методичка по волейболу
методическая разработка (11 класс) на тему

Захаров Владимир Алексеевич

пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voleybol_2.doc566 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное общеобразовательное учреждение

Саратовской области

«Вольский медицинский колледж им.  З.И.Маресевой»

Методическое пособие для учителей и преподавателей физической культуры

(волейбол)

                                   

г.Вольск

2015г.



Изложенный материал предназначен для того, чтобы в рамках учебного процесса активизировать обучение практическим навыкам игры в волейбол через изменение структуры занятия и его содержательного наполнения. Отображенные в работе методические подходы, способствуют совершенствованию всех функций организма, развитию кондиционных физических качеств и повышению интереса к такому сложному разделу программного материала, как «Волейбол». Представленные в сборнике материалы имеют практическую направленность и могут быть использованы учителями и преподавателями физической культуры. В настоящем сборнике представлен опыт работы преподавателя физической культуры Захарова Владимира Алексеевича.

Утверждено и рекомендовано к печати ЦМК общеобразовательных и общепрофессиональных   дисциплин ГАПОУ ПО «Вольский медицинский колледж им. З.И.Маресевой»  Протокол № 3 от 12.10.2015 г

Учебно-методическое пособие. - Вольск, 2015г. с. 49

Составитель: Захаров В.А. – преподаватель физической культуры ГАПОУ СО «Вольский медицинский колледж им. З.И.Маресевой»

Рецензент: Короткова С.Л., кандидат философских наук, заместитель директора по научной работе ГБОУСОСПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова», Почетный работник СПО


СОДЕРЖАНИЕ

1

Введение

4

2

Силовые тренинги и планирование тренировок

4

3

Травмы в волейболе

7

4

Травмы плеча в волейболе

8

5

Травмы пальцев в волейболе

17

6

Травмы спины в волейболе

19

7

Травма колена в волейболе

22

8

Травмы лодыжки в волейболе

27

9

Из опыта работы преподавателя

30

10

Приложения

38

11

Литература

49


ВВЕДЕНИЕ

        Волейбол – один из наиболее популярных и признанных студентами видов спорта. Кроме этого, волейбол – игра коллективная, и успешность действий достигается коллективными усилиями всех членов команды. Такие качества как взаимопонимание, взаимосвязь, взаимостраховка и так далее, определяют не только степень сохранности отдельных игроков, звеньев и всей команды, но и в известной степени характеризует и моральные качества спортсменов – взаимопомощь, товарищескую поддержку, чувство коллективизма.

         Развитие физических качеств, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение работоспособности систем организма, развитие тактического мышления, эмоциональный заряд, получаемый во время игры, сохранение бодрости – вот некоторый перечень достоинств студенческого волейбола.

Силовые тренинги и планирование тренировок

       Тренировки по волейболу должны содержать силовые упражнения. Как и в большинстве видов спорта, сила является непреложным компонентом успешности в волейболе.
        Исследование показывает, что силовые тренировки помогают увеличить общую силу организма волейболиста, сократить вероятность получения травм, а в случае получения существенно сократить время восстановления, тем самым уменьшая количество пропущенных тренировок и соревнований.

  1.     Основы силовых тренировок в волейболе.

       Развивайте гибкость суставов

       Волейбольные тренировки должны включать в себя упражнения на гибкость. Большинство волейбольных силовых тренировок должны использовать весь двигательный потенциал основных суставов, таких как бедренный, плечевой, коленный суставы.

        Упражнения, используемые в определенном виде спорта, должны быть сбалансированы на развитие, как мышц сгибателей, так и мышц антагонистов (разгибателей).
        Развитие отдельных небольших мышц также необходимо для удовлетворения потребностей конкретного вида спорта. Например, волейболисты должны тренировать мышцы, наиболее часто подвергающиеся травмам вследствие взрывной природы самой игры.
        Для предотвращения таких травм, необходимо включать в волейбольные тренировки 
упражнения по укреплению плечевого пояса, сконцентрированные на небольших мышечных групп.

       Увеличивайте силу связок.

        Мышечная сила растет быстрее, чем крепость связок и сухожилий. Таким образом, тренер должен не упустить необходимость включения упражнений по укреплению связок в тренировочный процесс.
        Сухожилия и связки становятся сильнее в процессе анатомической адаптации. Анатомическая адаптация подготавливает тело к работе путем укрепления связок и сухожилий, устраняя мышечный дисбаланс.


        Укрепляйте позвоночник

        Брюшные и спинные мышцы опоясывают наше тело. Множество травм не было бы допущено путем всего лишь укрепления пресса и мышц спины. Однако, укреплять и другие мышцы.

