ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
методическая разработка на тему

Герсанова Елена Александровна



Оглавление


1.​ Актуальность, информационное обоснование программы.


2.​ Цели и задачи программы.


3.​ Механизм реализации программы.


4.​ Психолого-педагогическое обоснование содержания программы.


5.​ Содержание программы:

п.1. 1-4 классы;

п.2. 5-7 классы;

п.3. 8-9 классы;

п.4. 10-11 классы.


6.​ Основные требования к обязательному уровню усвоения содержания
программы по возрастным периодам.


7.​ Мониторинг – отслеживание результатов.


8. Профориентационная работа с родителями.


9. Литература.


10. Приложение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ 
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Оглавление

  1. Актуальность, информационное обоснование программы.

  1. Цели и задачи программы.

  1. Механизм реализации программы.

  1. Психолого-педагогическое обоснование содержания программы.

  1. Содержание программы:

п.1. 1-4 классы;

п.2. 5-7 классы;

п.3. 8-9 классы;

п.4. 10-11 классы.

  1. Основные требования к обязательному уровню усвоения содержания программы по возрастным периодам.

  1. Мониторинг – отслеживание результатов.

     8.  Профориентационная работа с родителями.

9.   Литература.

    10. Приложение.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 года определяет профессиональную ориентацию обучающихся одним из направлений программы воспитания и социализации обучающихся для оказания психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.

 Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы.

  В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.

Профориентация в предлагаемой программе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного динамичного рынка труда.   Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Профессиональное самоопределение рассматривается здесь как важная часть социализации.

I. Актуальность, норматиное обоснование программы

Актуальность

         Переход страны на рыночные рельсы, затяжной экономический кризис Современные геополитические и экономические изменения привели к радикальным изменениям на рынке труда (безработица, новые профессии и специальности, изменение престижа профессий и т.п.). В этой ситуации возрастает значение деятельности школы по профориентации учащихся. Общеобразовательная средняя школа как одно из важнейших звеньев системы образования должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым экономическим отношениям, создавать образовательные предпосылки для развития их интеллектуального и личностного потенциала, повышать уровень информированности о различных аспектах мира современных профессий. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должна выступать как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. Школа призвана помочь учащимся в их профессиональном самоопределении и выборе профессии с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, способностей и востребованности на рынке труда.

         Особую сложность при выборе дальнейшего профессионального определения испытывают  категории детей, которые принято считать «оказавшимися в трудной жизненной ситуации»: дети-инвалиды, дети из неполных семей, дети группы риска.  Поэтому профессиональная работа с такими детьми должна строиться с учетом  их особенностей и должна быть направлена не столько на конкретную профориентацию, сколько на формирование психологической готовности к самостоятельной жизни, развитие у них социальной компетенции, развитие социальной активности, принятию на себя ответственности за свое будущее, на трудовой образ жизни вообще.  Следовательно, необходимо проектировать и создавать специальные условия, требующие и дающие возможность ребенку проявить свои лучшие, социально одобряемые качества.

Нормативное обоснование

Важность профориентационной деятельности обусловлена основными направлениями развития российской системы образования, изложенными в стратегических документах, которые ставят перед образовательными организациями следующие задачи:

- формирование социально грамотной и социально мобильной личности, ясно представляющей себе спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов и способной успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве; умеющей учиться и овладевать новыми смежными профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда;

- помощь обучающимся в том, чтобы найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми (одними из важнейших качеств личности в настоящее время становятся умение выбирать профессиональный путь и готовность обучаться в течение всей жизни);

- становление личностных характеристик выпускника, ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

       Основой организации профориентации в образовательной организации является соответствующая нормативно-правовая база.

Европейская Социальная Хартия ETS N 163

Принята 18 октября 1961 г. в Турине и пересмотрена 3 мая 1996 г. в Страсбурге.

Подписана РФ 14 сентября 2000 г., ратифицирована в октябре 2009 г.

Преамбула

Правительства, подписавшие настоящую Хартию, являющиеся членами Совета Европы, (…) согласились о нижеследующем:

Часть I

Стороны признают в качестве цели своей политики, которую они будут осуществлять всеми надлежащими средствами как национального, так и международного характера, создание условий, обеспечивающих эффективное осуществление следующих прав и принципов:

1. Каждый должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь свободно выбираемым трудом.

2. Все работники имеют право на справедливые условия труда.

3. Все работники имеют право на охрану и гигиену труда.

4. Все работники имеют право на справедливое вознаграждение за труд, обеспечивающее им и их семьям достойный уровень жизни.

9. Каждый имеет право на профессиональную ориентацию с целью оказания ему помощи в выборе профессии в соответствии с его личными способностями и интересами.

Статья 9. Право на профессиональную ориентацию

В целях обеспечения эффективного осуществления права на профессиональную ориентацию Стороны обязуются предоставлять или поощрять, по мере необходимости, оказание услуг, которые помогают всем лицам, в том числе инвалидам, решать проблемы, связанные с выбором профессии или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости. Эта помощь должна предоставляться бесплатно как молодежи, включая школьников, так и взрослым.

