Представление педагогического опыта
статья ( класс) на тему

Четвергова Любовь Николаевна

Представление педагогического опыта воспитателя ГБОУ «Ялгинский детский дом-школа» Четверговой Л.Н. по теме: «Формирование у воспитанников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_ped_opyta_dlja_sajta.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта воспитателя

ГБОУ «Ялгинский детский дом-школа» Четверговой Л.Н.

по теме: «Формирование у воспитанников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Формирование целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе у воспитанников интернатных учреждений имеет большое значение в связи с тем, что данные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди других ценностей усваивается ценность осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома – планеты Земля, формируется мотивация правильного отношения к природе и к своему здоровью, т.к. состояние окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека.

Мир природы – большая ценность для личностного развития человека: через призму экологических знаний и убеждений, чувств и поступков формируются нравственные, интеллектуальные, эстетические сферы личности, развиваются творческие способности.

В связи с вышесказанным, экологическое воспитание является актуальным и перспективным направлением как в социализации личности, так и во всестороннем ее развитии.

XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Следовательно, стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учетом гуманизации и экологизации.

В частности, в президентской инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур...»

По данной проблеме я работаю с 2011 года. Мной разработана программа по формированию экологической культуры у воспитанников 12 – 17 лет «Природа – наш дом», которая получила высокую оценку научно-методического совета Ялгинского детского дома-школы.

Целью деятельности воспитателя по реализации программы «Природа– наш дом» является формирование у воспитанников личной позиции, готовности к принятию решений в пользу ценности окружающей среды.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Работая с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, я заметила, что такие дети больше других склонны к общению с природой, и, что природа для них является той средой, где ребенок раскрепощается, становится более наблюдательным, активным, любознательным.

За время своей работы я убедилась, что для успешной социализации и всестороннего развития личности важным является общение воспитанников с природой. Поэтому я посчитала необходимым выделить работу по формированию экологического целостного мировоззрения  и этических ценностей по отношению к природе в отдельное направление своей деятельности.

На формирование опыта оказало влияние и место расположения нашего учебного заведения: большой пришкольный участок, сад, посадки различных пород деревьев, небольшой водоем (пруд), особенности рельефа местности (овраги, склоны, болотистая местность), что является хорошей эколого-развивающей средой. Анализ теоретических и методических источников, опыта других педагогов позволил мне сформулировать  положения педагогической идеи:

1. Создать условия, которые помогут воспитаннику понять, что природа- это ценность, а главным резервом природы является разумное, грамотное отношение к природе.

2. Сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на сохранность природы.

3. Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.

4. Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем.

5. Развивать у воспитанников эстетические чувства и умения любоваться красотой и изяществом природы.

6. Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности

Теоретическая база опыта.

Начав работу по данной теме, я изучила методическую литературу и работы классиков психологии и педагогики: Л.С. Выгодского, С.Л. Рубенштейна, Б.М. Теплова; статьи о психологических особенностях детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  И.В. Дубровиной, В.С. Мухиной; работы российских ученых Н.А. Бердяева, В. И. Вернадского, Н.Г. Васильева, А.Н. Кочергина, Л. А. Зятевой, касающиеся ответственного отношения к природе и становления экологического мышления.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Работа по формированию экологического мировоззрения реализуется благодаря созданной целостной системы воспитания и формирования личности. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных потребностей, а также единством методических подходов. Основное содержание строится с учетом возрастных особенностей воспитанников. Учитывается принцип прогностичности, т.е. повседневная работа каждого о сохранении природной среды не только в нашей жизни, но и для будущих поколений.

Технология состоит из двух разделов:

1) эколого-оздоровительная работа

Задача: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека  в ней, выработка навыков здорового образа жизни.

Взаимодействовать с окружающей средой воспитанники учатся во время походов, экскурсий, прогулок, специальных занятий. При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества, укрепляется здоровье.

  1. эколого-развивающая среда.

  Задача: развитие познавательных способностей средствами окружающего мира.

Создание эколого-развивающей среды – одно из условий экологического воспитания. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет не только наблюдать, но и принимать непосредственное участие в практической экспериментальной деятельности.

В целях экологического образования проводятся целевые экскурсии по экологической тропе, которые выполняют познавательную, развивающую и оздоровительную функции.

Используемые формы работы: наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, экологические игры, участие в экологических акциях помогают воспитанникам  стать активными участниками воспитательного процесса, стимулируют их самостоятельность, творческую активность.

Невозможно приобщить ребенка к охране окружающей среды, если не заинтересовать его, и если он сам не будет принимать участие в этом процессе. Поэтому каждый воспитанник с интересом и желанием принимает участие в этих мероприятиях.

Технология опыта заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на социализацию личности с опорой на практическую и экспериментальную деятельность и обусловлена важностью природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.

Проводя мероприятия,  я выбираю темы, расширяющие кругозор воспитанников, формирующие не только необходимые компетенции, но и нравственные качества, поскольку природа – неисчерпаемый источник для саморазвития.

Анализ результативности опыта.

Основные результаты работы по формированию экологической культуры воспитанников оцениваются в рамках мониторинговых процедур («Экологическая культура», «Экологическая деятельность», «Мое отношение к природе»).

Регулярно проводимый мониторинг показал, что работа по формированию экологической культуры у воспитанников в целом идет успешно. Дети имеют представление о многообразии природы, осознают важность сохранения природы и ответственность каждого человека за сохранность нашей планеты, что способствует посильному участию воспитанников в природоохранных акциях.

Среди воспитанников появилась готовность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; повысилась уверенность детей в себе и в своих способностях; снизился уровень тревожности.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Возможность общения  с природой воспитанников нашего учреждения ограничена территориальными рамками, в основном для экскурсий, исследовательских работ используется близлежащая территория тория: школьный сад, небольшие посадки, небольшой водоем, болотистая местность. Поэтому, я продолжаю работу по формированию экологического мировоззрения и в летний период, когда выезжаю вместе с детьми в оздоровительный лагерь.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт может быть востребован воспитателями, классными руководителями, педагогами дополнительных образований.   В целях обмена опыта с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на заседаниях методических объединений воспитателей, педсоветах. Размещаю свой опыт работы на страницах сайта учреждения, на дистанционном образовательном портале «Продлёнка», Социальной сети работников образования «Наша сеть».

Наглядное приложение.

1. Сценарий часа заинтересованного общения «Счастье- это быть с природой»

2. Устный журнал «Эко»

Размещены на сайде учреждения по адресу:

1)http://ylgahome.3dn.ru/load/chas_zainteresovannogo_obshhenija_schaste_ehto_byt_s_prirodoj/3-1-0-261 

2) http://ylgahome.3dn.ru/load/ustnyj_zhurnal_ehko/3-1-0-262


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...