Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Наследие причудливого века"
презентация к уроку (7 класс) по теме

Аниканова Наталья Геннадьевна

Данную презентацию можно использовать как учителю на уроке, так и обучающемуся при подготовке к уроку в домашних условиях.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наследие причудливого века ГБОУ СОШ № 546 Красносельского района г. Санкт-Петербурга Учитель истории Аниканова Н.Г.

Слайд 2

Вопросы для изучения 1. Изменения в жизни города 2. Превращение в город дворцов 3. «Причудливые» соборы

Слайд 3

Изменения в жизни города Ранней весной 1725 года началось всеобщее бегство из Петербурга. Прежде всего спешно покинули берега Невы дворяне, за ними потянулись купцы, мелкие торговцы и ремесленники. В короткое время за ними потянулись купцы, мелкие торговцы и ремесленники. В короткое время Петербург опустел наполовину. Указы Петра I насильно согнали их с родных мест. Как только исчезла угроза страшного петровского гнева, они побежали из города. В январе 1728 года двенадцатилетний наследник российской короны Петр II вместе с приближенными и государственными учреждениями переехал в Москву, чтобы никогда больше не возвращаться в Петербург. С середины 1730-х годов началось постепенное возрождение города. Этому способствовало возвращение в Петербург из Москвы императорского двора вскоре после восшествия на престол Анны Иоанновны.

Слайд 4

В 1737 году создается комиссия о Санкт-Петербургском строении. Ведущая роль в ее работе принадлежала выдающимся архитекторам П. Еропкину, И. Коробову и Михаилу Земцову. Комиссия разработала планы застройки различных частей Петербурга и закрепила за Адмиралтейской частью роль центра города. Именно от Адмиралтейства начинают формироваться площади: на востоке –Дворцовая, на юге – Адмиралтейская, на западе – Петровская (Сенатская). Строительство города вступило в новую фазу. Столица во многом росла стихийно, все более распространяясь к югу от Большой Невы.

Слайд 5

От Адмиралтейства отходят три «луча»: Невский, Адмиралтейский (Гороховая улица) и Вознесенский проспекты. Несмотря на то, что они созданы не в петровское время, их часто называют «петровским трезубцем». В это же время появляются название улиц. Старейшие названия – Невский, Литейный, Кузнечная, Большая Дворянская… В названиях улиц отражены состав населения, занятия жителей, характер застройки и т.д.

Слайд 6

По указу императрицы Анны Иоанновны Был основан первый в России Кадетский корпус – военное учебное заведение для сыновей дворян. Он разместился в великолепном дворце князя Меншикова на Васильевском острове. Кадетский корпус не был исключительно военным училищем . В корпусе преподавались предметы, «к воинскому действу» отношения не имеющие. Россия испытывала недостаток в разностороннее подготовленных специалистах.

Слайд 7

В 1732 году императрица Анна Иоанновна, вернувшаяся вместе с дворцом в Петербург, приказала «без всякого замедления» навести мост через Неву. Этот мост был наплавным Мост соединил Васильевский остров с площадью Адмиралтейского острова. На Васильевском острове был порт, здание двенадцати коллегий. Нужна была связь с центром города. Во время ледохода он был снесен. Во время ледостава – раздавлен.

Слайд 8

Превращение в город дворцов Суровый и деловой город, основанный Петром Великим как крепость, верфь и порт, превращается в елизаветинское время в город дворцов. Самым ярким зодчим, работающим в стиле «высокого» барокко, стал Франческо Бартоломео Растрелли. Его архитектурные композиции легко узнаются по обилию позолоты, по белоснежным колоннам на фоне лазурно-синих или бирюзовых стен, по сложным и многообразным украшениям, по гигантским зеркальным окнам.

Слайд 9

Центр города в елизаветинское время был поделен на громадные усадьбы. Дворцовые усадьбы в Петербурге строились по такому плану: дворец с парадным подъездом размещался в середине обширного двора, по его краям находились хозяйственные службы, а за дворцом устраивался сад. Двор отделялся от улицы декоративной оградой. Среди первых зданий города, построенных в стиле барокко, был Аничков дворец. Он стоит на берегу Фонтанки. Его построили по приказу императрицы Елизаветы Петровны для богатого вельможи. На протяжении столетий дворец неоднократно переходил от одного владельца к другому. Трудным для здания стал 1935 год, когда городские власти решили устроить в нем Дворец пионеров. Ныне в Аничковом дворце размещается Дворец творчества юных.

