Открытое занятие шахматного кружка«Шахматная фигура Ферзь»
план-конспект на тему

Куканова Татьяна Валентиновна

Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет. В доступной игровой форме происходит знакомство с одной из шахматных фигур – ферзём. С помощью разнообразных форм работы (индивидуальная, групповая, в парах) обучающиеся узнают как выглядит ферзь, как передвигается по доске, как выполняет взятие фигур соперника. Закрепление полученных знаний происходит с использованием компьютерных программ. Потенциал данного занятия заключается в активизации познавательной деятельностиребёнка. Оно направлено на развитие интереса к шахматной игре. Возможные результаты данного занятия проявляются в стимулировании мотивации детей  заниматься обучением игре в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_shahmatnaya_figura_ferz.docx708.5 КБ

Предварительный просмотр:

Куканова Татьяна Валентиновна,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО «Центр детского творчества», г. Пыть – Ях, ХМАО - Югра

Открытое занятие   шахматного кружка «Шахматная фигура Ферзь»

Аннотация. Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет. В доступной игровой форме происходит знакомство с одной из шахматных фигур – ферзём. С помощью разнообразных форм работы (индивидуальная, групповая, в парах) обучающиеся узнают как выглядит ферзь, как передвигается по доске, как выполняет взятие фигур соперника. Закрепление полученных знаний происходит с использованием компьютерных программ. Потенциал данного занятия заключается в активизации познавательной деятельности ребёнка. Оно направлено на развитие интереса к шахматной игре. Возможные результаты данного занятия проявляются в стимулировании мотивации детей  заниматься обучением игре в шахматы.

Ключевые слова: ферзь, начальная позиция, ход, взятие, слон, ладья, шахматное поле.

Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальной позиции, ознакомить с ходом и взятием ферзя.

Задачи: - научиться делать ходы и взятие ферзём;

               - развивать воображение, мышление, память;

               - воспитывать усидчивость, уважительное отношение к сопернику по игре,  настойчивость.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения занятия: занятие – исследование.

Дидактические материалы и оборудование: демонстрационная шахматная доска и фигуры, шахматные настольные наборы,  плакаты с изображением передвижения ферзя, стихи о ферзе, образцы изображения ферзя, листы, карандаши, изображение начального положения шахмат на шахматной доске, компьютеры с установленной шахматной игрой («Динозавры учат шахматам»).

Ход занятия:

I. Организационный момент (цель: организация внимания воспитанников, стартовая мотивация):

    1. Приветствие.

    2. Знакомство с целью и планом занятия.

 II.  Актуализация опорных знаний (цель: подготовка воспитанников к активному усвоению нового материала):

  1. Повторение ходов ладьи и слона (хоровое повторение стихов о этих фигурах):

Он наискосок идёт,

Только прикажи.

В плен противник попадёт,

Вставший на пути. (Слон).

Видимо, ладья упряма,

Если ходит только прямо,

Не петляет – прыг да скок,

Не шагнёт наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она.

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжёлый у ладьи,

В  бой скорей её веди. [1, с. 33]                                                            

2. Показ детьми на демонстрационной доске передвижений ладьи и слона. 

3. Показ детьми на демонстрационной доске места в начальном положении ладьи и слона, называние их «адресов» (Л а1, Л h1, Л а8, Л h8, С с1, С f1, С с8, С f8).

           http://spodarka.ru/img/cms/chess%20hod%20figur.jpg                 http://spodarka.ru/img/cms/chess%20hod%20figur.jpg

             Рис. 1. Как ходит ладья.                        Рис. 2. Как ходит слон.

                                  http://images.slideplayer.it/2/585963/slides/slide_13.jpg  

                                 Рис. 3. Начальное положение фигур.

III. Изучение нового материала (цель: реализация образовательной задачи):

  1. Графический диктант. – Сейчас мы нарисуем под диктовку шахматную фигуру. Как она называется, скажете, когда закончим выполнять это задание. (Под диктовку педагога воспитанники рисуют «портрет» ферзя на листочках в клетку).

Ферзь. 1 клетка по диагонали вверх влево, 1 клетка вверх, 2 клетки по диагонали вниз вправо, 1 клетка по диагонали вверх вправо, 1 клетка по диагонали вниз вправо, 2 клетки по диагонали вверх вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка по диагонали влево вниз, 4 клетки вниз, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка вниз, 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 4 клетки вверх.

