Педагогическая статья «Применение здоровьесберегающих технологий на уроке с целью развития и реализации способностей каждого ребёнка»
статья по теме

Рябкова Ольга Викторовна

Статья затрагивает проблему здоровьесбережения. Акцент сделан на инновационных технологиях, в основе которых лежит методика кинезиологии - научной и практической дисциплины, изучающей мышечное движение во всех его проявлениях. Кинезиология — это уникальный метод, который позволяет быстро и эффективно избавить организм от последствий стресса или напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryabkova_o.v.-zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение здоровьесберегающих технологий с целью развития и реализации способностей каждого ребёнка на уроках истории и обществознания.»

Учитель: Рябкова О.В.

Известно, что урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся. Специальными исследованиями выявлено, что у обучающихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз, являющийся отправной точкой психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет сберегать их здоровье.

Создание благоприятного психологического климата на уроке является, пожалуй, одним из важнейших аспектов именно психологического комфорта учащихся во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

В связи с этим каждое образовательное учреждение призвано обеспечить здоровый образ жизни для всего коллектива учащихся путем:

  • использования технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс;
  • применения активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся;
  • рациональной организации труда преподавателя и учащихся;
  • создания комфортного психологического климата;
  • соблюдения СанПиН и правил охраны труда;
  • чередования различных видов деятельности на уроке;
  • использования аудиовизуальных средств обучения. [3]

Это хорошо известные всем педагогам элементы доровьесбережения на уроке. Поэтому я рекомендую использовать их активно и в системе.

Сегодня мне  хотелось обратить внимание присутствующих на инновационные современные ехнологии, методы и приёмы здоровьесбережения. Они, конечно, основываются на испытанных, но тем не менее, достаточно интересны. В основу некоторых из них положены приёмы кинезиологии - научной и практической дисциплины, изучающей мышечное движение во всех его проявлениях. Кинезиология — это уникальный метод, который позволяет быстро и эффективно избавить организм от последствий стресса или напряжения. [1]

Выделяют

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья

  • Кинезиологические упражнения на дыхание[2] (Упражнение «Дыхание йогов  дыхательная гимнастикиа«Стрельниковой».)
  • «Кинезиологические упражнения на повышение активности мозга (упражнения на концентрацию внимания, координацию работы полушарий мозга и целенаправленное расслабление - упражнение «Ножки-ручки», Упражнение «Великий дирижер», Упражнение «Путаница», Упражнение  «Снеговик»)
  • Гимнастика пальчиковая.
  • Гимнастика для глаз.

- Технологии обучения здоровому образу жизни –

  • Самомассаж,
  • Точечный массаж и др

Принцины здоровьесберегающих технологий:

- принцип «Не навреди!»;

- принцип сознательности и активности;

- непрерывности здоровьесберегающего процесса;

- систематичности и последовательности;

- принцип доступности и индивидуальности;

- всестороннего и гармонического развития личности;

- системного чередования нагрузок и отдыха;

- постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

- возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения, которые относятся и к педагогу:

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

- Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы со школьниками (теория и практика);

«Кинезиологические упражнения на повышение активности мозга

(упражнений на концентрацию внимания, координацию работы полушарий мозга и целенаправленное расслабление.)

Упражнение «Ножки-ручки»

  1. Сесть на высокий стул или стол, спину держать прямо, ноги должны качаться свободно.
  2. Растопырить пальцы рук и приложить кончики пальцев друг к другу, держа руки перед собой.
  3. Выполнять руками быстрые маховые движения в стороны — назад и вперед. Помните, что кончики пальцев должны снова встретиться друг с другом.

Чтобы усложнить себе задание: совершая мах руками вперед и сведя ладони, нужно широко развести ноги. А когда расходятся руки, сводите ноги вместе.

Упражнение «Великий дирижер»

Представьте себе, что вы дирижируете оркестром. Включите свою любимую музыку, подайте знак оркестрантам и не выпускайте из рук дирижерскую палочку.

  1. Поднимите обе руки приблизительно на высоту плеч. При этом одну руку расположите несколько выше другой.
  2. Рисуйте обеими руками в воздухе лежащие восьмерки. От середины восьмерок левая рука должна выписывать круги влево вверх, правая — вправо вверх.

После того как руки описали внешнюю дугу восьмерок и снова встретились, рисуйте перекрещенными руками внутреннюю дугу. Повторите движения в противоположном направлении.


Упражнение «Путаница»

  1. Возможно, эта детская забава еще осталась в вашей памяти. Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем слегка похлопывайте по голове, а живот поглаживайте круговыми движениями.
  2. Нужно поглаживать левой рукой область вокруг пупка движениями по часовой стрелке, а правой рукой — область под левой ключицей против часовой стрелки.

Упражнение  «Снеговик»

  Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на стул  и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться.

Гимнастика пальчиковая

«Кинезиологические упражнения на повышение активности мозга

(упражнений на концентрацию внимания, координацию работы полушарий мозга и целенаправленное расслабление.)

«Перчатки и мышата»

Шустрая мышка

Перчатку нашла.

Гнездо в ней устроив,

Мышат позвала,

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Погладила всех

И отправила спать.

Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Сложить ладони «ковшиком».

Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест.

Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев.

