Деятельностное освоение опыта прошлого - основа духовно-нравственного воспитания
статья ( класс) по теме

Данилова Татьяна Алексеевна

Статья Даниловой Татьяны Алексеевны, учителя истории и обществознания МБОУ СШ №16 г. Арзамаса "Деятельностное освоение опыта прошлого - основа духовно-нравственного воспитания".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОСВОЕНИЕ ОПЫТА ПРОШЛОГО –

ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Т.А. Данилова,

Учитель МОУ СОШ № 16, г. Арзамас

Проблема духовно-нравственного и гражданского образования  может быть решена на уроках истории на основе деятельностного освоения опыта прошлого.

В практике преподавания истории апробируются и используются различные формы работы с детьми, активизирующие деятельность учащихся  на уроках и во  внеклассной  работе по предмету.

Детальное изучение документа и его анализ, написание сочинений об участии в исторических событиях, экскурсии, путешествия, экспедиции и их описание, конструирование моделей оружия, одежды, создание исторического музея, исследовательская деятельность, организация выставок и экспозиций, конкурсы, олимпиады, индивидуальная работа, консультации, подготовка к научным конференциям и другие формы работы - основа деятельностного освоения опыта прошлого.

Вовлечение детей в активную деятельность способствует духовно-нравственному становлению учащихся, появлению у них жизненно важных принципов  не путем насаждения моральных нравоучений, а самостоятельно, как бы исподволь. Ученик действует не за что-то, а во имя чего-то или кого-то.

На уроках истории, работая с историческими документами, ученик становится субъектом учебного процесса. На уроке в 10 классе «Образование древнерусского государства» при  анализе летописи «Повесть Временных Лет» ребята определяют позицию автора, сравнивает ее с собственной оценкой, что способствует развитию умения оценивать поступки других людей в соответствии с собственной позицией, формировать свою точку зрения.

 На уроках - диспутах, уроках-играх, уроках-семинарах,  уроках с элементами театрализации ученики демонстрируют умение спорить, аргументировано защищать собственную позицию, творчески подходить к разнообразным заданиям. На уроках-диспутах «Славы или позора достоин  Иван Грозный?»  в 6 классе; «В политике кто гений, тот злодей? (о Петре I)» в 7 классе в ходе  дискуссии в сознании ребят создается образ исторической личности, гениальной, неординарной, неоднозначной. На таких уроках у детей формируются нравственные качества: уважение к исторической личности, желание понять ее, вырабатывается понимание того, что нельзя судить личность, рассматривать исторического деятеля в отрыве от времени, в котором он жил.

Игровые уроки чаще удаются в младших классах (5-7 кл). Игровой характер деятельности создает творческую раскованность, позволяет проявить себя и слабым ученикам, создать для многих ситуацию успеха. Например, игра «Древняя Греция», в которой несколько команд представляют греческие полисы, и каждый ученик приносит в зачетную копилку своей команды определенное количество баллов. Дети учатся уважать культуру древних цивилизаций, правильно оценивать свою деятельность. Игра моделирует отношения детей друг с другом в прошлом и в настоящем времени.

 Для формирования собственной позиции, на уроках истории  используются элементы театрализации, позволяющие ученикам погрузиться в  историческую эпоху, в соответствии с исторической обстановкой принимать решение, прочувствовать историческую личность, его характер и тем самым формировать собственный, принимая или отвергая данный исторический персонаж. Так, на уроке в 6 классе, «Средневековое ремесло» можно поставить сценку «В ремесленной мастерской», где дети исполняют роли подмастерьев, мастера, учеников. Через собственную игру дети не только овладевают теоретическим материалом, но и вызывают у одноклассников определенные чувства сочувствия, сопереживания бедным ремесленникам; желание и стремление возможного изменения ситуации, сравнивая с современной жизнью. Дети анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. Занимают в учебном процессе активную  деятельностную позицию, им интересно на уроке и не скучно.

Благодатной почвой для  деятельностного освоения опыта прошлого являются уроки краеведения. Поисковая деятельность, работа с архивными источниками – основные приемы на уроках. На уроках в 7 классе «Основание Арзамаса», «Макарьевская ярмарка» и др. ребята ведут поиск сведений об историческом прошлом нашего края. На данных уроках воспитывается уважение к прошлому родного края, воспитывается чувство патриотизма, непримиримости к несправедливости, формируется собственная позиция относительно тех событий.

 Неожиданный эффект имел опыт организации и проведения выставок в школе  «Вещи уходящего ХХ века», выставки, посвященной 60-летию Победы. В процессе подготовки  дети были вовлечены в  активную деятельность: собирали материал и экспонаты, общались с представителями старшего поколения, оформляли выставку. Ребята разрабатывали и проводили экскурсии, показывали обряд посвящения в пионеры, погружая зрителей в эпоху. Отзывы о выставке оформлялись чернильным пером, которым пользовались в ХХ веке. В процессе создания выставки возникла своеобразная и благоприятная атмосфера сотрудничества, воспитания, коммуникативных связей и отношений. Взгляд ребенка и его близких, обращенный в семейное прошлое, позволило найти точки сопряжения между глобальной историей и собственной историей школьника.  В результате этой деятельности учащиеся почувствовали себя, своих предков в мире истории, а это позволяет формировать  в них уважение к своим предкам, к своей семье.

Такой подход пробуждает настоящий интерес к дальнейшей поисковой деятельности.  Это видно из исследовательских работ учащихся. В работах «Роль семьи в истории страны», «Корнями дерево сильно» ребята изучали  историю семьи через вещи, письма, фотографии. В результате активного поиска  дети подняли огромный пласт материала по истории повседневности, узнали от своих родных совершенно новые и неожиданные факты, удивлялись, спорили, задумывались, приближали к себе ушедшие эпохи или сами мысленно переносились в них.

Работа «Арзамасские святыни» посвящена исследованию истории создания арзамасских храмов, которые восстанавливаются в данное время в рамках проекта «Золотые купола». Ребята работали с архивными источниками, встречались с настоятелями церквей и монастырей, собирая по крупицам исторический материал. В процессе деятельности работа становится социально значимой. Была подготовлена презентация работы, которая может быть использована на конференциях, семинарах в школе и городе.  

Овладение разными приемами деятельностного подхода в изучении истории позволило учащимся в исследовательской работе «Нравственные ценности современной молодежи», самостоятельно поставить нравственные проблемы и ответить на волновавшие их вопросы. Исследовав мнения своих одноклассников, ребята самостоятельно сделали выводы, сформулировали собственные предложения по решению проблемы падения нравственности у молодежи, что является, несомненно,  результатом их нравственных исканий. В процессе работы над рефератом ребята показали себя как состоявшиеся  духовно-нравственные личности.

Деятельностное освоение опыта прошлого позволяет:

  • развивать способности критически анализировать прошлое, делать собственные выводы,
  • получить знания, помогающие ориентироваться в историческом пространстве, в национальной культуре,
  • формировать способности понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязи,
  • погрузить учеников в изучаемую историческую эпоху,

а в целом формирует духовно-нравственную личность и гражданина.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...

ДУХОВНАЯ ПРИРОДА СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ДУХОВНАЯ  ПРИРОДА  СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО  – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ...

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей, находящихся на длительном лечении в больнице.

Материал предназначен учителям, воспитателям, работающим с детьми в больницах и санаториях....

Организация деятельности обучающихся на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. (Из опыта работы)

Организация деятельности обучающихся на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. (Из опыта работы)/ Учитель Гормакова Л.Д.  ГБОУ Школа № 648 и...

Выступление на педвыставке с опытом работы развития духовно-нравственного воспитания детей через ОПК "Воспитание добродетелей"

Рецензия      Лепяхова Анна Николаевна является учителем ОПК в 5-8-х классах МБОУСОШ №3. Учителем было подготовлено выступление по теме «Воспитание добродетелей – ...