Программа патриотического воспитания
методическая разработка на тему

Середа Марина Викторовна

Программа патриотического воспитания (методическая разработка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа военно-патриотического воспитания «Я люблю тебя, Россия» рассчитана на работу с учащимися 5-7 классов.

Она строится на принципе сопричастности каждого ученика к великой истории великой страны – России.

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. (Словарь иностранных слов.-М., 1989,-с376)

Патриотизм – это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины (А.Вырщиков., Кусмарцев, М. Патриотизм на  службе России                 \\ Воспитание школьников. – 2006.-№3.-с.7.)

Патриотизм – любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства (Большой энциклопедический словарь.-М.,1998.-с.855)

Невозможно внушить школьникам любовь к Родине одними дифирамбами  «своему народу», скрывая отрицательные стороны событий. Это по логике вещей не имеет ничего общего с патриотизмом.

Патриотическое воспитание  –  это процесс воздействия на школьников, который позволяет учителю дать возможность ребенку            «осознанно воспринимать  исторические знания о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.» (Т.В.Типаева «Опыт патриотического воспитания», Волгоград, Учитель, 2008г.)

В работе по патриотическому воспитанию традиционно можно выделить 3 направления:

-изучение истории семьи;

-изучение истории родного края;

-изучение истории Отечества, акцентирование внимание учащихся на героических страницах прошлого страны.

«Непременным компонентом патриотического воспитания должно стать изучение истории своей семьи, ибо история страны - это история и каждой семьи в отдельности. Знакомство и с истоками позволит детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином  великой страны, впитать нравственные ценности семьи.

Знание истории  своей семьи, своего народа, края, города, страны помогает определить жизненную общественную позицию. Знания о прошлом развивают умение человека ориентироваться в событиях  сегодняшнего дня. Прошлое, настоящее и будущее – единый процесс.» (Т.В. Типаева «Опыт патриотического воспитания», Волгоград, Учитель, 2008г.)

Программа включает в себя:

- план работы с учащимися с 5 по 7 классы с учетом возрастных особенностей;

-практические разработки мероприятий (приложение 3 - 4).

ЦЕЛИ:

 - ознакомление учащихся с историей Великой Отечественной войны, ее целями, характером как всенародной и отечественной;

- раскрыть вклад всего народа в защиту Отечества;

-воспитывать у учащихся чувство сопричастности к Победе советского народа в Великой Отечественной войне;

-раскрыть учащимся значение понятий «патриот», «патриотизм».

ЗАДАЧИ;

- мотивировать изучения истории Отечества;

- воспитать любовь и уважение к малой родине, семье;

- привить учащимся навыки исследовательской работы (с учетом возрастных особенностей мыщления и интересов детей);

- создать условия для проявления творческих способностей каждого ученика;

-необходимо, чтобы любое мероприятие по данной теме находило  в сердцах учеников эмоциональный отклик, поэтому работу следует строить по принципу личной заинтересованности каждого ученика, учителя, родителей;

- активно включать в работу близких и родных учащихся. Ветеранов, которым особенно приятно вспомнить свою юность. Суровую, пороховую, но – юность.

Патриотизм может проявляться в различных условиях. Патриотические чувства  выражаются в  осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать материальное и духовное,  в готовности пожертвовать ради Отчизны личными интересами.

Программа предполагает варьирование, которое может  быть связано с творческим подходом учителя, с особенностями конкретного региона, класса или группы учащихся.

Необходимо, чтобы  ученики как можно активнее принимали участие в подготовке к мероприятиям и различные формы словесных (беседа, сообщение, выступления и т.д.) методов работы сочетались с деятельностью учащихся.

5 класс.

ТЕМА

ФОРМА РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ

РЕЗУЛЬТАТ

1.Герб, гимн, флаг.          

Классный час

Сообщения уч-ся об истории гимна, герба, флага. Учимся исполнять гимн.

Знать государственную символику.

Создание                          (рисунок)герба, флага своей семьи, школы.

2.Дни воинской славы.

Классный час.

Познакомить , какие дни называются Днями воинской славы.(см. приложение № 1)

Рассказы учащихся.

Подготовка к экскурсии в Бородино.

Экскурсия.

«Бородино – поле воинской славы» (Рассказ о двух битвах: в войне 1812 г. и 1941 г.)

Фотоотчет. Отзывы учащихся ( выпуск боевого листка).

Выступление перед учениками, которые не были на экскурсии.

23 февраля. День защитника Отечества.

Акция «Дети Москвы – солдатам России.»

Участие в акции «Дети Москвы – солдатам России»

Сбор посылок. Написание писем.

Вечер песни

Песни войны.  Вечер

 песни « Когда поют солдаты…» с участием родителей, ветеранов.

Выступают дети  вместе с родителями, рассказывая историю песни,  чем эта песня дорога. Хоровое исполнение песен.

Викторина.

 «23 февраля»

Участвуют  команды мальчиков. Готовят викторину девочки.

9 Мая. День Победы.

Встречи.

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Ученики готовят поздравления ветеранам, вопросы  для беседы.

.

Возложение цветов к мемориальному комплексу на Перовском кладбище.

Ученики  знакомятся с историей захоронения, учат и читают стихи о Великой Отечественной войне.

Игра – путешествие в историю.

Игра-путешествие «Три поля русской славы» (Куликовское поле, Бородино, битва под Прохоровкой).

Подготовка команд к игре ( работа с книгами,  поиск ответов на вопросы, изготовление костюмов и т.д.)

Литературные чтения.

Конкурс чтецов. «Стихи , опаленные войной…»

Вместе с детьми читают свои любимые стихи родители и учителя.

4.Города-герои

Классный час.

Сообщения , просмотр отрывков из документального сериала «Стратегия Победы.»

Оформление альбома «Города – герои.»

Экскурсия.

Улицы моего района (с посещением  военно-историческ-ого музея школы № 891 имени Героя Советского Союза А.Молдагуловой.)

Фотовыставка.

Сочинения- отзывы.

Экскурсия

Музей боевой и трудовой славы района Вешняки.

Обсуждение увиденного.

5. Орден в твоем доме.

Классный час.

Ордена и медали нашей Родины.

Рисунки орденов и медалей.

Экскурсия.

Музей героев России.

«Герои Советского Союза в годы войны 1941-1945 гг.»

Классный сбор.

Награды моей семьи.

Рассказывают дети. Желательно участие родителей, ветеранов войны и труда.

6. Этих дней не смолкнет слава.

Военно-спортивная игра «Зарничка»

Игра проводится в Кусково.

Количество станций зависит от количества участников.

Подготовка команд (речёвки , название, девиз, подготовка домашнего задания).

6 класс.

ТЕМА

ФОРМА РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Юные герои Отечества.

Классный час.

Юные герои Великой Отечественной войны.

Рассказы учащихся.Выпуск альманаха «Юные герои войны»

Классный час.

В жизни всегда есть место подвигу.

Рассказ учителя о детях, награжденных государственными наградами .

Отзывы учащихся .

Экскурсия.    

Петрищево – история подвига З.Космодемьянской.

Фотоотчет.

2. История нашей армии.

Экскурсия.

«Служу Отечеству»

История Российской армии от Суворова до наших дней.

Рисунки.

Экскурсия.

«Крылья Родины»

Рассказ о военных самолетов с посещением музея авиации в Монино.

Фотографии. Рисунки. Выпуск боевых листков.

Экскурсия.

«История одного танка»

Экскурсия в музей танка Т-34, г.Дмитров –Перемиловские высоты.

- « -

Экскурсия.

«Из истории Русского флота»

Экскурсия на подводную лодку.

- « -

Литературные чтения.

История армии в стихах и письмах.

Выступление учащихся на основе документальных воспоминаний , писем и литературных произведений.

Сбор-встреча с офицерами и солдатами современной армии.

Рассказы о современной армии.

Участвуют родители (офицеры, те, кто служил в армии), выпускники школы и др.

3. Наши народы защищали общую советскую Родину.

Экскурсия

«За нами Москва»

Экскурсия в Дубосеково , рассказ о подвиге 28 героев-панфиловцев.

Ученики готовят дополнительный материал о  панфиловцах ( во время войны, после войны).

Классный час.