        В спорте, тело служит серьезным помощником для успешной реализации действий ног и рук. Сильное тело позволяет атлетам выполнять спортивные движения более эффективно. Например, в процессе реализации атаки, волейболист с натренированным телом, способным стабилизироваться в полете, может более эффективно провести такую атаку, чем с нетренированным.
        Тренировка тела – это не только изолированные упражнения (сгибания на пресс или разгибания в пояснице), но и 
упражнения направленные на увеличение координации движений, важные для поддержания координации тела в пространстве.


        Тренируйте движения, а не отдельные мышцы.

        Мускулатура более эффективно развивается, когда тренируешь движения, таким образом, улучшая атлетические показатели. Движения, совершаемые во время волейбольных силовых тренировок должны воспроизводить типичные для волейбола игровые движения.

        Волейболисты, кроме того, должны включать в свою программу тренировок комплексные упражнения.

        Хорошим примером комплексного упражнения являются упражнения, в которых участвует несколько суставов, например, бедра, колени, щиколотки.
        Такими упражнениями являются приседания со штангой и жимы штанги в толчке. Эти упражнения положительно сказываются на возможностях волейболистов при атаках и на блоке, когда требуется высокий прыжок.


  1.         Над чем необходимо задуматься при планировании тренировки.

Индивидуализация

            Каждый спортсмен строит свою программу с учетов индивидуальных возможностей, способностей и опыта тренировок.

        Многие тренера допускают ошибки, когда к каждому спортсмену пытаются применить программу тренировок успешных атлетов, игнорируя способности и опыт своих воспитанников.

        Молодые волейболисты могут быть просто физически не готовы к таким нагрузкам. Чтобы составить грамотную программу необходимо принять во внимание биологическую и эмоциональную зрелость, тренировочный опыт и уровень каждого конкретного спортсмена.


Спецификация

Эффективность тренировочной программы обуславливается ее

адаптацией под конкретный вид спорта.

        Роль силовых тренировок в рамках отдельных видов спорта заключается в развитии такой силовой основы, которая была бы полезна и пригодна для этого вида.

        Разрабатывая программу тренировок для волейбола, тренеру необходимо заранее продумать на какие группы мышц следует сделать особый упор с целью развития волейбольных качеств.

        Вместе с тем, чрезмерное увлечение специфичными упражнениями может привести к проведению скучных тренировок, ведущих к перетренированности, травмам, перегоранию.


Прогрессивная нагрузка.

        Прогрессивная нагрузка означает рост интенсивности тренировок со временем. Если тренировочная программа дает рост показателям, ее интенсивность должна быть увеличена.

        Увеличение нагрузки должно быть систематическим и зависеть от состояния волейболиста.

        Регулярные проверки состояния атлета помогают подобрать оптимальную программу нагрузок.


Периодизация.

        Улучшение результатов является прямым следствием качественных тренировок. Тренировочные циклы должны содержать в себе вариативность интенсивности, объема и спецификации упражнений. Периодичность смены вариантов тренингов позволит наиболее эффективно развивать в волейболистах требуемые навыки и способности.


Травмы в волейболе

Рис. 1

Статистика травм в волейболе

        Травмы в волейболе встречаются относительно редко, если сравнивать уровень травм с другими командными играми, такими, как футбол, баскетбол или хоккей. Среди командных видов спорта волейбол является бесконтактным, т.е. соперники двух команд отделены друг от друга сеткой и не имеют права контактировать друг с другом. Если принять во внимание это важное условие, то волейбол становится достаточно травматичным видом спорта в ряду бесконтактных видов спорта, таких как лыжный спорт, гимнастика, теннис и другие.


Типы травм в волейболе

В волейболе в равной степени встречаются как острые, так и усталостные травмы, вызванные постоянной микротравматизацией тканей. 97% травм пальцев и 86% травм лодыжки являются острыми травмами, в то время как 90% травм плеча и 88% травм колена были усталостными травмами. Причем усталостные травмы в 55% случаев происходили на тренировке, а 74% острых травм случались на соревнованиях. В большинстве случаев острые травмы лодыжки - это растяжения связок голеностопа. Также в волейболе достаточно часто случаются бурситы

Механизм травм в волейболе

        В волейболе самой напряженной и активной является игра под сеткой. Поэтому не удивительно, что большинство травм случается именно в такие моменты, как атака и блок. И естественно, что наибольшее количество травм, особенно травм лодыжки случается у трех игроков под сеткой - нападающих первого и второго темпа (доигровщики и центральный блокирующий). При выполнении блока чаще всего травмировались пальцы и лодыжка на приземлении после блока. При атаке чаще всего травмировалось плечо и колено. Эти тенденции подкрепляются и другими исследованиями - 54% травм на блоке, 30% травм при атаке; 89% травм случилось при игре под сеткой (блок и атака), при этом 58% травм лодыжки произошло на блоке, а 64% всех остальных травм при атаке.