Слайд 10

Тогда же на другом берегу Фонтанки, чуть ниже по течению, поднялась усадьба графа П. Б. Шереметева. По своему характеру и композиционному замыслу дворец, обращенный главным фасадом к реке и названный «Фонтанным домом», является типичным усадебным сооружением середины XVIII века. Это выразилось в определенной пышности убранства фасадов здания, представленного и лепными головками, и львиными масками в капителях, и лучковыми сандриками, образующими волнообразную линию над окнами. В южном дворовом флигеле Шереметевского дворца в 1924–1941 и 1944–1952 годах жила поэтесса А. А. Ахматова. Здесь ею было написано множество стихотворений, подготовлено несколько литературоведческих статей. В 1989 году в бывших комнатах Ахматовой открыт мемориальный музей.

Слайд 11

Классическим образцом городской усадьбы елизаветинского времени следует считать дворец канцлера графа М. И. Воронцова. Он возведен в 1749–1757 годах по проекту Б. Ф. Растрелли. Архитектору пришлось сооружать дворец на участке, расположенном между Фонтанкой и недавно проложенной Садовой улицей. С 1810 года в Воронцовском дворце размещался Пажеский корпус — привилегированное военно-учебное заведение для подготовки преимущественно офицеров гвардии. После революции в нем находились курсы командного состава, а затем — пехотное училище. С 1958 года в здании размещается Петербургское суворовское военное училище.

Слайд 12

Зимний дворец, шестой по счету, строился с 1754 по 1762 г. Он стал лучшим творением Ф.Б. Растрелли. В плане – это колоссальное замкнутое пространство с внутренним двором-садом. Великолепное трехэтажное каменное здание в стиле барокко отличалось невероятным по тем временам размерами, пышной наружной отделкой и роскошным убранством внутри. И все фасады дворца Растрелли решил различно. Но на каждом из них можно любоваться мощным бегом колонн, который напоминает плеск невских волн. Важное место в облике здания принадлежит окнам: они большие , их около 2000, и каждое оформлено по-своему.

Слайд 13

Соборы СМОЛЬНЫЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР Императрица Елизавета Петровна любила балы, оперу, катания на санях. Но при этом она была очень набожной. Незадолго до своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна приняла решение завершить свои дни в тишине и покое монастыря. Ею было указано строить монастырь для ста двадцати девиц благородных семей, и себя, как их будущей настоятельницы. Место для монастыря императрицей было выбрано не случайно. Во времена правления Анны Иоанновны здесь находился Смольный дворец, куда поселили молодую Елизавету. Благодаря этому дворец также называли Девичьим. Величественный, устремленный в высь собор – одно из самых совершенных творений Франческо - Бартоломео Растрелли и всего русского барокко. Собор должен был войти в комплекс сооружений Смольного монастыря.

Слайд 14

Заложенный в 1748 году, собор уже к 1757 году был почти готов. Но началась семилетняя война, и работы по строительству храма приостановились. Возобновились они в 1762 году уже под руководством Ю.М. Фельтена. В 1764 г. При монастыре было создано первое в России дворянское учебное заведение – Смольный институт благородных девиц. Рядом с ним появилось здание училища для мещанских девушек. В 1832 году окончание строительства собора было поручено архитектору В.П. Стасову. Третье, крупнейшее звено ансамбля – здание Смольного института, выполненное в 1806-1808 гг. архитектором Кварнеги в классическом стиле. В 1917 г. Здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, здание стало ареной многих исторических событий.

Слайд 15

Собор – памятник архитектуры барокко, был построен в 1753-1762 годах по проекту С.И. Чевакинского. Собор был возведен на месте плаца Морского полкового двора. Покровителем мореплавателей считается Святой Николай Чудотворец, именем которого назван собор. Собор в плане имеет крестообразную форму и делится на верхнюю и нижнюю церкви. В память побед, одержанных русским флотом над турецким, Екатерина II подарила Николо-Богоявленскому Морскому собору десять икон. На них изображены святые, в дни памяти которых совершались эти победы. Таким образом, с самого начала собор стал памятником военно-морской славы России. С июня 1941 года собор имеет статус кафедрального. НИКОЛО-БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОРСКОЙ СОБОР

Слайд 16

Немало Растрелли построил дворцов, Один мы найдем на Садовой. Здесь можно сегодня увидеть юнцов, Что учатся жизни суровой. (Их поведенье всегда образцово!) Суворовцам отдан дворец………… Васнецова Кравцова Воронцова Проверь себя !

