«Жизненный путь земляка - гагаринца С. Е. Сафонова»
занимательные факты на тему

Биография страны и любого города складывается из биографий и судеб отдельных граждан.  Выбор темы был не случайным, Сергей Евгеньевич Сафонов - это человек, про которого знает каждый ученик нашей школы и гордится им. Многие дети только мечтают о космосе, а для моего героя детская мечта  стала реальностью. Поэтому целью моей исследовательской работы является описание жизненного пути нашего земляка - подполковника Космических Войск  России  Сергея Евгеньевича Сафонова, жившего  в городе Фролово, учившегося в средней школе №4 имени Ю.А.Гагарина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_o_safonove_1.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Жизненный путь земляка - гагаринца

С. Е. Сафонова»

Оглавление

Введение                                                                      3-5

Основная часть

Из воспоминаний о детстве и юности                      5

Служба в Космических Войсках России

на космодроме «Байконур»                                       6-7

Знаменательные события во время

 службы на «Байконуре»                                            7-8

Скромная доля в реализации

космических планов                                                   8-9

Заключение                                                                 10

Список использованных источников и

литературы                                                                11-12

Источники                                                                  11  

Литература                                                                 11

Список приложений                                                  12

Введение

Биография страны и любого города складывается из биографий и судеб отдельных граждан.  Выбор темы был не случайным, Сергей Евгеньевич Сафонов - это человек, про которого знает каждый ученик нашей школы и гордится им. Многие дети только мечтают о космосе, а для моего героя детская мечта  стала реальностью. Поэтому целью моей исследовательской работы является описание жизненного пути нашего земляка - подполковника Космических Войск  России  Сергея Евгеньевича Сафонова, жившего  в городе Фролово, учившегося в средней школе №4 имени Ю.А.Гагарина.  Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать фонды «Школьного историко-краеведческого музея» зала истории развития космонавтики  «Основной общеобразовательной школы №4 имени Ю.А.Гагарина» по данной теме.
  2. Изучить   материалы периодической печати о  С.Е.Сафонове.
  3. Встретиться и  взять интервью у Сафонова С.Е., Сафонова  Е.Т., Сафоновой М.П. и людей, знающих его лично, для сбора информации.
  4.  Отобрать и систематизировать материалы, отражающие жизненный путь нашего земляка.

Основными источниками к написанию данной работы являются интервью с родителями и  самим Сергеем Евгеньевичем Сафоновым, документы музея школы, публикации  в местной прессе. Но они не дают полной картины его не простого жизненного пути.   Нет ни одного издания, где бы воедино была собрана вся информация об основных вехах судьбы нашего земляка, поэтому я решила выполнить эту работу.

Мне посчастливилось познакомиться с Сергеем Евгеньевичем Сафоновым, когда он приезжал в город  к своим родителям  и по приглашению  пришёл к нам в школу на вечер встречи с выпускниками.  Я попросила разрешения  взять у него интервью.  

Из воспоминаний Сафонова С.Е.[1]

 «…Судьбу мою определил Юрий Гагарин. Я учился в школе, названной в честь первого космонавта, а потом 22 года  служил в Космических Войсках России  на космодроме «Байконур». В детстве мы рисовали ракеты с огненными хвостами, устремляющимися в звёздное небо…  Думал ли я, что сам когда-то буду участвовать в их запуске? Чтобы порадовать мальчишек родной школы, которые, так же как и я когда-то, грезят о погонах, службе или мечтают стать космонавтами, я привозил для школьного музея макеты ракет, фотографии, сувениры (пр. 9). Специально ездил в музей Юрия Гагарина на Байконуре, чтобы сделать для школьников снимки»2. (пр. 10)  Разве можно после этого интервью остаться равнодушной,  не рассказать о таком человеке всем тем, кто его не знает? Актуальность исследования в том, что собранный материал о Сергее Евгеньевиче Сафонове,  позволяет узнать больше о людях, которые служат Родине  и оставляют след в истории нашего города. Считаю, что исследовательская работа: «Жизненный путь земляка - гагаринца С. Е. Сафонова» имеет практическую значимость. Собранный мною материал может использоваться педагогами и учащимися на уроках и при подготовке внеклассных мероприятий. Материал рассчитан для широкого круга читателей, которые интересуются историей своего края. Основные методы исследования, которые я применяла, - это  накопление научного материала,  анализ и обобщение, проверка и уточнение фактов, обсуждение результатов и вывод.   Сергей Евгеньевич очень скромный человек и о себе рассказывает очень мало.  Поэтому я начала свою работу с фондов зала истории развития космонавтики Школьного историко-краеведческого музея  МКОУ «ООШ №4 имени Ю.А.Гагарина», где нашла несколько статей  о нём и его родителях в газете «Вперёд»[2].  

