Актуальность использования методов импровизации в творческой деятельности педагога (из опыта работы в студии эстрадного пения)
статья по теме

Карташева Марина Юрьевна

Введение. Музыкальная импровизация. Упражнения на вокальную, ритмическую импрвизацию. Взаимодействие обучающегося и педагога. Пластика движений. Упражнения на пластику движений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_aktualnost_metodov_improvizatsii_.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность использования методов импровизации

в творческой деятельности педагога

(из опыта работы в студии эстрадного пения)

Карташева Марина Юрьевна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО г. Ульяновска

«ЦРТДиЮ им. А. Матросова»

Ориентируясь на современные направления реформы Российского образования, вполне закономерен непрестанный интерес к поиску новых решений и подходов в обучении и  развитии личности. Для раскрытия творческого потенциала человека, выявление его одарённости, дальнейшего развития и реализации его личностных качеств, также решения проблем профессиональной ориентации перспективными могут стать методы обучения, использующие импровизацию.

Присутствие импровизации является показателем творчества в любой деятельности. А в педагогической - особенно. Она позволяет превратить учебный процесс в художественно-творческий. Процесс живого музицирования обычно принимает определенный вид деятельности или игровых приемов, развивающих музыкальный слух, музыкальное мышление, воображение и творческие способности, позволяет детям  реализовать личностную доминанту – стремление к самовыражению, что открывает их природные особенности и способности. Это позволяет воспитать в дальнейшем успешных профессионалов своего дела, способных мыслить нестандартно и привлекательно. Музицирование в любой форме оказывает благотворное влияние на нервную систему ребенка. Зажатых детей оно раскрепощает, вялых и заторможенных активизирует, излишне возбужденных успокаивает.

Музыкальная импровизация (итал. improvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) - исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. Зародившись в глубокой древности, как основная форма бытия музыки,  она господствовала в фольклоре, музыке неевропейских культур, получила широкое распространение также на раннем этапе европейской профессиональной музыки. Некоторые музыкальные жанры сохранили названия, указывающие на их историческую связь с импровизацией (фантазия, прелюдия, импровизация, экспромт). В период современного развития средств коммуникаций и звукозаписи, взаимопроникновения музыкальных культур разных стран и народов,  искусство импровизации позволяет делать всё новые творческие открытия.  

Импровизация на занятиях вокального ансамбля, сольного пения – это посильное музыкальное творчество детей, которое педагог направляет и помогает развивать. Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, открывает вокалисту возможность новых интонаций, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.

Практика показывает, что дети охотно занимаются импровизацией, особенно  вокальной. Наивно полагать, что они сразу начнут излагать хорошо оформленные музыкальные мысли, но обучать первичным навыкам этого – по силам педагогу. Задача педагога: усмотрев в этих спонтанных проявлениях ребенка элементы потенциального творчества, придать им художественное направление. По мере взросления ребёнка, развития его в данном коллективе, задания на импровизацию приобретают множество вариантов. Поэтапность и систематичность в работе позволяют развить навык индивидуальной импровизации, выработать необходимые начальные умения и навыки.

          Задания на вокальную, ритмическую импровизацию можно вводить в разных видах и формах и органично использовать на занятии. Это могут быть импровизации – диалоги: вопрос – ответ,  задания на сочинение попевок, на продолжение начатой мелодии, на изменение темпа, регистра, сочинение несложного мелодического остинато; импровизация в заданном ладу, ритме, гармонии, жанре  и иные: например, спеть одну и ту же мелодию с разным ритмическим рисунком, с разной орнаментикой, в определённом стиле, на определённую интонацию,  задания  вокальной импровизации на формирование ладового чувства, ощущения устойчивости и неустойчивости (завершённости и незавершённости мелодии), внутриладовых тяготений, ощущения тоники, задания на выражение эмоционально-образной сферы, разного настроения и множество других.

