Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования
проект на тему

Борисова Татьяна Михайловна

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование  проекта 

 Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования

Основания для разработки проекта

  Конституция РФ;

  Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п. 1, 27, 29, 31.

  Закон РФ от 21.12.2012 "Об образовании" №273-ФЗ.

  Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля1998г. N 124-ФЗ)

  Национальная Образовательная инициатива "Наша новая школа"

  Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Редакция от 29.12.2015.

  Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

   Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г)

Автор – разработчик

 

 Борисова Татьяна Михайловна

Исполнители

 

Педагогическое сообщество ГБОУ СОШ им. Н .Ф. Зыбанова  с. Березняки муниципального района Кинель – Черкасский Самарской области

Сроки реализации

2016-2017

Цель  проекта

Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Задачи:

1.Разработать нормативно-правовую базу по проблеме.

2.Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного процесса.

3.Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.

4.Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

5 Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения.

6. Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.

7.Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.

8. Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе

9. Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов.(разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ

10.Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблемам инклюзивного образования

 

Основные мероприятия проекта

1.Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов;

2.Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения;

3.Разработка форм проведения занятий и методик проведения уроков;

4.Создание «безбарьерной» среды;

5.Коррекционно-развивающая работа;

6.Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях;

7.Участие в кампании «Все дети должны учиться вместе».

8.Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы;

9.Социальная адаптация.

.

Объемы и источники финансирования проекта

 Федеральный бюджет

Муниципальный бюджет

Система контроля

Координацию работы и контроль  исполнения Проекта осуществляет администрация школы.

Контроль целевого использования финансовых средств осуществляет директор школы.

Пояснительная записка

Введение

Актуальность проекта.

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Наша новая школа») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.

Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения. Данный проект направлен на оказание поддержки в ГБОУ СОШ им. Н.Ф. Зыбанова с. Березняки, в котором развивается инклюзивное образование, где дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучаются вместе с обычными детьми.

Цель и задачи проекта

Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Задачи:

1.Разработать нормативно-правовую базу по проблеме.

2.Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного процесса.

3.Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.

4.Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

5 Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

6. Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.

7.Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.

8. Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе

9. Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов.(разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ

10.Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблемам инклюзивного образования

Этапы реализации проекта

  этап

Задачи

сроки

Подготовительный

 

Разработка программы системы поиска и поддержки детей с ОВЗ и детей-инвалидов, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства,

Изучение возможностей школы для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями;

Разработка нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;

Разработка программно-методического обеспечения работы с ОВЗ и детей-инвалидов.

1.01.16 –

31.05.16

Этап запуска проекта 

На этом этапе планируется организация и проведение семинаров, консилиумов, педсоветов, заседания ТГ, организация конкурсов, олимпиад для учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

1.06.16-31.08.16.

Основной этап развертывания  проекта

 1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов.

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся

4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса.

5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.

1.09.16-31.05.17

Завершающий этап  проекта

1. Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов,

2. Определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения

3. Составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

1.06.17-31.08.17

 

Ожидаемые результаты:

• выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

• реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;

• получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

• реализация себя в обществе;

• повышение качества жизни;

• организация дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательное учреждение;

• оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении.

Критерии  оценки реализации проекта:

Критерий

Показатели

Индикаторы

Реализация индивидуального подхода к детям.

Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики.

Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения

Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.

Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, обеспеченной наблюдающей позицией взрослого.

Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей.

Методические рекомендации по психолого-педагогическому со-провождению детей с разными образовательными потребностями.

Активное включение в образовательный процесс всех его участников.

Командные формы выработки и принятия организационных решений: м е ж д и с ц и п л и н а р н ы е команды, собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей Функционирование разнообразных командных форм работы.

Междисциплинарный подход.

Междисциплинарное проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП.

Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов, формы фиксации результатов обследования и рекомендаций.

Наличие специалистов.

Партнерское взаимодействие с семьей.

Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам

Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий.

Мероприятия по реализации проекта

Наименование мероприятий

 

Срок исполнения

Исполнители

1.    Нормативно – правовое и организационное обеспечение

1.1.

Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов : приказы, положения, функциональные обязанности

январь

Администрация школы

1.2.

Финансово-экономическое обеспечение процесса инклюзии (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, внесение дополнений в положение об оплате труда)

директор

1.3.

Кадровое обеспечение:

-наличие в штате специалистов сопровождения,

-организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта: научно-практические конференции, семинары, стажировки, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, междисциплинарные консилиумы, городское методическое объединения, курсы, профессиональные конкурсы)

В течение всего периода

Директор

1.4.

Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей-инвалидов) .

01.01.-31.08.2016

Заместитель директора по УВ

1.5.

Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинаров, открытых уроков и занятий публикации т. д., укрепление социального партнерства с общественными организациями

В течение всего периода

Заместитель директора по УВ

1.6.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения,

- Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды;

-Оснащение помещений для проведения коррекционно-развивающих занятий с психологом, кабинета технологии, мастерских, кабинета дистанционного обучения их соответствие требованиям САНПиНа) .

01.01.-31.08.2016

Администрация

2. Работа с родителями

2.1

Анкетирование и опросы, консультации

1.01.16-31.05.17

Социальный педагог, педагог-психолог

2.2.

Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы.

1.01.16-31.05.17

Педагог-психолог

2.3

Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию

1.01.16-31.05.17

Специалисты, учителя

2.4

Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта.

1.01.16-31.05.17

Специалисты, учителя

3. Организация образовательного процесса

Обучающиеся

3.1.

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

1.09.16-31.05.17

Педагог-психолог

3.2

Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров».

Конкурс рисунков «Сделай мир добрее».

1.09.16-31.05.17

Классные руководители

3.3

Участие в кампании «Все дети должны учиться вместе».

1.09.16-31.05.17

Классные руководители

3.4

Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий.

1.09.16-31.05.17

Классные руководители, учителя.

Учителя

  3. 5.

Индивидуальное планирование  работы учителями

август

Завуч, учителя-предметники

3.6

Проведение диагностики по УУД в интегративных классах

В течение года

Завуч, учителя-предметники

3.7

Адаптирование тематических блоков в программе интегративных классов

В течение года

Завуч, учителя-предметники

3.8

Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам.

В течение года

Завуч, учителя-предметники

3.9

Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-предметниками.

В течение года

Завуч, учителя-предметники

4.0

Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы.

В течение года

Завуч, учителя-предметники

4.1

Методический анализ результатов и хода осуществления

Апрель-май

Завуч, учителя-предметники

4.2

Научно-методический семинар педагогов: "Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения интегративного образовательного пространства"

Август 2016

Администрация школы

4.3

Подготовка и проведение тематического семинара по итогам второго года эксперимента

Август2017

Администрация школы

Заключение.

Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.

Литература

1. Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007

2. Битова А. Л., Борисовская О. Б., Габдракипова А. Л. : Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми

3. Дробинская А. О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.

4. Коростелев Б. А., Тер-Григорьянц Р. Г., Лазарев В. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы

5. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.

Ресурсы Интернета

1. Абазалиева Л. Х. Доклад уполномоченного по правам ребенка в КЧР за 2013 годhttp://kchr.ru/news/detailed/16138/

2. Инклюзивное обучение Сайт Нижегородского института развития образования http://www.niro.nnov.ru/? id=8314

3. Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа "Доступная среда" 2011-2015 годы http://edu-pmpk.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"

Урок по географии  в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический  с использованием ЭОР....

Авторская (адаптационная) педагогическая разработка образовательной программы дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"

Программа имеет художественно--эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования"

В данном материале был проведен поиск оптимальных путей повышения качества образования.Для этого были выделены уровни активности детей, что способствовало отысканию направлений работы с детьми, учитыв...

Доклад на тему: "Инклюзивное и интегрированное образование"

Автор рассматривает основные задачи и принципы коррекционно-развивающей среды, высказывает мнение о внедрении инклюзивного и интегрированного обучения....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Практика разработки образовательной программы основного общего образования в рамках обновленного ФГОС ООО в образовательных организациях при пенитенциарных учреждениях (из опыта работы)

Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287 утвержден обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования....