Программа ДОЛ "Солнышко" на базе МКОУ "Варнавинская С(К)ШИ" "Морское путешествие"
материал на тему
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор школы Сазонова Г.П.
28.04.16
Программа
детского оздоровительного лагеря "Солнышко"
на базе МКОУ «Варнавинская С(К)ШИ»
в форме сюжетно-ролевой игры
"Морское путешествие"
1. Пояснительная записка
Летний период – активная пора социализации школьников.
С наступлением летних каникул перед большинством родителей встаёт вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль играют лагеря с дневным пребыванием детей. Посещая пришкольный лагерь, ребёнок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни в кругу семьи.
Ещё один немаловажный момент – это возможность общения ребёнка с привычным кругом друзей.
Ежегодно на базе МКОУ « Варнавинская С(К)ШИ» открывается оздоровительный лагерь «Солнышко».
Программа предназначена для учащихся школы от 8 до 16 лет. Она имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены .
Развитию творческого потенциала детей способствует включение в программу работы кружков. Запланированы тематические дни, привлекаются специалисты других ведомств и организаций: участковый инспектор, работники МЧС и ГИБДД, инспектор ПДН, медработник. Планируются экскурсии в музей, библиотеку , Поездку в ФОК «Богатырь»».
Ежегодно 15 учеников нашей школы окунаются в кипучую жизнь творчества, дружбы. Наш лагерь «Солнышко» даёт возможность для раскрытия творческих способностей детей с ОВЗ и способствует психологическому комфорту в общении. Кроме того, правильно организованная деятельность, отдых, досуг, оздоровление способствуют духовному и физическому росту детей, имеет реальный выход в жизнь.
В основе программы «Морское путешествие» лежат следующие принципы:
-добровольности,
-открытости в деятельности экипажей (отрядов),
- учёт возрастных и индивидуальных способностей, интересов детей;
- доступности предлагаемых форм работы возможностям каждого ребёнка;
-систематичности,
-наглядности,
- развитие в каждом ребёнке стремления стать лучше, знать больше;
- развитие его творческих способностей; коллективности.
2. Целеполагание
Общепедагогическая цель программы: создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.
Задачи:
- привлечение ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;
- организация режима дня в соответствии с возрастными особенностями;
- организация полноценного отдыха и оздоровления детей;
- раскрытие творческих и коммуникативных способностей учащихся;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере.
3. Содержание деятельности и форма реализации в рамках программы «Морское путешествие» (описание сюжетно-ролевой игры)
Спросите у ребят, кто из них не хочет отправиться в путешествие, и вырастет лес рук, заблестят глаза, вспыхнут улыбки – ветер странствий дорог каждому.
И поэтому мы в лагере так же решили организовать путешествие для ребят.
Главный проводник в них – сюжетно-ролевая игра.
4. Сроки реализации: с 2–22 июня 2016 г.
5. Игровая модель
Ребята нашего лагеря очень неугомонные, стремятся узнать и увидеть как можно больше. Они составили свою карту путешествия по «Следам Синдбада-морехода».
Карта вывешивается в первый день смены на видном месте в холле. Пройденный путь отмечается на ней флажками. Каждый экипаж ведёт свой путевой дневник – «Бортовой журнал», куда заносит, зарисовывает, вклеивает всё самое интересное, с чем встречается в пути.
Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. В этот день проводится общелагерная игра «Свистать всех наверх!».
Игра проходит в два этапа: индивидуальный и командный.
Вся жизнедеятельность в ДОЛ «Солнышко» пронизана морской тематикой. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с морскими терминами:
Столовая – камбуз;
Комната совещаний Совета капитанов – капитанская рубка;
Место проведения линейки – капитанский мостик;
Место сбора экипажа – кают-компания;
Экипажные комнаты – кубрики и каюты;
Отряд – экипаж;
Воспитатели отрядов – штурманы;
Администрация лагеря – оргкомитет по ведению регаты;
Информационный стенд – дневник путешествия;
Дети – моряки.
Ежедневно в игре добавляются новые слова и термины из морского словаря, который эстетично оформленный вывешивается на видном месте под названием«Морской глоссарий». Все участники отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей по 7 неизвестным островам. У каждого острова есть свой секрет. Ребятам предлагается исследовать эти острова и открыть их секреты. В путешествии дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Игра заканчивается в конце смены, и тогда будут открыты и поняты секреты всех 7 островов.
6. Этапы игры
- Организационный: «По следам Синдбада-морехода».
