Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радость танца»
учебно-методический материал на тему

Скирман Светлана Юрьевна

Программа «Радость танца» дает каждому учащемуся возможность прочувствовать и осознать свою национальную принадлежность и проникнуть в образную сущность танцевальной культуры народов  России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

Управление образования Киселёвского городского округа

 (УО КГО)

Муниципальное бюджетное

 учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества п. Карагайлинский»

(МБУ ДО ЦДТ п.К)

                                         

Принята на заседании педагогического совета

МБУ ДО п. К

Протокол № __от_________

                Утверждена приказом

                   №____от «___»____год

                   Директор МБУ ДО п.К

                           __________Л.Г. Лазарук              

 

                                                                                                   

                                                                                                                                                               

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Радость танца»

Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации:  3 года

                                                                 

                     Составитель:

                                                Скирман Светлана Юрьевна,

педагог дополнительного образования

г. Киселёвск, 2013

Паспорт программы

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Радость танца»

Составитель программы

Скирман Светлана Юрьевна, педагог дополнительного образования

Образовательная направленность

Художественная

Цель программы

Развитие хореографических способностей учащихся в процессе освоения различных танцевальных направлений

Задачи программы

Обучающие:

- ознакомить учащихся с основами хореографии и элементарной теорией музыки;

- познакомить с особенностями танцевальной культуры народов России и мира, с историей возникновения народного танца;

- обучить основам классического, народно-сценического и эстрадного танцев;

- научить выразительному и техничному исполнению движений;

- сформировать начальные навыки актерского мастерства и сценического выступления.

Развивающие:

- совершенствовать физические способности и творческую активность ребенка;

- развивать музыкально-ритмические навыки учащихся;

- способствовать развитию психических процессов, снижению эмоционального напряжения.

Воспитательные:

- воспитывать  уважительное отношение,   к танцевальной культуре  народов России и мира;

- формировать культуру общения в творческом коллективе;

- воспитывать чувство ответственности перед самим собой и коллективом.

Возраст учащихся

от 7  до  10 лет

Срок

реализации программы

3года

Основные

разделы

1-3 годов обучения

Введение.

1. Танцевально- пластическая азбука.

2. Мир танца.

3. Танец как выразительное  средство мероприятия.

Прогнозируемые результаты

  1. Личностные результаты учащихся:
  • развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;
  • мотивация детей к самообразованию, творчеству, труду;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях;
  • развитие социальной активности и гражданского самосознания.

  1. Метапредметные результаты учащихся:
  • умение самостоятельно различать произведения по настроению и форме, строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки и танца;
  • проявление творческой инициативы в коллективной деятельности;
  •  умение понимать причины успеха и неуспеха в  образовательной деятельности;
  • формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • развитие компетентности в работе с разными источниками информации.

  1. Предметные результаты учащихся:
  • освоение простейших элементов классического танца, народно-сценического и эстрадного танца;
  • формирование умений и навыков выполнять движения в групповой синхронности согласно характеру музыки;
  • совершенствование умения выполнять упражнения на развитие гибкости и пластичности, хореографические комбинации, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;
  • развитие физических данных.

Нормативно-правовое обеспечение программы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (гл.10 ст.75 «Дополнительное образование детей и взрослых»).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  3. Приоритетный национальный проект РФ «Образование».
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3.4 «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36).
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  6. Программа по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в Кемеровской области на 2010-2015 гг. (утвержденной распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 октября 2010 г. 3 844-р).
  7. Локальные акты Центра детского творчества п. Карагайлинский: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.

Программа доработана в 2015 году с учетом:

  1. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  2. Концепция  Федеральной  целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 18.11.2015г. № 09-3242

Методическое обеспечение программы

      Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи с методическим  обеспечением  программы и материально-технических условий.

Методическое обеспечение программы включает в себя:

  • авторское  учебно-методическое пособие «Задоринка», 2013год;
  • авторские методические рекомендации по ритмике и партерной гимнастике, по народно-сценическому танцу «Барыня-сударыня», 2014 год;
  • методические рекомендации по ритмодекламации

     «Этот удивительный ритм», 2015г.;

  • Методические рекомендации к занятиям по сказкотерапии « В гостях у сказки», 2015 г.;
  •  дидактические материалы /печатные пособия -  диаграммы;
  • фотографии, видеофильмы, мультимедийные материалы; ЭОР;
  • лекции  по хореографии;
  • разработки занятий в рамках программы;
  • комплекс  танцевальных игр и разминок;
  • методическая и учебная литература.

 

Материальное обеспечение программы

  • зал хореографии с профессиональным балетным станком;
  • ноутбук, принтер, проектор, пианино.

Рецензенты

Внутренняя рецензия: Кольцова Лариса Михайловна, заместитель директора по УВР, методист высшей квалификационной категории МБУ ДО ЦДТ п.К  Киселёвского городского округа.

Внешняя рецензия: Гусева Г.С., заслуженный работник культуры, заведующая методическим отделом  управления культуры Прокопьевского муниципального района.                              

Пояснительная записка

   

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радость танца» ориентирована на приобщение детей к богатству танцевального творчества и  воспитание чувства любви и уважения к нему. Данная программа   является составной частью комплекса программ хореографического коллектива «Радость».

    Актуальность программы.  В современной хореографии интерес к народным хореографическим традициям незаслуженно снижается, а активно пропагандируются новые формы танцевального искусства, популярные танцевальные стили и направления. Тенденция увлечения современными танцами позволяет удовлетворить естественную физическую потребность ребёнка в разнообразных формах движения, расширить его художественный кругозор, но это увлечение не несёт того огромного воспитательного воздействия на развитие личности ребёнка, как народный танец. Посредством данной программы учащиеся получают возможность прочувствовать и осознать свою национальную принадлежность и проникнуть в образную сущность танцевальной культуры народов  России и мира.

    Новизна программы заключается в:

  • организации  педагогической деятельности, способствующей знакомству с искусством хореографии через интеграцию современных педагогических технологий;
  • возможности использования специальных танцевальных элементов при проведении индивидуальных  и групповых занятий как для одарённых учащихся, так и  для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • использовании нетрадиционных форм организации образовательного процесса: проектная деятельность, «Сказкотерапия», «Ритмодекламация», интегрированные занятия.

     Практическая значимость программы обусловлена тем, что занятия в танцевальном  коллективе предоставляют детям возможность приобрести практический опыт взаимодействия в социальной среде, обеспечивают условия для дальнейшего обучения танцам, формируют социальную активность.

     Социальная значимость программы состоит в возможностях формирования значимых для данной деятельности личностных качеств: трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенность в себе, активность, вежливость, толерантность  во взаимоотношениях со сверстниками. Обучение танцам является эффективным средством раскрытия творческого потенциала учащихся, так как позволяет приобрести силу и свободу движений, дает почувствовать себя частицей коллектива, неся за него определенную ответственность, и в результате получить огромный положительный эмоциональный заряд. 

