Профессиональная готовность студентов
статья на тему

Нехорошева Татьяна Викторовна

В современных условиях задача формирования профессиональной готовности студента приобретает первостепенное значение. Сегодня уже недостаточно обеспечить студентов определенной суммой знаний, только овладение профессиональными компетенциями в условиях колледжа и базовых образовательных учреждениях поможет им стать качественными специалистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnaya_gotovnost_studentov.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная готовность студентов
и мотивация их профессиональной
деятельности в ссузе

В современных условиях задача формирования профессиональной готовности студента приобретает первостепенное значение. Сегодня уже недостаточно обеспечить студентов определенной суммой знаний, только овладение профессиональными компетенциями в условиях колледжа и базовых образовательных учреждениях поможет им стать качественными специалистами.

Профессиональная готовность студентов рассматривается как личностное качество и существенная предпосылка эффективной деятельности после окончания колледжа. Профессиональная готовность помогает студенту успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать свои знания, опыт, сохранить самоконтроль и перестраиваться при появлении непредвиденных обстоятельств, помогает быстро адаптироваться к условиям труда и дальнейшему профессиональному совершенствованию. Профессиональная готовность студентов включает в себя мотивационный компонент, который выражается в системе устойчивых установок и мотивов. Она характеризует возможности студента решать в условиях обучения задачи, близкие к реальным условиям профессиональной деятельности, а после окончания колледжа успешно включаться в работу по специальности.

Важной задачей преподавателей нашего колледжа является формирование мотивов уже на первых этапах обучения, придающих дальнейший смысл учебе студента. При этом надо поддерживать эффективную и плодотворную работу каждого студента, чтобы это было основой его самообучения и самосовершенствования в будущем.

Из опыта работы в качестве путей и методов формирования положительных мотивов следует рассматривать следующие:

1)        Содержание профессиональной деятельности студентов на практике, которое позволяет отработать методический комплект и овладеть   необходимым для профессиональной деятельности уровнем умений и навыков. Следует учитывать, что информационно бедное и упрощенное содержание любого вида деятельности не вызывает и не формирует положительных устойчивых мотивов. Поэтому содержание каждого вида практики в нашем колледже направлено на развитие профессиональных компетенций наших студентов и находит отражение в реализации различных видов деятельности.

Вторым  аспектом  является

 2)        Организация профессиональной деятельности .

Отношение студентов к профессиональной деятельности в значительной степени определяется тем, как преподаватель организует и направляет эту деятельность.

Я считаю, для того чтобы у студентов выработалось положительное отношение к ней, положительная мотивация, нужно строить ее особым образом и состоять она должна из нескольких этапов.

На первом этапе студенты должны осознать, почему и для чего им нужно изучить и овладеть данным видом деятельности, какие основные направления предстоящей работы  освоить. Студент должен выяснить, готов ли он к профессиональной деятельности, чего ему недостает, какие теоретические и методические знания помогут ему  успешно реализовать поставленную перед ним задачу.

Второй этап можно назвать операционально-познавательным. На этом этапе студенты усваивают содержание профессиональной деятельности, овладевают основными действиями и операциями, входящими в это содержание.

Здесь важна роль моделирования как средства наглядно-действенного представления того, что нужно выполнить и освоить студентам.

Третий этап рефлексивно-оценочный. Это итоговый этап профессиональной готовности, когда студенты учатся рефлексировать собственную деятельность, оценивать ее, сопоставлять результаты деятельности с поставленными основными и частными профессиональными задачами.

На этом этапе работа в нашем колледже организуется так, чтобы студенты смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного. Разнообразные методы и приемы, дают студентам возможность проявить самостоятельность и инициативу, использовать различные формы самоконтроля.

С целью формирования профессиональной готовности студентов в содержание практики вводятся задачи, способствующие решению проблемы профессионального роста.

Результаты представляются на ежегодных итоговых конференциях по результатам преддипломной практики.

Я думаю, что  в связи с изменением подходов к формированию профессиональной готовности студентов, меняется и сама организация обучения, что влечет за собой огромные возможности для подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа, способного:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания и умело применять их на практике;
  • критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и находить пути их рационального преодоления;
  • четко осознавать область применения своих знаний, генерировать новые идеи и творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельными в различных социальных группах, уметь работать в команде;

•        самостоятельно трудиться над развитием собственной
нравственности, интеллекта и культурного уровня.

Большое значение в связи с исследуемым вопросом отводится методической работе преподавателя. Подготовка конкурентоспособных специалистов ставит перед преподавателями задачу постоянно обновлять содержание учебных дисциплин и учебно-методическое обеспечение практики, а преподаватель становится не носителем знаний, а партнером – помощником студентов.

Важную роль играет оценка профессиональной деятельности студентов. Для формирования положительной устойчивой мотивации важно, чтобы в оценке работы студента был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех продвижений в овладении новыми видами профессиональной деятельности и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот анализ позволяет формировать адекватную самооценку студентов, мотивацию на достижение успеха.

Таким образом, реализация разработанных  направлений повышения положительной мотивации деятельности студентов способствует формированию их профессиональной готовности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Профессиональная готовность учителя к формированию у младших школьников навыков творческого самоопределения на уроках искусства

Для развития у детей предпосылок формирования навыков творческого самоопределения на уроках искусства необходимо соответствующим образом организовывать учебно-позновательную деятельность....

«Профессиональная готовность учителя к внедрению ФГОС ООО»

В связи с введением ФГОС возникают вопросы: - Насколько я как учитель (управленец) готов к выполнению государственного заказа? - Что изменится для меня как учителя (управленца) в связи...

Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя

Аннотация. В статье дана характеристика профессиональной компетентности как неотъемлемой компоненты профессиональной позиции будущего учителя. Представлены условия, необходимые для становления п...

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

с данным докладом я выступала на 11-ой всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития"...

Методический семинар «Профессиональная готовность учителя к внедрению ФГОС ООО»

В связи с введением ФГОС возникают вопросы: - Насколько я как учитель готов к выполнению государственного заказа? - Что изменится для меня как учителя в связи с введением ФГОС? - Что мо...

СТАТЬЯ «Профессиональная готовность современных педагогов дополнительного образования детей к профилактике асоциального поведения в семье»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детейДворец детского (юношеского) ТворчестваМосковского района Санкт-Петербурга   Тема«Профессиональная ...