Конвенция Международной организации труда № 142. Конвенция о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов

Принята в г. Женеве 23 июня 1975 г. на 60-ой сессии Генеральной конференции МОТ.

Ратифицирована в СССР в 1979 г.

Статья 1

1. Каждый Член Организации принимает и совершенствует всесторонние и координированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности через государственные службы занятости.

5. Эти политика и программы стимулируют и позволяют всем лицам, на основе равенства и без какой-либо дискриминации, развивать и применять свои способности к труду в своих собственных интересах и в соответствии со своими стремлениями, учитывая потребности общества.

Статья 2

В вышеуказанных целях каждый Член Организации разрабатывает и совершенствует открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее.

Статья 3

1. Каждый Член Организации постепенно расширяет свои системы профессиональной ориентации и системы постоянной информации относительно занятости, с целью обеспечения того, чтобы всесторонняя информация и наиболее широкая ориентация являлись доступными детям, молодым людям и взрослым, включая соответствующие программы для лиц с физическими и умственными недостатками.

2. Такие информация и ориентация охватывают выбор профессии, профессиональную подготовку и связанные с нею возможности образования, положение и перспективы в области занятости, перспективы продвижения по работе, условия труда, безопасность и гигиену труда, а также другие аспекты трудовой жизни в различных областях экономической, социальной и культурной деятельности и на всех уровнях ответственности.

3. Эта информация и ориентация дополняются информацией по общим аспектам коллективных соглашений и прав и обязанностей всех заинтересованных сторон в соответствии с трудовым законодательством; эта информация предоставляется в соответствии с национальным законодательством и практики, учитывая соответствующие функции и задачи заинтересованных организаций работников и работодателей.

Статья 4

Каждый Член Организации постепенно расширяет, приспосабливает и гармонизирует свои системы профессиональной подготовки с тем, чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности.

Статья 5

Политика и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки подготавливаются и осуществляются в сотрудничестве с организацтями работодателей и работников, и, — когда необходимо и в соответствии с национальным законодательством и практикой — с другими заинтересованными органами.

   Рекомендация № 150 Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов»

Принята в г. Женеве 23.06.1975 на 60-ой сессии Генеральной конференции МОТ.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Рекомендация применяется к профессиональной ориентации и подготовке молодых людей и взрослых во всех областях экономической, социальной и культурной жизни и на всех уровнях профессиональной квалификации и ответственности.

2. 1) В целях настоящей Рекомендации определение терминов "ориентация" и "подготовка" термином "профессиональная" означает, что ориентация и подготовка направлены на определение и развитие способностей человека к продуктивной и удовлетворяющей его трудовой жизни и, вместе с различными формами образования, на развитие способности отдельного лица сознавать и, индивидуально или коллективно, оказывать влияние на условия труда и на социальную среду.

2) Определение, данное в пункте 1 настоящего параграфа, относится к ориентации, к начальной и дальнейшей подготовке и к переподготовке, какими бы путями они не осуществлялись или каков бы ни был уровень квалификации и ответственности.

3. Применяя настоящую Рекомендацию, государства-члены должны учитывать дополняющие ее положения руководящие принципы, которые могут быть установлены региональными конференциями, отраслевыми комитетами и совещаниями экспертов или консультантов, созванными Международной организацией труда и другими компетентными органами.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов из разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 43        

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Принят Государственной Думой 3 июля 1998 г.

Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г.

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.

2. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

 Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»

Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 162-ФЗ

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 21 июня 2013 г.

Одобрен Советом Федерации 26 июня 2013 г.

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Статья 1. Занятость граждан

1. Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее – заработок).

2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной иной ответственности.

Статья 7.1. Полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. К полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся:

3) оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:

организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

Статья 9. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости

1. Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения.

2. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Статья 11. Право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц

Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ

Статья 15. Государственная служба занятости населения

1. Государственная служба занятости населения включает:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 настоящего Закона полномочия;

3) государственные учреждения службы занятости населения.

2. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

4) организацию мероприятий активной политики занятости населения;

5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

3. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации

3.1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г.
Пр-271

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

3.2. Поручения Президента Российской Федерации от 19 марта 2011 г. № Пр-634

Утверждены Президентом Российской Федерации по итогам совещания по вопросам государственной политики в сфере занятости населения, состоявшегося 1 марта 2011 года.

Поручение Президента Российской Федерации от 19 марта 2011 г. № Пр-634, подпункт «а», п. 2:

Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по  проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования.

Проект комплекса мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования на 2012-2015 годы

Подготовлен Правительством Российской Федерации СЕЙЧАС УЖЕ ИСТЕК СРОК

С целью дальнейшего развития и проведения профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования подготовлен комплекс мер, который предусматривает:

нормативное правовое обеспечение мероприятий на федеральном и региональном уровнях, определяющих проведение профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования;

организационно-методическое обеспечение на федеральном и региональном уровнях, реализацию рекомендации по разработке и реализации программ социализации    и    профессиональной    ориентации    учащихся;    создание    сети учреждений, реализующих мероприятия по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования;

информационно-методическое обеспечение на федеральном и региональном уровнях, включающее мониторинг эффективности реализации комплекса мер; психолого-педагогическое сопровождение учащихся образовательных учреждений общего образования; совершенствование программ (планов) массовых мероприятий; информирование обучающихся и членов их семей по вопросам профессиональной ориентации через средства массовой информации и сеть Интернет;

кадровое обеспечение, которое предусматривает ряд мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических и руководящих работников образования по вопросам профессиональной ориентации учащихся.

Мероприятия по реализации комплекса мер предполагается осуществлять в рамках бюджетного финансирования Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в общем объеме 4 181,6 млн. рублей на весь период, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

Исходя из тенденций развития экономики и рынка труда целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.

Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач:

Вторая задача - улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики, что предполагает:

- развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;

- развитие профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, непрерывного обучения и переобучения, что позволит работникам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, реализовать свой трудовой потенциал в наиболее динамично развивающихся секторах экономики в соответствии со спросом;

- совершенствование национальной системы квалификаций, в том числе адекватных запросам рынка труда квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, разработка системы профессиональных стандартов, создание системы оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на изменения требований к уровню их квалификации, осуществление мер по модернизации квалификационных характеристик, формирование системы признания и оценки результатов образования и обучения;

- развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг.

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р)

Долгосрочная стратегия развития российского образования ориентирована на создание системы сред и сервисов для удовлетворения разнообразных образовательных запросов населения и подрастающего поколения, поддержки самообразования и социализации.

Основным механизмом обновления содержания общего образования и модернизации условий его получения станет внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов.

На ступени начальной школы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом ведущее значение имеет формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и организовывать свою деятельность. Это значит, что в начальной школе педагогам необходимо освоить технологии развития самоорганизации и самооценки.

На ступени основной школы федеральный государственный образовательный стандарт особое внимание уделяет формированию способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, умениям самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Достижение указанных результатов потребует введения новых форм социальной и учебной деятельности подростков, предполагающей пробы в разных сферах, интенсивное общение, получение практического социального опыта.

В старшей школе среди образовательных результатов центральное место займут способности к построению индивидуальной образовательной траектории, навыки учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Для этого на ступени среднего (полного) общего образования будет обеспечена возможность выбора старшеклассниками учебных курсов в зависимости от профиля обучения.

Региональные программы выявления и поддержки молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации будут включать меры по:

- совершенствованию методической и материально-технической базы образовательных организаций для организации работы по развитию одаренности детей и молодежи;

- повышению квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций в сфере педагогики и психологии одаренности, а также в сфере организации работы по развитию одаренности детей и молодежи, выявлению, обучению, воспитанию и развитию молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации;

- созданию общедоступной разветвленной инфраструктуры комплексной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи для одаренных детей и молодежи в целях обеспечения их профессиональной ориентации, планирования и сопровождения профессиональной карьеры;

- развитию системы профессиональной ориентации учащихся старших классов общеобразовательных организаций;

- расширению сети образовательных организаций, в том числе в сфере культуры и спорта, специализирующихся на работе с молодыми талантами и детьми с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации;

- развитию и совершенствованию интеллектуальных, творческих конкурсов (в том числе конкурсов профессионального мастерства в сфере прикладных квалификаций) и спортивных состязаний;

- созданию педагогических и социальных условий для развития и дальнейшей профессиональной самореализации одаренных детей и молодежи;

Субъектам Российской Федерации рекомендуется принимать необходимые меры для повышения профессионального уровня педагогических кадров, привлечения талантливых, в том числе молодых, педагогов в систему образования. В том числе через такие меры, как:

- привлечение к педагогической деятельности (в том числе к работе с мотивированными и одаренными детьми, программам профильного образования, профессиональной ориентации) специалистов в конкретных областях знания, культуры, техники, бизнеса, не имеющих педагогического образования.

Цели:

- создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе;

-разработка модели профориентационной работы.

-создание эффективной системы профессионального сопровождения учащихся в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда.

-  помощь выпускникам в определении места в жизни не только с учетом своих интересов и возможностей, но и  условиями  и требований современного рынка труда;

Задачи:

- создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;

- создать систему подготовки КАКОЙ ПОДГОТОВКИ? учащихся 1 – 11-х классов в рамках профориентационной подготовки;

- через уроки технологии, систему дополнительного образования, внеклассную работу подготовить выпускников школы к осознанному выбору профессии;

- наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;

- раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий;

- осуществить диагностическую функцию, определить динамику развития личности;

- повысить профессиональный уровень, творческое мастерство педагогического коллектива, обеспечить профессиональный, карьерный рост педагогов;

- способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

III. Механизм реализации программы

Реализация данной программы в школе включает в себя следующие компоненты:

  1. Образование в области профессиональной ориентации;
  2. Трудовое обучение;
  3. Школьная психологическая служба.
  4. Система дополнительного образования, внеклассная работа
  5. Вовлечение родителей и общественности.