Все дети, в том числе и «особые», одарены множеством талантов, главное - этот талант раскрыть, поэтому упорные занятия и внедрение в здоровую среду — вот верный путь социальной адаптации «особых» детей,  пользу от такого общения получают обе стороны. Здоровые дети становятся более заботливыми, добрыми, внимательными. А «особые»  дети совершают рывок в своем развитии, потому что пытаются следовать примеру здоровых - это  является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации.

Педагогическая целесообразность программы заключатся в обеспечении непрерывности развития личности в процессе осуществления преемственности обучения и воспитания детей с разным уровнем развития и включения их в социокультурную среду и сохранение их здоровья.    Реализация программы предусматривает сетевое взаимодействие с организацией специального коррекционного обучения VIII вида, расположенной в микрорайоне.

Программа   включает в себя изучение основ классического, народно-сценического, эстрадного  танца и даёт представление о каждом из них, а самое главное, отвечает потребностям учащихся, направленным на самореализацию, гармоничное развитие и социализацию личности.

        В ходе реализации программы создаются условия для включения родителей и/или законных представителей учащихся как активных субъектов воспитательно-образовательного процесса.

   

        Основная цель программы – развитие хореографических способностей учащихся в процессе освоения различных танцевальных направлений. 

   Задачи.

Обучающие:

- ознакомить учащихся с основами хореографии и элементарной теорией музыки;

- познакомить с особенностями танцевальной культуры народов России и мира, с историей возникновения народного танца;

- обучить основам классического, народно-сценического и эстрадного танцев;

- научить выразительному и техничному исполнению движений;

- сформировать начальные навыки актерского мастерства и сценического выступления.

Развивающие:

- совершенствовать физические способности и творческую активность ребенка;

- развивать музыкально-ритмические навыки учащихся;

- способствовать развитию психических процессов, снижению эмоционального напряжения.

Воспитательные:

- воспитывать  уважительное отношение   к танцевальной культуре  народов России и мира;

- формировать культуру общения в творческом коллективе;

- воспитывать чувство ответственности перед самим собой и коллективом.

         Программа разработана в соответствии  с порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, 2013г. и доработана с учётом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования РФ, 2015г.

При разработке программы использовались теоретические и практические материалы других педагогов, а также учебно-методическая литература: А. Ваганова «Основы классического танца», Т. Устинова «Русский народный танец», Т. Ткаченко «Народные танцы», Н.Г. Смирнова,  Н.И. Бочкарёва «Уроки хореографии в образовательном учреждении», Г.П.Гусева «Методика преподавания народного танца», Ж.Е. Фирилева, Е.А Медведева  «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», Г.А.  Волкова «Логопедическая ритмика», М.А.  Касицина «Коррекционная ритмика», Е.Р.Сайкина «СА-ФИ-данс» танцевально-игровая гимнастика для детей  и  личный  многолетний опыт работы с детьми.  

Отличительные особенности программы

  1. Программа «Радость танца» имеет базовый уровень и  обеспечивает преемственность в реализации программы стартового уровня «Непоседы». Создаёт условия для дальнейшего обучения детей по программам продвинутого уровня: «Танцевальная палитра», «Мир танца».
  2. Концентрическое построение программы. На каждом году обучения изучаются одинаковые модули. При этом ежегодно содержание каждого модуля усложняется соответственно уровню усвоения программы.
  3. Связь с народными традициями.  В народный танец с его многовековыми традициями включены элементы эстрадного и классического танца, что даёт возможность ставить стилизованные номера интересные как исполнителю, так и зрителю.
  4. Наличие программы «Мониторинг образовательных результатов и индивидуального развития учащихся».
  5. Программа предоставляет возможности совместного обучения основам хореографического искусства здоровых детей и детей  с особенностями в развитии.

Срок реализации программы, формы, режим занятий

   

     Программа  реализуется в условиях учреждения дополнительного образования,  рассчитана на 3 года обучения.

      Количество часов по программе на каждом году обучения составляет – 144 часа. Занятия проходят  2 раза в неделю по 2 часа.

   

      Количественный состав детей в группе от 12 до 15 человек. Такая группа является оптимальной для организации игровой деятельности учащихся и создания творческой атмосферы на занятиях.

     Этапы обучения на каждом году  различаются стоящими задачами, объёмом полученной информации и требованиями к качеству её усвоения.

    На   первом году обучения формируется интерес к искусству танца. В процессе обучения ставятся задачи: формирование мотивации к занятиям  хореографией, привитие интереса, любви к музыкальному движению и  воспитание уважения народных традиций.

Задачей педагога при работе с детьми на первом этапе является правильная постановка корпуса, ног, рук, головы, развитие первоначальных танцевальных навыков, выработка элементарной координации движений, работы  с партнёром. Вводятся занятия  по ритмодекламации – одной  из самых перспективных форм развития музыкального слуха, четкости  речи  и чувства ритма у детей. Занятия  строятся на простых движениях, которые принимают игровую форму и развивают у детей навык согласованности своих движений с музыкой, ритмом, текстом, что помогает им освоиться в новой для них обстановке, научиться правильно вести себя в коллективе. Именно в этом  возрасте закладываются основы, от которых в дальнейшем будет зависеть успех занятий ритмикой и танцем.

    Основу деятельности второго года обучения составляет игровое моделирование занятия, в процессе которого дети учатся исполнять танцевальные движения, передавать характер музыки. В этот период развивается способность к восприятию прекрасного.  В процессе занятий у детей развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческая инициатива.  Особое внимание уделяется  «Сказкотерапии», которая  помогает педагогу  и ребенку найти общий язык, она достаточно информативна, но в то же время ненавязчиво  побуждает к творчеству.

Многие психологические  проблемы прорабатываются на занятиях благодаря методу «Сказкотерапия». Педагог контролирует и развивает самостоятельность и оригинальность. Учащиеся обучаются простейшим элементам классического, народно-сценического и эстрадного  танца.

    На второй год обучения могут поступать и вновь прибывшие дети соответствующего возраста. Недостающие навыки и умения восполняются при индивидуальной работе с детьми с целью прохождения адаптационного периода (от четырех до шести месяцев). Контроль  выполнения индивидуального плана проводится в форме зачета.  

     На третьем году обучения  учащиеся становятся более самостоятельными в выборе своих увлечений, дети заметно взрослеют, лучше контролируют свою работу. У многих появляется иное ощущение пластики движения, мимики, позы. Повышается интерес учащихся не только к занятиям, но и к  самостоятельной  творческой деятельности. Поэтому именно на третьем году  вводятся в программу   раздела «Мир танца» интегрированные занятия, где прослеживается связь занятий по хореографии и истории  искусства. Учащиеся знакомятся с историей возникновения народного, классического танца, особенностями национального характера музыки и истории  костюма  как фактора народной культуры. Это расширяет их кругозор, наполняет  новым содержанием их познания в области танца. Интегрированные занятия всегда очень познавательны для детей, и они с удовольствием выполняют предложенные им домашние задания. Сочетание самостоятельных действий по выполнению  теоретических  заданий разнообразят методику и активизируют исполнительскую деятельность. Здесь также имеют место творческие задания, когда  на занятии детям  даётся более сложное задание на дом: придумать небольшую танцевальную связку на основе изученных элементов танца. Выполняя такие задания, дети учатся творчески мыслить, развивают свои способности, раскрывают таланты.

    На каждом году обучения присутствует концертная деятельность, которая  состоит из постановки концертных номеров и  создания концертных программ. Концерты – это широкий спектр деятельности танцевального коллектива – от контрольных занятий и отчетов перед родителями до участия в фестивалях и конкурсах.

     Коррекционно-воспитательная работа с  детьми  ОВЗ, направлена на    развитие внимания и запоминания, формирование восприятия и мышления, а также воспитание определенных качеств личности: целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости, правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к сверстникам.

  При правильной постановке обучения детей  с особенностями в развитии  занятия хореографией способствуют развитию произвольного внимания, умения преодолевать посильные трудности, контролировать себя.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

    Программа адресована учащимся 7 - 10 лет. В младшем школьном возрасте ребёнок успешно овладевает несложными  танцевальными движениями, свободно и непринуждённо перевоплощается  в тот или иной образ, состояние. По своей природе ребёнок в этом возрасте активен, поэтому материал даётся в интересной и доступной форме подвижных игр, под музыку на увлекательные для них темы. Элементами игр являются специальные упражнения, объединённые в одни и те же  группы: на движение, эмоции, общение, поведение.

Особенности набора учащихся

     Программой предусматривается свободная, открытая и гибкая система набора и добора в группы не только первого и второго годов обучения, но и третьего года обучения. В этой связи может варьироваться организация образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Вводится индивидуальная форма обучения и работа в малых группах с одаренными  детьми и  детьми с ОВЗ. Это позволяет педагогу выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и дифференцированно подходить к его обучению.

     Набор учащихся осуществляется перед началом учебного года по желанию детей на основании заявления родителей (законных представителей) и предъявления медицинской справки от детского врача с допуском к занятиям.

     Если ребёнок освоил программу стартового уровня, то его зачисление на обучение по программе базового  уровня осуществляется без проведения стартовой диагностики в форме тестовых заданий на определение хореографических способностей детей (смотреть «Мониторинг образовательных результатов и индивидуального развития учащихся»). http://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya deyatelnost/library/2016/09/21/monitoring-obrazovatelnyh-rezultatov-i

   

Методы, приемы и формы реализации программы

Методика преподавания включает разнообразные формы, методы и приемы обучения и воспитания.

Необходимые условия для построения занятий по хореографии:

1. Занятия строятся так, чтобы они могли обеспечивать всестороннее развитие ребенка, воздействовать на растущий организм, содействовать укреплению здоровья.

2. Подбираются танцевальные комбинации, которые могли бы стимулировать умственную деятельность обучающихся согласно уровню восприятия и возрастным особенностям детей.

3. Занятия направлены на развитие потребности к самостоятельному повторению и отработке выученных танцевальных упражнений.

4. Организуются занятия с помощью использования разных методических приемов.  Например, таких как:

– метод «от простого к сложному», в котором применяется деление одной танцевальной комбинации на несколько элементов по сложности, доступной детям;

– метод «от известного к неизвестному», то есть постепенное усложнение движений с добавлением элементов;

– метод вербального воздействия – процесс и способ передачи обучаемому определенных знаний в виде вводной беседы, объяснения, описания той или иной техники или движения;

– метод показа особенно важен при пояснении техники исполнения движений. Новые движения на занятиях показываются замедленно, несколько раз, пока обучающиеся не усвоят правила исполнения, и обязательно показ сопровождается подробным устным объяснением. Показ помогает всем ученикам усвоить, прежде всего, единые технические приемы исполнения, поэтому он всегда точный, музыкально правильный.

     Огромную помощь в проведении занятий оказывает зеркало: дети контролируют свои движения и соотносят их с действиями педагога-хореографа;

– музыкальное сопровождение, как методический прием, который содействует раскрытию проявляющихся в танце эмоций обучающихся и развивает умение согласовывать движения с музыкой, на занятиях используется постоянно;

– метод наглядности, рассчитанный на особенных детей, раскрывается в следующих приемах, используемых на танцевальных занятиях: отбивание такта, жестовая методика;

– игровой метод, состоящий из специально подобранных игр, отвечающих задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.

     Структура индивидуальных занятий и подача нового материала для детей с ограниченными возможностями здоровья заранее продумываются. Перед изучением какого- либо танца детям предлагается послушать музыку, затем воспроизвести ритм хлопками. И только после этого идет показ и разучивание элементов.

    Педагог-хореограф выполняет упражнения вместе с детьми или «помощниками- аниматорами», чтобы увлечь детей и усилить эмоционально-двигательный настрой на занятии.

     В процессе проведения занятий  используются различные формы организации деятельности детей:

- коллективная работа – учащиеся рассматриваются как целостный коллектив,

- групповая работа – осуществляется с группой детей, состоящих из трех и более человек, которые в свою очередь имеют общие цели и активно взаимодействуют между собой;

- парная работа – общение с двумя учащимися, которые в свою очередь взаимодействуют (дуэтный танец);

- индивидуальная работа – оказание помощи  ребёнку по усвоению сложного материала. Подготовка к сольному номеру.

     Вместе с традиционными методами на занятиях используются активные методы обучения: метод комбинированных упражнений, переходящих в небольшие учебные этюды; метод ускорения замедления; метод заучивания; анализ выступлений, игровые ситуации.

     Методы работы с учащимися направлены на воспитание эстетического отношения к хореографии, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения, сценической культуры. На занятиях используются методы обучения и методические приёмы, позволяющие не только усвоить знания о хореографии, овладеть практическими навыками и умениями, помогающими развитию танцевальных способностей, но и развить творческое воображение и самостоятельность танцоров.

     Разнообразные формы и методы  обучения создают условия для развития познавательной активности, повышения интереса детей к обучению.

Ожидаемые результаты реализации программы

     Предметные результаты на 1 году обучения

учащиеся знают:

  • правила поведения на занятии;
  • народные танцевальные игры;
  • различные хореографические понятия;
  • основные позиции рук и ног.

Учащиеся умеют:

  • перестраиваться в различные рисунки;
  • выполнять движения в групповой синхронности;
  • различать характер и темп музыки;
  • ориентироваться в пространстве танцевального зала и сцены.

Учащиеся владеют навыками:

  • создания образа под музыкальное сопровождение;
  • работы на сцене;
  • работы с партнером.

          Предметные результаты на 2 году обучения

учащиеся знают:

  • простейшие элементы классического, эстрадного и народно-сценического танца;
  • хореографические комбинации.