Импровизация в учебном процессе невозможна без взаимодействия двух сторон - педагога и обучающегося. Для того, чтобы импровизация состоялась, привела к оптимальному решению поставленной задачи коллективом либо солистом, важен момент «погружения» в ту или иную тему, увлечённость и заинтересованность детей. Для этого необходима атмосфера  доверия между педагогом и воспитанниками, атмосфера доброжелательности, а также наличие у обучающихся некоторого опыта слушания и анализа музыки.

Таким образом, в работе над развитием творческих навыков детей педагог должен быть в состоянии:

- создать на занятии непринужденную атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя легко и непосредственно;

- подхватить непосредственность детской реакции и ненавязчиво помочь развить её в конкретном выражении;

- увлечь детей своим творческим отношением;

- уметь объективно оценить вместе с ребятами их творческую реализацию художественного замысла;

- поддержать в детях желание творческого самовыражения,

- уберечь детей, как писал Д. Кабалевский, от инертного воспроизведения элементарных музыкальных «штампов».

   Использование метода творческой импровизации на занятиях вокалом позволяет моему коллективу и солистам претендовать на успешность выступлений в конкурсах  различных уровней, быть конкурентоспособными и оригинальными.

    Импровизация мобилизует личностные качества ребёнка для самостоятельного поиска нужных выразительных средств, раскрывает природные особенности.  К примеру, выполняя задания на импровизацию, один из моих обучающихся сочинил к песне метро - ритмическую основу в стиле битбокс,  и, таким образом, появилась оригинальная аранжировка песни. (Битбоксинг — это искусство создания и имитации ритмических рисунков (битов) и мелодий при помощи голосового аппарата и артикуляций органами рта).

Мной замечено, что у обучающихся достаточно органично получается ввести  элементы орнаментики в мелодию, что несомненно украшает пение. У некоторых это получается с присущим их природным данным национальным колоритом. (Орнаме́нтика (от лат. ornamentum — украшение) — способы украшения мелодии в музыке. Данный способ аранжировки музыкального произведения позволяет исполнителю импровизировать при помощи некоторых мелодических фигур, передавая свои чувства, эмоции и технику, не отходя от основной партитуры).

Любая импровизация сиюминутна, создаётся в процессе исполнения. Дети, как правило, не могут её повторить без изменений. Повторяя, они предлагают новый вариант мелодии. Если поставлена задача сочинения мелодии, песни на основе импровизации, то её решению помогают технические средства, фиксирующие несколько фрагментов, из которых затем составляется необходимая музыкальная форма.

Часто, чтобы сделать исполнение песни особенным для  коллектива или солиста, обучающиеся сочиняют фрагменты-вокализы, которые могут украсить проигрыш, дополнить форму песни. Это могут быть мелодии в стиле скэт (скэт (англ. scat) — специфический способ джазовой вокальной импровизации, при котором голос используется для имитации музыкального инструмента, а пение не несёт лексической смысловой нагрузки); мелодии с интонациями народной музыки; мелодии в стиле фьюжн (фьюжн (англ. fusion — «слияние») - современное стилевое направление, возникшее в 1970-е годы на основе джаз-рока, синтеза элементов европейской академической музыки и неевропейского фольклора.) и многие другие. Таким образом, получаются оригинальные авторские аранжировки песен (аранжиро́вка (от фр. arranger — приводить в порядок, устраивать) - искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной).

 В эстрадном жанре вокальное исполнительство также должно быть зрелищно, поэтому особое место занимает работа над сценическим оформлением исполняемого репертуара, в котором используется пластика, танец и его элементы, актёрское мастерство, органично вплетаемое в музыкальный материал. Такие вокальные ансамбли иногда преобразовываются в шоу-группы.

Пластика движений при исполнении песни - это естественная потребность человека. Пластика - это  третий  язык  после  слов  и  музыки,  которым  может говорить  артист  на  сцене.  И  здесь  идет  речь  не  о  заученных  движениях  и  отработанных  жестах,  а  о  внутреннем  взаимодействии  мысли  и  мышц,  о  сигналах, которые посылает наше  творческое  сознание  нашему  телу, чтобы  усилить  ту  или  иную  идею.  Как говорит В. Чикешев, руководитель и режиссёр театра «Пиано» при Нижегородской школе-интернате для глухих детей, «театр движения - это невербальный язык. В нем много глубин, перспектив и возможностей, при том что у каждого актера, у каждого ребенка тут свой «голос», свои возможности, свое ощущение стиля».

