Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО
статья на тему

Казарина Елена Вячеславовна

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_organizatsii_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Казарина Е.В.,

 преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО

      В последние годы в сфере профессионального образования происходят значительные изменения. Одной из важных задач профессиональной школы в современных условиях является подготовка специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать теоретический и профессиональный уровень, активно участвовать в обновлении общества. Важным условием выживания и работы человека в информационном мире становится овладением методом научного познания мира и исследовательским стилем мышления.

     Поэтому особое внимание преподавателей в системе СПО должно уделяться развитию теоретических способностей будущих специалистов путем активных форм обучения, призванных формировать у студентов самостоятельность и творческую активность, ответственный подход к овладению знаниями. В настоящее время получила широкое распространение самостоятельная, учебно-поисковая (исследовательская), научно-исследовательская работа студентов, так как введение ФГОС нового поколения требует развертывания учебно-исследовательской деятельности обучающихся, а подготовка квалифицированных рабочих  кадров требует  формирования научных и исследовательских умений студентов.

     Исследовательский подход в обучении не является новым явлением в сфере педагогики. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребованной педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Исследовательская работа - это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности. Результатом такой работы является повышение качество подготовки будущих квалифицированных работников.

    Но в современной литературе по педагогике и педагогической психологии понятие «исследовательская деятельность» практически не определяется и не всегда четко дифференцируется. Выяснение сути этого понятия представляется принципиально важной задачей с точки зрения образовательной практики, ведь об исследовательской, проектной деятельности в последнее время много говорится, как о чем-то принципиально новом и российской профессиональной школе не свойственном. Принципиальная новизна того, что предлагается в наше время в качестве альтернативы традиционной образовательной практике, более выражена в таких терминах и понятиях как «исследовательское поведение», «исследовательское обучение», «исследовательские (продуктивные) методы обучения». В основном, об этом говорят западные авторы. В развитии педагогических и психологических аспектов изучения исследовательской деятельности обучающихся в России также имеются давние традиции. В учении академика И.П. Павлова уделялось внимание ориентировочно-исследовательской деятельности. В 50-е гг. XX в. проявляется интерес к изучению исследовательского поведения (труды А.В. Запорожца, Д.Б. Годовиковой, М.И. Лисиной, Н.Н. Поддъякова, С.Л. Новоселовой). В различное время вопросам организации управления исследовательским процессом уделяли внимание крупные ученые и общественные деятели России - Г.Г. Воробьева, А.С. Макаренко, В.А. Сластенин, Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник, П.И. Пидкасистый, В.П. Симонов и другие. В работах В.П. Беспалько, В.И. Журавлева, П.И. Карташова, Т.И. Шамовой и других авторов анализируются методы научного исследования, рассматриваются вопросы моделирования и управления учебным процессом. Вопросы исследовательской деятельности учителя и учащегося изучались В.И. Загвязинским, модели формирования учебно-исследовательской деятельности предлагают в своих работах В.И. Андреев, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, П.М. Эрдниев и др. Исследовательская деятельность обучаемых как инновационная образовательная технология, средство комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме получила свое развитие в работах и программах Н.Г. Алексеева, А.В. Леонтовича, А.В. Обухова, Л.Ф. Фоминой.

      Все эти источники, несмотря на определенные различия в определениях, формах организации, в соотнесенности с учебным планом и в ряде конкретных задач, определяют общую цель  научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов - формирование высококвалифицированного, творчески мыслящего специалиста, способного самостоятельно решать возникающие перед ним задачи. Именно учебно-исследовательская работа студентов способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного мышления, развития интереса к выбранной профессии, позволяет развить творческие и личностные качества будущих специалистов.

      Одной из целей преподавания обществознания является формирование мировоззрения студента на основе представления о мире как о многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Для её достижения в системе среднего профессионального образования уделяется внимание организации научно-исследовательской деятельности студентов. Написание исследовательской работы даёт и преподавателю и студенту возможность построить процесс обучения по-новому, взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения. Исследовательская работа позволяет студенту не только получить новую информацию, но и применить свои знания и способности за рамками учебного процесса. Она формирует умения и навыки, необходимые для дальнейшей успешной учёбы  или самостоятельной деятельности. Но перед преподавателем обществознания на сегодняшний день стоит непростой вопрос «Как организовать массовую исследовательскую деятельность обучающихся?», ответ на который придется решать каждому индивидуально, путем проб и ошибок.                                                                                В ходе организации и проведения исследовательской работы по обществознанию в среднем профессиональном образовании возникают определённые сложности.                                          

      Во-первых, при развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкивается с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект- субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества преподавателя и обучающегося.

      Во-вторых, существует определенная специфика реализации учебных исследовательских задач. Достаточно важные ограничения накладываются на тематику, характер и объем исследований с учетом требований возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к  самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесённая  из науки, пригодна для реализации в профессиональных образовательных учреждениях.

       В-третьих, есть и чисто технические сложности: отсутствие  чётких критериев исследовательских работ; проблема вызова интереса к написанию исследования, проблема самостоятельности и научности студенческой работы; проблема  распределения учебного времени для вовлечения в работу студентов.

