Наличие собственного инновационного педагогического опыта
статья на тему

Шкурова Ольга Станиславовна

Статья на тему: "Изучение особенностей национального компонента на занятиях кружка «Декоративно-прикладное искусство»" 

На занятиях решаются важнейшие для ребенка проблемы: самореализации личности и проблемы социальной адаптации в обществе; даются хорошие трудовые навыки, возможность проявить свою индивидуальность.

В статье дается рецензия на инновационный педагогический опыт педагога. В ней раскрывается актуальность данной темы, новизна, идея педагогического опыта, и эффективные средства для развития творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nalichie_inovatsionnogo_opyta.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Наличие собственного инновационного

 педагогического опыта

Тема: Изучение особенностей национального компонента на занятиях кружка «Декоративно-прикладное искусство»

        Актуальность в том, что на занятиях решаются важнейшие для ребенка проблемы: самореализации личности и проблемы социальной адаптации в обществе; даются хорошие трудовые навыки, возможность проявить свою индивидуальность.

        Новизна опыта состоит, прежде всего, в его комплексности и мобильности. Учебный процесс по программе соответствует возрасту и интересам, дается возможность воспитанникам осуществить ряд осознанных выборов способных в дальнейшем помочь определить свой мир увлечений.

        Теоретическая база состоит из системы занятий, позволяющая воспитаннику овладеть образным языком декоративно-прикладного искусства, развивать эстетическое восприятие, приобщиться к народной культуре, художественному творчеству.

        Ведущая педагогическая идея программы в целостности принципов обучения, форм, методов и средств обучения, что позволяет развивать творческие способности; накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства; развивать полученные знания и приобретенные навыки.

        Оптимальными и эффективными средствами для развития творческих способностей детей являются: дидактические, наглядные пособия, компьютерные программы - PAINT, WORD PAD, MICROSOFT WORD; Интернет ресурсы, которые используются на занятиях кружка.

        Результат и качество обучения прослеживается в творческих достижениях воспитанников: в призовых на выставках, конкурсах и фестивалях.

        Наличие приложений:

- учебно-наглядные пособия;

- раздаточный и дидактический материал для индивидуальной работы воспитанника;

- разработки занятий;

- разработки воспитательных мероприятий, бесед, мастер-классов, докладов.

Рецензия

на инновационный педагогический опыт

        Тема: «Инновационный опыт изучения национального компонента на занятиях кружка «Декоративно-прикладное искусство»

Автор опыта: Шкурова Ольга Станиславовна, педагог дополнительного образования.

Содержание понятия «инновация» предполагает рассмотрение соотношения традиции и новаторства. Русский философ Н. Бердяев отмечал, что культура развивается в единстве двух тенденций – традиции и новаторства. Отсутствие в культуре новаторства ведет к застою; разрыв новаторства с традицией может привести к уничтожению культуры. В свете сказанного можно дать следующее определение инновации – это новое знание, которое возникает в рамках традиции и сохраняет все ценное в ней. Направление деятельности кружка «Декоративно-прикладное искусство» является новым в системе непрерывного образования «школа – ВУЗ»

Изучение традиций, особенностей русского и мордовского народов при работе с различными художественными материалами приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен.

Прикладное творчество не только формирует творческую личность, но и помогает воспитывать связь поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к отчизне, родному краю.

Изучение истории и своих корней актуально в наши дни. В последнее время интерес к занятиям «Декоративно-прикладным творчеством» заметно повысился.  Дети, занимающиеся в кружке разных национальностей.

Чтобы поддержать активный интерес к занятиям, педагог обязан учитывать изменения, происходящие в обществе. Изучение костюмов, орнаментов, вышивки народов нашего края различными нетрадиционными техниками исполнения, а также рассмотрение вопросов толерантности поведения в обществе – одно из составляющих опыта.

Актуальность ее в том, что на занятиях решаются важнейшие для ребенка проблемы: самореализации личности и проблемы социальной адаптации в обществе; даются хорошие трудовые навыки, возможность проявить свою индивидуальность.

Новизна данного опыта состоит, прежде всего, в его комплексности и мобильности. Учебный процесс по программе соответствует возрасту и интересам, дается возможность воспитанникам осуществить ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить свой мир увлечений.

Теоретическая база опыта состоит из системы занятий, позволяющая ребенку овладеть образным языком декоративно-прикладного искусства, развить эстетическое восприятие, приобщиться к народной культуре, художественному творчеству.

Это изучение тем:

- прикладное творчество Мордвы;

- особенности мордовского орнамента;

- женский национальный костюм;

Беседы:

- история Мордвы;

- как жила древняя Мордва;

- исторические и культурные памятники Мордовии;

- будущее твоего города, твое будущее – в твоих руках и др.