Почувствовать, осознать это и закрепить помогает импровизация. Умение   двигаться   в   темпоритме   исполняемого  произведения,    чувствовать    телом   пульсацию,    владение   различной   по  стилистике пластикой – все это делает выступление артиста ярким. Такой подход несколько открывает двери в мир мюзикла, музыкально-хореографических постановок, которые  так  востребованы  в  наше  время.  

Вот некоторые упражнения импровизации на навыки пластики движения:

  • Начинаем беспорядочно двигаться вперед, назад, влево, вправо, уподобляясь весенней стае птиц. При этом надо стараться ощущать партнеров вокруг себя, пытаться избегать столкновений, предчувствуя их. Скорость движения то нарастает, то снижается. Можно дать этому упражнению образность: такая разная птичья стая. Какие птицы бывают, как они летают, в чем разница между ними, какая птица ты, как ты чувствуешь других птиц.  Упражнение учит владеть пространством и чувствовать партнеров.
  • Продолжается движение, но уже в заданном учителем образе: «осенний лист», «старый башмак», «туча», «самовар» и т. д. Упражнение развивает воображение и помогает ощутить   характер, настроение, форму заданного объекта.  
  •  «Разговор» походкой в парах. Важно отвечать партнеру противоположной по характеру, ритму, скорости  походкой. Упражнение дает возможность нарушить монотонность и создать контраст.
  • Рождение фигурной композиции «Дом, который построили мы». Первый задает характер. Остальные пристраиваются, стараясь сохранить равновесие композиции. Упражнение позволяет ощутить явление симметрии, асимметрии.
  • Создание этюда: «восход солнца», «пробуждение», «рождение бабочки», «жизнь огня» и т. д. Этюд позволяет придумать свою историю.

Итак, импровизация как вид творчества является органической частью занятий вокального ансамбля, солистов, а также любых творческих коллективов в системе дополнительного образования и представляет собой основу собственной  продуктивной  деятельности и успешного результата труда педагога и его воспитанников.

Литература

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 5976, 31.12.2012.
  2. Сёмина Л. Р., Сёмина Д.Д. Эстрадно-джазовый вокал: Учебное пособие // Владимир: ВлГУ, 2015 г.
  3. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. // М.: Советская энциклопедия, 1990 г.
  4. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы /В кн.: Кабалевский Дм. Педагогические размышления. - М.: 1986. - с. 25.
  5. В. Чикишев. «Я каждый день вижу чудеса, которые творят дети» // «Учительская газета», №27 от 02.07.2013.
  6. Никульцева О.С. Вокальная импровизация на занятиях вокального ансамбля // http://nsportal.ru/nikulceva-olga-sergeevna.
  7. Длусская Т.В. Пластическая импровизация на занятиях изостудии // http://nsportal.ru/tatiana-v.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Использование метода проектов на уроках информатики и ИКТ для развития творческой личности учащихся. Из опыта работы.

Значимость метода проекта в образовательной деятельности состоит прежде всего в том, что он показывает детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, необходимость их для дальнейшей жизни...

Обобщение опыта работы по теме: «Использование методов развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности»

В работе описаны методы развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности ...

Инновационная деятельность педагога (из опыта работы)

материал для выступления на городском методическом объединении учителей информатики и ИКТ...

программа дополнительного образования "Студия эстрадного пения "Я+ТЫ"

программа дополнительного образования рассчитана на 5 часов в неделю....

Статья " Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-музыканта в условиях современной общеобразовательной школы (из опыта работы с детьми)."

В данной статье автором  представлен опыт применения в условиях общеобразовательной школы уникальной педагогической системы музыкально-певческого воспитания детей Д. Е. Огороднова.   Подробн...