Учащиеся умеют:

  • выполнять движения согласно характеру музыки;
  • держать осанку, апломб;
  • исполнять образные этюды;
  • работать в группе.

Учащиеся владеют навыками:

  • выразительного движения;
  • правильного дыхания;
  • образного мышления и актерского мастерства;
  • коллективной работы.

          Предметные результаты на 3 году обучения

учащиеся знают:

  • основные  элементы  экзерсиса  у станка и на середине зала;
  • характер и выразительность исполняемых танцев;
  • танцевальную лексику  на основе  классического, эстрадного и народно-сценического танцев;
  • понятие музыкальной грамоты.

Учащиеся умеют:

  • выполнять  танцевально-тренировочные упражнения;
  • выразительно и эмоционально исполнять танцевальные комбинации;
  • передавать характер музыки и содержание образа в  движении;
  • работать в команде.

Учащиеся владеют навыками:

  • танцевального мастерства;
  • ориентировки в пространстве;
  • свободно и легко исполнять упражнения на координацию движения;
  • культуры общения и поведение на сцене;
  • сочинения  элементарных образных этюдов;
  • сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях.

Личностные результаты учащихся:

  • развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;
  • мотивация детей к самообразованию, творчеству, труду;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях;
  • развитие социальной активности и гражданского самосознания.

Метапредметные результаты учащихся:

  • умение самостоятельно различать произведения по настроению и форме, строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки и танца;
  • проявление творческой инициативы в коллективной деятельности;
  •  умение понимать причины успеха и неуспеха в  образовательной деятельности;
  • формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • развитие компетентности в работе с разными источниками информации.

Отслеживание результатов усвоения программы

1. Диагностика.

    Диагностика результатов освоения учащимися программы проводится на различных этапах усвоения материала. Диагностируются два аспекта: уровень обученности и уровень воспитанности учащихся (смотреть «Мониторинг образовательных результатов и индивидуального развития учащихся»).

     Мониторинг качества образования позволяет оценить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся, проводится  ежегодно и разделяется на несколько этапов:

  • первичная  диагностика (проводится ежегодно в начале учебного года) – система тестовых заданий вводной диагностики разработана с учетом возрастных особенностей детей и предназначена для индивидуальной диагностики детей, поступающих в хореографический коллектив «Радость». Данные задания позволяют выявить их природные данные (выворотность ног, подъем стопы, балетный шаг, прыжок, гибкость), музыкальность, память на движения, творческую активность. Проведение диагностики необходимо для  развития ребенка, выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей, состояния его эмоциональной сферы.  

В ходе тестирования детей первого года обучения  определяется уровень их природных данных, музыкальности, ритмичности и возможности их развития.

Тестовые задания второго года обучения дают представление об уровне общего музыкально- ритмического развития, внимания и  трудолюбия ребенка. Тестовые задания третьего года обучения дают представление о степени интереса и любви к искусству хореографии, уровне мышечной памяти и эмоционально- творческого потенциала ребенка, дают представление о знаниях обучающихся в области хореографии, развитии кругозора детей и их творческих способностей;

  • тематическая диагностика - это отслеживание уровня освоения программного материала по каждому из основных разделов дополнительной общеобразовательной программы;
  • промежуточная диагностика (проводится ежегодно в конце первого полугодия) – позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень освоения программы учащимися, динамику физического, творческого и личностного развития, соответствие его прогнозируемому и на этой основе оценить успешность выбранных форм и методов обучения, а также при необходимости скорректировать их;
  •  итоговая диагностика (проводится ежегодно в конце учебного года) – это определение уровня освоения учащимися программы и отслеживание динамики индивидуального развития.

   Наряду с обучающими задачами, программа «Радость танца» призвана решать и воспитывающие задачи. В образовательном процессе функционирует воспитательная система, которая создает особую ситуацию развития коллектива учащихся, стимулирует, обогащает и дополняет их деятельность. Ведущими ценностями этой системы является воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого и добросовестного отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа.

Мониторинг личностного развития включает в себя определение уровня сформированности личностных свойств и качеств учащегося, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной работы.

2. Рейтинг участия в районных, городских, областных и всероссийских конкурсах, фестивалях,  концертах, акциях.

      Мониторинг  коллективной творческой деятельности позволяет отследить активность и результативность участия детей в реализации плана воспитательной работы с коллективом, участие в муниципальных, областных и всероссийских проектах, конкурсах, фестивалях.

     Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Радость танца» предполагаются: контрольное занятие на знание правил исполнения и терминологии,  открытое и показательное  занятия, тематические концерты, выступления в различных концертных программах, конкурсах, фестивалях. В конце каждого учебного года проводится отчётный концерт.

Учебно - тематический план

первый  год обучения

Название темы, раздела

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

1.1.

Введение в программу

2

1

1

2

Танцевально- пластическая азбука

100

14

86

2.1.

Основа классического танца

40

2

38

2.2.

Основа народно-сценического танца

24

2

22

2.3.

Детский эстрадный танец

30

8

22

2.4.

Ритмодекламация

6

2

4

3

Мир танца

34

4

30

3.1.

Композиция и постановка танца

30

-

30

3.2.

Азбука искусства

4

4

-

4

Танец  как выразительное

средство мероприятия

8

-

8

4.1.

Концертная деятельность

8

-

8

Всего

144

19

125

Содержание

первый год обучения

Раздел 1 . Введение

Тема 1.1. Введение в программу

Теория. Знакомство с учащимися. Выявление интересов ребят, уровня их знаний, возможностей. Введение в курс обучение по программе, ознакомление с планом работы на весь год обучения. Объяснение правил поведения и внутреннего распорядка учреждения. Инструктаж по ТБ и ПДД.

Практика. Занятие–путешествие «Необыкновенное путешествие по галактике танца».

Раздел 2. Танцевально – пластическая  азбука

Тема 2.1. Основа классического танца

Теория. Беседа  «Классический  танец - как азбука танца».   Элементарные сведения о классическом танце - как азбуке танца.    Классический танец - это основа  хореографии.                                    

Практика. Упражнения  на основе  классического  танца: постановка корпуса, рук, ног. Начало тренировки  суставно-мышечного аппарата. Формирование выворотности, эластичности и крепости голени, коленного и тазобедренного суставов. Разминка у станка. Разминка на середине  зала.

Шаги и бег в характере классического танца: естественные бытовые шаги, танцевальный шаг с вытягиванием пальцев ног, шаркающие шаги (всей подошвой), легкий бег, бег с вытянутыми пальцами ног.

Прыжки: Temps leve sauté, Pas echappe.

Тема 2.2. Основа народно- сценического танца

Теория. Беседа    «Танцы народов мира». Знакомство с разнообразными видами и жанрами хореографии:  русские народные танцы,  испанские танцы,  восточные танцы,  цыганский танец, бальные танцы (танго, вальс, самба, ча-ча-ча, румба и др. по усмотрению педагога  и с учетом пожеланий занимающихся).