«Вставай, страна огромная..»

Рассказы детей о своих родственниках-участниках ВОВ ( рассказы ребят разных национальностей).

Сбор материала для школьного музея.

Смотр строя и песни.

Выбор рода войск (история , современность),песни

Репетиции, подготовка костюмов.

4. Война глазами художника.

Классный час.

Плакаты Великой Отечественной войны.

Подбор репродукций.

Конкурс плакатов.

5.Фильмы о Великой Отечественной войне.

Просмотр фильмов.

«Алые погоны»

«Мальчишки»

«Девочка ищет отца»

«Иванова детство»

«Сын полка» ( см. приложение №2) и др.

Обсуждение.

7 класс.

ТЕМА

ФОРМА РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Дорогами войны.

Классный час с элементами викторины.

Великие сражения великой войны.

Выпуск боевых листов.

Классный час.

Полководцы Великой Отечественной войны.

Работа в творческих группах Оформление альбома .

Устный литературно-исторический журнал.

У стен Москвы. 1941г.  

Участие в подготовке и проведении.

2.Орден в твоем доме.

Классные часы.

Встреча с членами семей учащихся.

Проект.

Сбор материалов о родственниках- участниках Великой Отечественной войны, запись воспоминаний о военном времени.

Составление карт-схем «Боевой путь  (Ф.И.О. человека , о котором рассказывают)»

Сочинения «Школьники о ветеранах»

Выступление учащихся на  классных часах.

Оформление материалов для передачи в школьный музей.

Защита проекта на школьной научно-практической конференции.

4.Песни. опаленные войной.

Школьный фестиваль.

Музыкально-литературные композиции.

Подбор материала. Оформление, костюмы.

5. Памятники Великой Отечественной войны.

Экскурсии .

Москва, Подмосковье.

Узнать историю памятника.

Фотоотчет

Заочные путешествия

Использование фото и видеоматериалов.

ПРИЛОЖЕНИЕ. 1

ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ.

Дни воинской славы (победные дни) России- дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России  и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.

Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» принят Государственной Думой 10 февраля 1995г.

27 января – День снятия блокады города Ленинграда (1944г.)

2 февраля – День разгрома  советскими войсками немецко-фашистских войск в       Сталинградской битве (1943г.  )

23 февраля - День победы Красной  Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918)

5 апреля – День победы русских воинов князя А.Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище ,1242г.)

21 сентября – День победы русских войск во главе с великим князем Д.Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380г.)

4 ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством К.Минина и Д.Пожарского от польских интервентов (1612г.)

10 июля – День победы русской армии под командованием Петра 1 над шведами в Полтавском сражении (1709г.)

9 августа – День первой в истории России морской победы русского флота под командованием Петра 1 над шведами у мыса Гангут (1714)

24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова (1790)

8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812г.)

11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендер (1790)

1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853)

5 декабря -  День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941г.)

Приложение. 2        

Алые погоны


Год выпуска: 1979
Жанр: Фильмы о Великой Отечественной Войне, Исторический фильм, Детский/Семейный
Продолжительность: 3 часа 15 мин
Режиссер: Олег Гойда
В ролях: Алексей Серебряков, Игорь Шептицкий, Алеша Варвашеня, Сережа Писунов, Михаил Кузнецов, Леонид Бакштаев, Юрий Прохоров, Александр Граве, Анатолий Грачев, Евгений Леонов-Гладышев, Афанасий Кочетков, Виктор Мирошниченко
Описание: Экранизация одноименного романа Бориса Изюмского. О судьбах воспитанников суворовского училища, достойно принявших эстафету от своих командиров в годы Великой Отечественной войны, о формировании характера и воспитании мужественных молодых воинов.

Мальчишки 

Режиссер: Вадим Зобин
В ролях: 
Мария Виноградова, Александр Соколов, Александр Вокач, Саша Силин, Света Волкова, Катя Валюжинич, Павел Ренгач, Дима Леонов, Нина Ургант, Владимир Кашпур, Виктор Сергачев, Владимир Трещалов
Автор сценария: 
Семен Лунгин
Год выпуска: 1978

Описание: По мотивам повести Льва Кассиля "Дорогие мои мальчишки". Главные герои фильма - подростки, заменившие ушедших на фронт Великой Отечественной войны отцов и разделившие со взрослыми все тяготы военных лет.