- Основной: «По пути приключений и открытий».
- Итоговый: «Остров сокровищ».
7. Система стимулирования
После старта регаты «Полный вперёд!» каждый отряд (экипаж) получает отрядный флаг, на который делает и укрепляет эмблему. За победу в различных делах экипаж может получить знак успеха на свой флаг в виде якоря.
Каждый якорь имеет свой цвет и значение:
- Якорь красного цвета – 1 место и 15 миль;
- Якорь синего цвета – 2 место и 10 миль;
- Якорь зеленого цвета – 3 место и 5 миль.
- За особые заслуги – золотой якорь.
Задача каждого экипажа – собрать как можно больше якорей, что может выявить лучший экипаж по номинациям:
- «Самый дружный»,
- «Самый творческий»,
- «Самый интеллектуальный»,
- «СУПЕРЭКИПАЖ».
Для индивидуальной системы роста в каждом экипаже разработаны свои знаки успеха.
Набрав 5 отличительных знаков успеха, участник игры получает звание «юнги» и отличительный знак – ленточку голубого цвета, который крепится к одежде при помощи маленькой булавочки.
Те, кто зарабатывает в сумме 10 знаков успеха – присваивается звание «матрос» и выдаётся ленточка зеленого цвета.
Звание «морского волка» и нагрудную ленточку красного цвета получают те, ребята, кто за смену набирает 20 знаков.
1 раз в 3 дня созывается Совет капитанов, который корректирует маршруты судов при помощи жеребьёвки, ведь во время регаты корабль может:
1. Сесть на мель. Чтобы сдвинуть корабль с места надо приложить физические силы. Для этого в экипаже провести спортивное мероприятие «В поисках сокровищ капитана Флинта» или водно-сухопутное соревнование. Может быть и свой вариант.
2. Попасть в шторм. На моряков свалилось сразу всё: и вода, и ветер и т.д. Отряд в течение 3-х дней должен справиться с 5 различными по характеру заданиями.
3. На корабль напали пираты. Этот отряд получил чёрную метку. И между двумя отрядами должно пройти соревнование «Огонь, вода и медные трубы». Если побеждают пираты, то они забирают у соперников 5 миль к своим победным.
4. Рифы. Они могут подстерегать ни о чём не подозревающие экипажи, когда они идут своим курсом. Если экипаж наскочил на них, то он должен составить новый маршрут для плавания (игра на местности по запискам).
5. Штиль – отряд должен сделать сюрприз для других экипажей, чтобы поднять настроение.
6. Попутный ветер. Просто так принесёт команде 5 миль.
Ежедневно каждый экипаж получает 5 миль на карте плюс за победу в конкурсах и соревнованиях. Дежурный вожатый может дать 5 миль за самый чистый отряд в столовой, кубрике и каюте. Совет капитанов по проведению регаты может дать ещё 5 миль за интересное отрядное дело( если оно еще описано и сдано в банк интересных дел).
8. Детское самоуправление
На организационном этапе проходят выборы капитанов, боцманов, мичманов по спорту, радист.
9. Содержательная модель программы
Традиционно из детей формируется 2-3 отряда. Ребята являются помощниками в организации тематических дней, дел.
На протяжении лагерной смены все члены экипажей смогут принять участие в интереснейших экскурсиях.
Экипажи пересекают моря и океаны, делают остановки:
· «Порт странствий»;
· «Залив веселых шуток»;
· «Бухта хочу стать взрослым»;
· «Залив сильных, ловких, смелых»;
· «Остров экспромтов»:
· «Бухта «Наши родные места» .
Так же в течение смены ребята могут посетить любой кружок по своим интересам. Занятия в кружках ведут воспитатели отряда и носят законченный характер.
1. Спортивные: футбол, волейбол, ПДД «Светофорчик»
2. Творческие: песенный, танцевальный, мягкая игрушка, оригами.
3. Интеллектуальный: логические игры.
Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в: названии экипажа; девизе, символах и атрибутах; законах и традициях отрядной жизни; игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха, оформлении отрядного уголка.
10. Информационное обеспечение программы «Морское путешествие» осуществляет пресс-центр лагеря.
11. Кадровое обеспечение
Педагогический коллектив нашего лагеря – это педагоги школы.
Координатор программы: Дворникова Лариса Александровна
12.Тематическое планирование
- День первый:
- приход в лагерь, игра по отрядам «Суета сует»;
- общелагерная игра «Свистать всех наверх!».