Слайд 17

«Послушай, мой зодчий!- Сказала царица.- Ведь Санкт-Петербург – Это всё же столица! В роскошном дворце я хочу поселиться, Чтоб там на балах, на пирах веселиться. Да тёплый построй, чтоб не мёрзнуть в метели !» И взялся за дело великий Растрелли. Петергофский дворец Зимний дворец Екатерининский дворец

Слайд 18

Над планом города долго трудился он И обладал характером не робким. Вступил в борьбу с Бироном, был казнен. А звали архитектора ………… Еропкин Зоткин Ижоркин

Слайд 19

Растрелли увенчан бессметрною славой За чудо-дворцы и собор пятиглавый. …Уж стройные башенки в небо взлетели, Но всё ж не закончил работы Растрелли. И колокольни большой не возвел. Уволен со службы… Век новый пришёл. Из моды тогда выходило барокко, И начал собор разрушаться до срока. Внутри – без отделки, без иконостаса… Но взялся за дело труднейшее Стасов. Достроили ансамбль! Вам известен, наверное, Собор у Невы, что глядит на Шпалерную. Никольский собор Смольный собор Троицкий собор

Слайд 20

Во здравие всех моряков на Руси Люди молились Николе: спаси! И верили в то, что поможет святой. Ему посвятили собор голубой. Высокие главки, лепнины узор… Один из старейших- ………….. Смольный собор Казанский собор Никольский собор

Слайд 21

В Россию когда-то приехал с отцом … Дар Божий умножил познаньями. Украсил наш город он Зимним дворцом, Другими чудесными зданьями. Построил он Смольный великий собор. Скажите, о ком я веду разговор? Ф.Б. Растрелли В.П. Стасов Ю.М. Фельтен

Слайд 22

Работа черною была, И гарь въедалась в кожу. Котлы кипели и дела. К рукам прилипчива смола , Да и к названьям тоже. Смоле обязан с давних пор Своим названием собор, И улица, и институт… Так как же улицу зовут? Ул. Съежинская Ул. Смольного Исаакиевская

Слайд 23

В январе 1732 года по Невскому тянулось пышное шествие: ехали верхами трубачи, драгуны, русские и иностранные купцы, императрица Анна Иоанновна в парадной карете, экипажи с придворными дамами… В честь этого события были построены триумфальные ворота. Во всех церквях ударили в колокола, из крепости раздавалась пальба. Какое событие праздновалось так торжественно? Именины императрицы Возвращение царского Дворца в Петербург

Слайд 24

Найдите на карте : Аничков дворец Шереметевский дворец Воронцовский дворец Смольный монастырь Никольский собор

Слайд 26

ЛИТЕРАТУРА : Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Пособие по истории города с заданиями и тестами. – 10-е изд. – СПб.: КОРОНА принт , 2005. – 336 с.: ил. Ермолаева Л.К., Захваткина И.З., Лебедева И.М. Петербургская тетрадь по краеведению для учащихся основной школы. Часть вторая. (Серия «Страницы жизни края»). СПб.: СМИО Пресс, 2005. – 47 с.: ил. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захваткина И.З. Страницы жизни нашего края (с древнейших времен до современности). Учебное пособие для учащихся основной школы. – СПб.: «Специальная Литература», 2006. – 465 с.: ил. Ефимовский Е.С. Петербург в загадках. – СПб.: ЗАО « Норинт », 2004. – 144 с.: ил. Кирциделы Ю.И., Левина Н.Р. Мой город Санкт-Петербург. Учебное пособие для средней школы. Изд. третье, испр . и доп. – СПб.: «Паритет», 2007. – 336 с. + вкл .: ил. Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Санкт-Петербург . Вопросы и задачи: Пособие по истории города. (История и культура Санкт-Петербурга в проблемно-познавательных задачах). – СПб.: КОРОНА принт , 2005. – 208 с. Платунов А.М. Так строился Петербург. Учебное пособие к курсу «Краеведение» средней общеобразовательной школы. – СПб.: «Специальная Литература», 1997. – 544 с.: ил. Раков Ю. Эмблемы и символы Петербурга. – СПб.: Издательство «Глагол», 2003. – 96 с.: ил. Ропотова М. История и культура Санкт-Петербурга. Атлас с комплектом контурных карт. 1 ч. - СПб.: ЗАО «Карта», 2010 – 32 с.: ил. Синдаловский Н.А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… Путеводитель. – СПб.: « Норинт », 2000. 400 с.: ил. Ткачева Е.Е. Звучащий город: учебно-методический комплект: учебное пособие. – СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2011. – 160 с.: ил.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 546

с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект  урока

Тема: «Наследие причудливого века »

(для учащихся 7 класса)

Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

Аниканова Наталья Геннадьевна

Санкт-Петербург 2015 г.