Девочка ищет отца

Режиссер: Лев Голуб

В ролях: Евгений Григорьев, Елена Егорова, Алевтина Румянцева, Нина Гребешкова, Владимир Дорофеев (...лесник), Анна Каменкова, Николай Бармин (...батька Панас), Владимир Гуськов, Виктор Уральский, Константин Барташевич, Борис Кудрявцев

Сценарий: Евгений Рысс, Константин Губаревич.

Награды и примечания:
Первая роль в кино Анны Каменковой.
Лидер проката (1959, 7 место) - 35.42 млн. зрителей.
Первая премия по разряду детских фильмов, вторая премия художнику Ю.Булычеву на ВКФ в Минске-60. Премия за лучший сценарий (К.Губаревич и Е.Рысс) на КФ Прибалтийских республик в Белорусии (1960). Спец. премия за лучшее исполнение детской роли Ане Каменковой на МКФ в Мар-дель-Плата-60. Диплом и "Золотая пластина" на МКФ

Описание: в скрытый от немцев лесной домик, где живут только дед с внуком, лесник приносит четырехлетнюю девочку, не подозревая о том, что она - дочь легендарного партизана 'батьки Панаса'. Позже, сам того не подозревая, он раскроет гестаповцам местонахождение девочки и погибнет, пытаясь спасти детей.

Иваново детство

Режиссер: Андрея Тарковского.

Описание: Действие фильма происходит во время Великой Отечественной войны. 12-летний Иван служит разведчиком. Война лишила мальчика матери, он одержим ненавистью к врагу и желанием мстить. Только сны возвращают Ивану отобранное у него «нормальное» детство.

Сын полка

Режиссер: Василий Пронин

Страна: СССР

Производство: Союздетфильм

Год выпуска: 1946

Жанр: военный фильм, детский фильм, экранизация

Описание: Экранизация книги Валентина Катаева.
Советские разведчики - артиллеристы после очередного сражения приводят в полк мальчика Ваню Солнцева. Привязавшись к мальчугану, командир батареи решает усыновить его, однако в одном из боев погибает - и тогда полк берет на себя заботу о сироте, который становится "сыном полка".

Приложение. 3

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ

УСТНОГО ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА

  «У СТЕН  МОСКВЫ. 1941»

Оборудование: экран, компьютер, аудиозапись песен о  Великой Отечественной войне , видеозапись документального фильма «От стен Москвы». ( Обозначение – Ф – кадры из документального фильма)

Литературный материал: Стихи о ВОВ и времен ВОВ, отрывки из писем и газетных статей.

1. Ведущие :  

Над головою памятная дата,

В знаменах благодарная земля,

Могила Неизвестного солдата

Под стенами Московского Кремля.

Он неизвестен, пусть он неизвестен.

Но он мечтал, любил, и жил для нас.

Бесстрашен был он, благороден, честен ,

Исполнил долг он в свой последний час.

        

Он под Москвой решал судьбу Берлина,

Он твердо верил в наше торжество.

И в каждом доме, потерявшем сына,

Известно имя воина того. (М.Лисянский «Гимн Неизвестному солдату»)

2. Ведущий:  Сегодня мы говорим о 65 годовщине битвы под Москвой. Слово предоставляется самой Истории, героям войны, документам и кадрам кинохроники.

3.Ф: первые кадры

        Журналист

        Книги

        Жуков «…ЗАПОМНИЛАСЬ БИТВА ЗА  МОСКВУ» ( стоп кадр)

4. Ведущие:    Родине.

Родина, страна моя ,Россия!

Ясный свет! Дыхание мое!

Над тобою  - тучи грозовые,

Грудь твою терзает вороньё!

Жадными кровавыми когтями

Землю рвет и черными клювом бьет,

Кружится над древними полями,

Лезет, оголтелое, вперед.

Трупами дороги устилая,

Вот оно ползет в огне, в дыму,

Задыхаясь, кровью истекая,

Подползает к сердцу твоему, -

К твоему горячему , родному, -

Черный клюв над сердцем занесен.

Только ворону не быть живому,

Будет сам он в клочья разнесен.

5. Ф:

Директива 35…до слов «В РАЙОНЕ НОГИНСКА»   ( стоп кадр)

6. Вед.:

Подошла  война к Подмосковью.

Ночь в накале зарев долга.

Будто русской жертвенной кровью

До земли намокли снега.

По дорогам гремят тачанки,

 эскадроны проходят вскачь,

Приготовились к бою танки

Возле стен подмосковных дач.

Стук подков на морозе четче.

В пар укутан блиндажный лаз.

У околицы пулеметчик

С темной рощи не сводит глаз.

Будто руки окаменели,

Будто вкопан он в грунт , во рву…

Этот парень в серой шинели

Не пропустит врага в Москву.

Вед:  А ГИТЛЕР УГОТОВИЛ МОСКВЕ СТРАЩНОЕ БУДУЩЕЕ.

7. Ф: о Москве

Журналист

Маршал Конев

Москва

Воспоминания Василесвского «О ЗАЩИТЕ  МОСКВЫ»        ( стоп кадр)

8. Вед: «Москва под ударом»

Москва под ударом, и малым, и старым

Тревога и гнев всколыхнули сердца.

Лишь весть пролетела – Москва под ударом,

Двойною броней одевая сердца.

По русским, грузинам, узбекам, татарам

Взметнулось как гневное пламя  в костре:

Москва под ударом, Москва под ударом,

На помощь, на выручку старшей сестре!

Победная участь дается не даром,

Единая мысль возникает в мозгу:

Ответить смертельным, разящим ударом

Врагу, подступившему под Москву.

9. Ф: журналист и т.д. до слов «…ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ НА ПОДСТУПАХ К Москве и в самом городе».

УЛ. Космодемьянских (стоп кадр)        

10.Вед:  ИМЯ ЛЕГЕНДАРНОЙ ПАРТИЗАНКИ ЗОИ КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ ТЕПЕРЬ ИЗВЕСТНО ВСЕМУ МИРУ.  В ФЕВРАЛЕ 1942 ГОДА В ГАЗЕТЕ «ПРАВДА» БЫЛ ОПУБЛИКОВАН ОЧЕРК Петра Лидова о зверски замученной фашистами девушки Тани. ЭТО БЫЛА ЗОЯ КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ.

11. Ф: УЛ. Добровольческая (стоп кадр)

12. Вед: В ту осень на лугу широком,

Там, где течет река Москва,

Поблекла у дорог до срока

Войной помятая  трава.

Зерно неубранное мокло,

И все сильней день ото дня

У нас  в избе дрожали стекла

От орудийного огня.

…В разрывах небо под Москвою.

Замаскирован в окнах свет.

Все ближе, ближе грохот боя,

А нам повесток нет и нет.

Остановились эшелоны,

В вагонах рвется динамит…

Узнали мы от почтальона,

Что наш военкомат разбит.

А нам уже по восемнадцать,

И нас четырнадцать ребят…

Мы уходили призываться

В соседний райвоенкомат.

13.  Ф:  директива 35, Гитлер, захват Можайска, о поездки Сталина,  журналист  до слов «ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ НА ПОДСТУПАХ К  МОСКВЕ И В САМОМ ГОРОДЕ». (СТОП КАДР)

14. Вед:  НЕМЦЫ ПИШУТ В ГАЗЕТАХ СО ЗЛОБОЙ И НЕДОУМЕНИЕМ, ЧТО-ДЕ « В ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ   РАБОТАХ У РУССКИХ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ САМО НАСЕЛЕНИЕ».

Шли женщины,

И на плечах лопаты:

Окопы рыть под городом Москвой.

Страна смотрела на меня с плаката,

Седая, с непокрытой головой.

Она звала меня глазами строгими,

 сжав крепко губы, чтоб не закричать.

И мне казалось, что похожа Родина

На тетю Дашу из квартиры 5.

15. Ф: …» НЕ ПУСТИТЬ НА ПОРОГ СВОЕГО ДОМА».

16. Вед:

Закончено срочное обученье,

По мокрым колосьям несжатой ржи

Выходит народное ополченье

На подмосковные рубежи.