Программа «Я выбираю профессию» начинается с первого класса и продолжается на всех ступенях школы.

Каждая ступень реализует данную программу на более высоком уровне и формирует более глубокое понимание необходимости правильного выбора профессий и путей достижения поставленной цели.

Содержание программы органично входит в образовательную область федерального и регионального компонента, так как программы многих предметов, разработанные в соответствии с ФГОС НОО и ООО, содержат её элементы. Например, программа для 1-4 классов «Окружающий мир» (автор А. А. Плешаков), программа «Обществознание» для 5-9 классов (автор Л. Н. Боголюбов), программы уроков «Технологии», а также программа курса «Выбор профессии».

IV. Психолого-педагогическое обоснование содержание программы

        Для того чтобы разработанная нами программа давала более эффективные результаты, осуществление её начинается с 1-го класса и проходит через следующие этапы:

  1. Ранняя профориентация (1-4кл.);
  2. Профориентация на первой ступени основной школы (5-7кл.);
  3. Профориентация на второй ступени основной школы (8-9кл.);
  4. Профессиональное определение (10-11кл.)

При проведении занятий по профориентации учитываются условия и специфика работы школы по трудовому обучению.

Осуществлять интеграцию и преемственность в обучении позволяет построение работы по следующим направлениям:

  • уроки технологии, изобразительной деятельности, осуществляемые по авторским и одноименным программам;
  • система дополнительного образования, включающая в себя кружки, клубы, секции, студии, работающие как при школе, так и при ДДТ. Работа в данном направлении осуществляется по программам этих объединений;
  • внеклассная работа, осуществляемая непосредственно классными руководителями и психологом, через классные часы, собрания, экскурсии, семинары, практические занятия и др.
  • межпредметные  связи, помогающие объединять разные предметы с профориентационной работой.

Все перечисленные направления профориентационной работы тесно связаны между собой и включают в себя следующие компоненты:

  • профессиональное просвещение, которое включает профессиональную информацию. Через них сообщаются школьникам сведения о наиболее распространенных профессиях, способах и условиях овладения ими и так далее.
  • профессиональная активизация, складывающаяся из формирования и развития профессиональных интересов, воспитания уважения к профессии, любви к труду, типологической готовности к работе.
  • профессиональная диагностика, изучающая личность школьника: его потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность.
  • профессиональная консультация, помогающая школьникам установить соответствие между индивидуальными психологическими, личностными особенностями и специфическими требованиями той или иной профессии.

Направления, формы и методы профориентационной работы в школе определяются дифференцированно, с учетом возраста и индивидуальных особенностей учащихся.

Важным условием реализации программы является тесное взаимодействие и общая заинтересованность учащихся, родителей, педагогов и администрации школы, службы занятости, ДДТ.

  1. Профориентационная работа

Профориентационная работа в образовательном учреждении проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

        Профессиональная ориентация включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей.

        Профориентационная работа в образовательном учреждении осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.

П. 1. Содержание программы в начальной школе

        Учащиеся 1-4 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа в 1-4 классах – это основа, на которой в дальнейшем развиваются профессиональные интересы и намерения выпускников основной и средней школы.

Цели профориентационной работы в начальной школе:

  1. Ввести детей в мир профессий, научить их ориентироваться в этом мире.
  2. Подготовить детей к трудовым усилиям и осознанию необходимости трудиться.

Достижение поставленных целей осуществляется через решение ряда задач:

  1. Через уроки технологии и внеклассную работу познакомить ребят с основными сферами трудовой деятельности, наиболее распространенными профессиями, дефицитными профессиями нашего региона.
  2. На основе разработанных тестов, методик, анкет, наблюдений педагогов определить особенности личности учащихся, их интересы и склонности.
  3. Через уроки технологии, художественного труда познакомить учащихся с разнообразными материалами (их получением, обработкой, применением, значением в жизни людей), научить их пользоваться простейшими инструментами.
  4. Через систему дополнительного образования, внеклассную работу, уроки технологии воспитывать у младших школьников трудолюбие, организованность, аккуратность и точность, усидчивость, настойчивость и другие профессионально важные качества личности.
  5. Через уроки технологии, другие учебные дисциплины, систему дополнительного образования, летнюю работу формировать у детей потребность в труде, приносящем пользу  не только себе, но и другим людям.
  6. Через различные виды деятельности (учебную, трудовую, игровую) формировать у младших школьников умение планировать и контролировать свою работу, правильно организовывать рабочее место, выбирать наиболее рациональный способ выполнения задания, экономить материалы и время.

Мероприятия по профориентации учащихся 1-4 классов должны проводиться 1раз в четверть по следующим темам:

Направления работы

Содержание

Уроки технологии

По программе ФГОС НОО «Уроки технологии» Роговцевой Н.И.