Экскурсии:

- в краеведческий музей;

- в музей Мордовской народной культуры;

- в музей военного и трудового подвига 1941 – 1945г.г.

Форма занятий определяется с учетом особенностей возраста воспитанников:

- для младшего возраста: ролевые игры, сюжетные занятия с участием героев народных сказок;

- для среднего возраста: беседы, экскурсии, деловые игры по истории края, тематические праздники («Широкая Масленица»), занятия-спектакли, с использованием игрушек, сделанных своими руками.

Занятия по декоративно-прикладному творчеству – педагогически организованное общение с детьми, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместную деятельность.

В процессе занятий для решения поставленных задач сочетается индивидуальная и групповая форма работы с детьми.

Для проведения занятий используются Интернет – ресурсы (схемы образцов и выкроек). В ходе объяснения, закрепления материала используются: фотографии, репродукции картин, опорные схемы рисунка.

Занятие состоит из теоретической части (сообщение теоретических сведений), практической (показ технологических и теоретических приемов при обработке различных материалов) и выполнения творческого задания (обсуждение образцов, составление эскизов будущих работ и др.).

Ведущая педагогическая идея заключается в целостности принципов обучения, форм, методов и средств обучения, что позволяет развивать творческие способности; накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства; развивать полученные знания и приобретенные навыки.

Игрушка – самобытное явление материальной и духовной культуры народа. Она служит важнейшим средством связи поколений. Побуждение к деятельности по созданию игрушки, сувенира, панно из соломки или в технике изонить – важная предпосылка творческого развития воспитанников.

Наиболее оптимальными и эффективными средствами для развития творческих способностей являются дидактические, наглядные пособия, компьютерные программы – PAINT, WORD PAD,  MICROSOFT WORD; Интернет ресурсы, которые используются на занятиях кружка «Декоративно-прикладное искусство».

Для развития интеллектуально-творческого потенциала личности воспитанника путем совершенствования его творческих способностей на занятиях декоративно-прикладного творчества, педагогом разработаны образовательные программы «Аппликация соломкой», «Мягкая игрушка», подпрограмма «Родные истоки». Реализация программ и подпрограммы предусматривает перспективное развитие навыков в области декоративно-прикладного творчества; подчинение основному образовательному принципу – от «простого к сложному»; от знаний к творчеству, к увлекательным делам. В ходе освоения программы возрастают познавательные потребности воспитанников, расширяется кругозор детей, осваивается механизм самостоятельного получения новых знаний.

Результат и качество обучения прослеживается в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на выставках и конкурсах. Воспитанники являются участниками и победителями муниципальных и республиканских конкурсов.

Учебно-педагогическая деятельность направлена на развитие творческих способностей воспитанников, на расширение их кругозора. Для успешной реализации данной задачи необходимо:

- учебно-наглядные пособия;

- раздаточный, дидактический материал для индивидуальной работы ученика;

- материалы и инструменты;

- методический фонд и средства обучения;

- средства мониторинговых исследований.

Педагогом разработано методическое обеспечение программ: беседы, конспекты занятий, ряд воспитательных мероприятий, совместная работа с родителями.

Наличие приложений:

- разработка занятий по Мягкой игрушке;

- разработка занятий по Аппликации соломкой;

- разработка занятий по Изонити;

- разработка мероприятий;

- разработка мастер-классов.

Коллективу кружка свойственна активная, деятельная жизнь, ребята становятся хорошими верными друзьями, отличаются организованностью и дисциплинированностью.

Оценивая профессиональную компетентность, следует отметить высокий уровень осуществления педагогической деятельности и общения. Личность педагога реализуется полностью. Достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании детей.

Ольга Станиславовна – творчески работающий педагог, готовый к принятию педагогических инноваций.

Методист МОУ ДОД

«Центр детского творчества №1»                                  И. Ю. Бахметьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наличие собственной методической системы

К5 Наличие собственной методической системы учителя - Приложения...

Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе

          Задание курсов  для участников конкурса  лучших учителей   в рамках реализации              Приоритетно...

Наличие собственной системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе

Сельский учитель - это энтузиаст, патриот школы, села, он предан своему делу, заботлив и трудолюбив, скромен и бескорыстен, воспринимает учеников как своих собственных детей. Учитель на селе - одна из...

1.ПНПО-2016 1. Наличие собственной методической разработки

Мой педагогический стаж как учителя Изобразительного искусства , Мировой художественной культуры составляет 25 лет. За годы работы в школе я разрабатывала перспективные,образовательные и  п...

4.4. Наличие собственных опубликованных материалов

1. Статья ВАК Традиционные праздники коренных малочисленных народов Сахалинской области. // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №2. С. 123-132. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10211.2.Ста...