материал к занятию"В единстве наша сила"
классный час (6 класс) на тему

Голощапова Ольга Ивановна

Занятие направлено на гражданско-патриотическое воспитание 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования

центр детского творчества пгт. Новомихайловский

муниципального образования Туапсинский район

Единый Всекубанский классный час (занятие)

«В единстве наша сила»

1 сентября 2015г.

Педагог дополнительного образования

 МБОУ ДО ЦДТ пгт. Новомихайловский

 МО Туапсинский район:

Голощапова  Ольга Ивановна

8 (918) 609-24-85

cdtnov@mail.ru

Новомихайловский

2015

СЦЕНАРИЙ

Единого Всекубанского классного часа (занятие)

«В единстве наша сила» 1 сентября 2015г.

ТАМА: «РОССИЯ  БУДУЩЕГО - РОДИНА МОЯ»  

        Возраст: 5-8 класс (подростки объединения «Лидер-класс).

        ЦЕЛЬ: Формирование гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности подростка, основанных на государствченных и общечеловеческих ценностях; способствовать осознанию личной причастности к сохранению мира.

        ЗАДАЧИ:

- сформировать у подростков понимание своего статуса как гражданина России;

- способствовать формированию патриотических чувств, уважительного и бережного отношения  к государственным символам России, символам Кубани, Туапсинского района, к историческому прошлому и традициям народов Кубани;

- закрепить понятия: единство, символ, долг, честь, дружба, равенство, мужество, милосердие, сплоченность, доблесть, мир, счастье, семья, патриот, гражданин;

        Оборудование: ноутбук, ф-ма  патриотических и детских песен; экран, презентация «В единстве нашм сила»; ф-ма Гимна России и Кубани; канцтовары (цветная бумага, клей, фломастеры, маркеры, ватман (А-4); конверт с вопросами и цветными полосками по цвету флагов РФ, Краснодарского края, Туапсинского района, пгт. Новомихайловский);

Оформление: Геральдика - флаг - России, Кубани, Туапсинского района, пгт. Новомихайловский; герб - России, Кубани, Туапсинского района, пгт. Новомихайловский;  карта России и Краснодарского края (Адыгеи); фотографии «Никопсии», исторических уголков и мест Краснодарского края, пансионатов, ВДЦ «Орленок», плакат с вопросами по анализу дела; карточки с понятиями: единство,  долг, честь, дружба, равенство, мужество, милосердие, сплоченность, доблесть, мир, счастье, семья; выставочный материал к книгах и брошюрах «Легенды Кавказа», легенды «Орленка»; таблица итогов Единого Всекубанского классного часа (занятие) «Россия будущего – Родина моя!»; выставка книг по символам  Родины: «Символы, атрибуты, ритуалы»; «Государственная символика» Гимн, Герб, Флаг»; «Символы Государственности Российской Федерации и Краснодарского края»; «Государственная символика России (история и современность) и т.д.;  информационная раскладушка, конверт с пословицами и поговорками: «Один в поле не воин»; «Пока Мы едины – Мы непобедимы»; «Нет друга – ищи, нашел - береги»; «Один за всех и все за одного»; «Кто с мячом к нам придет, от меча и погибнет»; «Старый друг, лучше новых двух»; «Лучше честная смерть, чем жизнь с позором»; «Друзья познаются в беде»; «Сам погибай, а товарища выручай»; «Крепкую дружбу топором не разрубишь», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», учебники, книги и пособия по символике и атрибутике России, Кубани и т.д.

        Форма: коллективно творческое дело -   игра-проект;

        План  занятия:

  1. Оргвопросы. Формирование проектных лабораторий (бюро). Жеребъевка.
  2. Вступительное слово педагога.

Сбор-старт (ввод в игру, объяснение условий, формирование проектных групп понятие сотрудник исследовательской бюро СИБ - участник защиты);

  1. Самостоятельная работа (поиск и отбор необходимой информации, подготовка выступления);
  2. Защита проектов;
  3. Подведение итогов, анализ каждого проекта;
  4. Поощрение разработчиков пректов;
  5. Собственная оценка дела (табло возможностей).

        Дело проводится в течение обозначенного времени, можно разделить на несколько дней, этапов, в зависимости от объема заданного аргоритма.

Ход занятия:

        Ф-МА: звучит тихая настраивающая мелодия

        Перед входом в аудиторию ребятам вручают эмблемы с символами России:

- герб России, флаг России, звезда, Конституция РФ;

- березка, самовар, валенки, шапка-ушанка, русская печь;

- сердце, голубь, земной шар, храмы, колокола;

- подсолнух, каравай с рушником, герб Кубани, флаг Кубани, рассаживаются за столы с картинкой этих изображений. Таким образом, формируется бюро. Затем,  дается время на небольшое общение проектного бюро между собой.

        Ф-МА: «С чего начинается Родина».

         Широка и привольна родимая Русь

         Куполами церквей и степными просторами.

         Я простой россиянин и этим горжусь:

         Городами, станицами, селами.

Ты кормила хлебами, поила водой,

От дождей и от холода прятала.

А теперь посмотри, наши дети с тобой,

Устремленное небо синее.

         Они твердо уверены, что Россия одна,

         И клянутся в защите и верности.

         Так, что можешь не сомневаться страна,

         В их величии, мощи и смелости.

        Педагог: Добрый день, ребята и уважаемые гости. Сегодня по всей стране проходят классные часы с одной темой «В единстве наша сила».

        Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, о государственных  символах России, соприкоснемся с традициями и культурой Краснодарского края, нашего Туапсинского района, Новомихайловского поселения.

        Итогом нашей встречи будет проект коллективно творческого дела «РОССИЯ  БУДУЩЕГО - РОДИНА МОЯ».

        Ф-МА: Показ Презентации «Россия будущего - Родина моя».

        Сбор-старт (ввод в игру).

        Педагог: Сегодня все проектные бюро становятся сотрудниками исследовательской  лаборатории. Проектное бюро из трех человек будет работать над проектом (заданием), которое выберет группа. Вам необходимо придумать название своей творческой  лаборатории. Каждая творческая лаборатория должна подготовить материал для защиты выбранной темы. Прошу подойти представителя для жеребьевки.

        Ф-МА: музыка 

        Педагог:  Сотрудникам проектных бюро предстоит,  дать оценку общечеловеческим ценностям заглянув в будущее и настоящее страны. Порядок защиты-выступления:

        Задания проектным бюро:

  1. Единство национальное - «Люблю все то, что называю одним широким словом, Русь!»;
  2. Единство патриотическое - «Если мы войну забудем – вновь придет она»;
  3. Единство спотривное - «Люди – поверьте, в силу добра!» - «О спорт, ты – мир!»;
  4. Единство территориальное - «Только в единстве наша сила!» - «Едино государство – когда един народ!»;

        Задача каждой группы – Проект должен показать своеобразие России, самобытность народа;  рассказать о нашей стране как можно красочнее и интереснее; продемонстрировать любовь к своей стране и гордость за нее. Бюро составляет план подготовки и проведения дела, пишет краткий  план своих творческих выступлений. Информационный  материал перед вами.        

        Самостоятельная работа. Время на подготовку – 15 минут.

        Каждое бюро работает на отведенном рабочем месте. На столах лежат необходимые для работы материалы.

        Защита проектов. Выступление – 5-7 минут.

Ф-МА: Презентация Единство национальное

        1 бюро – «Люблю все то, что называю одним широким словом, Русь!»;

        ПОНЯТИЯ: символ (атрибут, ритуал), единство, честь, сплочённость, гражданин.

        «Если крикнет рать святая:

        Кинь ты Русь, живи в раю!»

        Я скажу: «Не надо рая,

        Дайте родину мою» (С. Есенин)

        СИБ: У нас в стране свыше 160 национальностей, которые относятся к разным языковым семьям и грппам. Народы России относятся к двум рассам – европеидной и моноголовидной. Самым многочисленным является русский народ – 116 млн. человек, или 80% жителей страны. Семь народов, живущих в России, - русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне имеют численность населения свыше 1 млн. человек. Государственным языком нашей страны по Конституции является русский, это родной язык большинства населения РФ – русского народа. Народы России говорят более чем на 100 языках и диалекта (русские костюмы).

        СИБ: 

        Российский флаг! Дыхание весны!

        И отсветы далекой ратной битвы.

        Три символа, три цвета сплетены

        И на века в едином стяге сшиты.

        Понятие символ неоднознаяно и многомерно. Каждый символ несет в себе отпечаток той эпохи, в которой он формировался. Главные символы государства – знаки его суверенитета – Герб, Флаг, Гимн. Для любой страны они существуют в триединстве (картинки).

        СИБ: «Государственный Флаг Российской Федерации утвержден Указом Президента России от 25 декабря 2000 года». Государственный флаг поднимается:

- на зданиях государственной, исполнительной и законодательной власти;

- за границей на зданиях посольства Российской Федерации;

- на жилых домах, в дни праздников и памятных событиях и портовых судах.

        Государственный герб РФ – это щит красного цвета с изображением золотого двуглавого орла. До двуглавого Византийского орла на знамени моссковских князей был изображен Георгий Победоносец. В России двуглавый орел пришел из Византии в 15 веке после женитьбы Иоана III на византийской принцессе Софии Палеолог. Со времен правления Иоанна Государственный Герб был дополнен множеством деталей.

        На протяжении многих веков гимны в России менялись. Первый гимн России был утвержден Александром 1 в 1816 году и назывался «Молитва русских». С приходом новой власти были следующие гимны: «Боже, царя храни», «Марсельеза», «Интернационал».

        Государственный гимн исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами: при подняти флага страны, после принесения присяги, открытии и закрытии торжественных собраний, других важных событий страны.

        При публичном исполнении Государственного гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины без головных уборов, военные отдают честь.

        Педагог: Что обозначает символ? Что значит  единство, честь? Где мы можем наблюдать сплаченность и доблесть?  Патриот и гражданин чем отличаются эти понятия? На этот вопрос нам ответит 2 бюро.

        Ф-МА: Презентация Единство патриотическое

        2 бюро – «Если мы войну забудем – вновь придет она»;

        ПОНЯТИЯ: долг, мужество, доблесть, счастье, патриот, мир.

        СИБ: Великая Отечественная война стала суровым испытанием для советского государства и всех его народов. 70 лет отделяет нас от тех трагических дней, когда Родина находилась в смертельной опасности. Труден и долг был путь к Победе. Главным итогом Великой Отечественной войны стала Победа над фашизмом, чумой  XX-XXI  века. Самый большой вклад в Победу внес Советский народ – более 27 миллионов солдат полегло на поле биты.