Дополнительное образование

По программам кружков:

  1. Изостудия  (Цуцук Е.В.)
  2. Школа «Лидер» (Воспитательная служба Цыцарева Т.Г)
  3. «Театр Мод» (Герсанова Е.А.)
  4. «Хореографический» (ДДТ)
  5. Музыкальная школа (ДДТ)
  6. «Мягкая игрушка» (ДДТ)
  7. «Школа начинающего экскурсовода» (ДДТ)
  8. «Основы компьютерной грамотности» (ДДТ)
  9. «Береста» (Дом ремесел)

Внеклассная работа (Занятия проводятся 1 раз в четверть)

Тема и содержание

Формы проведения

  •  «Предприятия и организации нашего района» (Знакомство с предприятиями и организациями, технологическими     процессами, оборудованием, профессиями работающих людей на предприятии (организации); беседы с представителями разных профессий.)

Экскурсии

  • «Все профессии нужны, все профессии важны …» (Беседа о значении различных профессий в жизни людей,     знакомство с различными профессиями, предметом, орудиями и условиями труда, представителями этих профессий; развитие творческих способностей детей.)

Беседы, встречи с представителями различных профессий, просмотр кинофильмов, игры, конкурсы рисунков и сочинений.

  • «Я хочу стать…» (Расширение знаний о различных профессиях, изучение способностей, интересов и склонностей школьников, их развитие; воспитание уважения ко всем профессиям; развитие словесно-логического и образного мышления и воображения.)

Беседы, конкурсы сочинений и рисунков, игры.

  • «Что я знаю о профессиях…» (Проверка знаний о профессиях, орудиях и условиях труда, значении профессии в жизни людей; изучение способностей школьников; развитие словесно-логического и образного мышления; умение ориентироваться в мире профессий.)

Игры, викторины, конкурсы сочинений и рисунков.

П. 2. Содержание программы в 5-7 классах

Цели профориентационной работы с учащимися 5-7 классов таковы:

  1. Расширять и углублять кругозор, побуждать к сознательному выбору профессий.
  2. Дать основы общетрудовой подготовки, способствующей как гражданскому становлению школьников, их нравственному и интеллектуальному формированию, так и физическому развитию личности.

Через уроки технологии, внеклассную работу, систему дополнительного образования, с учетом возрастных особенностей учащихся решаются следующие профориентационные задачи:

  1. Продолжать знакомить учащихся с отраслями экономики, массовыми профессиями (в том числе нашего региона), с общими основами и организационно-экономическими принципами современного производства.
  2. Формировать трудовые навыки и умения, начальные экономические знания, побуждать к использованию в трудовой деятельности знаний по основам наук.
  3. Развивать творческие способности учащихся, включая их в проектную, конструкторскую, изобразительную и исследовательскую деятельность.
  4. Подготовить школьников к выполнению необходимых и доступных видов бытового труда.
  5. Воспитывать трудолюбие, потребность в труде, уважение к людям труда, заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе.
  6. На основе разработанных тестов, методик, анкет, наблюдений педагогов выявить и развивать интересы, склонности, профессионально значимые качества личности.

Особенность профориентационной работы с учащимися 5-7 классов состоит в ознакомлении школьников в основном с ориентацией на массовые профессии и профессии нашего региона. Поэтому при планировании и проведении занятий учитывается следующее:

  • промышленное окружение школы;
  • подбор профессии и специальности в соответствии с темой занятия;
  • перспективы развития определенной отрасли;
  • знакомство с новой техникой, технологией, организацией труда и рабочих мест конкретных профессий;
  • сравнение технологии работ, выполняемых в школе на уроках технологии и технологическими производственными процессами на соответствующих предприятиях;
  • изучение требований, предъявляемых определенной профессией к человеку;
  • знакомство с представителями профессий;
  • пути получения профессий;
  • история возникновения и развития того или иного производства, той или иной профессии и их будущее;
  • объем профориентационной информации увеличивается от класса к классу, расширяется и усложняется.

             Занятия по профориентации учащихся 5-7классов проводятся 2-3 раза в четверть.

ПО СОДЕРЖАНИЮ - ЕЖЕНЕДЕЛЬНО

Направления работы

Содержание.

1. Уроки технологии

По программе ФГОС «Индустриальные технологии» (авторы Тищенко А.Т., Симоненко В.Д.) – для мальчиков 5-7 классов;

По программе ФГОС «Технология ведения дома» (авторы Синица Н.В., Симоненко В.Д.) для девочек 5-7 классов

2. Дополнительное образование

По программам кружков и объединений:

  1. Школа «Лидер» (Воспитательная служба Цыцарева Т.Г.)
  2. Изостудия  (Цуцук Е.В.)
  3. Легкая атлетика (Анисимова В.В.)
  4. «Хореографический» (ДДТ)
  5. «Театральная студия» (ДДТ)
  6. Театр Мод (Герсанова Е.А.)
  7. «Мягкая игрушка» (ДДТ)
  8. «Художественная вышивка» (ДДТ)
  9.  Музыкальная школа

 

3. Внеклассная работа

Тема

1. Предприятия и организации нашего района (экскурсии, рассказы, беседы).