Практика.  Упражнения на основе  народно- сценического танца: основные позиции и положения рук и ног, положение головы и корпуса во время исполнения простейших элементов и движений на середине зала.

Танцевальные шаги: простой танцевальный шаг с носка, шаг на полупальцы, шаг на пяточках, шаг на внутренней и внешней стороне стопы, переменный шаг с носка, боковой приставной шаг.

Движение по кругу и в парах на примере несложных игровых  массовых танцев.

Танец игра «Каравай», «Сито», «Веретено», «Как у бабушки козел», «Волшебный каблучок».

Тема 2.3. Детский эстрадный танец

Теория. Беседа «Эстрадный танец и манера его исполнения». Взаимосвязь с классическим и народным танцами.

Беседа «Ритмика и элементы музыкальной грамоты». Характер музыки (веселая, спокойная, грустная), темп (медленный, умеренный, быстрый), музыкальный размер.

Беседа  «Понятие о танцевальной координации».

Беседа «Партерный экзерсис». Знакомство с партерным экзерсисом, который позволяет повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.

Практика. Музыкально-ритмические игры, сюжетные занятия. Танец-игра: «Молоточки», «Я танцую», «Времена года», «Матрешки». Общеразвивающие и специальные упражнения для развития гибкости и подвижности суставов, эластичности мышц, развитие выносливости, танцевального шага и т.д.

Азбука музыкального движения: упражнения, помогающие овладеть ходьбой, бегом и прыжком.  Исполнение одних и тех же движений в разных темпах и разных характерах. Слушание музыки и определение сильной или слабой доли такта хлопком.  

Упражнения на  развитие   чувства ритма: марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов). Шаг на полупальцах с высоким подъемом колена. Бег на полупальцах с высоким подъемом колена вперед, подскоки. Повороты головы, наклоны головы. Наклоны корпуса вперед, назад и в сторону. Постановка корпуса. Основные положения ног.  Основные положения рук: вдоль корпуса, на поясе. Прыжки (на двух ногах, на одной ноге, с поворотом). Упражнения со скакалкой,  платочком, лентой. Построения и перестроения в соответствии со структурой музыкальных произведений. Упражнения для развития силы мышц и подвижности суставов, выворотности ног исполняются в положении сидя, лежа на спине и на животе. Растяжки на полу. Упражнения для гибкости спины.

Упражнения на координацию.

Шаги в эстрадном танце: простые шаги с элементами «приставной шаг», «приставной шаг с хлопком на 4», «приставной шаг с каблуком на 4», «приставной шаг с хлопком и каблуком на 4», «приставной шаг с demi plie по 6 п. на 2 и 4», «приставной шаг с demi plie по 6 п. и хлопком на 2 и 4».

«Уголок» на приставных шагах. «Уголок» с хлопком на 4. «Уголок» с каблуком на 4. «Уголок» с хлопком и каблуком на 4. Изученные элементы выполняются в комбинациях движений и усложняются добавлением рук и головы.

Элементы партерной гимнастики: формирование правильной осанки, «выворотность» ног, танцевальный шаг, гибкость, эластичность мышц и связок.

Упражнения на  «выворотность»  ног и танцевального шага. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Упражнения для развития эластичности стоп.

Тема 2.4. «Ритмодекламация»

Теория. Беседа: «Ритмодекламация»  как вид музыкальной деятельности».

 Знакомство с ритмодекламацией как  ярким музыкально-художественным образом.

 Практика.  Ритмодекламация:  «Звуки», «Обсерватория», «Прыг-скок», «Раз, цветочек…», «Каравай». 

Раздел  3.   Мир танца

Тема 3.1.  Композиция   и постановка  танца

Практика.   Постановочная работа согласно программному репертуару.

Работа над образными  этюдами: «Дождик»,  «Магазин игрушек», «Однажды в лесу».

 Игровая  импровизация: ритмичные игры,  занятие на релаксацию «Сосульки».  Занятие-игра «Ромашка». Занятие -игра  «Что умеем, то покажем, что узнали, то расскажем».

Игры народов мира: «Птичий двор», «Веселые лошадки», «Со скакалкой  мы подруги». «Снежинки» – импровизация. «Листопад» – этюд  на построение и перестроение.

     Тема 3.2    Азбука   искусства

Теория. Беседа  « Искусство танца». Знакомство с  искусством  хореографии. Место  хореографии  среди  других  видов  искусства. Просмотр  фильма  «Волшебный мир  балета».

Беседа   «Костюм  к  танцевальному образу русской матрешки».

Раздел 4.  Танец как выразительное средство мероприятия

Тема 4.1.  Концертная  деятельность

 Практика. Танцевальный репертуар  с использованием пройденных комбинаций движений. Сюжетные, тематические танцы с учетом сценариев  мероприятий.

Учебно - тематический план

второй  год обучения

Название темы, раздела

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение

2

2

-

1.1.

Вводное занятие 

2

2

-

2

Танцевально- пластическая азбука

80

6

74

2.1.

Основа классического танца

20

2

18

2.2.

Основа народно-сценического танца.

34

2

32

2.3.

Детский эстрадный танец

26

2

24

3

Мир танца

46

10

36

3.1.

Композиция и постановка танца

34

4

30

3.2.

Азбука искусства

6

4

2

3.3.

Сказкотерапия

6

2

4

4

Танец как выразительное

средство мероприятия

16

-

16

4.1.

Концертная деятельность

16

-

16

Всего

144

18

126

Содержание

второй год обучения

Раздел 1 . Введение

Тема 1.1. Вводное занятие

Теория. Ознакомление с планом работы на весь год обучения. Объяснение правил поведения и внутреннего распорядка  учреждения. Инструктаж по ТБ и ПДД. Беседа  «История возникновения  народного танца».

Раздел 2. Танцевально-пластическая  азбука

2.1. Основа классического танца

Теория. Беседа  « Волшебный мир балета». Классический танец, его красота, манера исполнения. Экскурс в историю. Введение терминологии. Просмотр балета-сказки    «Щелкунчик».

Практика. Упражнения  на основе  классического  танца. Приобретение устойчивости, умение распределять центр тяжести корпуса равномерно на одну или две ноги, работа в диагонали: «каре», разминка у станка (лицом к палке), Demi plie –GRAND-PLIÉ (гранд-плие) приседание (по 1,2,5 позиции), Battement tendu – натянутые движения (по 1 и 5 позициям), Battement tendu jete – натянутые движения с броском (по 1 позиции), Releve – поднимание на полупальцы (по 1 позиции), Grand battement - большие броски (назад и вперед).

Прыжки: Temps leve sauté, Pas echappe.

2.2.  Основа  народно-сценического танца

Теория. Беседа  «Особенности народно-сценического танца». Народно-сценический танец, его особенности, манера исполнения. Взаимосвязь классического и народного  танцев.