Тема урока: «Наследие причудливого века»

Задача урока: создать условия для наиболее качественного освоения материала, способствовать формированию умений использовать любые источники краеведческой информации, способствовать применению приобретенных знаний и умений, способствовать пробуждению у ребенка эмоционального отклика.

Оборудование: мультимедийный комплекс, видео фрагмент (Смольный собор), 3 презентации заранее приготовленные детьми, рабочие тетради, атласы, эмблемы команд, карточки с вопросами для команд, плакат с изображением дерева, «яблоки» из цветной бумаги красного, желтого и зеленого цветов с прикрепленным двухсторонним скотчем.

Основные вопросы содержания:

  1. Изменения в жизни города
  2. Превращение в город дворцов
  3. Строительство соборов

     Весь класс заранее разбивается на 3 группы – команды для выполнения исследовательской работы. Первая команда  - «Историки-исследователи», вторая команда – «Архитекторы- созидатели», третья  команда – «Архитекторы- хранители духовно-нравственных ценностей». Ребята в качестве домашнего задания получают мини-исследование. Историки- исследователи работают над первым вопросом – изменения в жизни города после Петра 1 до Екатерины 2. Архитекторы-созидатели работают над вторым вопросом – превращение в город дворцов. Архитекторы-хранители духовно-нравственных ценностей работают над третьим вопросом – строительством соборов в изучаемый период. Ребята заранее придумывают девиз своей команды, эмблемы. Выбираются капитаны команд.  

Ход урока:

Основной вопрос содержания

Что делает учитель

Что делают ученики

Мотивационный модуль.

Демонстрирует видео фрагмент (Смольный собор). На столах у учащихся заранее подготовленные карточки с вопросами к видео фрагменту:

- Вы узнали объект нашего города, представленный в видеофрагменте?

- Где он располагается?

- В каком архитектурном стиле он построен?

Знаете ли вы в какое время он был построен?

- Как изменился облик нашего города в этот период времени?

- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Объявляет тему урока

Смотрят видео фрагмент, по окончании которого отвечают на поставленные вопросы.

Смольный Воскресения Христова собор (Смольный собор) входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко.

Освоение нового материала. 1. Изменения в жизни города

Задает вопрос: «Какие изменения произошли в городе после Петра 1?» Над этим вопросом работала команда историков – исследователей. Предоставляет слово первой команде. Подводит итог после выступления учащихся.

Один из учащихся защищает командную исследовательскую работу, представляет презентацию. Ребята остальных команд внимательно слушают, записывают в тетрадях основные события, которые произошли в городе в этот период времени.

2. Превращение в город дворцов

Задает вопрос: «Как суровый и деловой Петербург превратился в город дворцов?» Предоставляет слово команде архитекторов-созидателей.

Подводит итог после выступления учащихся.

Один из учащихся защищает командную исследовательскую работу, представляет презентацию. Ребята остальных команд внимательно слушают, записывают в тетрадях информацию о том, какие дворцы были построены в этот период времени, в каком архитектурном стиле, какими архитекторами.

3. Строительство соборов

Задает вопрос: «Какие соборы были построены в этот период времени, в каком архитектурном стиле, какими архитекторами?

Подводит итог после выступления учащихся.

Один из учащихся защищает командную исследовательскую работу, представляет презентацию. Ребята остальных команд внимательно слушают, записывают в тетрадях ответы на поставленные вопросы.

Закрепление изученного материала.

В качестве закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Тестовые вопросы представлены учащимся на доске (в презентации),

1)Немало Растрелли построил дворцов,

Один мы найдем на Садовой.

Здесь можно сегодня увидеть юнцов,

Что учатся жизни суровой.

(Их поведенье всегда образцово!)

Суворовцам отдан дворец…………

Варианты ответов – Васнецова, Воронцова, Кравцова

2)«Послушай, мой зодчий!-

Сказала царица.-

Ведь Санкт-Петербург –

Это всё же столица!

В роскошном дворце я хочу поселиться,

Чтоб там на балах, на пирах веселиться.

Да тёплый построй,

 чтоб не мёрзнуть в метели !»

И взялся за дело великий Растрелли.

Варианты ответов – Петергофский дворец, Зимний дворец, Екатерининский дворец.

3) Над планом города долго трудился он

И обладал характером не робким.

Вступил в борьбу с Бироном, был казнен.

А звали архитектора ………… Варианты ответов Зоткин, Еропкин, Ижоркин.