        СИБ: Героические защитники Братской крепости, принявшие первый удар на себя; защитники Савастополя, Смоленска, Харькова, Одессы, Киева, участники боев за освобождение Польши, штурма Кинегсберга, Будапешта, Берлина. Участников партизанского движения, мирных жителей на оккупированных территории страны, узников фашистских контрационных лагерей, труженников тыла, жителей блокадного Ленинграда. «Родина – Мать зовет!» на борьбу с фазизмом поднялось все Отечество от мало до велика. Народы СССР вместе боролись за свободу и независимость своей Родины. Сегодня мы еще раз вспомним и отдадим дань уважения, памяти тем, кто выстоял, кто победил, кто смог сохранить  для нас нашу страну. Война прошла через судьбы всех народов Советского союза. Небыло ни одной семьи, где бы ни погиб отец, сын, брат, сестра.

        СИБ: 1418 дней и ночей длилась кровопролитная война.

Встали с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдоване, чуваши.

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога!  (Михалков С.)  

Все «15 республик – 15 сестер» СССР встали на защину Отечества. На фронтах Великой Отечественной войны воевали казачьи части, они являлись образцом служения воинскому долгу. Воинские традиции помогали бить врага и на фронте и в тылу.

        СИБ: Майским днем 1945 года прозвучали залпы Победы! Победа – это слово было у всех на устах со слезами на глазах! В ожесточенной схватке, истекая кровью и погибая, добывал ее солдат. Бессонными днями и ночами рабочие и колхозники приближали ее,  трудясь в тылу. Честь и достоинство, память о подвиге во имя Родины – это не простые слова. Память объединяет нас, граждан одной страны, одной культуры, одного исторического наследия. Трудно найти семью, которую бы не тронула горем война. Мы обязаны помнить об этих страшных страницах истории. Помнить и не допустить новой трагедии. Если мы войну забудем, вновь придет она.

        Педагог: Долг  перед Родиной, как вы это понимаете? Счастье актуально в современном мире? Для чего людям нужен мир? На эти вопросы ответит 3 бюро.

        Ф-МА: Презентация Единство спортивное

        3 бюро – «Люди – поверьте, в силу добра!» («О спорт, ты – мир!»);

        ПОНЯТИЯ: символ, честь, мужество, милосердие, доблесть, мир, единство.

СИБ: Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, столица Олимпия, расположенная в Западной части  Пелопонесского полуострова. Здесь, у подножья горы Кронос, в долине реки Алфей, зажигается огонь современных Игр. Отсюда начинается факельная эстафета…(Легенды). Олимпийские игры существовали наряду со многими спортивными состязаниями. Игры помогали грекам не только хорошо воевать, сколько хорошо дружить, регулярно встречаться, разговаривать, осуществлять культурный обмен. Во время игр  прекращались войны, и объявлялся мир. Греки любили спорт за то, что он возвышает, облагораживает душу, он неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием. Нельзя быть человеком культурным, если не заниматься физическими упражнениями. Соревнования в Олимпии были самые популярные и самые известные.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до новой эры. Первым победителем  Олимпийских игр был Короибос, атлет из города-полиса Элиды. С его имени начинается история Олимпийского движения.

СИБ: Раз в четыре года – эти интервалы времени именовались «Олимпиадами». В преддверии этого великого праздника прекращались все распри и войны. Выступать на Играх – это большая честь и большая ответственность. Атлеты специализировались в самых различных видах спорта. Самым трудным и популярным было пятиборье, в него входили бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба. В программу Олимпийских игр входили соревнования по кулачному бою, верховой езде, гонках на колесницах. Соревнования проходили необыкновенно упорно, а главное – честно. Победители Олипионики, награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава в родном городе, и во всем греческом мире.

Пьер де Фреди, барон де Кубертен (1863-1937), был интересным, талантливым, энергичным и увлеченным человеком, основателем движения. Он навечно связан с Олимпийскими Играми. - «Спорт! Благодаря тебе молодежь учится уважать и себя, и лучшие качества других народов. Вот в чем подлинный смысл спортивного соревнования!» - говорил Кубертен.

СИБ: Вместе с новым временем, пришедшим к человечеству в XXI веке, Олимпийские игры стремительно преображались. Они росли, расширялись, обретали все новые черты. От Игр к Играм увеличивалось и число видов спорта, входящих в программу и количество разыгрываемых медалей. Наша Родина стояла у истоков Олимпийского движения. Впервые в 1920г. в Антверпене, на Играх XVI   Олимпиады был поднят Олимпийский флаг, впервые прозвучал девиз олимпийцев «Быстрее, Выше, Сильнее», прозвучала клятва участников. Первые Зимние Олимпийские игры прошли в 1924 году во  французском курортном местечке Шамони. В 1952 году состоялся дебют советских спортсменов. Многие имена вписаны золотыми буквами в историю Игр. Гордиться нашими победами  стоит, и стоит знать своих героев.