- Отрядные огоньки знакомств.
- День второй:
- организационные сборы в отрядах; общелагерный час знакомств «Путешественники, здравствуйте!»
- Учебная тренировка по пожарной безопасности
- День третий:
- линейка открытия «По следам Синдбада-морехода»,
- «Полный вперёд!»,
- День четвёртый:
- Корабельная кутерьма
- Конкурс рисунков «В погоне за морскими призраками»
- День пятый:
- индивидуальные соревнования в «Школе юнг»
- «Брейн-ринг»
- общая большая эстафета «В поисках сокровищ капитана Флинта»
- День шестой:
- шоу-программа «Вечер на рейде»,
- «Дневник регаты»– просмотр видеокассеты.
- День седьмой:
- интеллектуальное шоу «В погоне за морскими призраками»
- Остановка на острове дорожных знаков «Красный,желтый,зеленый»
- День восьмой:
- день наоборот «Бермудский треугольник»
- конкурсная программа «Сардинка, сардинка, сардинка моя…»
- сказка «Шиворот-навыворот»
- День девятый:
- творческий день «С корабля на бал»
- Залив «Сильных, ловких, смелых»
- День десятый:
- тематический день «Три в одном»
- Полуостров «Веселых шуток»
- День одиннадцатый:
- соревнование команд «Огонь, вода и медные трубы
- конкурсная программа «Ты морячка, я – моряк»
- День двенадцатый:
- праздник «Нептуна»
- остров «Хочу стать взрослым»
- День тринадцатый:
- праздник «Корабельная кутерьма»,
- конкурсная программа «Лидер и его команда»
- День четырнадцатый
- подготовка ко Дню Памяти,
- «Дневник регаты» ,
- День пятнадцатый
- День Памяти
- ярмарка «Остров сокровищ»,
- линейка закрытия смены – Финиш регаты
14. Ожидаемые результаты по программе
Результатом реализации программы будет являться оздоровление и отдых более 15 мальчишек и девчонок нашей школы.
В ходе реализации программы «Морское путешествие» мы предполагаем рассматривать ожидаемые результаты смены через:
1. Результаты, актуальные для развития личности ребёнка:
- удовлетворение потребности в полноценном отдыхе,
- реализация интересов детей, их обогащение и побуждение к новым интересам;
- формирование у детей способности к самооценке и рефлексии;
- формирование у детей социально-значимой позиции по отношению к окружающему миру и самому себе.
2. Результаты, касающиеся детского объединения:
- создание у детей эмоционального настроя на работу во временных детских объединениях.
3. Результаты, способствующие развитию воспитательной системы лагеря:
- апробация новой модели лагерной смены;
- совершенствование новых методик массовых, групповых, индивидуальных форм работы с детьми;
- пополнение копилки форм работы;
- развитие опыта деятельности пресс-центра лагеря.
4. Результаты, направленные на педагогический отряд воспитателей:
- повышение уровня педагогического мастерства;
- апробация модели взаимодействия пед. отряда с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие», самореализация воспитателей.
15. Педагогическая диагностика и способы корректировки программы
В лагере осуществляется следующие виды диагностики:
- Предварительная диагностика – проводится до начала смены и в оргпериод с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними.
- Текущая диагностика – проводится в основной период смены с целью определения степени успешности в достижении поставленных целей и задач.
- Итоговая диагностика
- Проблемная диагностика – проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом, отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации.
16. Законы путешественников
Закон дружбы:
Один за всех и все за одного.
Закон времени:
Точность – вежливость королей.
Закон слова и дела:
Критикуя, предлагай. Предлагая, делай.
Закон поднятой руки:
Если поднята рука,
Значит – все молчат пока.
Закон дома:
Лагерь наш – нам общий дом.
Чистоту храните в нём.
Закон песни:
Без песни ни дня, без песни ни шагу.
В ней черпаем творчество, доброту и отвагу.
Закон природы:
Мир природы – мир прекрасный. Не губи её напрасно.
Должностная
инструкция
педагога-психолога в ДОЛ.
1. Общие положения
1.1. Педагог-психолог детского оздоровительного лагеря (далее - педагог-психолог) относится к категории специалистов.
1.2. На должность педагога-психолога принимается лицо:
- имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы;
- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
- не имеющее (не имевшее) судимости, не подвергающееся (не подвергавшееся) уголовному преследованию (за исключением случаев, когда уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации).
