Человек и его манеры
классный час на тему

Гудков Валерий Юрьевич

Человек и его манеры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_ego_manery.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: расширить знания учащихся о культуре поведения, формировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль учащихся

Оформление: плакаты с цитатами

“Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого как вежливость”. (Сервантес)

“Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям”. (Ж.-Ж. Руссо)

Ведущий: Сегодня мы поговорим о вежливости, о правилах повседневного общения. Умеем ли мы вести себя в общественных местах, в гостях, школе, дома? Увы! Не все и всегда! Кому из нас не приходилось сталкиваться с проявлениями, бестактности, равнодушия, хамства? Многие знают из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам не до шуток. Этот кто-то малокультурный невоспитанный человек. А какого человека можно назвать воспитанным?

Задание 1

Перед вами вырезанный из белой бумаги человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и записываются характеристики воспитанного человека)

Ведущий: Человека, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроение, уважает окружающих, с готовностью помогает им и словом, и делом, соблюдает общепринятые нормы поведения мы считаем культурным и воспитанным.

А теперь вспомним широко известное письмо А. П. Чехова к брату Николаю, где он дает характеристику воспитанных людей: “Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки… прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты. Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, держат себя на улице также как и дома… они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… из уважения к чужим ушам они чаще молчат…

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу…”

Задание 2

Вы отправляетесь в театр, но так как театр расположен далеко вы вынуждены воспользоваться общественным транспортом. Перечислите правила поведения в общественном транспорте.

Ведущий делает выводы, чего нельзя делать в общественном транспорте:

  • бросать бумагу на пол , ибо транспорт – это не общественная урна;
  • громко чихать и распространять кругом заразу, достаточно того, что ты сам болен;
  • заглядывать в газету, которую читает другой пассажир, - ведь будет неприятно, если владелец газеты предложит тебе деньги, чтобы ты купил себе такую же;
  • вытягивать ноги в проход;
  • в переполненном транспорте ставить сумки на сидячие места;
  • громко разговаривать.

Задание 3

Разыграйте пантомиму, как не надо сидеть на стуле и чего не надо делать со своими руками.

Ведущий делает выводы.

Как сидеть

На стуле сидят прямо и свободно, не горбясь и не облокачиваясь. Не следует раскачиваться на стуле, сидеть на краешке, либо верхом. Садится и вставать нужно бесшумно. Стул не передвигают, а переставляют, держа его за спинку. Сидя не качают ногой, не стучат по ножке стула. Не ёрзают, колени держат вместе, ступни одна возле другой. Считается некрасиво подпирать щеку рукой или класть голову на руки. В такой позе невежливо разговаривать с другими.

Руки

Многие люди не знают, что делать со своими руками. Не занятые руки нужно держать спокойно. Плохая привычка теребить что-либо, стучать, щёлкать пальцами, чесать затылок или за ухом, массировать руками щёки, пальцем тереть переносицу, демонстративно рассматривать свои ногти. При разговоре жестикуляцию необходимо свести до минимума. Неприлично держать руки в карманах, хлопать собеседника по плечу, теребить его пуговицу, держать за рукав, подталкивать локтем.

Задание 4 “В театре”

Итак, вы в театре. Задание командам: назовите правила поведения в театре, в кино, на концерте.

Ведущий дает “Вредные советы поведения в театре и кино”.

  1. Подавая пальто гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются прекрасные мускулы.
  2. Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта. Именно для этого на номерках сделана дырка.
  3. Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать. Это, как зарядка, полезно для здоровья.
  4. Как только вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь просто несправедливо, что вы уже готовы, а представление или фильм не начинают. Есть предположение, что, если бы некоторые зрители не хлопали так настойчиво, спектакли и фильмы никогда бы вообще не начинались.
  5. Не забудьте: вам с товарищем не так уж часто приходится посидеть рядом 1,5 – 2 часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешает музыка или реплики актеров.
  6. Купите в буфете шоколад, но сразу не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните только тогда, когда певец или скрипач выйдут на сцену. Знаете, как приятно есть шоколад и конфеты под музыку!
  7. Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайте, наклоняйтесь, упирайтесь ногами в стул соседа, спихивайте руки соседей с подлокотников.
  8. Не будьте эгоистами. Если вам известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям.

Задание 5 “Ромашка”

Ответьте на вопросы:

  1. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, если надо, то, как это сделать? (Ответ: надо поздороваться кивком головы или жестом, но ни в коем случае не кричать через весь автобус)
  2. В школьном коридоре разговаривают учителя. Мальчик увидел среди них своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Вера Ивановна!” Какую ошибку допустил мальчик? (Ответ: ““Здравствуйте” должно быть адресованным всем учителям, а не только классному руководителю.)
  3. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с неизвестным тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Ответ: надо)
  4. Кто должен первый закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили? (Ответ: тот, кто позвонил)
  5. С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, на автобусной остановке, по пути в школу, но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Ответ: да)
  6. Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите передать с ним письмо другу. Оно написано, вложено в конверт. Спрашивается, надо ли заклеивать конверт, как обычно, или он не должен быть запечатан? (Ответ: нет, не надо, иначе ваш знакомый может обидеться за недоверие к нему.)
  7. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил?

Задание 6 “Сокровищница народной мудрости”

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

№ 1

У себя как хочешь,

Не дорог подарок -

О пустяках спорить –

По одежде не суди,

Слово – серебро,

по делам гляди.

молчание – золото.

а в гостях – как велят.

дорога любовь.

дело упустить.

№ 2

Хоть не богат,

От слова спасенье,

На незваного гостя

В деревню, где живут одноногие,

От одного слова,

и от слова погибель.

не припасена и ложка.

а гостям рад.

да навек ссора.

надо идти на одной ноге.

Подведение итогов.

Заключительное слово.

Литература:

  • Бушелева Б. Этикет от “А” до “Я”. Хабаровское книжное издательство, 1987 г.
  • Всё об этикете. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996 г.
  • Золотая книга этикета (автор-сост. В.Ф. Андреев) – М.: Вече, 2005 г.
  • Ходаков М.С. Как не надо себя вести. М.: Молодая гвардия, 1972 г.
  • Энциклопедия этикета. Сост.: Л.Н. Рукавчук. – СПб. 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие "Хорошие манеры в картинках и примерах"

Данное мероприятие поможет вспомнить правила хорошего поведения и  вежливые слова в игровой форме....

Как определить характер человека по его манере одеваться

Тест для определения особенностей характера...

Классный час. "Человек и манеры"

Воспитательные задачи этого классного часа: расширить о правилах культурного поведения, углубить понимание нравственного смысла этих правил;сформировать положительное отношение к правилам поведения, с...

Классный час "Человек и его манеры"

Воспитательные задачи: расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать ...

Разработка классного часа для 6 класса в форме игры «Счастливый случай» Тема «Человек и его манеры»

Разработка классного часа для 6 класса в форме игры «Счастливый случай»Тема «Человек и его манеры»...

Дистанционный урок русского родного языка. Урок хороших манер. Манера речи-этика и этикет.

Отдыхаем и учимся! Предложен к просмотру веселый видеоурок хороших манер....