Дождь шелестит по осенним рощам,

Суглинок чавкает под ногой.

Есть высшая правда в порыве общем,

И штатские люди идут в огонь.

В очках, неуклюжи, сутуловаты,

Обмотки вкривь, и пилотки вкось.

Но всею душою они солдаты,

Коль в руки оружие взять пришлось…

Вышла навстречу врагу столица

Тяжелым шагом своих сынов.

Может , История и осудит

То, что на гибель обречены

Были тогда пожилые люди,

Такие, что каждому нет цены.

Но остается в веках незыблем

Подвиг народной большой души…

17. Ф: дневник немца, журналист о параде   до слов « В СПЕЦИАЛЬНО ПОСТРОЕННОЙ ДЕКОРАЦИИ» (стоп кадр)

18. Вед:

Была Москва пургой заметена

У стен кремлевских ели коченели,

И шла по Красной площади война –

Усталая – в простреленной шинели.

То батальоны шли с передовой,

Шли на парад окопные солдаты.

В тревожных небесах аэростаты

Качали удивленно головой.

Кто может победить такой народ?

Кто может победить такой народ?

Не забывайте, не забывайте

Страшный тот сорок первый год!

Не забывайте, не забывайте

Грозный тот сорок первый год!

19. Ф:  до слов «ОТСТОЯЛИ ПРАВО НА ЖИЗНЬ»  (стоп кадр)

20. Вед :

И пехотинцы в грохоте орудий

Идут, не наклоняя головы.

Запомни их, товарищ!

 Эти люди фашистов отогнали от Москвы.

( Последние кадры фильма идут на фоне песни «На всю оставшуюся жизнь..»

Зажигаются свечи. Стоп кадр. Музыка.)

         

Приложение. 4

ПЕСНИ И СТИХИ, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ.

(Литературно-музыкальная композиция для выступления на  школьном фестивале)

Действующие лица : солдат, ровесник, ведущие , чтецы, исполнители песен.

Оформление сцены ( напоминает землянку или  окоп). Выходит Солдат.

Солдат (обращаясь в зал): Вот достал книги – алгебру, геометрию. Сижу теперь над ними, когда есть время. А в школе не знал , куда от них деться. А что же я буду делать после войны? Ведь я только учился в школе…

Ровесник (выходит на сцену): Привет. Старик. Что-то я тебя раньше не видел Одет ты как-то странно, военизировано. Странный ты какой-то.

Солдат: Простите, я не понял.

Ровесник: Зови меня на ты. Мы же кажется ровесники. Мне 17. А тебе?

Солдат: 18.

Ровесник: Слушай, сейчас урок или перемена?

Солдат : Сейчас… война.

(Звучит начало песни «Священная война» муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача)

Ровесник: Не понимаю. Кто же ты?

Солдат: Я и сам не понимаю. Последнее, что помню , взрыв – потом тишина…Я родился в 1925 г. А сейчас ( смотрит на календарь)  Так ты мой потомок!

Ровесник:  Я –потомок? Слушай , расскажи мне о войне. Там действительно так страшно?

Солдат: Там очень страшно. Но бывают такие моменты, когда устаешь бояться. И тогда нет лучше ничего, как  запеть.

Ровесник: Петь? На войне?

Солдат: Да. Ты знаешь какие-нибудь военные песни?

Ровесник:  Конечно… «Синий платочек».

(Солдат и Ровесник уходят. Выходят ведущие  и исполнители песни)

Ведущий: До начала войны это был сентиментальный вальс композитора Г.Петербужского на слова Я.Галицкого и М.Максимова под названием «Синий платочек».

И вот, в бою,

Под разрывами мин и гранат,

Мелькаешь, как птичка,

В синих петличках –

Девушки скромный наряд.

Известна эта песни в исполнении великолепной русской певицы Клавдии Ивановны Шульженко.

(1 куплет поют ученики, потом включается запись песни в исполнении К.И.Шульженко)

2 ведущий: Были замечательные песни. Жаль, что многие из нас сейчас их не знают. Ведь песни – наша память, а без памяти жить невозможно. Но были и прекрасные стихи.