Из статьи  «Корнями врос в родную Землю» (пр.1) я узнала,  что у  моего героя  живы родители. Кто лучше, чем они могут рассказать о своём сыне? [3]

                                Из воспоминаний о детстве и юности

О детстве и юности своего любимого Серёжи поведали родители  Сафоновы Евгений Тимофеевич и Мария Петровна (пр. 1). «…Родился он 19 февраля 1961 года в городе Фролово Волгоградской области. Пошел в первый класс в 1968 году в среднюю школу №4 имени Ю.А.Гагарина. Учился очень легко и с удовольствием. Радовал нас хорошими результатами,  о чём свидетельствует аттестат о среднем образовании и свидетельство о восьмилетнем (пр. 2).  Как и многие ребята любил заниматься спортом. Посещал  секции по футболу, баскетболу и лёгкой атлетике.»4  Из воспоминаний  Сафонова С.Е. «…Так как я с младших классов решил стать военным, то очень любил уроки физкультуры. В школе я научился делать подъём переворотом без касания. Зимой заливали каток, и мы распределялись, кто и когда будет его чистить.  Участвовал в спортивных соревнованиях за честь школы. Почему-то очень запомнилось, как сажали  деревья  с одноклассниками у сталелитейного завода. 35 лет прошло с тех пор - всё шелестят наши тополя и клёны. Помню вкусные пирожки в нашей столовой. Когда их  пекли, аромат на всю школу стоял»[4]. « …Серёжа рос умным, добрым, активным ребёнком, рассказывает мама. Нас неоднократно награждали благодарственными письмами за воспитание сына (пр. 3). В1978 году он закончил среднюю школу и поступил в Вольское высшее военное ордена Красной звезды училище тыла имени Ленинского Комсомола (пр. 4). Учился, как и в школе, очень хорошо. В 1982 году закончил его и был направлен для прохождения службы на космодром «Байконур» (пр. 5).

Служба в Космических Войсках России на космодроме  «Байконур»

Из воспоминаний Меньшикова В.Л.[5]

«…По общеисторическим меркам Байконур - город совсем ещё молодой. Ему чуть больше 50 лет. В феврале 1955 года Советское правительство приняло решение строить первый отечественный космодром именно в этом месте. Математики вычислили эту точку на глобусе как наиболее оптимальную для запусков советских спутников на околоземную орбиту. Байконур - это 300 солнечных дней в году, место, где почти не бывает дождей, относительно недалеко стоящее от экватора и значительно удалённое от остальных населённых пунктов. Всё остальное - комфортность, отсутствие пресной воды, условия жизни и деятельности людей рассматривались, по всей видимости, как второстепенные факторы. С тех пор и сегодня здесь всё привозное - и вода, и строительные материалы, и, разумеется, оборудование. Это наложило определённый отпечаток на судьбу города - он и сегодня является своеобразным придатком к космодрому. Всё в Байконуре “завязано” на космос и крутится вокруг него…».

Из рассказа  Сафонова С.Е.[6]

 «…И вот я на Байконуре.  Лучшего распределения я себе и представить не мог.    В переводе с казахского Байконур означает “дом хозяина”, что совсем не гармонирует с теперешним обликом города. Здешние дома не отличаются архитектурными изысками - сплошь панельные пятиэтажки советского периода, более подходящие под определение жилья временного, чем капитальных домов, где живут настоящие хозяева. Впечатление такое, что не только космонавты, но и все жители Байконура рассматривают здешнее своё жилище, как нечто временное, недолговечное - прилетели, обеспечили запуск очередного корабля, пожили, и домой.  Но тогда  у меня и в мыслях не было, что всю свою сознательную жизнь мне посчастливится посвятить этому новому направлению науки и техники. Двадцать два года – путь от молодого лейтенанта до достаточно молодого подполковника, они пролетели как один миг,  хотя событий, казалось, хватило бы здесь не на одну жизнь.