Также было установлено, что 68% всех травм лодыжки происходило при приземлении на стопу противника (правилами предусмотрены ситуации, когда можно пересекать центральную линию под сеткой), 19% травм лодыжки происходили по причине приземления на стопу партнера по команде при двойном или тройном блоке. Так же как и в предыдущей работе приземление на ногу партнера чаще происходило на блоке (очевидно групповом), а на ногу соперника примерно в равной степени как на блоке, так и при атаке. Но все же в этом исследовании наибольший процент травм лодыжки происходил по бесконтактному механизму.

Травмы плеча в волейболе

        Чтобы понять механизмы травм и возникающие нарушения в плечевом суставе необходимо знать его строение. Разберем непосредственно затрагиваемые травмой структуры.

Рис.2 Анатомия вращательной манжеты плечевого сустава

        Плечевой сустав укрепляет так называемая вращательная манжета, которая представляет собой совокупность сухожилий мышц, которые сливаются с суставной капсулой и между собой, образуя в области плечевого сустава единую соединительно-тканную покрышку. Спереди манжету образует сухожилие подлопаточной мышцы, сзади — подостной и малая круглой мышц и сверху — надостной мышцы. Синовиальная оболочка плечевого сустава выстилает его изнутри и образует две сумки (выпячивания), через которые в полость сустава проникают две мышцы: подлопаточная и сухожилие длинной головки двуглавой мышцы плеча. Также в области плечевого сустава есть еще две сумки, которые не сообщаются с суставной полостью, но соединены друг с другом - субакромиальная и поддельтовидная.

        Акромиально-плечевое сочленение играет важную роль в понимании патофизиологии некоторых травм плеча. Его нередко называют надостным "выходом". Уникальность этого сочленения состоит в том, что оно представляет собой единственное место в организме человека, в котором мышца или сухожилие располагаются между двумя костями. При занятии большинством видов спорта именно надостное сухожилие и мышца оказываются "в ловушке" между акромионом и головкой плечевой кости; в некоторых случаях "в ловушке" могут оказаться подлопаточная и подостная мышцы.

Биомеханика метательных движений

        При занятии спортом движения в плечевом суставе выполняются с максимальной амплитудой и очень высокой угловой скоростью, что предрасполагает сустав к травмам. Кроме того, частые выполнения движений над головой с высокой скоростью и большой амплитудой могут привести к развитию хронических травм. Как показывают результаты исследований, во время спортивной деятельности плечевой сустав не подвергается таким нагрузкам, как суставы нижних конечностей (имеются в виду беговые, прыжковые дисциплины), тем не менее сила реакции в собственно плечевом суставе может достигать 90% массы тела при отведении на 60—90°. В сочетании с высокими угловыми скоростями, большой амплитудой движения и многократным повторением одних и тех же движений это приводит к большим нагрузкам на плечевой сустав.

        Биомеханику метания многие ученые изучали довольно тщательно. Механизм метания можно разделить на три части: 1) поднимание, 2) ускорение, 3) сопровождение.

        Поднимание приводит к тому, что плечевая кость оказывается отведенной на 90°, максимально горизонтально разогнутой и вывернутой наружу. Это происходит менее чем за 0,14 с. Это движение, в основном, выполняется дельтовидной мышцей с минимальным участием вращательной манжеты и завершается большой грудной и широчайшей мышцей спины.

        Ускорение инициируется внутренней силой вращения широчайшей мышцы спины и грудной мышцей. Во время ускорения двуглавая мышца находится в покое. В течение очень короткого промежутка времени происходит обратимость силы, вследствие чего достигается пик вращающего момента. Ускорение сопровождается относительным отсутствием мышечной деятельности, несмотря на образование значительных вращающих моментов.

Сопровождение представляет собой продолжение движения руки вперед во внутреннее вращение с горизонтальным сгибанием руки поперек тела. Задние мышцы вращательной манжеты обеспечивают эксцентрический замедляющий момент вращения, который равен пиковым значениям других производимых усилий. Это фаза наиболее интенсивной мышечной деятельности. Исследование биомеханики метания показывает развитие экстремальных скоростей и вращающих моментов. Такие высокие требования обусловливают вероятность возникновения травмы вследствие любого мышечного дисбаланса или дисбаланса суставов наряду с плохой техникой.

                Повреждения вращательной манжеты

Рис. 3 - Повреждения вращательной манжеты плеча

        Кроме сухожилий вращательной манжеты, надостный "выход" включает субакромиальную сумку и граничит сверху с медиально и клювовидно-акромиальной связкой. В случае повреждения или отечности этих структур возможно возникновение в этом участке "синдрома ущемления", который будет вторичным по отношению к указанным травмам. При отечности или мышечной гипертрофии в надостном "выходе" у спортсмена последующее повторение движений над головой ведет к усилению отечности и развитию реактивного воспаления. Это может привести к костным ущемлениям, а непрерывные повторения могут вызвать разрыв вращательной манжеты. Чаще всего повреждается сухожилие надостной мышцы, так как находится между плечевой костью иакромионом лопатки (рис. 3).

