Особенности конструирования листов рабочей тетради по учебным дисциплинам в условиях реализации новых ФГОС.
статья на тему

Казарина Елена Вячеславовна

Особенности конструирования листов рабочей тетради по учебным дисциплинам в условиях реализации новых ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_tetradi_i_ih_osobennosti.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности  конструирования листов рабочей тетради по учебным дисциплинам в условиях реализации новых ФГОС.

    Рабочие тетради давно применяются в системе среднего профессионального образования.

 Достоинства:

1.системный подбор постепенно усложняющихся заданий;

2.экономия времени обучающегося  за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия, т.е. на печатной основе, и, как следствие, возможность решения большего числа заданий.

Недостатки:

1. чаще всего они представляют собой краткие сборники задач; в них отсутствует вариативность заданий;

2. они редко ориентируют обучающихся на усвоение теоретических понятий.

Новое поколение рабочих тетрадей:

1. отсутствие механического соединения учебника и обычной тетрадки. В них умножаются достоинства того и другого.

2.информативность и самостоятельность работы обучающихся.

3. ответственность обучающихся  за выполнение тех или иных заданий на разлинованном пространстве, за то, чтобы написанное слово было адекватно по значимости печатному слову.

4.Комплексность и комплектность.

Сходство и отличие от тетради с конспектами.

 Сходство -  знаковая форма представления учебной информации.

Отличие -  в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочей тетради она специально конструируется для активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся.

Функции рабочей тетради:

Обучающая. Предполагается формирование у обучающихся необходимых общих и профессиональных компетенций.

Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера.

Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении конспекта.

Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради.

Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы обучающихся. При работе с листами рабочей тетради основное время  затрачивается на познание смысла изучаемых понятий.

Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений обучающихся. При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материала в листах рабочей тетради разбит на блоки.

Виды рабочих тетрадей: 

Информационный вид рабочей тетради несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация в рабочей тетради задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради широко распространен в профессиональной школе, так как по многим учебным предметам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие этого преподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради. 

Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может не только установить факт знания или незнания, но и определить, на какой операции обучающийся допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее. 

Смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы

Типы рабочих тетрадей в профессиональном образовании:

Тетради для упражнений (тренинговые, тренажеры) предназначены для самостоятельной работы обучающихся, они способствуют формированию умений и навыков решения типовых задач и упражнений. Этот тип рабочих тетрадей может быть широко использован в методике обучения по общепрофессинальным и общеобразовательным  дисциплинам.

 Для формирования профессиональных компетенций в системе профессиональной подготовки широко применяется второй тип тетради — тетради по графическому моделированию. Профессиональная деятельность  электромонтажников немыслима без конструирования и графического моделирования. Листы рабочей тетради с системой специальных практических заданий позволят будущему профессионалу развить воображение, память, мышление и другие познавательные процессы. 

Семиотико-семантические рабочие тетради основаны на сочетании чертежей, схем, графических моделей со смысловыми интеллектуальными задачами творческого уровня. Листы рабочей тетради такого типа могут быть разработаны для развития диагностических и проектировочных умений и навыков будущего специалиста. Для этого необходимо специальным образом конструировать задачи и упражнения с опорой на содержательную основу профессиональной деятельности специалиста определенного профиля.

Общие требования к структуре рабочей тетради:

1.Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к обучающимся.

2.Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих понятий.

3.Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержания учебной дисциплины, так и межпредметных умений. Задача автора — вести обучающегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям.

4. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.

5.Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема характера вопросов и заданий. Однако в любом случае должны быть предусмотрены достаточное место для ответов обучающихся возможность исправления допущенных ошибок, неточностей. В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания обучающихся.

 Особенности  рабочих тетрадей по общепрофессинальным дисциплинам.

Полнота — наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов профессиональной деятельности. 

Группировка системы задач, обобщенные способы решения которых переносятся в решения задач широкого спектра профессиональной деятельности. 

Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради. 

Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения. 

Целевая ориентация — для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради. 

Целевая достаточность — достаточно задач закрепления методов решения, если они обладают свойством переноса на другие предметные области. 

Психологическая комфортность обучаемых при работе с листом рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего товарища.

Этапы  конструирования рабочей тетради:

1.включение кратко сформулированных теоретических сведений для того, чтобы обучающийся мог осознанно и самостоятельно выполнять задания. он должен знать основные теоретические положения прорабатываемой темы.

2. демонстрация алгоритма, чтобы подготовить обучающихся к решению типовых задач.

3. предоставление возможности обучающемуся  самостоятельно составлять алгоритмы решения задачи и включить задания творческого характера.

4.включение  дополнительных сведений: примечаний, исторических данных, справок, отсутствующие в учебнике, выводов и резюме для расширения кругозора обучающихся  

5. предложение   списка литературы, позволяющего  обучающимся  познакомиться с версиями других авторов и более полно и глубоко освоить изучаемую тему.

Выводы:

1. Современная рабочая тетрадь - это часть учебно-методического  комплекса (УМК), предназначенная  для самостоятельной работы обучающихся непосредственно на ее страницах.

2. Цель применения рабочей тетради в профессиональном обучении — обеспечить последовательное формирование понятий, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического и производственного обучения.

3. Конструирование рабочей тетради – процесс длительный, сложный, но творческий и существенно облегчающий работу преподавателя на уроках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие лингвистической одаренности школьников в условиях реализации нового ФГОС"

     Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Бол...

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи"

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессион...

«Особенности современного учебного занятия в условиях реализации ФГОС нового поколения»

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».    Конфуций (551—479 до н.э.)...

Современный урок информатики в условии реализации новых ФГОС

Урок остается в настоящее время основной формой организации учебного про­цесса, однако системно-деятельностный подход вносит свои коррективы в его цели и структуру....

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по учебной дисциплине Иностранный язык (английский)

Рабочая тетрадь по  учебной дисциплине «Английский язык» на тему: “ Времена группы Simple ”разработана на основе рабочей программы и в соответствии с требованиями к уровню...

"Работа с одаренными детьми в условиях реализации нового ФГОС

quot;Работа с одаренными детьми в условиях реализации нового ФГОС...