Космические полёты, как выяснилось, сопровождают свои ритуалы и традиции, неукоснительно соблюдаемые многие годы. Один из них - обязательный автограф космонавтов на память о полёте на дверях гостиничного номера, в котором они жили на Байконуре. Это - святое. А ещё обязательное благословение экипажа, который проводит тут же в 6 утра священник. Ну и, конечно, посадка деревьев на специальной аллее рядом с гостиницей. Из этих деревьев, посаженных разными космонавтами в разное время, теперь уже повырастали целые рощи. А первое из них посадил, как известно, первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Оно и по возрасту, и по высоте тут самое большое. Хотя, если честно, растут эти деревья как-то не очень.  Не так, как деревья, которые я сажал в юности вместе с одноклассниками недалеко от сталелитейного завода. Климат здешний, вероятно, не совсем этому способствует, да и почва тут отнюдь не чернозём, но традиция есть традиция…».

Знаменательные события во время службы на «Байконуре»

15 июля 1982 года Сафонову Сергею Евгеньевичу было присвоено первое офицерское звание. Молодой лейтенант Сафонов выбрал активную жизненную позицию. Он придерживался и придерживается выбранных им правил: «Прежде, чем требовать с других, надо спросить с себя». Уважает в людях пунктуальность. Не опаздывает и не любит, когда опаздывают другие. Главное в жизни человека - вера, считает Сергей Евгеньевич. Вера в бога,  в добро и справедливость.   В 1990 году он заканчивает университет марксизма-ленинизма. Сергею Евгеньевичу не раз приходилось общаться  с космонавтами. Особенно памятна встреча с Алексеем Архиповичем Леоновым, рассказывает он. «Это  очень интересный и увлечённый человек, Герой Советского Союза, побывавший на орбите».[7]

15 ноября 1988 года — первый (и последний) запуск многоразовой ракетно-космической транспортной системы «Энергия» - «Буран». По окончании полёта орбитальный корабль «Буран» произвёл автоматическую посадку на аэродром «Юбилейный», расположенный в северной части космодрома (пр. 6).

Всего на «Байконуре» за 50 лет было запущено более 1500 космических аппаратов различного назначения и более 100 межконтинентальных баллистических ракет, испытано 38 основных типов ракет, более 80 типов космических аппаратов и их модификаций [8] (пр. 7).

Скромная доля в реализации космических планов

Из записей главного инженера космодрома  В.Л. Меньшикова.[9]

«…Как первый полет Юрия Гагарина, так и последующие полеты в космос, это достижение не только космонавтов, но и советских и российских ученых,  военных  занимающихся обслуживанием и подготовкой к полётам, это достижение всего нашего народа. Не случайно день первого старта человека к звездам является нашим всенародным праздником, нашей общей победой. Каждый своим честным трудом укрепляет силу и мощь нашего государства, поддерживает тем самым самые смелые решения ученых и конструкторов…».

Все это так, но есть люди, которые причастны к освоению космических просторов чуть больше всех остальных. И пусть в нашем городе пока не вырос свой космонавт, зато есть те, кто в силу своих возможностей и полномочий участвовал в организации сложной и опасной работы космонавтов. Это Сафонов Сергей Евгеньевич.  Пусть я не летал в космос, могут сказать они, но в реализации многих космических планов есть и моя скромная доля непосредственного участия (пр. 7)

Из рассказа С.Е.Сафонова. [10]

«…Недели напряжённого труда, постоянные недосыпания, ежедневные совещания, переговоры, неизбежные согласования различных нюансов - всё это выматывает даже крепких и подготовленных мужчин. Но никто не жаловался и, тем более, не считал это чем-то особенным, сверхъестественным…». А ведь от них, от этих немного уставших, но сделавших своё дело людей, зависит, в конечном счёте, развитие всей космонавтики нашей общей планеты Земля. Это и есть их работа. Тяжёлая работа. Мужская…  За 22 года службы на космодроме «Байконур» Сергей Евгеньевич Сафонов прошёл путь от должности  начальника службы части, управления, заместителя командира части, до начальника отдела управления космодрома «Байконур»[11] (пр. 8).

В настоящее время Сергей Евгеньевич Сафонов  возглавляет отдел экологической службы Московского военного округа. Живёт в Москве13.

 Заключение

52 года назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Алексеевич Гагарин, гражданин Советского Союза впервые поднялся в открытый космос и благополучно вернулся на землю, открыв тем самым космическую эру в истории человечества. Возможно, в скором времени человек полетит вновь на Луну или проторит путь к далёкому Марсу. Возможно, на орбите будет построена не просто научная станция, а космический город, со своими жилыми и промышленными кварталами. Мы живем в такое время, когда романы А. Беляева и других фантастов становятся частью нашей жизни. Это здорово! Может быть, наши ученики - гагаринцы последуют примеру нашего земляка и посвятят свою жизнь науке и космосу.

Итак, результатом моего исследования является выполнение поставленных перед собой задач, а именно: я проанализировала фонды зала истории развития космонавтики  «Историко-краеведческого музея» «Основной общеобразовательной школы №4 имени Ю.А.Гагарина» по данной теме. Мной были изучены материалы  периодической печати о Сафонове С.Е., собраны факты из биографии нашего земляка. В процессе работы мне довелось встретиться и поговорить с ним,  с его родителями и людьми, знающими Сергея Евгеньевича, а так же взять интервью у них.  В ходе общения с Сафоновыми Е.Т.и М.П. мы узнали о его детстве, юношеских годах, начале службы, о процессе накопления профессионального опыта, с нами  поделился своими взглядами и убеждениями наш герой. У нашего  земляка благородные цели: «Пока есть силы и возможности, я считаю, что человек, особенно мужчина, должен идти к вершине всегда по пути наибольших трудностей, чтобы потом сказать: «Я это сделал». Для осуществлений всех моих желаний и достижения цели мало одной жизни, но надеюсь оставить добрую память о себе в сердцах тех, кто меня знал (пр. 9).»

Список использованных источников и литературы

  Источники

1.Фонды «Историко-краеведческого музея» Зала истории развития космонавтики МКОУ «ООШ №4 имени Ю.А.Гагарина».

Косьян Л.  Корнями врос в эту землю,  \\ «Вперёд», 19 сентября 2009 г.  Фонды музея зала истории и развития космонавтики, инв. №36

Косьян Л. 40 лет на миллионах,  \\ «Вперёд», 19 мая 2010 г.  Фонды музея зала истории и развития космонавтики, инв. №60

Базилевская С.  Мне восемьдесят. И я люблю,  \\ «Вперёд», 14 декабря 2011  г. Фонды музея зала истории и развития космонавтики, инв. №64

- Фото Сафонов С.Е. До выпуска 100 дней осн ФКМ 08.04.1982г.

- Фото Стартовый комплекс Байконур осн ФКМ  май 2000г.

- Фото Сафонов С.Е. в рабочем кабинете осн ФКМ  19.02.2001г.

- Фото Сафонов С.Е. «Гагаринская беседка». В кругу коллег осн ФКМ  2000г.

- Фото Сафонов С.Е. Осмотр помещений . В кругу коллег осн ФКМ2002г.

2. Фонды семейного архива

3.Интервью с Сафоновым С.Е. 20.12.2013 года. Записано Шкуратовой Н.

Рабочий архив Зала истории развития космонавтики МКОУ «ООШ №4 имени Ю.А.Гагарина».

4.Интервью с Сафоновым Е.Т. и Сафоновой М.П. 15.01.2014 года. Записано  Шкуратовой Н. и  Мухаевой Н.С.

Рабочий архив Зала истории развития космонавтики МКОУ «ООШ №4 имени Ю.А.Гагарина».

Литература

1.Меньшиков В.Л. Байконур Моя боль и любовь г. Москва, 1994г.

2. Посысаев Б.И. Неизвестный Байконур М: Глобус, 2001

3.Меньшиков В.А. Байконур. Москва. Юбилейный, 1977г.

4.От «Кедра» до « Варяга» Байконур1961-2011, 01.04.2013г.

5. Косьян Л.  Корнями врос в эту землю,  \\ «Вперёд», 19 сентября 2009

Список приложений

1.Корнями врос в эту землю. Статья  \\ «Вперёд», 19 сентября 2009 г.

Фото на память родной школе от  семьи Сафоновых. 2013год. Слева на

право: Сафонов С.Е., Сафонов Е.Т., Сафонова М.П., Денис.

2.Свидетельство о восьмилетнем образовании Сафонова С.Е. июнь 1976г.

Аттестат о среднем образовании Сафонова С.Е. июнь 1978г.

3.Благодарность за воспитание сана  Сафонову Е.Т. и Сафоновой М. П.

 4.Сергей Сафонов курсант Вольского Высшего военного ордена Красной

звезды училища тыла имени Ленинского Комсомола 1978-1982г.

 5.Служба Сафонова С.Е. на космодроме «Байконур». Фото 2002г.

 6.Вывоз ракетоносителя с  «МИК» на стартовый комплекс. Фото 2004г.