         СИБ: ХХ Олимпийские и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года состоялись в г. Сочи, на территории Краснодарского края, прекрасного уголка нашей Родины. Мы гордимся своей Малой Родиной  - Кубанской землей, она этого заслужила! Олимпийские ценности – Дружба, Совершенство, Уважение; Паралимпийские ценности - Мужество, Равенство, Целеустремленность, Воодушевление лежали в основе Олимпийских игр. Хартия строго определяла требования к спортсменам, каждый должен уважать и соблюдать правила соревнований, состязаться в подлинно спортивном духе. Состязания проходили по нескольким видам спорта: бобслею, горным лыжам, сноуборду, фигурному катанию, конькобежный спорт, биатлон, хоккей и т.д. Сочи 2014: это одна Победа, два события = в командном зачете победила сборная России – Олимпийская сборная – (13 – золото, 11 - серебро, 9 –бронза) 33 медали; Паралимпиская сборная - (30 – золото, 28 - серебро, 22 – бронза) – 80 медалей, одинаковые условия проведения соревнований для всех, но победитель выявлялся благодаря личным качествам спортсмена – мужеству, смелости, решимости, присутствия духа. Защищая честь своей страны, спортсмены совершали настоящий гражданский подвиг!

        Я - патриот. Я воздух русский

        И землю русскую люблю…

«Олимпийское движение имеет своими целями воспитывать молодежь с помощью взаимопонимания и дружбы, способствуя созданию лучшего и более спокойного мира!» -  Олимпийской хартия.

        Педагог: Олимпийская хартия - главный документ Олимпийских игр, в нем говорится о дружбе. Давайте и мы вспомним и объясним русские пословицы и поговорки о мире и дружбе. Прошу вскрыть  конверт  и прокомментировать их.

        Ф-МА: Презентация Единство территориальное

        4 бюро - «Только в единстве наша сила!» - «Едино государство – когда един народ!»;

        ПОНЯТИЯ: единство, дружба, равенство, сплоченность, счастье.

        СИБ: Многонациональный состав характерен для многих регионов России, но особое место занимает Сверный Кавказ. У каждого из нас есть своя Малая Родина, где он родился и живет.

        Наша Россия – многонациональная страна. Рядом с нами живут русские и украинцы, греки и белорусы, адыги и черкесы, многие другие народы. Чтобы уважать и понимать друг друга, надо знать и уважать обычаи и традиции соседей. Необыкновенно сложно и разнообразно по своим языкам и национальному составу население края. Трудно найти на всем земном шаре страну, где на сравнительно небольшой площади размещалось бы столько народов с разными языками, особенностями традиций и быта (карта народов). Сегодня ребята познакомят нас с историей и культурой самобытностью необъятной Кубани.

        СИБ: Кубанью называют территорию Краснодарского края, которая простирается по обе стороны реки Кубань. Территорию Кубани древнейший человек начал осваивать около миллиона лет назад. С эпохи ранней бронзы Кубань постепенно приобретала значение одного из центров мировой истории. В конце 17 – начале 18 вв. на территории Кубани стали появляться первые русские поселения. После подавления восстания под предводительством Кондратия Булавина один из его сподвижников Игнат Некрасов, привел на Кубань почти 3 тысячи донских казаков. Они объединились с поселившимися здесь задолго до этого казаками-староверами и образовали своеобразную казачью республику. Традиции и обычаи народов передаются из поколения в поколение как память о своем народе (костюмы казаков).

        СИБ: В 1783 году Екатериной II  был издан Манифест «О присоединении Крыма к Атамани и Правобережья Кубани к Российской империи». С этого момента граница между Турцией и Россией проходила по реке Кубань. Именно Казаки защищали территорию Кубани от набегов иноземцев и веками создавали свою самобытную культуру на Черноморском побережье (карта Краснодарского края).

        Современная Кубань славится, прежде всего, своим развитием сельского  хозяйства, плодородными землями, богатым животным и растительным миром. Кубань называют  жемчужиной России, ее многочисленные курорты украшают все Черноморское побережье. Расположенный на территории Краснодарского края Всероссийский детский центр «Орленок» славится на всю Россию и отметил в этом году свое 55-летие.

        Педагог:  Что значат для нас слова  дружба, равенство?  Жить и работать в сплоченном коллективе важно для нас?  Что необходимо чтобы был  мир, согласие, счастье в наших семьях?

Подведение итогов, анализ каждого проекта;

        Педагог: Вот мы заслушали последний проект. Нам нужно подвести  итоги работы творческих бюро. Прошу каждого высказать свое мнение. Обратите внимание на таблицу, и ответить на вопросы. (Педагог вывешивает плакат с вопросами, проходит  коллективное обсуждение).

- нужна ли такая игра?

- понравились ли  проекты?

-  что нового узнали?

- можно ли это дело провести в своем классе в школе?

- что можно еще использовать и как?

- если было бы на подготовку больше времени, чтобы вы включили еще? и т.д.

        Поощрение разработчиков проектов.

После подведения итогов педагог вручает сертификаты каждому бюро.

Ф-МА: торжественные фанфары

        Педагог: Внимание! Сертификат вручается творческому бюро «____» за интересный проект (название проекта).

        Собственная оценка дела (табло возможностей).

        Педагог: Каждому  участнику предлагаем выбрать приготовленные цветные эскизы руки (красная - «Я» (сам смогу провести дело), синяя - «ТЫ» (дело проведу с другом), желтая - «МЫ» (дело проведу вместе с группой поддержки), их внести в подготовленную таблицу.

        Ф-МА: музыка

«Я+ТЫ=МЫ»

ЗНАЮ

МОГУ

ОРГАНИЗУЮ

        Результат: По наибольшему числу «рук» определяем готовность подростков-лидеров к активной деятельности по пропаганде идеалов и знаний о своей стране - России.

        Игра «Паутинка».

        Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в непростую игру «Паутинка». Прошу всех встать в один большой круг. Взять друг друга за руки. Каждый берет в руку часть нити и клубочек, передавая, произносит понятия, с которыми сегодня познакомились. Так  нить всех соединяет – символизируя единство. (Но внезапно один воспитанник отпускает нить, рисунок пропадает). Что произошло?

         Вывод: Вот так и в жизни, независимо от того сколько тебе лет, какого ты пола, какую веру исповедуешь, какой ты национальности – стоит нарушить гармонию и единство, рушится все! Единство в нашей силе и сплоченности!

        Педагог: Личная ответственность за судьбу общего дома, в котором живем мы,  для большинства Россиян не просто слова. Позитивный взгляд в будущее, вера и надежда, что Россиия станет Великой, процветающей страной, авторитетным и сильным союзником других государств, оплотом мира, справедливости и прогресса на земле – это мечта каждого разумного Россиянина, который любит свое Отечество и готов противостоять злу. Это в наших силах, когда мы вместе!

        Наше занятие только маленькая ступенька к твоему будущему и будущему России. Ступенька - знак высоты, нового Возрождения. Каждый день шагать по ступенькам, открывать новое, неизведанное мы будем вместе на занятиях «Лидер-класс».

        Спасибо всем за работу и те идеи, которые вы нам сегодня подарили!

Ф-МА: Песня «Россия» (И. Тальков).

        

Информация для сбора-старта и презентации:

  1. «Жизнь на пять с плюсом»; Авторы: Сайфутдинова Л.Р., Гузенко А.П., Караваева О.В., Тютина Т.В., Фришман И.И.,  Можейко О.В.; ВДЦ «Орленок» 2010г.
  2. «Воспитание гражданина: уроки социализации»; И.М. Рожков 2014г.
  3. «Символы, атрибуты, ритуалы», Краснодар, 1999г.
  4. «Государственная символика» Гимн, Герб, Флаг»; Б.Н. Серов, 2005г.
  5. «Символы  Государственности Российской Федерации и Краснодарского края», Краснодар, 2005г.
  6. «Государственная символика России (история и современность); И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева, 2003г.
  7. «Государственные символы России (герб, флаг, гимн) Г.Н. Шепелева; 2013г.
  8. «Народы  России» (история, культура, обычаи и традиции); И.В. Синова; 2008г.
  9. «Педагогика «Орленка» (термины и понятия), 2005г.
  10. «Герб, гимн, флаг России», И.В. Синова (справочник школьника), 2010г.
  11. «Краткий педагогический словарь»,  2007г.
  12. «Равнение на флаг!»; А.А. Зубахин, Хацкевич Т.Л.; 2012г.
  13. «История Кубани в рассказах и иллюстрациях», 2004г.
  14. «140 лет курортному поселку Новомихайловский»; В.И. Суслин, 2004г.
  15.  «Истори Кубани», В.Н. Ратушняк, 2000г.
  16. «Русские полководцы», Юрий Лубченков, 2011г.
  17.  «Твой Олимпийский учебник»; В.С. Рудиченко, 2004г.
  18. «Хочу гордиться своей Родиной», Ю.Д. Беляков, ВДЦ «Орленок», 2008 год;
  19. «Ищу себя в будущем» А. Завражнов, ВДЦ «Орленок», 2008 год.



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

экскурссия по «Аллее Славы «Великие полководцы России»

        Разработчик: педагог дополнительного образования Мурадян С.К.; О.И. Голощапова.

       Дата: «28» апреля 2015г.

        Место: ЦДТ пгт. Новомихайловский

        Возрастная категория: 5-8 класс; объединение «Этнография»;

        Цель: сформировать у воспитанников понимание связи между прошлым и настоящем, быть ответственным за ее будущее;

        Задачи: 

- сформировать понимание у воспитанников понимание своего статуса как гражданина;

- воспитатеь уважение к людям, совершающие гражданско-патриотические поступки;

- сформировать понимание значения знанийо истории своего народа и определение своей роли в историческом процессе поколений;

        Оборудование и оформление: компьютер, экран, проектор; презентация; музыка, высказывания полководцев; фотографии боевых событий и портреты полководцев; плакаты, афоризмы, высказывания.

Ход мероприятия:

Ф-МА: патриотическая мелодия о Руси.

Презентация, слайды.

        Ведущий: Если крикнуть рать святая:

                        «Кинь ты Русь, живи в раю!»

                        Я скажу: «Не надо рая,

                        Дайте родину мою!» С.А. Есенин

        Сегодня мы должны гордиться историческим прошлым своей страны, своего поселка. Мы не просто узнаем о людях защищавших Россию, ее прошлое и настоящее, но и осмыслим свои поступки, свои традиции, свою историю.

        Ведущий:

8741bdaab71b1121840005b51c3bdb2dалександр невский     

        Александр Невский -  с 16 лет князь Новгородский, выдающийся русский полководец. С   20 лет от роду возглавил русское войско в сражениях со шведами и немецкими  рыцарями. Проявлял как талантливый полководец, «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!»

-Александр Невский

        15 июля 1240 года на берегах реки Невы произошло сражение, где русское войско одержало победу над шведами.

        5 апреля 1242 года произошло сражение, известное как «Ледовое побоище» на Чудском озере.

        После того, как князь отказался  поклоняться идолам монгольских богов, Великий хан Золотой орды Батый сказал: «Все, что мне говорили о нем, все, правда: нет подобного этому князю»

        Петр I учредил орден святого Александра Невского, которым награждали за заслуги как в  военной, так и в гражданской службе.