4) Растрелли увенчан бессметрною славой

За чудо-дворцы и собор пятиглавый.

…Уж стройные башенки в небо взлетели,

Но всё ж не закончил работы Растрелли.

И колокольни большой не возвел.

Уволен со службы…

Век новый пришёл.

Из моды тогда выходило барокко,

И начал собор разрушаться до срока.

Внутри – без отделки, без иконостаса…

Но взялся за дело труднейшее Стасов.

Достроили ансамбль!

Вам известен, наверное,

Собор у Невы, что глядит на Шпалерную.

Варианты ответов – Никольский собор, Смольный собор, Троицкий собор.

5) Во здравие всех моряков на Руси

Люди молились Николе: спаси!

И верили в то, что поможет святой.

Ему посвятили собор голубой.

Высокие главки, лепнины узор…

Один из старейших- …………..

Варианты ответов -Смольный собор, Никольский собор, Казанский собор

6) В Россию когда-то приехал с отцом …

Дар Божий умножил познаньями.

Украсил наш город он Зимним дворцом,

Другими чудесными зданьями.

Построил он Смольный великий собор.

Скажите, о ком я веду разговор?

Варианты ответов – Ф.Б. Растрелли, В.П. Стасов, Ю.М. Фельтен

7) Работа черною была,

И гарь въедалась в кожу.

Котлы кипели и дела.

К рукам прилипчива смола ,

Да и к названьям тоже.

Смоле обязан с давних пор

Своим названием собор,

И улица, и институт…

Так как же улицу зовут?

Варианты ответа: ул. Съежинская, ул. Смольная, Исаакиевская

8) В январе 1732 года по Невскому тянулось пышное шествие: ехали верхами трубачи, драгуны, русские и иностранные купцы, императрица Анна Иоанновна в парадной карете, экипажи с придворными дамами… В честь этого события были построены триумфальные ворота. Во всех церквях ударили в колокола, из крепости раздавалась пальба.

Какое событие праздновалось так торжественно?

Варианты ответов: - Именины императрицы;

- Возвращение царского дворца в Петербург

Представители каждой из команд отвечают по очереди на вопросы теста. Ответы:

1 – Воронцова

2 – Зимний

3 – Еропкин

4 – Смольный собор

5 – Никольский собор

6 - Ф.Б. Растрелли

7 - ул. Смольная

8 - Возвращение царского дворца в Петербург

Завершение урока

Формулирует главный вывод урока. Суровый и деловой город, основанный Петром Великим как крепость, верфь и порт, превращается в елизаветинское время в город дворцов.

Самым ярким зодчим, работающим в стиле «высокого» барокко, стал Франческо  Бартоломео Растрелли. Одновременно с созданием архитектурных ансамблей, дворцов и храмов строились скромные деревянные здания, расширялись пригородные дачные зоны.

 Оценивает работу учеников, комментирует.

Слова учителя: «Перед вами - дерево (изображение на ватмане на доске) знаний, на нем должны появиться плоды нашего труда. Я предлагаю каждому разместить свое яблоко на этом дереве. Красное яблоко будет означать «мне урок понравился, я многому научился, использовал различные источники краеведческой информации, чтобы расширить свой кругозор, мне захотелось посетить те места, о которых мы говорили на уроке».  Желтое яблоко будет означать «урок мне понравился, я многое узнал, многому научился, но испытывал затруднения  при работе на уроке, прибегал к помощи одноклассников, мне есть над, чем работать» зеленое яблоко будет означать «в работе я испытывал значительные затруднения, урок мне не понравился, было скучно, не интересно».

Домашнее задание – рабочая тетрадь с. 22-25, раздел «Проверь себя»

Каждый ученик крепит на импровизированное дерево яблоки выбранного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации для уроков Истории и культуры Санкт-Петербурга

Презентации по теме:" Наш край до основания Петербурга."Крепости Ленинградской области.Шлиссельбург....

Презентации для уроков Истории и культуры Санкт-Петербурга

Презентации по теме:" Наш край до основания Петербурга."Крепости Ленинградской области. Копорье....

Презентации для уроков Истории и культуры Санкт-Петербурга

Презентации по теме:" Наш край до основания Петербурга."Крепости Ленинградской области. Ям. ....

Презентации для уроков Истории и культуры Санкт-Петербурга

Презентации по теме:" Наш край до основания Петербурга."Крепости Ленинградской области. Ивангород....

Презентации к урокам История и культура Санкт-Петербурга

Презентации на тему: Наш край до основания ПетербургаКрепости Ленинградской области. Выборг...

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...