       Тем не менее, уже сейчас можно сформулировать общие положения, характеризующие алгоритм организации учебно- исследовательской деятельности на уроках обществознания[1]:

1.Учебно- исследовательская деятельность обучающихся на уроках обществознания возможна при условии, что она органично вытекает из специфики предметного содержания данной учебной дисциплины, основной целью которой будет достижение результатов более общих, нежели глубокое усвоение данной дисциплины.

2. В контексте организации учебно-исследовательской деятельности представляется возможным произвести определенную переработку рабочей учебной программы в контексте потребностей проектной работы и преподаватель должен быть готов к внесению соответствующих изменений.

3. Учебно - исследовательская деятельность требует от обучающихся целого ряда умений: умения интервьюировать, умения систематизировать информацию и оформлять её в виде схем, таблиц, диаграмм. Конечно, не у всех ребят это получается т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями: а) умение работать с рекомендованной литературой, т.к. это является основой научного исследования; б) умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?; в)  умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как -  Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что… Поэтому преподаватель должен предусмотреть возможность обучения этим умениям на своих уроках.

      В данных условиях и сам педагог тоже должен обладать определенными компетентностями: - должен сам быть творческой личностью;  - должен постоянно заниматься самообразованием; - должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности; - должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося; - должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области; - должен понимать, что исследовательская деятельность обучающихся требует знаний, которые выходят за рамки одной учебной дисциплины  и уметь  организовать сотрудничество с другими преподавателями. Необходимо помнить, что исследовательская деятельность – это учебная деятельность, поэтому она проводится под руководством педагога. Однако роль преподавателя сводится к организации субъект - субъектных отношений, к корректировке самостоятельной деятельности обучающихся.

      Так же существуют такие проблемы учебной исследовательской работы: практическое использование полученных результатов и соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы. Все эти вопросы требуют готовности педагога и обучающегося работать в иных условиях, постоянно совершенствуя и развивая свои компетенции, создавая собственные техники и приемы работы.

      В настоящее время большинство преподавателей обществознания в своей работе предлагают обучающимся пройти следующие этапы ученического научного исследования: 

1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.

2. Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.

3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно.

4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.

5. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.

6. Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.

       На сегодняшний день самые распространенные методы, используемые в  ученическом исследовании: наблюдение, анализ, эксперимент, представленные в следующих  видах исследовательских работ:  доклады, тезисы доклада, научные статьи, отчеты, рефераты. Распространенными формы предоставления исследования являются: публичный доклад или сообщение,  обсуждение результатов, дискуссия, публичная защита в форме лицензирования, беседа и спор с оппонентами.[2] В литературе по данной проблеме достаточно подробно описываются и этапы работы над исследованием и требования к работам, и критерии публичных выступлений.[3]

      Преподаватели и обучающиеся, начиная исследовательскую работу, должны помнить о том, прохождение всех этапов требует терпения, дисциплины и ответственности от студента и ставит его в новую интеллектуальную ситуацию. Исследователь должен знать и понимать  основы многих учебных дисциплин, уметь анализировать и прослеживать взаимосвязь между ними. Поэтому исследование по обществознанию даёт возможность студенту выработать целостный взгляд на мир, соединить сведения о мире и обществе из разных наук, а преподавателю сформировать ключевые компетенции будущих профессионалов. Это сложная и кропотливая работа, несомненно, даст свои положительные результаты уже в ближайшее время.

Литература:

-Учебно- исследовательская деятельность школьников по обществознанию: практическое пособие/сост. Е.А.Оробинская,  В.В.Филатов.- Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2014.-50 с.

- Шабага А.В. Методические материалы для школьников по организации и проведению исследований. Обществознание–  М., 2012. – 67 с.



[1] Учебно- исследовательская деятельность школьников по обществознанию: практическое пособие/сост. Е.А.Оробинская,  В.В.Филатов.- Архангельск : Изд-во АО ИОО, 2014.-50 с.

[2] Шабага А.В. Методические материалы для школьников по организации и проведению исследований. Обществознание–  М., 2012. – 67 с. 

[3] Там же


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по обществознанию на тему: "Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС".

В современном мире ускорение темпов общественного развития вызывает необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Современное образование должно способствовать формированию чело...

Презентация на тему "Организация внеурочной деятельности по истории и обществознанию в условиях реализации ФГОС ООО"

Если традиционная классно-урочная система со своим набором знаний и умений наполняет содержание образования, то внеурочная деятельность, при правильной ее организации в ходе изучения «компетентн...

Проблемы научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС.

Аннотация. Научно-исследовательская деятельность школьников стала весьма актуальной в современном образовательном процессе. Соответственно, педагогам и учащимся приходится сталкиваться с большим колич...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО и внедрения ФГОС СОО»

Данный материал подготовлен в целях обобщения и систематизации проделанной работы по методической теме самообразования....

Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ( из опыта работы)

Организация проектной деятельностишкольников  на уроках технологиив  условиях реализации  ФГОС( из опыта работы)...

Организация проектной деятельности учащихся на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из целей ФГОС  является развитие личности школьника и его творческих способностей. Учащийся должен научиться мыслить нестандартно, нестереотипно. Как известно, творчество - это деятельность...