        Разрыв вращательной манжеты сопровождается болью и слабостью в плече. В некоторых случаях происходит частичный разрыв вращательной манжеты. В этом случае возникает боль, однако возможно движение рукой в обычном объёме. При значительном разрыве отмечается более выраженная слабость в плече. В случае полного разрыва сухожилий вращательной манжеты пациент не может отвести руку в сторону от туловища. В большинстве случаев после травмы появляется нечетко локализованная боль в области плеча. Некоторые пациенты отмечают, что при движении рукой в плече возникает ощущение "пощелкивания". Большинство пациентов отмечают, что не могут спать на стороне больного плечевого сустава.

        Лечение травмы вращательной манжеты. Первоначально назначается терапия, направленная на уменьшение болевого синдрома и купирование воспаления. Как правило, это нестероидные противовоспалительные препараты. По мере уменьшения боли назначаются легкие физические упражнения для разработки сустава, околосуставных связок и мышц руки. В более позднем периоде к этим упражнениям добавляются силовые упражнения, направленные на укрепление мышц верхней конечности. Это позволит постепенно возвратить больной руке прежний объём движений.         Обычно длительность консервативной терапии составляет от 6 до 8 недель. В течение этого времени полностью прекращаются боли в плече, и происходит частичное восстановление силы в мышцах руки.

        Оперативное лечение показано при полном разрыве вращательной манжеты.         Только операция в этом случае позволит восстановить нормальный объём движений в суставе. Существуют данные о более высокой эффективности хирургического лечения разрыва вращательной манжеты в течение 3 месяцев с момента травмы. При частичном разрыве вращательной манжеты операция показана только в случае затяжного болевого синдрома, значительно ухудшающего качество жизни пациента. В этом случае оперативное лечение, как правило, приводит к полному прекращению болей.

        Восстановление разорванного сухожилия возможно не во всех случаях. Если между моментом травмы и операцией прошел достаточно длительный период времени, то может наступить рубцовое перерождение мышцы и сухожилия, в результате чего на операции будет невозможно подтянуть это сухожилие для закрепления к кости. В других случаях в сухожилии могут отмечаться выраженные дегенеративные процессы, что ведет к значительному снижению разрывной нагрузки. В этом случае даже после удачной реконструкции сухожилия в ближайшем будущем вероятен рецидив заболевания. В этих случаях на операции хирург проводит удаление всех поврежденных тканей и старается ликвидировать все другие проблемы, которые могут вызывать или усиливать боль в плече.

Надлопаточная невропатия

Рис. 4 - Иннервация мышц плечевого пояса, вид сзади

          Надлопаточная невропатия само по себе достаточно редкое заболевание, но среди волейболистов оно встречается относительно часто. Подлопаточная невропатия заключается в воспалении и снижении проводимости (вплоть до полной непроводимости) надлопаточного нерва, причиной которой чаще всего бывает его механическое ущемление.                 Надлопаточный нерв является короткой ветвью плечевого сплетения и начинается от V и VI шейных корешков. Проходя  латерально под трапециевидной и лопаточно-подъязычный мышцами он входит с передней стороны в вырезку верхнего края лопатки (надлопаточная вырезка или выемка) под верхней поперечной связкой лопатки (в 50% случаев), и таким образом оказывается на задней стороне лопатки, в надостной ямке (рис. 4). Далее он разветвляется и одна ветвь иннервирует надостную мышцу, а другая пересекает ость лопатки под нижней поперечной связкой лопатки в подостную ямку, где иннервирует подостную мышцу. Нерв закреплен в трех местах - в самом начале, в надлопаточкой вырезке и под нижней поперечной связкой. Чаще всего надлопаточный нерв повреждается в двух последних точках - надлопаточной выемке и нижней поперечной связке. Чаще всего происходит растяжение нерва, особенно при рывковых движениях плечевого пояса, таких как атакующие движения в волейболе. После такой физической нагрузки появляется глубокая, порой неточно локализованная боль в лопаточной области. Боль воспроизводится или становится интенсивней при пальцевом давлении и перкуссии на уровне вырезки лопатки (симптом Тинеля). Из-за слабости иннервируемых мышц нарушаются поднимание руки вперед, отведение и наружная ротация плеча, развивается пронационное положение свисающей кисти. Может наступить атрофия надостной и подостной мышц.