  1. Знакомство с историей ферзя (демонстрация разных вариантов изображений ферзя):

Ферзь – сильнейшая фигура,

Королю всегда под стать,

Может в разных направленьях

Защищать и нападать!

Он основа для победы,

Но, порою,  возгордясь,

Попадает он в ловушку,

Сам себя тогда стыдясь. [1, с.34]

                Ферзь чуть меньше короля. У него на голове небольшая шапочка-корона. На  демонстрационной доске у ферзя красивая корона с 5 зубцами. В Индии военачальника называли визирём или ферязью. А в европейских странах эта шахматная фигура стала королевой или дамой. Но у нас в России сохранилось первоначальное индийское название этой фигуры – ферзь. В стародавние времена к этой фигуре относились уважительно, как к женщине – ферязь всяческая. А прибавку «всяческая» ферзь получил из-за умения передвигаться по шахматной доске разными способами. [2, с. 12 ]

Ферзь   Chess qdt45.svg  http://2ls.ru/uploads/posts/2012-09/1347119352_ferz.jpg

  1. Изучение ходов и взятие ферзём.

Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,

И шаг у ферзя широк.

Ферзь может ходить как ладья и как слон-

И прямо и наискосок.

Направо, налево, вперёд и назад…

А бьёт он и вдаль и в упор.

И кажется, будто ферзю тесноват

 Доски чёрно-белый простор.

Ферзь очень опасен вблизи и вдали -

Ты больше вниманья ферзю удели. [1, с.34]

(Показ на доске как  ходит ферзь и как делает взятие).

http://www.thehistoryteacher.org/images/Pagnotti_and_Russell.jpg 

Рис.4. Как ходит ферзь.

  1. Физкультминутка. Буратино шёл, шёл,

                                    Земляничку нашёл,

                                    Наклонился, сорвал

                                    И дальше побежал.

IV. Закрепление изученного материала (цель: закрепить знания по изученному материалу):

  1.  Работа на компьютере. (В обучающей игре «Динозавры учат шахматам» открыть в разделе «Уроки», тему «Ферзь» и выполнить предлагаемые задания по отработке ходов ферзя, взятия ферзём. По окончании задания отчитаться педагогу.)

     2.  Физкультминутка. Вырос высокий цветок на поляне,

                                                  Утром раскрыл он свои лепестки.

                                                  Всем лепесткам красоту и питанье

                                                  Дружно дают под землёй корешки.

  1. Тренировочные игры на демонстрационной доске коллективно. Игра «Стрелок в тире». Сколько «выстрелов» может сделать ферзь, нападая как ладья? (4). Назовите «адрес». Столько же,  нападая как слон. (Каждую новую находку,- выстрел ферзя – отметить пешкой.)[2, с. 17]

C:\Users\Lenovo\Desktop\ф.jpg 

Рис. 5.  Игра «Стрелок в тире»

  1. Физкультминутка.      Ветер дует нам в лицо,

                                         Закачалось деревцо.

                                         Ветер выше, выше, выше.

                                         Деревцо всё ниже, ниже.

                                         Ветер тише, тише, тише,

                                         Деревцо всё выше, выше, выше.

V. Практическая работа (цель: закрепить полученные знания на практике, посредством выполнения практических заданий на шахматной доске):

            1. Расставить фигуры в начальном положении (работа в парах).

            2. Назвать «адреса» ферзей.

            3. Игра «Цепочка» (в парах)- белый ферзь должен побить все чёрные фигуры и добраться до белого короля. [2, с. 20]

C:\Users\Lenovo\Desktop\фе.jpg 

Рис. 6. Игра «Цепочка»

VI. Итог занятия (цель: сделать выводы о проделанной работе на занятии):

       1. Вопрос на засыпку: - Как ходит ферзь?

       2. Уборка рабочих мест.

Список литературы:

  1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь / М.; издательство Физкультура и спорт, 1983 г., -  128 с.
  2. Костров В., Давлетов Д. Шахматный учебник  /С.- П.; издательский дом «Литера», 1 часть, 2005 г., -  130 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Шахматная школа"

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Систе...

Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Начальная позиция».

В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Начальная позиция» в школе №3 имени И.А.Флерова....

Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме "Королевский гамбит".

В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Королевский гамбит»....

Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала».

В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала"....

Рабочая программа кружка «Шахматная азбука» для обучающихся 3 класса на 2019-2020 учебный год

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...

Рабочая программа кружка «Шахматная азбука» для обучающихся 2 класса на 2018-2019 учебный год

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...