   Космодром «Байконур». Запуск ракеты. Фото2002г.

 7.Запуск ракеты. Фото 2004 г. Гагаринская беседка. В кругу друзей – сослуживцев. Фото 1990г.

 8.Почётная грамота подполковника Космических войск России Сафонова

   С.Е. за высокое методическое мастерство.18.05.2002г.

 9. Сафонов С.Е. рядом с космическим кораблём мир. Фото 2013г.

   Экспонат зала истории и развития космонавтики.

   Продукты питания космонавтов во время полётов. Фото 2008г

 10.Экспонат. Костюм ракетчика КР. 2002г. Фото 2014г.

   Экспонаты зала истории и развития космонавтики МКОУ

   «ООШ№4 имени Ю.А.Гагарина» Фото 2014г.


[1] Л.Касьян «Сергей Сафонов, офицер запаса». Газета «Вперёд». Фонды зала истории развития космонавтики «Школьного историко-краеведческого музея» МКОУ «ООШ №4 имени Ю.А.Гагарина».

[2] С.Базилевская «Мне восемьдесят. И я люблю.. » Газета «Вперёд» от14.12.2011г. Фонды зала истории развития космонавтики «Школьного историко-краеведческого музея» МКОУ «ООШ №4 имени Ю.А.Гагарина».

[3]  Л.Касьян «Корнями врос в эту землю». Газета «Вперёд» от19.08.2009г. Фонды зала истории развития космонавтики «Школьного историко-краеведческого музея» МКОУ «ООШ №4 имени Ю.А.Гагарина» г. Фролово Инв № 42

[4] Л.Касьян «Сергей Сафонов, офицер запаса». Газета «Вперёд». Фонды  зала истории развития космонавтики «Школьного историко-краеведческого музея» МКОУ «ООШ №4 имени Ю.А.Гагарина» г.Фролово Инв №43

[5]  В.Л.Меньшиков. Записки главного инженера космодрома. Москва, 1994г.  С.    

[6]  Фонды зала истории развития космонавтики « Школьного историко-краеведческого музея» МКОУ «ООШ №4 имени Ю.А.Гагарина»  №54. Сафонов С.Е. Воспоминания. 2002г.   Фонды  зала истории развития космонавтики «Школьного историко-краеведческого музея» МКОУ «ООШ №4 имени Ю.А.Гагарина» №122.

[7] См. сноску 4.

[8]  В.Л.Меньшиков. Записки главного инженера космодрома. Москва, 1994г.  С. 8   Фонды зала истории развития космонавтики «Школьного историко-краеведческого музея» МКОУ «ООШ №4 имени Ю.А.Гагарина»  №54.

[9] В.М.Меньшиков «Моя боль и любовь». Воспоминания. Зал истории развития космонавтики «Школьного историко-краеведческого музея»  МКОУ «ООШ №4 имени Ю.А.Гагарина» Москва, 1994г. С. 231 Фонды  №55. .Меньшиков В.А. Байконур. Москва. Юбилейный, 1977г С.11

[10] С.Е. Сафонов  Мои воспоминания» Рукопись.  Фонды зала истории развития космонавтики «Школьного историко-краеведческого музея»  МКОУ «ООШ №4 имени Ю.А.Гагарина»2014г. №130

[11] См. приложение  7,8.

13 Посысаев Б.И. « Неизвестный Байконур» М: Глобус, 2001 С. 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий и жизненный путь А.С. Пушкина

Данный материал дополнит лекцию учителя о творческом пути А.С. Пушкина, проиллюстрирует ход урока...

Жизненный путь Николая Клюева

В презентации представлен материал о жизни Николая Клюева. Перед показом нужно соединить все три части,...

Педагогическая мастерская по теме: «Абу Али ибн Сина (Авиценна), его жизненный путь и достижения».

Данная мастерская, включает в себя два спаренных урока и проводится в 8 классе.Цель данной мастерской: познакомить учащихся с великим учёным, врачом, умнейшим человеком, поэтом –  Абу – Али – Ибн...

Классный час на тему: "Мой жизненный путь"

Данный классный час направлен на определение и построение приоритетных жизненный ценностей у старшеклассников путем выстраивания лесницы успеха счастливого человека...

Формирование профессиональных намерений обучающихся, воспитанников с целью адекватного выбора жизненного пути.

На примере работы проекта "Время выбирать профессию" поднята проблема проориентации подростков с ОВЗ....