Ф-МА: «Великая Русь!»

Презентация, слайды.

        Ведущий:

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=9aaa98c94f2f4abfe216ba8c01657a69-79-144&n=33&h=150

Русской правосславно церковью Дмитрий Донской

причислен к лику святых.

        С 9 лет  Дмитрий Донской - Великий князь Московский  и Владимирский (с 1359г.).  Время правления -  гнет монголо-татарского ига, война с литовцами.

        «Крепок и мужествен, и телом велик, и широк, и плечист, брадою и власы черен, взором же дивен».

        Из летописи

        1367г.- строительство первого каменного Кремля в Москве.

        1378г.- битва с ордынцами на реке Воже в Рязанской земле.

         8 сентября 1380г.- победа в Куликовской битве.

        «Иди, князь пострадай за русскую землю. В великой битве славу отыщешь» Сергий Радонежский

Ф-МА: музыка из к/ф     

Презентация, слайды.

Ведущий:

http://ido.tsu.ru/iop_res/istrossii/text/image2/vasil3.gif

        Опытный и искусный полководец, возглавивший войска по  защите южных границ от крымских татар.  На каждый мирный год приходилось три-четыре года войны.

        1552г. - командовал Большим полком при взятии Казани, после чего состоял в ближней думе Ивана Грозного.

        1562-1566г. - находился в опале по наговорам в смуте против князя Ивана Грозного.

        1572г. - победа 60-ти тысячного русского войска  над 120-ти тысячным войском крымских татар при Молодях (под Москвой).

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=08c0e7e5c4cc7c967349d00d97b15075-68-144&n=33&h=150http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e2384df6e989aee88918c3f7cc70daeb-10-144&n=33&h=150

«В бою главное - не число, а умение» - Михаил Воротынский.

        Битва при Молодях была последней битвой 62-летнего воеводы Михаила Ивановича Воротынского. Через год храброго воина оклеветали, обвинив… в чародействе, и он умер после пыток в тюрьме.

Ф-МА: музыка

Презентация, слайды.

      Ведущий:

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=101b005b9ccab318bffc9920aa30f796-48-144&n=33&h=150http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=ab6a3a7bf21b8e85befa4f1472f5c357-50-144&n=33&h=150г.

        Легендарный атаман казачьей дружины Ермак совершил поход против хана Кучума, тем самым положил начало освоению Сибири русскими.

        1579г. - начало похода против Кучума.

        1582г. - победа над ханом Кучумой и взятие Кашлыка;

        С 1572 года по 1582 год степняки вели себя особенно агрессивно: множество селений по рекам Чусовой, Каме и другим были разрушены.

        Патриот и защитник родимой земли русской Ермак в течение  трех лет  вел борьбу с агрессией степняков, отстаивая русские селения от разгромов и опустошений, терпя лишения, голод и холод. Атаман  всегда первым шел в бой. В последнем своем  бою Ермак погиб от стрел противника.

Ф-МА: музыка

Презентация, слайды.

      Ведущий:

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=8ca0634c7decb203e33b2d5b28675158-76-144&n=33&h=150

        Дмитрий МихайловичПожарский  принадлежал знатному княжескому роду. Проявил себя на службе царю, как талантливый полководец верный Отечеству.

        Время было тяжелое - Смута. Самозванцы, литовцы, поляки разоряли страну, рвались к русскому престолу.

        Устав от бесконечной Смуты, народ России мечтал о твердой власти. А раз порядок навести было некому, в народе созрела идея ополчения. Возглавить ополчение попросили Дмитрия Пожарского –человека честного и храброго. С новым войском князь окружил Кремль, где сидел польский Лжедмитрий II:

- «Лучше ты, Пожарский, отпусти к сохам своих людей!»

- «Обязательно отпущу, но сначала вас всех отправлю по домам. Либо в русские могилы»

        Князь в течение 2 месяцев выдерживал атаки 15 тысяч польских войск, пришедших на помощь, своим  и удерживал в осаде поляков, засевших в Кремле. Через 2 месяца поляки сдались на милость победителя.

        Князь Пожарский еще не  раз послужил России: воевал  с отрядами польского полковника Лисовского, громил польского  королевича, желавшего отнять престол у русского царя Михаила Романовича. Когда в Отечестве стало спокойно, занимал важные государственные должности.

Ф-МА: музыка

Презентация, слайды.  

         Ведущий:

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=f629847d72657a8e3372532ea4009b31-54-144&n=33&h=150

        Борис Петрович Шереметев плководец и дипломат, принадлежит к русскому боярскому роду. Служил верой и правдой царям Алексею Михайловичу и Петру I. Был заботливым к простым воинам, понапрасну не рисковал солдатами в бою.

        С 1695-1696гг. – отражал набеги крымских татар на южных границах. Первым разгромил сильную армию шведского короля Карла XII. За победу при Эестфере Шереметев награжден орденом святого Андрея Первозванного, усыпанного бриллиантами, получил звание генерал-фельдмаршала.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=efb16f17d671b7dd6d28f6950158dca8-86-144&n=33&h=150

        1700г. - командующий конницей в сражении при Нарве со шведами.

        1701г. - победа при Эрестфере со шведами.

        1704г. - взятие крепости Дерпта.

        1709г. — победа над шведами в Полтавской битве. Командующий центральными войсками.

        1712-1713гг. - командующий Южной армией на турецкой границе.