Практика.  Упражнения  на основе народно- сценического танца: позиции ног: 1-я позиция, 2-я позиция, 2-я параллельная позиция, 3-я позиция, 5-я позиция, 6-я позиция; 

положения стопы и подъема: подъем вытянут (шаг с носка и т.д.), подъем не вытянут (сокращен, ковырялка и т.д.),  повороты стопы и бедра, удары стопой, каблуком, полупальцами,  движения на присогнутых ногах, движения свободной стопой, плавные и резкие приседания, прыжки, соскоки, подскоки, перескоки, большое значение придается перегибам корпуса и другим упражнениям, отражающим многообразие народно-сценического танца.

Элементы русского народного танца:  поочередное раскрывание рук (приглашение) (музыкальный размер 2/4, 4/4), движение рук с платком из подготовительного положения по позициям, бытовой шаг с притопом, «Шаркающий шаг», «Переменный шаг» с притопом и продвижением вперёд и назад с фиксацией одной ноги около икры другой и продвижение вперёд и назад, «Девичьий ход» с переступанием, «Моталочка» простая,  «Веревочка»- подготовка,  «Ковырялочка» простая.

 Русские традиционные танцевальные  игры: танец-игра «Барыня», «Поскакуха».

2.3 Детский эстрадный танец

Теория. Беседа «Элементы свободной пластики»: диско музыка, диско танец. Просмотр видеоматериалов «Воробьиная дискотека».

Практика. Комплекс тренировочных упражнений на основе ритмики и сценической пластики:  музыкально-ритмические игры, сюжетные занятия,  что  позволяет создать у детей более полное представление о той или иной стороне действительности (например, о сказках, лесе или об осени), разнообразить слуховые и двигательные впечатления, а также систематизировать знания детей на заданную тему.

Этюды: «Под дождем» с использованием элементов pas польки, гопака, прыжков, «Оловянный солдатик» – марш, перестроения, «Кукла»  с использованием элементов классического танца.

 Амплитуда в движении. Упражнения небольшой амплитуды: неглубокие приседания; пружинные шаги; подъем на полупальцы; движения руками.

Прыжки и упражнения, стабилизирующие дыхание.

Развитие пластики в современных ритмах. Основные понятия: «параллель», «вертикаль». Упражнения для выработки подвижности позвоночника, укрепления мышц спины, для нижнего отдела позвоночника, «отдых», «наклоны»,  «лёжа на полу», «сидя», «для дыхания», «на коленях».

Эстрадные комбинации: изучение и закрепление программных комбинаций на основе детского эстрадного танца.

Раздел  3.   Мир танца

3.1. Композиция и постановка танца

Теория.  Беседа   «Сценическая  культура».  Правилам поведения на сцене, во время танца, репетиции. Культура одежды, прически на сцене. Умение соотносить свои действия с действиями товарищей по танцу. Умение держаться в обществе.  Детям дается понятие, что танец - это коллективный вид искусства, эффект которого зависит от действий каждого исполнителя.

Знакомство с лучшими образцами хореографического искусства, просмотр видеозаписей.

Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг. Наглядные рисунки.

Практика. Работа  над игровыми этюдами в разных видах хореографии, входящих в программу обучения, танцевальными номерами для сценического исполнения, которые включают в себя разучивание движений танца, разведение хореографического рисунка, отработку танцевальных постановок, работу над образом в танце.

Рисунки танца. Пространственные перестроения: отработка навыков двигаться по кругу: лицом и спиной,  по одному и в парах, собираться в маленький круг и расходиться в большой круг, перестроения из свободного расположения в круг и обратно.

Линия. Движения в линиях, смены линиями, движение в линиях вправо и влево, вперед и назад. «Змейка» - движение по линии друг за другом, перестраиваясь в круг.

Колонна. Понятие «колонна». Движение в колонне вперед. Движения в колонне на месте: наклоны в стороны через одного и все вместе.

3.2. Азбука искусства

  Теория.   Беседа «Мир творчества».  Как войти в мир творчества? Как создать свой образ, своего героя, свои дома и свои миры, а не копировать увиденные? Как понять танец   разных стран и эпох? Как  нарисовать  свой собственный мир творчества    с помощью цвета, линии, света и пантомимы. Просмотр авторского  ролика   «Радуга жизни».

Беседа  «Актерское мастерство в танце». Понятие «актерское мастерство». Видеоматериал  на тему «Мимика в танце». Психологическая игра  «Я все могу».

Практика.  «Мой  мир» - практическое  занятие,  на котором дети с помощью имитации и пантомимы    пытаются воссоздать  свой собственный мир.  Мимика и жест.

3.3. Сказкотерапия

Теория. Беседа:  «Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми».

Сказкотерапевтические методы: рисование сказки, сочинение сказки,  постановка сказки.

Практика. «Когда жизнь становится сказкой», «Страна волшебного зонтика»,  «Добрые сказки детства»,  «Приключения Дюдюки и принца Батманчика».  Формы работы со сказкой.

Раздел 4.  Танец как выразительное средство мероприятия

4.1. Концертная деятельность

 Практика.  Сценическая  деятельность: репертуар, хореографические постановки  с  использованием  навыков  и  умений, полученных  в процессе  освоения программы, сюжетные, тематические танцы с учетом возрастных особенностей детей.

Учебно - тематический план

третий  год обучения

Название темы, раздела

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение

2

2

-

1.1.

Вводное занятие 

2

2

-

2

Танцевально- пластическая азбука

74

2

72

2.1.

Основа классического танца

16

2

14

2.2.

Основа народно-сценического танца.

40

-

40

2.3.

Детский эстрадный танец

18

-

18

3

Мир танца

50

6

44

3.1.

Композиция и постановка танца

42

-

42

3.2.

Азбука искусства

8

6

2

4

Танец как выразительное

средство мероприятия

18

-

18

4.1.

Концертная деятельность

18

-

18

Всего

144

10

134

Содержание

третий год обучения

Раздел 1 . Введение

Тема 1.1. Вводное занятие

Теория. Ознакомление с планом работы. Повторение правил ТБ и  ПДД, решение организационных вопросов. Беседа « Великая русская культура».

Раздел 2. Танцевально-пластическая  азбука

2.1. Основа классического танца

Теория. Беседа  «Классические позы в танце». Изучение понятия «поза». Основные позы классического танца: cruasee,  efface, ecarte вперед и назад, с руками (большие и маленькие позы), arabesgues. Все позы изучаются в медленном, плавном темпе на четыре такта 4/4, два такта 4/4, один такт 4/4.

Практика.  Упражнение на основе  классического танца.

Экзерсис у станка: в начале года лицом к палке, в конце – боком, Releve подъем на полупальцы, Demi-plie 1,2,5, Grand  plie ,  battement tendu в сторону,  battement tendu вперед, назад,  battement tendu jete из 1 и 5 позиции, Passe par terre, положение ноги на cou-de-pied,  battement releve lend на 45 – в сторону, вперед, назад, Grand battement jete в сторону, вперед, назад, Port de bras – упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы;

Allegro - прыжки:  Temps leve soute (1,2,5),  Changement de pied, Pas echappe, Pas assamble, Pas jete.