Чтец:

А мы такую книгу прочитали…

Не нам о недочитанном жалеть.

В огне багровом потонули дали

И в памяти остались пламенеть.

Кто говорит о песнях недопетых?

Мы жизнь сою, как песню пронесли…

Пусть нам теперь завидуют поэты:

Мы все сложили в жизни , что могли.

Как самое великое творенье,

Пойдет в века, переживет века

Информбюро скупое сообщенье

О путь - дороге нашего полка.      (С.Орлов)

\

Ровесник: Вы  зря говорите, что молодежь не помнит песни о войне. Вот послушайте песню , от которой лично у меня мурашки по коже.

(В исполнении группы школьников звучит песня Б.Окуджавы                        «До свидания, мальчики»)

1 ведущий: Б.Окуджава – фронтовик. Он испытал все на себе и знал, о чем пишет.

2 ведущий: А эта песня вообще не должна  быть песней. «Это были 16 строчек из письма жене,- вспоминал поэт.-В конце ноября 1941года , после очень трудного фронтового дня, после тяжелого боя я написал ей о своей негасимой любви…»

(Исполняется песня «В землянке» Сл. А.Суркова, муз. К.Листова)

Чтец:

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред  господом Богом , чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали…Проходит четвертая осень.

Наши матери плачут ,и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

У погодков моих  ни стихов . ни любви, ни покоя –

Только сила и зависть. А когда возвратимся м войны,

Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

Что отцами-солдатами будут гордиться сыны.

Пусть живые запомнят , и пусть поколения знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

Нас не  нужно жалеть , ведь и мы никого не жалели.

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.           (Семен Гудзенко)

Ровесник: Потрясающие стихи.

Ведущий: А что напомнят вам эти строчки:

Эй ты, песня, песня огневая,

Выжигай дотла фашистский сброд,

Чтоб не смела вражья сила злая

Лазить в наш советский огород.

И летят снаряды а тьму густую,

И огнем окрашен небосвод.

Пусть услышат «девушку простую»,

Пусть запомнят, как она поет!

Ровесник: Это же знаменитая «Катюша». Только слова другие.

Ведущий: Если собрать все песни о «Катюше» , созданные за время Великой отечественной , то получится целая поэтическая энциклопедия.

(Несколько групп учащихся исполняют разные варианты песни по 1-2 куплета)

Ведущий: Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году, а песней стала в 1939.

Ведущий: А сейчас вы услышите песню, которая одно время была даже запрещена для исполнения , так как считалось , что она не свойственна солдату-победителю.

(Звучит песня «Враги сожгли родную хату» муз. Б.Мокроусова, сл.М.Исаковского)

Солдат: Хорошая  песня. Братцы. А победа?  Я же из 42. Что же мне сказать своим? Бедет победа? Когда?

Ровесник: Будет. Фашистская Германия капитулирует в 1945 году. День  Победы мы празднуем 9 Мая.

Ведущие: Мы говорим « спасибо» всем ветеранам, всем солдатам и генералам, всем, кто прошел нелегкими дорогами войны. Спасибо вам от всех живущих ныне на Земле.

Слушай , солдат , песню о великой Победе. И выживи, Ладно?

(Звучит песня «День Победы» муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова)

Используемая литература.

Окуджава Б. «Стихотворения»

Сборник стихотворений . «Лицом к  победе» М., Современник ,1995 г.

Побединская Л.А. «Ради жизни на Земле» М., ТЦ Сфера, 2003.

Литература.

Сборник «Свет памяти», военно-историческая и патриотическая работа в районе Вешняки М., ЭРГОпроект

Типаева Т.В. (автор-составитель) «История. Опыт патриотического воспитания» Волгоград, Учитель, 2008г.

Сборник «Юные герои Отечества»  М., 2007 г.

Агапова И.А., Давыдова М.А.    «Мы – патриоты» М., ВАКО, 2008 г.

Побединская Л.А. «Ради жизни на земле»  М., ТЦ Сфера , 2003 г.

Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. «Патриотизм на службе России.   Воспитание школьников». 2006  №3

МАТЕРИАЛЫ  К  МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ .

Формы работы:

 классный час-беседа, Классные часы «Вехи Великой  Победы».