5 класс

Знакомство с предприятиями и организациями, технологическими процессами.

Рабочее место. Основные профессии: история, значение, выполняемая работа, характер и условия труда.

Воспитание трудолюбия, бережливости, дисциплинированности, аккуратности, уважения к представителям всех профессий.

6 класс

Знакомство с предприятиями и организациями, технологическими процессами.

Рабочее место.

Основные профессии:

значение, выполняемая работа, характер и условия труда, санитарно-гигиенические и психологические требования профессии к человеку.

Формирование интереса к профессиям, качеств: бережливости, дисциплинированности, аккуратности.

7 класс

Знакомство с предприятиями и организациями, технологическими процессами.

Углубление знаний о профессиях, требования профессии к человеку, пути получения профессии.

Перспективы развития отрасли и производства, техники и технологии предприятия.

Воспитание интересов к профессиям, бережливости, дисциплинированности, аккуратности, уважения к представителям всех профессий.

2. Самопознание, самовоспитание (рассказ,  анкетирование).

Знаешь ли ты самого себя?

Особенности памяти мышления восприятия. Интересы, характер, воля.

Особенности памяти мышления восприятия. Интересы, характер, воля.

Особенности темперамента, способности, интересы, склонности, общение и самовоспитание.

3. Мир профессий (беседы, встречи с представителями профессий, игры, конкурсы).

Знакомство с массовыми профессиями, профессиями родителей, предметом, орудиями, условиями труда. История развития, значение профессии.

Знакомство с профессиями (более широкое), предметом, орудиями, условиями труда, характер труда требование профессии к человеку, история развития, значение.

Расширенное знакомство с профессиями, умение ориентироваться в профессиях, условиях, орудиях и характерах труда, требовании профессии к человеку, пути получения профессии, история развития некоторых профессий, значение и перспективы развития.

4. Профессиональная игротека (игры, конкурсы, КВНы, тематические вечера, викторины).

Знакомство с массовыми профессиями, профессиями родителей, предметом, орудиями, условиями труда. История развития, значение профессии.

Знакомство с профессиями (более широкое), предметом, орудиями, условиями труда, характер труда требование профессии к человеку, история развития, значение.

Проверка знаний о профессиях, умение ориентироваться в мире профессий, требований профессии к человеку, пути получения профессии, перспективы развития профессии.

4. Диагностика, изучение способностей.

  1. Анкетирование;
  2. Методика «Карта интересов»;
  3. Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности (авт. Г. Айзенк);
  4. ШТОМ, ШТУР;
  5. Изучение внимания;
  6. Изучение памяти;
  7. Изучение мышления.

П. 3. Содержание программы в 8-9 классах

        Цели профориентационной работы в 8-9 классах:

  1. Систематизировать знания о мире современных профессий и умение ориентироваться в этом мире.
  2. Подвести учащихся к сознательному выбору одной из профессий и дальнейшему пути получения образования.

В соответствии с этими целями задачи профориентированной работы на данном этапе следующие:

  • Через уроки технологии, внеклассную работу формировать у учащихся политехнические знания о современном производстве и содержании труда в нем, основных направлениях его развития.
  • Через внеклассную работу, уроки выбора профессии формировать у школьников систему знаний о мире профессий, о требованиях профессии к личности, о профессионально важных психофизиологических качествах и особенностях человека.
  • С помощью разработанных тестов, методик, диагностик, анкет, наблюдений педагогов  выявлять и оценивать уровень развития профессиональных интересов и склонностей учащихся.
  • Через уроки технологии, внеклассную работу, систему дополнительного образования развивать интересы, способности и наклонности к конкретной области трудовой деятельности, формировать навыки и умения работы с различными материалами.
  • Через уроки  технологии, внеклассную работу формировать у учащихся общественно-значимые мотивы выбора профессии, подготовки к профессиональному самоопределению, оказывать помощь в выборе пути профессионального образования, профиля профессиональной подготовки в 8-9 классах.
  • Через различные виды деятельности (трудовую, учебную, проектную, конструкторскую, изобразительную) развивать интерес к технике, техническую наблюдательность, пространственное и творческое воображение, техническое мышление и умение осуществлять анализ технических объектов и технологических процессов.
  • Через уроки технологии,  внеклассную работу, систему дополнительного образования воспитывать у школьников уважение к представителям всех профессий, потребность в профессиональном самоопределении, а также профессионально важные качества личности: профессиональная ответственность и долг, профессиональный этикет и др.

Успешная реализация перечисленных задач осуществляется лишь при условии творческой активности самих учеников обучающихся.

Направления работы

Содержание

Уроки технологии  

ПО ПРОГРАММАМ:

  1. Л.Г. Землина «Декоративная роспись по дереву».
  2. Л.В. Турыгина «Белоснежная грация».

Дополнительное образование

По программам кружков, студий и объединений:

  1. «Юный программист» (Александрова Н.А.)
  2. Театр Мод (Герсанова Е.А.)
  3. «Юный екскурсовод»(ДДТ.)
  4. Школы «Лидер» (Воспитательная служба Цыцарева Т.Г.)
  5. «Мягкая игрушка» (ДДТ)
  6. «Вязание» (ДДТ)
  7. «Хореографический» (ДДТ)
  8.  «Театральный» (ДДТ) и др.

Внеклассная работа

Темы занятий по профориентации

8 классов

  • Понятие о профессии, значение правильного выбора профессии для общества и личности.
  • Психологические свойства личности: воля, направленность, характер, темперамент, интересы, склонности, способности.
  • Основные отрасли экономики. Массовые профессии нематериального и материального производства.
  • Знакомство с предприятиями и организациями нашего района.

Темы занятий по профориентации

9 классов

  • Как правильно выбрать профессию? Здоровье и выбор профессии.
  • Классификация профессий и знакомство с профессиями по предмету труда.
  • Основные пути продолжения образования после окончания основной школы.
  • Мир профессий (КВН).

Диагностика

  1. «Карта интересов»
  2. «ДДО» (Методика Е. А. Климова)
  3. Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности (Тест Г. Айзенка)
  4. Изучение особенностей внимания
  5. Изучение особенностей памяти
  6. Изучение особенностей мышления
  7. «Интеллектуальная лабильность» (Тест В. Г. Козловой)
  8. Методика «Мотивы выбора профессий»

Летняя работа

  1. Через трудовую практику по благоустройству школьной территории,
  2. Подростково-молодёжный отряд «Чистая провинция» (при Отделе физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Пестяковского района),
  3. Трудовой отряд «Чистая провинция» (при Пестяковском городском поселении).

П. 4. Содержание программы (10-11классы)

Цель профориентационной работы с учащимися 10-11классов:

  1. Углублять расширять и систематизировать знания о профессиях, требованиях профессии к человеку;
  2. Подготовить выпускников к профессиональному самоопределению, оказать помощь в правильном выборе профессии.

Особенность занятий с учащимися 10-11 классов состоит в том, что достижение поставленных целей осуществляется через все направления профориентационной работы в школе. С учетом этого решаются следующие профориентационные задачи:

  • через уроки профориентации, внеклассную работу дать учащимся совокупность знаний об особенностях различных профессий, условиях правильного выбора одной из них, о профессиях, в которых в данное время испытывает острую потребность экономика в регионе;
  • через внеклассную работу,  систему дополнительного образования формировать мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание социально-экономических потребностей общества и психофизиологических особенностей личности;
  • через различные виды деятельности продолжать развивать интересы и склонности учащихся;
  • через профдиагностику изучать характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья;
  • Через внеклассную работу, индивидуальную работу, профессиональную консультацию помочь учащимся установить соответствие индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии, развивать профессионально важные качества личности, необходимые для успешного овладения будущей профессией;
  • Через все направления профориентационной работы воспитывать уважение ко всем профессиям, любовь к труду, формировать психологическую готовность к работе, а также такие профессиональные качества личности как профессиональный долг, профессиональная честь, профессиональная ответственность, профессиональная этика и профессиональная совесть.

Направления работы

Содержание

Дополнительное образование

По программам объединений:

  1. Кружок «Юный эскурсовод» (ДДТ)
  2. Изостудия  (Цуцук Е.В.)
  3. Театр Мод (Герсанова Е.А.)
  4. Школы «Лидер» (Воспитательная служба Цыцарева Т.Г.)
  5. «Театральный» (ДДТ)

Внеклассная работа

  1. «День профориентации» (встреча с представителями учебных заведений Ивановской и Нижегородской областей)

  1. Внеклассные занятия по следующим темам:

  • Понятия о профессии, подробная классификация профессий (по цели, орудиям и условиям труда). Составление формулы профессий (Ответственные  - классные руководители).
  • Требования профессии к человеку (Ответственные  - классные руководители).
  • Ошибки при выборе профессии (Ответственные  - классные руководители).
  • Профессиональные интересы и склонности (Ответственные  - классные руководители и психолог).
  • Способности и выбор профессии (Ответственные  - классные руководители и психолог).
  • Индивидуально-психологические особенности личности и выбор профессии (Ответственные  - классные руководители и психолог).
  • Ситуация выбора профессии и слагаемые выбора (Ответственные  - классные руководители).
  1. Пути получения профессии (Ответственные  - классные руководители).

Диагностика

  1. Анкетирование «Готовность к выбору профессии»,
  2. «Карта интересов»,
  3. Определение склонностей к предпочтительному типу деятельности («ДДО»),
  4. Определение мотивов выбора профессии,
  5. Определение способностей учащихся,
  6. Изучение характерологических особенностей учащихся,

      7.   Изучение познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения),

       8.Определение уровня интеллектуальной лабильности (скорости протекания мыслительных процессов).

ПЛАН ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

на 2015-2016 учебный год

Месяц

Направления деятельности

Ответственные,

Участники.

Сентябрь

-Сбор информации об учебных заведениях.

-Создание каталога профессий..

-Проведение «Ярмарки кружков».

-Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам.

-Профориентация: игра «Мир профессий».

-Итоги поступления выпускников в учреждения профессионального образования.

Кл. руководители.

Октябрь

-Читательская конференция «Профессия и личность».

-Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам.

- Ярмарка учебных мест

-Конкурс рисунков «Моя будущая профессия (5-7 класс).( а рамках недели ИЗО)

-Защита проектов, мультимедийных презентаций в рамках программы «Технология» (5-8 классы) (неделя информатики и технологии

 Кл. руководители.

библиотекарь, ЗДВР, учитель ИЗО

Ноябрь

-Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам.

-Проведение классных часов : Моя мечта о будущей профессии.- 1-4 кл, - в 5-6 классах (знакомство с профессиями родителей)
в 7-9 классах «Мир профессий»

- Профессиональные пробы в рамках конкурса ЭтноМода для учащихся 5-10 класс (область дзайна, истории, ДПТ, танца, фотографии, сценческого творчества)

 Кл. руководители.

Учитель технолгии

Декабрь

-Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам.

-Встречи с представителями разных профессий.

- Викторина «Что, где, когда» о профессиях (5-8 классы).

Кл. руководители.

ЗДВР

Январь

-Встречи с представителями разных профессий.                                  

Мероприятие «Я - студент».  ( встреча со студентами)  

-«Путешествие по профессиям». Игра-знакомство с миром профессий. (6-7 классы).                            

Кл. руководители.

организатор

Февраль

- Встречи с представителями разных профессий.

- Проведение профессиональной диагностики учащихся 9,11 классов.                              

Кл. руководители.

организатор

Апрель

-День открытых дверей «Учиться никогда не поздно».

Кл. руководители.

организатор

Май

-Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам.

-Игра в абитуриенты «О порядке приема».

- ) Посещение «дня открытых дверей»

(9-11 классы)

Кл. руководители.

организатор

Тематика классных часов.

ЖЕЛАТЕЛЬНО ПО КАЖДОМУ КЛАССУ

1-4 классы.

1

Мир моих интересов

  2

Все работы хороши – выбирай на вкус.

3

Профессии наших родителей.

4

О профессиях разных, нужных и важных.

5

Путь в профессию начинается в школе.

6

Моя мечта о будущей профессии.

7

Труд на радость себе и людям.

5-8 классы.

1

Мир-профессий. Человек-техника.

2

Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи.

  3

Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс.

4

Мир профессий. На страже закона. Встреча.

5

Мир профессий.Книга-выставка.

6

Мир профессий. Электронные помощники.

7

Астрономия наших дней.

8

Мир профессий. Когда на весах лекарства.Фармацевт. Встреча.

9-11 классы.

1

Познай самого себя.

2

Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование.

3

Профориентация и медицинская профконсультация.

4

Мотивы выбора профессии.

5

Психологические характеристики профессий.

6

Они учились в нашей школе.

7

Выпускники школы-учителя

8

Профессии с большой перспективой.

9

Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека.

10

Что век грядущий нам готовит?

                                           Работа с педагогическими кадрами

1) Постоянное знакомство учителей с инструкциями, приказами, решениями по профессиональной ориентации.

в течение года

Зам. директора по ВР.

директор

2) Контроль и анализ состояния профориентационной работы в школе.

в течение года


Зам. директора по ВР

3) Взаимодействие школы с учреждениями, предприятиями  по вопросам профориентации с учащимися.

в течение года

.
Зам. директора по ВР

4) Индивидуальные консультации для педагогов по вопросам организации профориентационной работы в классе.

в течение года

Зам. директора по ВР

Работа с родителями

1)Общешкольные  родительские собрания:
- «Как правильно выбрать профессию. Рынок труда» (8-9 классы), «Куда пойти учиться» (10-11 классы)

в течение года


Зам. директора по ВР классные руководители

2) Индивидуальные консультации по выбору профессии.

в течение года

Классные руководители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План методической работы на 2015-2016 учебный год

План   включает план  работы всех структурных единиц по методической работе....

План воспитательной работы на 2015-2016 учебный год.

План воспитательной работы на 2015-2016 учебный год.....

План - сетка воспитательной работы на 2015 - 2016 учебный год в группе 8, 9 классов

ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащённой знаниями, готовой к созидательной, трудовой деятельности и нравственному поведению.ВОС...

План работы на 2015-2016 учебный год по сохранению и развитию государственных языков РТ

Годовой план по обучениию детей государственным языкам РТ на 2015-2016 учебный год....

План воспитательной работы на 2015 - 2016 учебный год

План мероприятий на 2015 - 2016 учебный год....

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на 2015 – 2016 учебный год воспитателей группы девочек

Содержание 1. Пояснительная записка 2. Цель программы 3. Основные направления воспитательной деятельности: 4. Анализ воспитательной работы с группой за прошлый год 5. Характеристика кл...

План воспитательной работы на 2015-2016 учебный год (8 класс)

План воспитательной работы классного руководителя 8 класса на 2015-2016 учебный год...