1.3. Педагог-психолог должен знать:
- законодательные акты, нормативные документы по вопросам воспитания и социальной защиты детей;
- Конвенцию о правах ребенка;
- Типовое положение о детском оздоровительном лагере (Письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 N 18-2/10/1-7164) и другие нормативные акты по вопросам организации летнего отдыха детей, детского оздоровительного лагеря;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков (СанПиН 2.4.2.2842-11), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2011 N 22, Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей (СанПиН 2.4.4.1204-03), утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.03.2003, другие нормативные акты, устанавливающие санитарные нормы, правила и нормативы;
- условия размещения детского оздоровительного лагеря (далее - лагерь);
- основы физиологии, гигиены;
- индивидуальные и возрастные особенности детей;
- общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
- методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
- основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
- методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
- теорию и методику воспитательной работы;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- основы доврачебной медицинской помощи;
- правила по охране окружающей среды;
- основы трудового законодательства;
- Правила внутреннего трудового распорядка лагеря;
- правила и нормы труда, техники безопасности и противопожарной защиты, производственной санитарии и гигиены;
- ______________________________________________________________________.
1.4. Педагог-психолог в своей деятельности руководствуется:
- Уставом (Положением)ДОЛ «Солнышко»
- настоящей должностной инструкцией
1.5. Педагог-психолог подчиняется непосредственно Начальнику лагеря
1.6. В период отсутствия педагога-психолога (отпуска, болезни и пр.) его обязанности исполняет иной работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
1.7. ___________________________________________________________________.
2. Функции
2.1. Сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в период пребывания в лагере.
2.2. Обеспечение охраны жизни и здоровья детей в лагере.
3. Должностные обязанности
Педагог-психолог исполняет следующие обязанности:
3.1. Способствует гармонизации социальной сферы лагеря и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
3.2. Определяет факторы, препятствующие развитию личности детей, и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).
3.3. Проводит психологическую диагностику, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
3.4. Способствует развитию у детей готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
3.5. Определяет у детей степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
3.6. Участвует в формировании психологической культуры детей, в том числе культуры полового воспитания.
3.7. Консультирует работников лагеря по вопросам развития детей, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности детей, сотрудников лагеря, родителей (лиц, их заменяющих).
3.8. Участвует в подготовке и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных планами работы лагеря и утвержденными программами.
3.9. Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей в период пребывания в лагере.
3.10. Оказывает консультативную помощь детям, их родителям (лицам, их заменяющим), коллективу лагеря в решении конкретных проблем психологического характера.
3.11. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
4. Права
Педагог-психолог имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства лагеря.
4.2. Инициировать и проводить совещания по организационным вопросам.
4.3. Запрашивать и получать от структурных подразделений, специалистов необходимую информацию, документы.
4.4. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.
4.5. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
4.6. Требовать от руководства лагеря оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.
5. Ответственность
5.1. Педагог-психолог привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, - в порядке, установленном действующим трудовым, административным или уголовным законодательством Российской Федерации;
- за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- за причинение ущерба лагерю - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ___________________________________________________________________.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе
Квалификационной характеристики должности "Педагог-психолог" (Единый
квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов
и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников
образования", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от
26.08.2010 N 761н),
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией
осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией
подтверждается _____________________________
с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции,
__________________________________________________________________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Новогоднее морское путешествие"
Так мы проводим Новый год с воспитанниками нашего Клуба...
«Новогоднее морское путешествие»
В 2009-2011 гг. я работала педагогом в КЮМ "Навигатор" (Клубе Юных Моряков). Накануне нового 2011 года, мною был разработан (конечно не без помощи интернета = мною взято несколько сценарие...
программа лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ СОШ№7города Сургута "Морские витязи"
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всег...
программа лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ СОШ№7города Сургута "Морские витязи"
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всег...
Программа лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ СОШ№7города Сургута "Морские витязи"
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всег...
Досуг ко Дню военно-морского флота России "Морское путешествие" для детей старшего дошкольного возраста
Цель: расширение знаний детей о военно-морском флоте России.Задачи:1. способствовать формированию интереса к профессии военного моряка;2. познакомить с новыми играми и эстафетами;3. развивать уме...
Сценарий игровой программы «Весёлое морское путешествие по следам Синдбада- морехода»
Сценарий игровой программы «Весёлое морское путешествие по следам Синдбада- морехода» поможет развитию творческих способностей, доброжелательности, умения работать в команде. Пре...