но и подготавливает к тому, что предложенное задание будет связано с ранее изученными темами.

Первая, наиболее легкая группа А требует умения выделять, опознавать изучаемый объект, явление или величину (в виде описания, определения, формулы, графика), а также производить несложные расчеты, не требующие анализа предложенной ситуации. Очевидно, что тестовый блок этой группы должен быть составлен исходя из "жёсткой" регламентации времени выполнения этой группы тестов.

Второй уровень - (группа В) должен выявлять знание сущности изучаемого понятия, установление связи этого понятия с другими, раннее пройденными. Однако, установление связей показанных в данном тесте, должно быть в рамках стандартных ситуаций. (Необходимо отметить, что задания входящие в группы А и В, должны соответствовать минимальному (базовому) уровню знаний.

Третий уровень - (группа С) должна выявлять способность анализировать понятия, устанавливать связи между ними в незнакомой (нестандартной ) ситуации. Задания данной группы, также требуют глубокого понимания изучаемого материала, умение связать его с ранее пройденным.

При составлении тестов необходимо придерживаться следующих правил.

А)  Предложенный блок тестов должен быть валидным. Валидность - степень соответствия блока тестов (теста) его назначению.

B)  Текст каждого теста должен быть ясным для понимания и не содержать "смысловых ловушек", если это заранее не спланировано.

C)  Графики, чертежи, схемы, приведенные в условии, должны быть выполнены стандартным образом, т.е. придерживаться условных обозначений принятых в большинстве учебников.

D) Графики, чертежи, схемы должны обязательно составлять с текстом логически цельную структуру.

E) Условия тестов, приведённые в текстовом блоке заданий, должны описывать реальные ситуации. Следует избегать тестов с надуманной ситуацией и обилием специальных терминов.

F)  Значения величин, входящих в условие теста, должны носить реальный характер.

G)  При композиции теста необходимо по возможности учитывать не только решение, получаемое стандартным, традиционным образом, но и решение, получаемое в результате оригинального нестандартного подхода. Очевидно, что такое возможно лишь для наиболее продвинутых учащихся, имеющих достаточно большой навык решения задач.

H)  Ответы на приведённые тесты не должны являться "подсказкой" для решения других тестов.

I)  Тестовые блоки должны удовлетворять всем общедидактическим принципам, т.е. научности, доступности, наглядности.

Большое значение имеет и правильное составление сетки ответов, что является наиболее важной и трудной частью композиции тестов. (Действительно, в идеале, каждый ответ должен быть составлен с учётом характерных ошибок учащегося, что позволяет диагностировать его знания и характер личности наиболее точно) Принято считать оптимальное число ответов - пять. В этом случае резко падает вероятность угадывания. (При таком количестве ответов, вероятность угадывания составляет 20%)

При составлении сетки ответов на предложенные тесты можно рекомендовать следующие правила.

А)  Помимо правильного ответа, четыре других ответа должны учитывать характерные ошибки учащихся.

B)  В случае невозможности построения ответов по указанной в п.1 схеме, недостающее число ответов необходимо дополнить ответами, которые противоречат здравому смыслу. Отбрасывание данных ответов учащимися может трактоваться как наличие определенных знаний, интуиции приобретённой в результате целенаправленной работы в процессе обучения.

C)  Ответы могут быть подобраны и таким образом, что все ответы являются правильными, но - частично! И лишь один ответ является полным, а следовательно и правильным. (Обычно такая сетка ответов конструируется при проверке теоретической базы знаний)

Составленные с учетом всех требований тесты удобны как для текущего, так и для итогового контроля знаний и умений учащегося, а также для проведения поэлементарного анализа этих знаний. Естественно, не все необходимые характеристики усвоения учебного материала получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связано, логически, доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с традиционными формами и методами проверки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы оценки знаний и умений учащихся при изучении темы "КВАНТОВАЯ ФИЗИКА.АТОМ"

Методические материалы по теме "КВАНТОВАЯ ФИЗИКА.АТОМ" - 11 класс...

Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии

Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии:Примерные нормы оценок знаний и  умений  учащихся по устному опросу;Примерные нормы оценок выполнения учащимися графиче...

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ И  УМЕНИЙ  УЧАЩИХСЯ по технологии...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО АЛГЕБРЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Проведение уроков математики с использованием информационных технологий – это мощный стимул обучения. Мультимедийные средства обучения нового поколения объединяют в себе все преимущества современных к...

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по биологии.

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по биологии....

Рекомендации по оценки знаний и умений учащихся по математике

1. Разработаны рекомендации2. Критерии ошибок3 Оценка устных ответов учащихся4. Оценка письменных работ учащихся...