   У волейболистов выделяют несколько причин подлопаточной невропатии: травма, растяжение мышц (а вместе с ними и нерва), гипертрофию поперечной связки лопатки и киста нервного узла. И все же большинство гипотез в итоге сходятся к растяжению нерва, которое происходит по причине чрезмерного диапазона движений в плечевом суставе.

     Значительно реже среди волейболистов встречается подмышечная невропатия, которая свойственна таким видам спорта, как бейсбол или теннис. Обусловлена она сжатием подмышечного нерва в области четырехстороннего отверстия.

Факторы риска травм плеча

         Неадекватное использование мышечных групп. При выполнении "гасящего" движения в волейболе цель состоит в том, чтобы с максимальной силой направить мяч на площадку соперника. Скорость мяча после удара зависит от величины приложенной силы и продолжительности контакта между мячом и кистью. Чтобы приложить максимальную силу, кисть должна двигаться с максимальной скоростью. При хорошей технике выполнения удара скорость кисти обеспечивается, главным образом, мышцами—сгибателями тазобедренного сустава и сгибателями туловища (рис. 6а). Использование сгибателей тазобедренного сустава и туловища сводит к минимуму нагрузку на мышцы плеча и руки и позволяет контролировать движения кисти перед соприкосновением с мячом.          Недостаточное вовлечение мышц тазобедренного сустава и туловища обычно компенсируется чрезмерным движением плеча, включающем интенсивную активность мышц плеча (рис. 6). Это, вероятно, приводит к чрезмерной нагрузке на мышцы плеча и другие структуры, что может привести к повреждению вращательной манжеты.

Рис. 6 - Выполнение "гасящего" удара в волейболе.
а — правильная техника с акцентом на сгибание тазобедренного сустава и туловища;  б — неправильная техника с акцентом на выпрямление плечевого сустава.

        Аномальные движения суставов. Движения руки над головой, например при выполнении "гасящего" удара в волейболе, осуществляются за счет движения в трех суставах: плечевом, акромиально-ключичном и грудино-ключичном. При ограничении движения в последних двух суставах должно произойти гиперотведение плечевого сустава, чтобы достичь нужного положения руки над головой. При этом поддерживающие плечевой сустав структуры, вероятнее всего, прижимаются к акромиальному отростку и связкам, что приводит к повреждению вращательной манжеты и возникновению "синдрома ущемления".

        Техника поднимания руки. Выполнение подачи и "гасящего" удара в волейболе включает все фазы метания - поднимание, ускорение и сопровождение. Существует два типа движений поднимания. В одном случае плечо поднимается первым в результате сгибающего движения вперед, во втором — оно удерживается ниже акромиона и отводится назад в горизонтальное сгибание до поднимания. Поскольку первый вариант значительно больше напоминает симптом "ущемления", целесообразно использовать второй вариант выполнения подачи в волейболе. Удар кистью руки по мячу во время подачи и атаки, по всей видимости, обусловливает резкую эксцентрическую перегрузку вращательной манжеты.

Травмы пальцев в волейболе

Рис. 7 - Кости, суставы и связки пальца кисти

Рис. 8 - Кулешов и Косарев выполняют двойной блок

        Травмы пальцев в волейболе случаются очень часто. Пожалуй, не встретится ни одного волейболиста, который не сталкивался с этой проблемой. У профессионалов травмы пальцев обычно встречаются на блоке, когда удар приходится по отставленному пальцу. У менее профессиональных спортсменов травмы пальцев могут произойти и в более тривиальных ситуациях - при приеме или пасе. По типу травм это чаще всего микротравмы связок, которые чаще называют "растяжением связок". Так же в волейболе случаются вывихи и переломы пальцев.

        Травма может произойти в любом из суставов пальца (рис. 7). Наиболее неприятной является травма пястно-фалангового сустава, так как этот сустав не так просто зафиксировать и обычно необходим перерыв в тренировках. Травма может произойти вследствие удара по выпрямленному пальцу, в следствии чего происходит смещение костей в пястно-фаланговом суставе и повреждаются коллатеральные связки. В крайних случаях может произойти вывих в этом суставе. Также такой удар может привести к другой серьезной травме - повреждению сухожилия мышцы-сгибателя пальцев, которое иногда называется "молоткообразный палец".

        Лечение, главным образом, зависит от диагноза, поставленного врачом. Для исключения перелома необходимо сделать рентген. В легких случаях будет достаточно зафиксировать травмированный сустав пластырем. В более тяжелых случаях, таких как полный разрыв связки, сухожилия, переломы используют железную или пластиковую лонгету или шину. Многие профессиональные спортсмены, особенно нападающие и блокирующие часто тейпируют пальцы в профилактических целях, особенно на правой руке (рис. 8).

Травмы спины в волейболе

Рис. 9 - Повторяющаяся механическая нагрузка при постоянных прогибах и скручиваниях в пояснице во время подач и атакующих ударов может привести к спондилолизу.

Рис. 10 - Спондилолиз с последующим спондилолистезом.

          По данным различных исследований травмы спины у волейболистов составляют 9-17% от общего количества травм. Чаще всего волейболисты страдают от хронических болей в пояснице, причиной которых обычно является усталостный перелом дуги позвонка в межсуставной области или в области ножки дуги именуемый спондилолизом.

Спондилолиз встречается у спорсменов, которые часто выполняют чрезмерные разгибания в поясничном отделе, скручивания или подвергаются осевой нагрузке - все это имеет место в волейболе при подачах и атакующих ударах (рис.9).

  Хронический спондилолиз возникает под влиянием избыточных физических нагрузок на фоне нарушения питания костной ткани или дисплазии позвонков. Спондилолиз - следствие кумуляции силовых воздействий на межсуставную дужку позвонка, превышающей модуль упругости костной ткани. Вначале развития патологического процесса спондилолиз представляет собой зону костной перестройки, затем происходит усталостный перелом, обычно межсуставной зоны дужки, которую называют "критической зоной". Спондилолиз - обратимый процесс. При условии устранения чрезмерных силовых воздействия возможно сращение зоны перелома. В ряду случаев спондилолиз осложняется спондилолистезом (рис.10).

  Коварность усталостных переломов заключается в изменяющейся активности боли. Вначале патологических нарушений боль обычно умерена и возникает только к концу вызвавшей перелом активности. Впоследствии боль усиливается и начинается раньше, ограничивая физическую активность. На ранних стадиях развития процесса отказ от провоцирующей боль деятельности может уменьшить симптомы. На более поздних стадиях боль может продолжаться и при отсутствии активности. Вечерняя боль в пояснице - частая жалоба при хроническом спондилолизе.

  Для выявления различных проблем с позвоночником применяют компьютерную томографию и метод магнитно-ядерного резонанса. Диагноз не должен ставиться лишь на основании рентгенограмм. Лечение заключается в исключении провоцирующих повреждение движений, противовоспалительные препараты и реабилитационную программу по развитию гибкости позвоночника и силы стабилизирующих позвоночник мышц.


Травмы колена в волейболе

Рис. 11 - Локализация болевых ощущений при "колене прыгуна" .

Рис. 12 - Влияние поверхности на риск травмы. Возникновение "колена прыгуна" в зависимости от жесткости игровой поверхности

  Травмы колена входят в четверку самых частых травм среди волейболистов. Среди травм колена в волейболе случаются как острые, так и усталостные травмы. Усталостные травмы встречаются намного чаще, чем острые. Самой распространенной усталостной травмой колена в волейболе считается тендинит связки надколенника - травма более известная под названием "колено прыгуна". Среди острых травм чаще всего встречается разрыв передней крестообразной связки.

"Колено прыгуна" - тендинит связки надколенника

   "Колено прыгуна" - усталостная травма, характеризующаяся на первом этапе болевыми ощущениями в участке инсерции либо четырехглавого сухожилия у верхнего полюса надколенника, либо сухожилия надколенника у нижнего полюса надколенника или у бугристости большеберцовой кости (рис. 11).

         Третий и заключительный этап в развитии "колена прыгуна" характеризуется настойчивой болью, достаточно сильной, чтобы прекратить занятия спортом. Продолжение занятий на этом этапе, несмотря на боль, может привести к полному разрыву сухожилия надколенника. Ниже приведена классификация "колена прыгуна" в зависимости от симптомов.

  1. Боль после тренировочной или соревновательной деятельности
  2. Боль в начале, исчезает после разминки и возобновляется после двигательной активности
  3. Боль до, во время и после двигательной активности

           По разным данным от 40 до 50 процентов волейболистов мужского пола страдают от "колена прыгуна". Гистологический анализ образцов полученных с помощью биопсии обнаруживает вырождение и дегенеративные изменения и микрорубцы в ткани сухожилия, особенно в области соединения сухожилия с костью. Наблюдается дезорганизация коллагеновых нитей и изменение морфологии теноцитов. Предполагается, что тендинит начинается с изменения теноцитов, а не непосредственно волоконколлагена теноцитов. Но до конца причины тендинита не выяснены.

Факторы риска травмы "колено прыгуна" в волейболе

          Нормальное движение сустава предусматривает высокую степень координации между представителями различных антагонистических пар мышц, которые контролируют движение сустава. Координация между противоположными группами в каждой антагонистической паре в значительной мере зависит от функционального баланса (равновесия) между группами с точки зрения силы и растяжимости. Силовой дисбаланс в сочетании с ограниченной растяжимостью может привести к мышечному дисбалансу, предрасполагающему спортсмена к повреждению.