 творческие встречи ,

 коллективные трудовые дела,

 экскурсии, концерты, посещение культурных центров,

 спортивные соревнования, военно-спортивные игры, конкурсы викторины,

 социально значимые акции, встречи с ветеранами ,

 выпуск стенгазет и боевых листков ,

 литературно-музыкальная композиция «Великой  Победе посвящается …»,

 сбор материалов для композиции музея ,

 художественные и  хроникально-документальные фильмы,

 акция «Дети  Москвы – солдатам России»,

 урок Мужества,

 творческие работы по темам «Рассказ о  ветеране войны», «О родственниках – ветеранах войны», «О воинской доблести»,  

поэтические гостиные.                  

Темы мероприятий : «Многонациональный советский народ в годы ВОВ : 1941-1945 г.», «Памятники Москвы , посвященные героям ВОВ»

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.(Словарь иностранных слов.-М., 1989,-с376)

Патриотизм – это совокупность отношений, идей , эмоций, чувств, настроений , убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины (А.Вырщиков., Кусмарцев, М. Патриотизм на  службе России \\ Воспитание школьников. – 2006.-№3.-с.7.)

Патриотизм – любовь к родине ; привязанность к месту своего рождения, месту жительства  (Большой энциклопедический словарь.-М.,1998.-с.855)

Патриотическое воспитание на уроках истории – процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.

Знание истории (истории своей семьи, своего народа, края , города, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. На основе  знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего.  Прошлое, настоящее и будущее – единый процесс. Патриотические чувства малолетних граждан Российской Федерации можно формировать, используя материалы по истории того края, города, села, где проживает ребенок.

Непременным компонентом патриотического воспитания должно стать изучение истории своей семьи, ибо история страны -  это история и каждой семьи в отдельности. Знакомство и с истоками позволит детям осознать свою причастность к истории , ощутить себя гражданином  великой страны, впитать нравственные ценности семьи.

В патриотическом воспитании через изучение истории Отечества можно выделить 3 направления:

-изучение истории семьи;

-изучение истории родного края;

-изучение истории Отечества  акцентирование внимание учащихся на героических страницах прошлого страны)

Программа патриотического воспитания, направленная на то , чтобы скрыть отрицательные стороны собственной жизни внушить школьникам любовь к Родине одними дифирамбами  «своему народу», по логике вещей не имеет ничего общего  с патриотизмом.

Конечно, человек, родившийся на Земле, должен и служить Земле. Но коль сама история разделила всех людей по своим землям (странам), человек, естественно, всеми своими корнями  привязывается именно к ней. В настоящее время ни одна страна мира не позволяет своему гражданину служить всему миру, а не собственному государству.  

ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Формированию чувства любви к Родине подрастающего поколения на современном этапе будет способствовать решение следующих задач:

-расширить мотивацию изучения истории Отечества;

-воспитать любовь и уважение к малой родине, предкам, семье;

-привить учащимся навыки исследовательской работы ( с учетом возрастных особенностей мыщления и интересов детей);

- создать условия для проявления творческих способностей каждого ученика.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Патриотизм проявляется в различных условиях. Патриотическое чувство российского гражданина выражается в  осознании долга по отношению к Родине , в стремлении охранять и приумножать все то материальное и духовное , что накоплено поколениями предшественников , в желании со-действовать улучшению жизни соотечественников, в готовности пожертвовать ради Отчизны личными интересами и даже жизнью.

Процесс патриотического воспитания включает , в первую очередь, воздействие на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах лучших сынов  Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримости к врагам и недоброжелателям России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа патриотического воспитания

Накапливая систему норм и ценностей прошлого, не им созданного, ребенок должен воспринимать их как ценности, и как средство для создания ценностей новых, своих. Для этого он должен науч...

«Создание оптимальной воспитывающей среды через реализацию программы патриотического воспитания»

Методическая тема классного руководства реализованная в 2005-2009 гг....

Программа патриотического воспитания "Воспитание гражданина России"

Создание  и совершенствование системы патриотического   воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной горд...

Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс

Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.

Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...

Районная программа патриотического воспитания школьников "Воспитание юных патриотов России"

   Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотическо...