Роль ученического самоуправления в формировании активной гражданской позиции школьника
статья ( класс) на тему

Протасевич Екатерина Александровна

Список использованной литературы:

1.                Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, издательство ЭКСМО, 2014. 512 с.

2.                Е. А. Верменская. Педагогика ученического самоуправления: теория и опыт отечественной школы 1946 - 1991 гг. — ПГЛУ, 2007. — 156 с.

3.                Степанько С. Н. Формирование активной гражданской позиции через работу в школьной газете «Федералист» // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 484-486.

Интернет-ресурсы:

4.                Ващенко Н.М. Ученическое самоуправление как одна из форм организации гражданского участия школьников [Электронный ресурс] : информационно-аналитический портал SocPolitika.ru. – Режим доступа: http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/9300/9301/9303/document9458.shtml

5.                Зотова О.Б. Ученическое самоуправление как фактор развития личностных качеств обучающихся [Электронный ресурс] : сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.ru – 2012. – Режим доступа: http://pedsovet.su/load/283-1-0-25851

6.                Калиш И. Типичные ошибки ученического самоуправления / Калиш И., Прутченков А., Солодова О. // Народное образование. – 2013, №7

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль ученического самоуправления в формировании активной гражданской позиции школьника

В настоящее время в школах не оказывается должного внимания развитию ученического самоуправления. Наличие детских общественных объединений считается необязательным, второстепенным. В то же время разнообразие нашей жизни, быстрота социальных перемен существенно усложняет процесс социализации современных детей и подростков. Процесс социальной адаптации как соблюдения законов, норм и правил жизни в обществе, принятия социальных требований теряет свою ведущую роль в процессе социализации, дополняется процессами социального творчества, самоопределения и самореализации. Важную роль играет воспитание в детях таких качеств, как инициативность, самостоятельность, умение вести за собой, смелость, доброжелательность, креативность, целеустремленность. Данные качества в современной жизни становятся не менее ценными, чем овладение конкретной предметной областью.

Самоуправление обучающихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, выдвижении собственных идей, принятии решений, их реализация в интересах своего коллектива. Самостоятельность лидера выражается в планировании и организации деятельности своего коллектива, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений, что способствует самовоспитанию и развитию их личных качеств, формированию активной гражданской позиции.

Актуальность развития ученического самоуправления в школе определяется необходимостью развития гражданского общества в России, повышения социальной активности граждан. В современной жизни все более востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности; не бояться брать на себя ответственность, то есть обладать позицией лидера. Гражданская позиция личности формируется еще в школьные годы, что определяет необходимость включения молодежи в социальное творчество, в управленческую деятельность. Ученическое самоуправление помогает обучающимся проявить самостоятельность и инициативу в деятельности коллектива.  

Будущему гражданину необходимо научиться предъявлять и отстаивать свое мнение, а так же нести ответственность за него. Школьное самоуправление предоставляет возможность вырастить гражданина с активной жизненной позицией.

Формирование социально активной личности, которая сочетает в себе высокие нравственные качества, деловитость, индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, творчеству есть цель ученического самоуправления как детского общественного объединения.

Основные задачи ученического самоуправления:

  1. Удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов;
  2. Участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения;
  3. Предоставить личности широкие возможности выбора индивидуальной траектории развития и способов самореализации;

Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях. Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Смысл ученического самоуправления заключается в обучении детей управлять собой, своей жизнью в коллективе. Главной целью школьного самоуправления является формирование высоконравственной, творческой, политически культурной, граждански сознательной личности. Задачи, которые решает ученическое самоуправление, самые разнообразные: дальнейшее развитие демократических начал в жизни школы, обеспечивающих гражданское становление учащихся; развитие их организаторского опыта, волевых и нравственных качеств, воспитание лидера; формирование товарищеской взаимопомощи; налаживание тесного взаимодействия между детьми и педагогами. А самая главная задача – это первичное вовлечение детей в деятельность общешкольного коллектива, а общешкольного коллектива в общественную жизнь микрорайона, района, области и страны.

Это возможно сделать, привлекая молодежь и, прежде всего, школьников к работе в различных общественных организациях, в том числе, в школьном ученическом самоуправлении. Управление классным и общешкольным коллективом поможет им понять всю сложность социальных отношений, сформировать активную социальную позицию, определить свое место в социальной структуре общества. Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющимися правами и обязанностями, формирование у школьников организаторских качеств, воспитание лидера. Ученическое самоуправление, являясь формой организации жизнедеятельности учащихся, обеспечивает развитие самостоятельности и активности школьников в решении управленческих задач школы, формирование социальной зрелости личности, ее общественной инициативы.

Первоначально органы ученического самоуправления занимаются лишь внеурочной деятельностью. Но постепенно права и обязанности расширяются, развиваются и углубляются задачи детского объединения. Начинают решаться вопросы учебной и общественной деятельности.

Проблема развития у учащихся потребности в постоянном умственном и нравственном самосовершенствовании в процессе социального творчества, в самоорганизации, подготовке к жизненному самоопределению, формированию социальной зрелости как условия успешной жизнедеятельности в современном обществе актуальна в социальном и научно-педагогическом плане.

Список использованной литературы:

  1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, издательство ЭКСМО, 2014. 512 с.
  2. Е. А. Верменская. Педагогика ученического самоуправления: теория и опыт отечественной школы 1946 - 1991 гг. — ПГЛУ, 2007. — 156 с.
  3. Степанько С. Н. Формирование активной гражданской позиции через работу в школьной газете «Федералист» // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 484-486.

Интернет-ресурсы:

  1. Ващенко Н.М. Ученическое самоуправление как одна из форм организации гражданского участия школьников [Электронный ресурс] : информационно-аналитический портал SocPolitika.ru. – Режим доступа: http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/9300/9301/9303/document9458.shtml 
  2. Зотова О.Б. Ученическое самоуправление как фактор развития личностных качеств обучающихся [Электронный ресурс] : сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.ru – 2012. – Режим доступа: http://pedsovet.su/load/283-1-0-25851 
  3. Калиш И. Типичные ошибки ученического самоуправления / Калиш И., Прутченков А., Солодова О. // Народное образование. – 2013, №7

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активной гражданской позиции у школьников

в данной статье кратко, но достаточно полно изложены основные аспекты проблемы...

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Ученическое самоуправление как средство становления гражданской позиции.

В статье рассматривается проблема гражданского воспитания  в современной школе.  Школьное самоуправление представлено как средство становления гражданской позиции обучающихся....

Формирование активной гражданской позиции у школьников средствами изобразительного искусства

Народная культура является частью национального достояния, которое мы обязаны сохранить, а по возможности и приумножить.Поэтому на уроках изобразительного искусства, где интегрируются изо и технология...

«Формирование активной гражданской позиции школьников через школьные медиа»

Доклад на тему«Формирование активной гражданской позиции школьников через школьные медиа» был представлен на районной конференции для педагогических работников «Воспитание патриотизм...

Формирование активной гражданской позиции у школьников

Формирование активной гражданской позиции у школьников...