Моделирование проблемной ситуации на уроке математики на ступени основного общего образования в контексте ФГОС
статья на тему

 Сегодня, в связи с изменениями ценностных ориентиров российского общества, образование оказалось перед необходимостью кардинальных перемен.

В этой статье я предлагаю свой взгляд на решение этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_14558.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Математике должно учить в школе еще с той целью,

чтобы познания, здесь приобретаемые,

были достаточными для обыкновенных

потребностей в жизни.

     И. Л. Лобачевский. 

             Сегодня, в связи с изменениями ценностных ориентиров российского общества, образование оказалось перед необходимостью кардинальных перемен. Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

            Умение учиться всю жизнь особенно актуально для школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В связи с этим учитель, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность.

              Нам, учителям необходимо снабжать детей не просто знаниями, а навыками добывать их самостоятельно, создавать условия для поиска необходимой информации, научить ориентироваться в потоке информации, анализировать, оценивать.

             Поэтому мое педагогическое кредо - через творческое сотрудничество в обучении, взаимное доверие и уважение ко всем участникам образовательного процесса, выйти на достижение поставленной цели: воспитание творческой, мыслящей личности, способной найти себя в современном социуме.  

             Математика является предметом общего образования, позволяющим наделять подрастающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации учащегося к условиям жизни в современном обществе.

                Для организации непрерывного математического образования (начальная школа – средняя - старшая) учащихся особое значение имеет выполнение следующих условий, при которых потребность в знаниях опережает их приобретения.

             Одним из путей решения данных проблем я считаю активизацию познавательной деятельности учащихся,  как на уроках, так и во внеурочное время.

                 Условия ФГОС акцентировали внимание педагогов -практиков на формирование личностных, предметных, метапредметных результатов учеников через реализацию системно - деятельностного подхода.    

                 Как можно акцентировать познавательную деятельности учащихся?

Этого можно добиться средствами современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является технология проблемного обучения.

              Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

             При использовании технологии проблемного обучения опираюсь на основные положения теории проблемного обучения (Мирза Исмаилович Махмутов).  Любая проблемная ситуация придерживается требований к формулировке вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Этапы проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации).

I этап - создание проблемной педагогической ситуации, ориентирование

учащихся на восприятие ее проявления

II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в

психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него. На этом этапе я оказываю дозированную помощь, задаю наводящие вопросы и т.д.

III этап - поиск решения проблемы, поиск выхода из тупика противоречия.

Совместно со мною или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют

различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель при этом оказывает ученикам необходимую помощь.

IV этап - появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся.

V этап - реализация найденного решения в форме материального или

духовного продукта.

VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения:

при объяснении, закреплении, контроле.

             Многие темы школьного курса математики начинаются с определения нового понятия. Затем изучаются его свойства. Если я буду буквально следовать учебнику, то новое понятие сваливается ученику «как снег на голову»: и содержание является новым, и название часто слышится впервые, а поэтому на слух не усваивается. Ученику неясно, зачем дается это определение. Все это мешает восприятию, а главное - тормозит усвоение, приводит к психологическому дискомфорту.

А что, если сделать наоборот? Сначала рассмотреть примеры, а затем дать определение. Причем, можно показать готовые иллюстрации, можно составить их на глазах учеников. Наконец, можно предложить ученикам самим их построить (составить, придумать). Это дольше, но чтобы придумать пример самому, надо хоть немного вникнуть в суть дела, поразмышлять. Уже тут начинается понимание, появляются вопросы. Рассмотрев примеры, ученики могут сами участвовать в составлении определения.

          Когда ученик сам участвует в составлении определении, он действительно слушает и больше понимает, тогда материал усваивается прочнее и у ученика активизируется способность к познанию нового. Открывать, доказывать самому интереснее, следовательно, меняется отношение школьника к учебе, появляется потребность в освоении нового.

            Для того, чтобы реализовать свою цель применения элементов данной технологии – активизировать умственную деятельность учащихся и развить их мыслительные способности, использую познавательные задачи, опираясь на типологию задач, предложенную психологом Виктором Алексеевичем Крутецким. На слайде представлены некоторые из них:

1.        Задачи занимательного характера.

2.        Задачи, формулировка которых связана с жизненной ситуацией.

3.        Задачи, предполагающие выполнение практических заданий.

4.        Задачи, содержащие противоречие нового материала старому, уже известному.

5.        Задачи на выполнение небольших исследовательских заданий.

Именно поэтому я очень часто организую уроки с использованием

«проблемных ситуаций».

    ПРИВОЖУ ПРИМЕРЫ

             Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома.

Я имею замечательную возможность использовать в своей практике новое УЛО. Использование элементов ИКТ технологий позволяет организовать активную и интересную работу, т.к она становится более наглядной, красочной и запоминающейся, что не мало важно для детей, учащихся среднего звена.

  • При изучении нового материала для постановки проблемы, использую ЭОР (слайд с ссылками) по изученной теме, которые создаю сама или использую готовые презентации (флешка с сайта «Инфоурок»).
  • На этапе закрепления полученных знаний использую презентации, документ камеру.
  • На этапе контроля знаний можно использовать систему прокласс (мастер класс).

Конечно, всегда интересует конкретный результат применения элементов данной технологии на практике. (егэ, качество, конкурсы…)

          Заключение: Использование технологии проблемного обучения требует от меня значительных затрат времени при подготовке уроков, т. к. сформулировать проблемный вопрос достаточно сложно, важно продумывать каждое задание и каждое слово, чтобы они вызвали затруднение у учащихся и в то же время не отбили желания это затруднение преодолеть. Достаточно много времени тратится и на уроке на разрешение той или иной проблемы, но это время более ценно по сравнению с тем, которое тратилось бы на подачу готовых знаний.

             Проблемное обучение формирует гармонически развитую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к самоанализу, саморазвитию и самокоррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуации приводит к тому, что он начинает видеть проблему, определять ее границы, искать решения этого вопроса, не «пасует» перед проблемами, а это важно в условиях развития социально адаптированной личности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования

Данный материал представлен в виде доклада с презентацией, который знакомит педагогов с основными приемами работы на уроке, способствующими формированию УУД у школьников....

Стратегия воспитания и социализации на ступени основного общего образования в условиях ФГОС

Повестка: I. 1.Доклад: «Стратегия воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования в условиях ФГОС»зам. директора по воспитательной работе Печалёва Е.Б....

Описание опыта "Использование приемов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках математики на ступени основного общего образования"

Цель работы: показать возможности использования приёмов технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» на уроках математики в основной школе для достижения образовательных результат...

Основное содержание математики на ступени основного общего образования (ФГОС)

Основное содержание математики 5-6 классов по разделам и  темам ...

Программа организации проектной деятельности на уроках математики на уровне основного общего образования (5-9 классы)

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовате...

Статья "Организация внеурочной деятельности на ступени основного общего образования в условиях ФГОС".

Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности на ступени основного общего образования является план внеурочной деятельности, который, как и в основной образовательной программе начальн...

Рабочая программа по математике на уровень основного общего образования (базовый уровень) ФГОС ООО

Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного обр...