2.2.  Основа  народно-сценического танца

Практика.   Упражнения на основе народно-сценического танца.

     Положение ног и рук, корпуса, головы. Экзерсис у станка: Demi plie и Grand plie, Battement tendu, Battement tendu jete, Releve lend, Grand Battement jete, высокое выстукивание.

     Экзерсис на середине: приседания, полуприседания медленные, с наклоном корпуса,  с подъемом на полупальцы и наклоном корпуса,  быстрые полуприседания,  полуприседания с поворотом коленей.

    Упражнения на развитие стопы: подготовительные упражнения, перевод ноги с носка на пятку и обратно,  с полуприседанием на опорной ноге, маленькие броски, подготовительные упражнения,  маленькие броски основной вид, круговые движения ногой по  полу, по полу носком, по полу пяткой,  восьмерка.

    Каблучные упражнения: низкие и высокие развороты ноги, подготовительные упражнения, низкие развороты ноги, медленные, высокие развороты ноги, медленные.

     Дробные выстукивания: по 1 позиции, каблуком, каблуком и пальцами.

     Упражнения с ненапряженной стопой «от себя» и «к себе».

     Упражнения с напряженной стопой: подготовка к «веревочке»,  «винт», зигзаги, «змейка»,  подготовительные упражнения, зигзаги одинарные, двойные, раскрывание ноги на 90, большие броски, комбинации танцевальных шагов по кругу.

2.3 Детский эстрадный танец

Практика.    Комбинации на основе эстрадного танца. Составление этюдов, изучаются пантомимные движения, игровые этюды. Знакомство с импровизацией,  музыкально-ритмические игры, сюжетные занятия.  

Раздел  3.   Мир танца

3.1. Композиция и постановка танца

Практика.   Постановка хореографических номеров, отработка танцевальных композиций, работа над образом в танце. Участие в концертах, конкурсных программах, фестивалях.

3.2. Азбука искусства

Теория.   Беседа «Сценическое движение  в хореографии».   Видеоматериал  на тему «Сценическое движение, пантомима, пластика».

«Танцы народов мира». «Веков связующая нить».

Беседа «Сценический грим».

Практика.    Тренинг и игры на эмоциональное раскрепощение. Этюды на эмоциональную выразительность.

Раздел 4.  Танец как выразительное средство мероприятия

4.1. Концертная деятельность

Практика. «Класс-концерты», сценическая деятельность,  хореографические постановки,  сюжетные, тематические танцы с учетом возрастных особенностей детей.

Список литературы.

Для педагога.

  1. Абакумова, Е.М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования [Текст] / Е.М. Абакумова // Учитель в школе. - 2008. – № 4.
  2. Базарова, П. Азбука классического танца [Текст]: учебное пособие /П. Базарова, В. Май.  -  М.: Искусство, 1983. - 208 с.
  3. Барышникова, Т.К. Азбука хореографии [Текст]: методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий / Т.К. Барышникова. – М.: Айрис – пресс, 2000. - 266 с.
  4. Бекина, С.И. Музыка и движение [Текст]: упражнения, игры и пляски для детей 5 – 7 лет / С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. - М., 1984. - 288 с.
  5. Богданов, Г.Ф. Самобытность русского танца [Текст]: учебное пособие для вузов культуры и искусств / Г. Ф. Богданов. - М., 2002. - 326 с.
  6. Буйлова, Л.Н. Механизм разработки авторской образовательной программы [Текст] / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова // Бюллетень.- 2009.-№ 4.
  7. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г.А.Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272с.
  8. Захаров, В.М. Поэтика русского танца [Текст]: учебное пособие /  В.М. Захаров // Т. 1: Народная художественная культура регионов России: обряды; песня; танец; костюм; промыслы. – М.: Издательский дом «Святогор», 2004. - 440 с.
  9. Захаров В.М. Поэтика русского танца [Текст]: учебное пособие / В.М. Захаров // Т. 2: Русская народная хореография в системе регионально-этнографической культуры России. – М.: Издательский дом «Святогор», 2004. – 552 с.
  10. Касицина, М.А. Коррекционная ритмика [Текст]: комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР / М.А. Касицина, И.Г. Бородина. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 216с.
  11. Ковалев, Е.В. Инклюзивное образование [Текст]: методическое пособие педагога, работающего с детьми  ОВЗ / Е.В. Ковалев, А.В. Захарова, М.С. Староверова.  – М.: ВЛАДОС, 2012. – 167 с.
  12. Коротков, И.М. Подвижные игры детей [Текст]: методическое пособие / И.М. Коротков. – М., 2012. - 132 с.
  13. Климов, А.А. Основы русского народного танца [Текст]: учебное пособие  для студентов вузов искусств и культуры / А.А. Климов. – М.: Изд-во МГИК, 1994. - 320 с.
  14. Лисенкова, И.Н. Развитие пластики в современных танцевальных ритмах [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Н. Лисенкова, В.Н. Меньшова; под ред. О.Б. Крылова. – М., 1989. - 36 с.
  15. Назарова, Н. Интегрированное (инклюзивное) образование [Текст]: генезис и проблемы внедрения  / Н. Назарова // Социальная педагогика. – 2010. - № 1. – С. 77-78.
  16. Пинаева, Е.А. Ритмика и танец [Текст]: примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств (подготовительные классы) / Е.А. Пинаева. – М., 2006.- 11с.
  17. Руднева, С.Д.  Музыкальное движение [Текст]: методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / С.Д. Руднева, Э.М. Фиш; под ред. В. Царьковой. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Изд. Центр «Гуманитарная Академия», 2000. - 320 с.
  18. Цацулин, П.В. Растяжка расслаблением [Текст]: учебное пособие / П.В. Цапулин. - М., 2008. – 45 с.
  19. Шершнев, В.Г. От ритмики к танцу [Текст]: развитие художественно-творческих способностей детей 4-7 лет средствами ритмики и хореографии: программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области / В.Г. Шершнёв. – М.: Изд. Дом «Один из лучших», 2008. - 20 с.

Для детей и родителей.

  1. Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии [Текст]: учебно - методическое пособие / Н.И. Бочкарева. –  Кемерово, 1998. –  63 с.
  2. Буренина, А.И. Коммуникативные танцы – игры для детей [Текст]:   учебное пособие / А.И. Буренина. – СПб.: Музыкальная палитра, 2004. – 36 с.
  3. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика   [Текст]:  программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.И. Буренина.   - СПб.: ЛОИРО, 2000. – С. 5.
  4. Вихрева, И. А. Классический танец для начинающих [Текст]:  учебное пособие / И.А. Вихрева.  – М.: Театралис, 1985. – 111 с.
  5. Вихрева, И. А. Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем  [Текст]:  методическое пособие /  И.А. Вихрева.  – М.: Театралис, 2004. – 81 с.
  6. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей [Текст]: учебно - методическое пособие / Г.А. Колодницкий.  – М.: Гном-Пресс, 1997. - 64 с.
  7. Медведьева, Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика [Текст]: учебное пособие / Е.А. Медведьева. – М.: Академия, 2002. – 224 с.
  8. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе [Текст]: учебное пособие / Л.Е. Пуляева, Г.Р. Державина. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. – 80 с.
  9. Савенков, И.А. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст]: учебное  пособие для студентов высших педагогических  учебных заведений / А.И. Савенков, Ю.Д. Бабаева. - М.: Изд. Центр «Академия», 2000. - 232 с.
  10. Шерман, Р. Классическая музыка [Текст]: современная энциклопедия / Р. Шерман. - М.: АСТ- Астрель, 2009.

Словарь  терминов

Exercise у станка и на середине зала.

PREPARATION [препарасъон] - подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения.
DEMI PLIE [деми плие] – неполное, маленькое «приседание», полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола.
GRAND PLIE [гранд плие] - глубокое, полное «приседание».
BATTEMENT TENDU [батман тандю] – отведение и приведение вытянутой ноги в нужное направление, не отрывая носка от пола.
BATTEMENT TENDU JETÉ [батман тандю жете] - «бросок», взмах вытянутой ноги в положение 25°, 45° в нужное направление.
ROND DE JAMB PAR TERRE [ронд де жамб пар тер] - круг носком по полу круговое движение носком по полу.
BATTEMENT SOUTENU [батман сотеню] – выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное, слитное движение.
BATTEMENT FONDU [батман фондю] - «мягкое», «тающее»,  плавное движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого "рабочая" нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и "рабочая" нога открывается вперед, в сторону или назад. 
ROVD DE JAMBE EN L'AIR [рон де жамб анлер] - круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° или 90°.
BATTEMENT RELEVE LENT [релеве лян] - «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание  вытянутой ноги вперед, в сторону или назад на 90° и выше. 
BATTEMENT DEVELOPPE [батман девлоппе] – вынимание, раскрывание ноги вперед, назад или в сторону скольжением "рабочей" ноги по опорной в нужное направление. 
GRAND BATTEMENT [гранд батман] - «большой бросок ,взмах» на 90° и выше вытянутой ноги в нужное направление.

Положения, направления, позы, дополнительные движения.

ALLONGEE [алонже] – от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки, завершающее движение рукой, ногой, туловищем, положение удлиненной руки.
APLOMB [апломб] – устойчивость. 
ARABESQUE [арабеск] – поза классического танца, при которой вытянутая нога отводится назад  на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.
BALANCE [балансе] – «качать, покачиваться»; покачивающееся движение. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже - вперед-назад. 
BATTEMENT [батман] – размах, биение.
CROISEE [круазе] – поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
DEGAJE [дегаже] - освобождать, отводить «переход» из стойки на левой правую вперед на носок,

DEMI [деми] – средний, небольшой.
DEMI ROND [деми ронд] - неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45 на 90° и выше).
DÉVELOPPE [девелопе] - «раскрывание», «развернутый», из стоики на левой, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше. 
DOUBLE [дубль] - «двойной», • battement tendu - двойной нажим пяткой • battement fondu -двойной полуприсед • battement frapper - двойной удар. 
ECARTE [экарте] - поза классического танца (a la seconde), при которой вся фигура повернута по диагонали вперед или назад.
EFFACE [эфасэ] – развернутое положение корпуса и ног.
EN DEDANS [ан дедан] - направление движения или поворота к себе, вовнутрь, в круг.
EN DEHORS [ан деор] - круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты 
EN FACE [ан фас] – прямо; прямое положение корпуса, головы и ног.
EN TOURNANT [ан турнан] – от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.
GRAND [гранд] – большой.
JETE [жете] – бросок ноги на месте или в прыжке.
PASSE [пассе] - «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в стороне, сзади. 
PETIT [пти] – маленький.
PIQUE [пике] - легкий укол кончиками пальцев "рабочей" ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.
PLIE [плие] – приседание.
PLIE RELEVE [плие релеве] - положение ног на полупальцах с согнутыми коленями. 
POINT [пойнт] - вытянутое положение стопы.
PORDEBRAS [пор де бра] - «перегибы туловища», наклон вперед, назад, в сторону, то же самое в растяжке. Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы. 
RELEVÉ [релеве] - «поднимать, возвышать», подъем на пальцы или полупальцы 
RENVERSE [ранверсе] - от гл. «опрокидывать, переворачивать»; резкое перегибание, опрокидывание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant.
Rond [ронд] – «круг, круглый»
SOUTENU [сотеню] – от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать».
SUR LE COU DE PIED [сюр ле ку де пье] - положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги), положение согнутой ноги на голеностопном суставе.
TEMPS LIE [тан лие] - маленькое адажио,1 - полуприсед на левой,2 - правую вперед на носок, 3 - перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП, 5.то же самое в сторону и назад.
TOMBÉE [томбэ] – - падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону или назад на demi-plie.

Прыжки.

ALLEGRO [аллегро] – быстро; «веселый», «радостный»; часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе. 
ASSEMBLE [ассамбле] - от гл. соединять, собирать; прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе в воздухе.
CHANGEMENT DE PIEDS [шажман де пье] – прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции).
ECHAPPE [эшаппэ] – прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
GLISSADE [глиссад] - партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперед-назад.
PAS CHASSE [па шассе] – партерный прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога "догоняет" другую в высшей точке прыжка. 
PAS DE CHAT [па де ша] – кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой.
SISSONNE [сисон] – вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "УЛИЧНЫЕ ТАНЦЫ"

Уже само название объединения говорит о ведущем направлении программы - Street Dance (Уличные Танцы). Стрит – денс, - это смесь различных танцевальных жанров и культур. Это танцевально...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр танца «Релакс». «Виды современной хореографии»

Театр танца - это объединение творческих людей, соединенных одной идеей: рассказать людям что-либо (чувства, сюжеты из жизни, переживания), не используя никаких слов, пользуясь лишь хореографическим я...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр танца «Релакс». «Основы классической и современной хореографии»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Театр танца «Релакс».«Основы классической и современной хореографии»Театр танца - это объединение творческих л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр танца «Релакс». «Развитие физических данных у детей 5-8 лет»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Театр танца «Релакс».«Развитие физических данных у детей 5-8 лет»Театр танца - это объединение творческих люде...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр танца «Релакс». «Совершенству нет предела»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Театр танца «Релакс».«Совершенству нет предела»По программе работают 2 педагога: Александрова Т.Н. (классическ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр танца «Релакс». «Основы темповой акробатики»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Театр танца «Релакс».«Основы темповой акробатики»Актуальность и педагогическая целесообразность программы закл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театра танца «Релакс». «Адаптированная современная пластика»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Театра танца «Релакс».«Адаптированная современная пластика»Актуальность и педагогическая целесообразность прог...