Большим пальцем гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному.

Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Кинезиологические упражнения на дыхание –

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Дыхание йогов»

  1. Нужно сесть, расслабиться и выпрямить спину. Потом положить указательный и средний пальцы правой руки на переносицу.
  2. Безымянным пальцем слегка закрыть левый носовой ход и медленно вдохнуть на 8 счетов через правую ноздрю.
  3. Теперь задержите дыхание на 4 счета, а затем, слегка надавив большим пальцем, закройте правый носовой ход и сделайте выдох на 8 счетов через левую ноздрю.
  4. Задержите дыхание на 4 счета, затем снова сделайте вдох на 8 счетов, но на этот раз через левую ноздрю.
  5. Напомним, что дыхательные упражнения взбодрят мозг.

Для укрепления общего физического состояния школьников целесообразно применение дыхательной гимнастики «Стрельниковой».[4] Эта гимнастика активно включает в работу все части тела (руки, ноги, голову, плечевой пояс, брюшной пресс). Не только активизирует прилив крови к мозгу, но и улучшает питание всех внутренних органов, возвращая утраченные функции тем из них, которые больны. Координирует слаженную работу всех органов и систем, комплексно воздействуя на организм через активизацию его наиважнейшей функции-носового дыхания.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Самомассаж

ПОГЛАЖИВАНИЕ

Необходимо, что бы ладонь скользила медленно и главным образом по направлению оттока лимфы, т. е. от периферии к центру, по направлению к лимфатическим узлам массируемой области.

РАСТИРАНИЕ

Выполняйте растирание ладонной поверхностью кисти, буграми больших пальцев, подушечками указательного и среднего пальцев, основанием ладони, кулаками, локтевым краем кисти, костными выступами фаланг пальцев, согнутых в кулак, одной или двумя руками продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно.

РАЗМИНАНИЕ

наложение руки на мышцу, отжим мышцы в сторону массирующей руки, захват и сдавливание ее между пальцами (большой палец с одной стороны мышцы, все остальные – с другой), отделение от кости и смещение ее в сторону большого пальца, возвращение мышцы на место и прижимание ее к костному ложу основанием ладони.

ПОКОЛАЧИВАНИЕ

ВСТРЯХИВАНИЕ – ПОТРЯХИВАНИЕ

Надавливая ладонью и пальцами на мышцу, осуществляйте быстрые колебательные движения в стороны. При этом накладывайте руку поперек хода мышечных волокон.

Выполняйте встряхивание только на конечностях. Встряхивание нижних конечностей делайте двумя руками, а верхних – одной.

ДВИЖЕНИЯ

Точечный массаж

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов.

Формирования здорового образа жизни можно достичь, опираясь на здоровьесберегающие технологии, среди которых нужно особо выделить:

  • педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса;
  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение);
  • информационные технологии;
  • метод проектов;
  • инновационные методы оценки результатов;
  • непосредственно здоровьесберегающие технологии;
  • исследовательская деятельность;
  • адаптивная технология;
  • дифференцированное обучение;
  • обучение в сотрудничестве

При этом перед педагогом встают новые задачи, для решения которых могут применяться следующие компоненты:

  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • рефлексия, обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

В результате реализации современных подходов в образовании к обучающему предъявляют жесткие и высокие требования, он ставится в такие условия, когда пути и средства решения проблемы нужно находить в системе реального времени и достигать при этом реального нужного результата. Для многих обучающихся это может привести к нарушению здоровья. К сожалению, местом формирования здоровья наших учащихся сегодня является не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями, а система образования.

С целью решения проблемы сохранения здорового поколения при внедрении новых стандартов необходимо предусмотреть эффективное использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Литература

  1. Богатырева В. А. Инновационные технологии и повышение качества обучения с использованием здоровьесберегающих технологий. Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»// Журнал «Сборники конференций НИЦ Социосфера»  Выпуск  № 41 / 2011  //Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-i-povyshenie-kachestva-obucheniya-s-ispolzovaniem-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy#ixzz4C6oAJzlN
  2. Забенко Елена Комплекс упражнений по образовательной кинезиологии. Кинезиология: упражнения для мозга // http://fb.ru/article/160150/kompleks-uprajneniy-po-obrazovatelnoy-kineziologii-kineziologiya-uprajneniya-dlya-mozga 
  3. Самопознание.ру //http://samopoznanie.ru/schools/kineziologiya/   
  4. Центр дыхательной гимнастики им. А.Н.Стрельниковой//http://strelnikova.ru/   

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии"

Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, на мой взгляд, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодейс...

Проектная работа «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

В рамках проекта предусмотрены разнообразные формы и методы работы с учащимися по здоровьесбережению, вот некоторые из них: «Уроки здоровья», «Динамические паузы», «Физкультурно-оздоровительные меропр...

Конспект урока «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

Актуальность данной работы вытекает из того  что, по мнению специалистов - медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Доказано, что существующая система школьного образования спо...

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки» (из опыта работы)

Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе современной школы. Здоровьесберегающие технологии я использую нетолько в урочной деятельности, а также активно использую её...

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС...

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в 5-7 классах"

Статья посвящена одной из важных проблем современного общества – формированию здорового образа жизни учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе отражены некоторые  формы работ...