Ф-МА: музыка

Презентация, слайды.

        Ведущий:

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=2f4e8cde0f0b9579213131f0174b98e6-47-144&n=33&h=150

        Василий Михайлович Долгоруков принадлежит к знатному, но опальному княжескому роду.  Анна Иоанновна жестоко расправилась с князьями Долгоруковыми. Поэтому юный князь Михаил начал карьеру полководца с солдатской лямку.

        Бравый солдат отличился во многих сражениях и заслужил орден святого Александра Невского. В 1771году, уже, будучи генерал - аншефом, Долгоруков получил приказ взять Крым и уничтожить главного союзника Турции-Крымское ханство. Задача была выполнена. Крым был полностью покорен. Императрицей Екатериной  II Долгоруков был награжден орденом святого Георгия I степени,  шпагой с алмазами и пожалован  добавлением к фамилии – Крымский.

        Под конец жизни был назначен верховным главнокомандующим в Москве.

Ф-МА: музыка

Презентация, слайды.

       Ведущий:

http://ruskline.ru/images/2010/19188.jpg

        В шесть лет отец записал юного Петра в Преображенский полк. В 18 лет Румянцев стал полковником. В Семилетнюю войну, начатую королем Пруссии Фридрихом II  в 1756 году, Румянцев был награжден генералом-майором за победы над самой сильной и непобедимой армией Европы. В сражении у Грос-Егерсдорфа Румянцев повел своих воинов в штыковую атаку - и пруссаки « с наивысшим беспорядком свое спасение… искать стали».В сражении с турками при Кагуле, где русская армия была обречена на поражение, Румянцев бросилсяв бой, крикнув своим солдатам: «Стой, ребята!». Это спасло положение и закончилось  разгромом янычар.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5f03f0569d95d30c8674d6a11a9924e0-07-144&n=33&h=150Румянцев вернул России отнятые турками земли, способствовал укреплению ее позиций на Черном море. За победы над турецкой армией Румянцев получил чин фельдмаршала и добавление к фамилии – Задунайский.

 Ф-МА: музыка

Презентация, слайды.

            Ведущий:

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=3afab982e898f2f976b7132139798d86-104-144&n=33&h=150

        Суворов вошел в историю военного искусства как полководец-новатор. Его книга «Наука побеждать» воспитала целое поколение полководцев, прославивших Отечество на поле брани.

        За время боевой деятельности получил 6 тяжелых ранений.

        1742г. - записан солдатом в лейб-гвардии Семеновский полк;

        1759г. - Кунерсдорфское сражение в войне с немцами;

        1760г. - взятие Берлина во время войны с немцами 18 века;

        1761г. - взятие крепости Кольберга в войне с Пруссией;

        1773г. - в составе 1-й армии Румянцева дважды форсировал Дунай. Победа у Туртукая. Оборона Гирсово;

        1787г. - осада крепости Очаков в войне с турками;

        1789г. - сражение при Фокшанах;

        1790г. - взятие  крепости Измаил было отрепетировано, после чего  Суворов послал турецкому паше ультиматум:

- «Двадцать четыре часа-тебе воля; первый мой выстрел- уже неволя; штурм- смерть».

 Заносчивый паша ответил:

- «Скорее небо упадет на землю, чем сдастся Измаил!»

        Штурм занял одну ночь. С падением Измаила турки лишились господства на Дунае.

        Февраль 1797г. - уволен из армии,  ссылка в Кончанское.

        1799г. - итальянский и Швейцарский походы. Переход через Альпы. Присвоен титул князь Италийский.

        Великий полководец скончался в 1800 году. Ни царь Павел, ни двор не пришли провожать полководца, не знавшего поражений. Но ха гробом шла многотысячная толпа людей, которые оплакивали народного героя.

Ф-МА: музыка

Презентация, слайды.

         Ведущий:

 

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=41e4ca19fd8b8b010471b9030b533c55-05-144&n=33&h=150

        Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков родился в 1744 году в небогатой дворянской семье. В 16 лет поступил кадетом в Морской корпус в Петербурге.

        1766г. — окончил Морской корпус;

        1780г. - командир императорской яхты;

        1780 – 1782гг. - командир линейного корабля;

        1783-1787гг. - руководил постройкой судов Черноморского флота;

        1787-1791гг. - командир корабля «Святой Павел»;

        1789г. - контр-адмирал;

        1790г. - командующий Черноморским флотом. Победы при Фидониси, Керчи, Калиакрии, Тендре в войне с турками;

        1799г. – Адмирал;

        11798-1800гг. - Средиземноморский поход;

        1807г. - уволен в отставку.

Ф-МА: музыка

Презентация, слайды.

      Ведущий:

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=95e55091dcbdac033ba4fe8d50280e05-60-144&n=33&h=150

            Михаил Илларионович родился в 1745 году в семье военного инженера. Воинский путь начал прапорщиком в Крымской армии. Во время одной из вылазок его ранили в голову. Врачи посчитали рану смертельной, однако Кутузов выжил, но ослеп на правый глаз. Екатерина II тогда сказала: «Надобно беречь Кутузова, он у меня будет генералом».

      1759г. - окончил Дворянскую артиллерийскую школу;

      1790г. — командующий 6-колонной приштурме Измаила;

      1792-1794гг. - Чрезвычайный посол в Стамбуле;

      1802г. - уволился из армии в отставку;

      1805г. - главнокомандующий молдавской армией в Австрии. Аустерлицкое сражение;

      1811г. - командующий молдавской армией в войне с Турцией. Титул графа;

      31 августа 1812г. - заключил «Бухарестский мир» с Турцией. Титул светлейшего князя;

      8 августа 1812г. - главнокомандующий;

      26 августа 1812г. — Бородинское сражение;

      6 декабря 1812г. — получил звание князя Смоленского и орден святого Георгия I степени;

      1813г. - умер в Силезии, в Бунцлау.

Ф-МА: музыка

Презентация, слайды.

        Ведущий:

http://sdelanounas.ru/i/d/g/dGVsZWdyYWZpc3Qub3JnL3dwLWNvbnRlbnQvdXBsb2Fkcy8yMDEzLzAzLyVEMCVCMyVEMCVCNSVEMCVCOSVEMCVCNCVEMCVCNSVEMCVCRC0lRDAlQjQlRDAlQkIlRDElOEYtJUQwJUIxJUQwJUJCJUQwJUJFJUQwJUIzJUQwJUIwMi5qcGc_X19pZD0zMDUzNQ==.jpg

      1800г. - обучение в Морском кадетском корпусе;

      1803-1808гг. - командировка на Английский флот;

      1808-1813гг. — служба на Балтийском флоте;

      1813-1816гг. - кругосветное плавание;

      1819-1821гг. - помощник начальника кругосветной экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена и командир судна «Мирный». Участие в открытии Антарктиды;

      1822-1825гг. - кругосветное плавание;

      1826г. - командир линейного корабля «Азов»;

      1832г. - начальник штаба Черноморского флота;

      1833г. - командующий Черноморским флотом;

      1843г. – Адмирал.

       Известность Лазарев получил как первооткрыватель Антарктиды-материка, в существование которого не верили. Спустя 2 года путешественники вернулись домой победителями, совершив то, о чем так долго мечтали.

       Лазарев проявил себя выдающимся флотоводцем-стратегом во время войны Греции с Турцией на Средиземном море,командуя кораблем «Азов».

       Вернувшись домой, Лазарев стал командовать Черноморским флотом. Его называли учителем «Морского дела». Лазарев воспитал когорту славных флотоводцев, чьи победы прославили Российский флот: Нахимова, Корнилова, Истомина, Бутакова. Его тело покоится в  Севастополе, в городе, который он любил.

Ф-МА: музыка Победы

Презентация, слайды.

        Ведущий:

жуков

Четырежды Герой Советского Союза

      Георгий Константинович Жуков вошел в историю Великой Отечественной войны как «Маршал Победы». Сын сапожника рос в очень бедной семье, но стремление стать военным привело его со временем в Высшую кавалерийскую школу. Маршал Рокоссовский вспоминал: «Жуков как никто, отдавался изучению военной науки. Заглянешь в комнату, а он все ползает по карте, разложенной на полу. Уже тогда дело, долг были для него превыше всего».

      1915г. - в чине унтер-офицера кавалерии участвовал в Первой мировой войне, с октября 1918- служит в Красной Армии;

      1939г. - командующий группы войск на Халхин-Голе Январь-июль 1941-начальник Генштаба;

      С 1941-1942гг. - командовал войсками Западного фронта;

      С 1942г. - замаститель Верховного Главнокомандующего. Координирует действия фронтов под Сталинградом, Ленинградом(1943), в Курской битве (1943). Как видим, Жуков был  всегда там, гдена фронте решалась судьба Армии!

      1943г. - Маршал Советского Союза;

      1944-1945гг. - командующий фронтами наступления;

      9 мая 1945г. - принял капитуляцию Германии;

      1955-1957гг. - министр обороны СССР.

Ф-МА: музыка «Песня о России!»

Презентация, слайды.

      Ведущий: Надеемся, что данная информация и видеопрезентация будет способствоватьболее близкому пониманию значимости и величия нашей Родины!

        Не может сын глядеть спокойно

        на горе матери родной,

        Не будет гражданин достойный

        К отчизне холоден душой …

 Н.А. Некрасов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий общешкольного мероприятия 5 - 9 класс "В единстве наша сила!"

Общешкольное мероприятие приуроченное к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Делается большой акцент на дружбу и сплочённость советского народа в годы грозных испытаний, вне зависимо...

В единстве наша сила.(к дню Народного единства)

Данный урок проводится в рамках модуля  «Основы православной культуры». Это заключительный урок изученного курса. На уроке предполагается дать представление о могуществе и единстве нашего н...

Всекубанский классный час "В единстве наша сила"

Показ видеофрагмента «Путешествие по Крыму». Звучит песня В.Цыгановой «Это Крым».УЧИТЕЛЬ: Ребята как вы думаете, какой теме посвящен наш классный час?(Наш классный час, посвящен воссоединению Крыма с ...

Презентация к классному часу на тему "Крым и Россия. В единстве наша сила".

Презентация составлена к классному часу, посвящённому воссоединению  Крыма с  Россией....

Занятие: «В единстве наша сила».

Занятие было приурочено к "Дню Народного Единства". С целью формировать у воспитанников чувство гражданственности и патриотизма;формировать ответственность за судьбу Родины; дать общее представление о...

Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства.

Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства....

Сценарий познавательно-спортивного досуга ко Дню народного единства на тему: «В единстве наша сила»

Закрепить представление о том, что наша страна огромная, многонациональная.·         Расширять представление о государственных праздниках, о праздни...