Опыт воспитательной работы по формированию положительной мотивации к профессиональной деятельности.
статья на тему

Казарина Елена Вячеславовна


Опыт воспитательной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казарина Е.В.,

преподаватель ГАОУ НПО АО

«Профессиональное училище № 22»

г. Северодвинск

Опыт воспитательной работы по формированию положительной мотивации к профессиональной деятельности

Современное общество нуждается в людях с высоким  уровнем общего развития и профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Полная отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. То есть тогда, когда он имеет положительную трудовую  мотивацию. Удовлетворенность будущей профессией наиболее высокой оказывается именно у первокурсников, т.к. они опираются на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются большим изменениям. Уже к концу первого семестра  мы отмечаем спад интереса к выбранной профессии и к самому образовательному процессу, т.к. присутствует  объективная трудность усвоения учебных дисциплин, в т.ч. и профессиональных. Задача преподавателей – сохранить и развить в обучающихся интерес и желание учиться, чтобы освоить профессию.  

Чтобы эффективно воздействовать на эмоциональную сферу обучающегося, необходимо создать   психологически комфортные условия. Если у него  формируются ценные для него устойчивые эмоциональные переживания, то он в своём поведении начинает ориентироваться не только на реально испытываемую эмоцию, но и на предвкушаемую. В состоянии интереса у человека повышаются внимание, любознательность и увлечённость объектом интереса. Занимательное изложение, проблемное обучение, компетентностно - ориентированные задания, использование ИКТ  эмоциональность  преподавателя, -  все эти пути и средства находят отражение в интерактивных методах обучения, внедрение которых в образовательный процесс, является наилучшим условием повышения  эмоционального фона наших обучающихся, а следовательно, и стимулированием профессиональной мотивации. 

Но в настоящее время мы констатируем потерю интереса к учебной деятельности (именно на уроках), поэтому преподаватели  большое внимание уделяют внеаудиторной и воспитательной работе. Воспитательная работа, по нашему мнению, обладает широким набором способов, приёмов и методов, которые могут стать инструментом формирования ключевых компетенций, в том числе и профессиональной.

В ГАОУ НПО АО «Профессиональное училище № 22» разработана Концепция воспитания и Программа воспитательной работы, включающая в себя программы гражданско-правового, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания, а также программы по профилактике экстремизма и превентивного обучения, каждая из которых несет и профессиональную составляющую. В качестве преподавателя обществознания и права я принимаю участие в реализации этих программ. Целью своей работы считаю формирование внутренних мотивов (познавательных, инициативных, творческих) и развитие эмоциональной сферы обучающихся. Перед собой ставлю задачу  организации  познавательной деятельности таким образом, что бы занимали в обучающиеся  ней максимально активную позицию через  выражение их отношения ко всем общественно значимым и государственным событиям в стране и мире, привлекая их к воспитательным мероприятиям,  проводимым в  техникуме, городе, регионе.  Разнообразие и большое количество воспитательных мероприятий, в которых принимают участие все обучающиеся, интерактивные приемы и формы работы, позволяют сохранить положительный эмоциональный настрой, активизировать познавательную деятельность участников и способствуют формированию положительной профессиональной мотивации.

Приведу примеры педагогических приемов, способствующих  на мой взгляд,  уровню познавательной активности обучающихся и положительной профессиональной мотивации: 1.«Несерьёзные» проблемные задачи - задачи с увлекательными сюжетами. Метод «несерьёзных» задач направлен на формирование компетентности в разрешении проблем, развитие способности анализировать нестандартные ситуации, разработку алгоритма решения, планирование результата, а также развитие умения взаимодействовать с окружающими. Во время проведения правовых игр использую правовые задачи, героями которых становятся мультипликационные или сказочные персонажи. Пример правовой задачи: некий спортсмен, без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Но финал трагичен: герой, нарушив правила охраны труда погибает. Ответ: Колобок, нарушение права на жизнь и свободу передвижения.
2.Написание стихотворений на определенную тему. Для облегчения написания иногда выдаю подсказки в виде рифмованных окончаний строки. Совместное прочтение  по четверостишиям ( в том числе и виде рэпа) создают положительный и радостный эмоциональный настрой среди участвующих команд. Пример: 1_______праздник большой 2________с тобой 3_______два 4___________права.  3. Театрализация. Современный педагог – это яркая индивидуальность, творческая личность, умеющая заинтересовать, находить творческие подходы в объяснении материала, увлечь творчеством, процессом саморазвития. Задача артистичного педагога заключается в том, чтобы оказать на студентов эмоциональное воздействие, вызвать определенные переживания, заставить играть воображение. Часто применяю данный прием,  представая перед участниками в образе Помор Поморыча, Ломоносова, советской учительницы или подростка. Предлагаю во время проведения конкурсов обучающимся примерить различные образы юриста в «юридической консультации», работодателя, следователя и т.д.
4.Использование профессиональных знаний и умений.
 Во время проведения деловых игр обучающиеся участвуют  в конкурсах, связанном  с их профессиональной деятельностью. Будущие повара создают рецепты блюд северной кухни, а будущие продавцы вспоминают названия одежды и обуви.  Во время презентации учебного проекта «Город мастеров»  будущие слесари по ремонту автомобилей создают свою фирму по обслуживанию иностранных автомобилей, а будущие парикмахеры дефилирут по «подиуму»  с прическами. 5. Исследовательская работа. Для формирования профессиональных компетенций важно наличия умения  работы с документами, включая  поиск, анализ и систематизацию материалов. Регулярно являюсь научным руководителем у обучающихся, которые пишут научно-исследовательские работы для  Ломоносовских чтений.

Т.к. профессиональная мотивация обучающихся определяет успех их учения в образовательном учреждении, то мы преподаватели должны применять весь спектр приемов и методик, способствующих формированию ключевых компетенций.

Литература:

  1. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 128с.
  2. Абдурахманова Р.В. Формы повышения познавательной активности на уроках. Вестник СПО, № 9 2014г.
  3. Хазиева И.М. Формирование и развитие мотивации студентов к изучению дисциплин общетехнического цикла. Приложение к журналу СПО № 9 -2014

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Программированные задания, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности на уроках природоведческого цикла в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Задания используются на уроках природоведения, геогрвфии, биологии в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Такие задания можно использовать с целью повторения и закрепления изученного, а также про...

Опыт работы по проблеме:« Формирование положительной мотивации в обучении учащихся иностранному языку»  

Стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования.  Качественное  владение иностранным языком необходимо каждому человеку для вхожд...

Презентация: "Роль родителей в формировании положительной мотивации к учебной деятельности.

Роль родителей в формировании положительной мотивации к обучению для ребенка неоспорима.Участие родителей в школьной жизни ребенка помогает ему справиться с новой ситуацией, родители могут подсказать ...

Формирование положительной мотивации к познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ в среднем звене

выступление на творческой лаборатории учителей. Содержит формы работы с ИКТ на уроках биологии в среднем звене...

Выступление на ГМО Мастер- класс "Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности»

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в по...

Опыт работы классного руководителя по формированию положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом

На сегодняшний день проблема здоровья детей становится приоритетным направлением развития государства, а также развития образовательной системы современной школы. Поэтому детей, учащихся, мы должны пр...