          Лечение "колена прыгуна". На первых стадиях заболевания лечение консервативное - покой и противовоспалительные препараты. Главным условием является прекращение тренировок до окончания

реабилитации, иначе процесс может перейти в хроническую стадию. Хронические тендиниты и полные разрывы связки надколенника лечатся хирургическим путем.

Таблица 3 - Ситуации, вызывающие повреждение передней крестообразной связки в волейболе

Технический прием

Количество травм

Резкая остановка и поворот

1

Приземление на ногу, выпрямленную в колене

14

Остановка одним шагом

3

Скручивание в колене

3

Чрезмерное разгибание

1

 Повреждение передней крестообразной связки (ПКС)

         Одной из наиболее тяжелых травм у спортсменов является разрыв передней крестообразной связки (ПКС). К счастью, в волейболе данная травма случается не так часто, как в других видах спорта. Без функциональной ПКС у спортсменов развивается деформирующий артроз; они не могут заниматься видами спорта, предусматривающими выполнение движений на высоком уровне. В случае хирургического восстановления ПКС спортсмен вынужден воздержаться от занятий спортом в течение не менее 6—8 месяцев.

         Высокое количество прыжков и приземлений в волейболе иногда приводит к травмам передней крестообразной связки (ПКС).

Рис. 14 - Отрыв бугристости большеберцовой кости у молодого спортсмена

Заболевание Осгуда-Шлаттера

         По сравнению со взрослыми молодые спортсмены с неполностью сформировавшейся скелетной системой имеют более податливые кости, более мягкие хрящи, а связки у них более мощные, чем соответствующие центры костного развития. Вследствие этого нагрузка, вызывающая разрыв связки или сухожилия у взрослого спортсмена, может привести к перелому эпифиза или апофиза у молодого спортсмена. В случае неправильного диагноза и лечения такие повреждения могут привести к нарушению костного развития. У молодых волейболистов нередко встречается заболевание Осгуда-Шлаттера.

Болезнь Осгуда-Шлаттера, впервые описанная в 1903 г., встречается обычно у подростков в возрасте 11—15 лет, причем чаще у мальчиков. Патогенезом является травматический частичный разрыв связки надколенника в области ее прикрепления к бугру большеберцовой кости.         Клиническими симптомами является боль, болезненные ощущения и локальная отечность мягких тканей разной степени.

        Изменения на рентгеновских снимках зависят от возраста пациента и стадии заболевания. У детей старшего возраста, у которых уже образовались центры окостенения, можно увидеть рентгенконтрастные очаги, а также неравномерность поверхности с оторванными фрагментами хрящевой и костной частей бугристости. Во время хронической стадии отечность мягких тканей уменьшается, а сместившиеся кусочки кости могут увеличиваться в размерах. Фрагменты могут соединяться друг с другом или прикрепляться к бугристости. На позднем этапе обнаруживается увеличение бугристости большеберцовой кости, которая может вызывать дискомфорт. Если заключительной стадией хронического "колена прыгуна" у взрослых спортсменов является разрыв сухожилия надколенника, то у молодого спортсмена хроническое заболевание Осгуда-Шлаттера может привести к отрыву бугристости большеберцовой кости (рис. 14).

        Во время острой фазы заболевания рекомендуется покой, холод, использование костылей, противоотечных и противовоспалительных средств. До исчезновения симптомов начинают программу полной реабилитации четырехглавой мышцы. Заболевание обычно полностью проходит в процессе достижения скелетной зрелости. В некоторых случаях приходится прибегать к хирургическому вмешательству.

         Травмы лодыжки больше всего распространены в волейболе. По некоторым данным до половины всех травм в волейболе приходится на травмы лодыжки. Наиболее частым механизмом травмы лодыжки является приземление на стопу другого игрока, чаще всего на стопу противника. В тоже время в пляжном волейболе травмы лодыжки менее распространены. Вероятно это связано с меньшим количеством игроков на площадке и особенностью биомеханических свойств песка. Большинство травм лодыжки являются острыми повреждениями, а именно растяжениями связок.

Растяжения связок голеностопного сустава

        Большинство растяжений в области голеностопа касается латеральных связок сустава и включает "двойную" травму связок, т.е. повреждение передней таранно-малоберцовой и пяточной малоберцовой связок (рис. 15). В более тяжелых случаях повреждается и межберцовый синдесмоз.

         Значительно реже встречаются повреждения дельтовидной связки. Все эти повреждения, исключая повреждения межберцового синдесмоза и дельтовидной связки, можно лечить консервативным путем. Что касается повреждения межберцового синдесмоза, то оно требует открытой репозиции и внутреннего фиксирования, в случае разрыва дельтовидной связки может потребоваться открытая реконструкция.


Травмы лодыжки в волейболе

Рис. 15 - Повреждение связок голеностопного сустава.

а - инверсия стопы с дисторзией передней малоберцово-таранной связок 1-й степени;
б - дисторзия малоберцово-таранной и пяточно-таранной связок 2-й степени;
в - полный разрыв пяточной-таранной, передней и задней малоберцово - таранных связок.

        Большинство растяжений связок голеностопного сустава лечится консервативным путем. Назначается покой и ограничение активности с помощью наложения гипсовой повязки (воздушной или гелевой) или соответствующего ортопедического аппарата. Можно также использовать двухстворчатую повязку, которую следует снимать во время выполнения упражнений. При незначительных повреждениях можно туго забинтовать голеностопный сустав. Кроме того, сразу после повреждения прикладывается лед. В зависимости от болевых ощущений активное выполнение движений следует начинать как можно раньше. Для снятия болевых ощущений и отечности применяют нестероидные противовоспалительные препараты. Акцент делается на раннее выполнение движений с полной амплитудой, чтобы не допустить контрактуры ахиллова сухожилия и последующего ограничения подошвенного сгибания. После восстановления нормального диапазона движений и походки повязку снимают и пациент использует "воздушную" или гелевую повязку в обуви для устойчивости. В этот период основное внимание уделяют укреплению малоберцовых мышц и переднюю группу мышц голени. После восстановления силы, приступают к выполнению упражнений на гибкость и координацию.

Факторы риска травмы лодыжки в волейболе

        Основным фактором риска травм лодыжки является предыдущие растяжения связок лодыжки. Большинство случаев травма лодыжки была повторной, и только в нескольких случаев травма происходит впервые. В течении первых 6-12 месяцев после травмы риск повторной травмы увеличивается в 6-10 раз. Другим фактором травмы лодыжки является усталость, которая негативно влияет на функцию мышечных веретен посредством активации болевых рецепторов и выделения побочных продуктов воспалительных процессов, которые снижают биоэлектрическую активность мышечных веретен.

Из опыта работы преподавателя

        Государственным образовательным стандартом и учебным планом предусмотрено преподавание дисциплины «Физическая культура» по специальностям  «Лечебное дело», «Сестринское дело». Разделы рабочей программы отражают различные направления и виды спорта, в том числе и волейбол.

        При преподавании дисциплины «Физическая культура» мною была разработана собственная методика организации и проведения занятий по обучению игре в волейбол студентов медицинского колледжа. Основа этой методики – применение в подготовительной части занятий специальных комплексов упражнений, направленных на решение задач по овладению учебным материалом разделов физической, технической и тактической подготовки к игре. Для этого я разработала для проведения подготовительной части занятия рациональный вариант распределения времени и применяемых средств. Следует заметить, что степень овладения профессиональными умениями и навыками непосредственным образом зависит от уровня физической и технической подготовленности студентов.         

        Поэтому наибольший эффект при обучении тому или иному виду спорта наблюдается при условии одновременного формирования педагогических и двигательных навыков на фоне воспитания физических качеств. Отсюда – важность поиска средств и методов повышения эффективности обучения на занятиях при ограниченном количестве часов. Многие специалисты видят пути улучшения качества обучения, прежде всего, в совершенствовании средств и методов физической и технической подготовки студентов.         Эффективным при этом является применение специфических для определенных видов спорта комплексов с дифференцированным подбором упражнений, направленных на развитие того или иного ведущего физического качества при одновременном совершенствовании двигательных навыков. Это направление более всего оправдывает себя при обучении студентов основам техники волейбола, что обусловлено комплексным проявлением двигательных качеств волейболиста. В практической деятельности зачастую недооценивается роль общей и специальной физической подготовки. В одном случае специалисты под средствами общей физической подготовки понимают общеразвивающие упражнения из гимнастики, другие – легкоатлетические упражнения, различные игровые задания и т.д. Подобное несоответствие наблюдается и в понимании содержания специальной физической подготовки. Все это приводит к тому, что при организации педагогического процесса на занятиях по волейболу наблюдаются не только расхождение в количестве выделяемых учебных часов на освоение данной дисциплины (в различных учебных заведениях оно неодинаково), но и различный подход в ее преподавании. В результате недооценивается значимость качественного овладения двигательными навыками игры как важнейшего фактора, обуславливающего успех в овладении профессионально-педагогическими умениями и навыками.         Помимо этого, отмечается и низкий уровень физической подготовленности студентов медицинского колледжа, что мешает им эффективно осваивать средства специальной физической и технической подготовки, что закономерно обедняет процесс обучения студентов игре и не создает у них достаточно полного представления о современной практике обучения и совершенствования в волейболе.

        Мои исследования и опыт преподавания показали, что на занятиях общего курса волейбола в медицинском колледже наиболее рациональным является применение специфичных для волейбола средств и методов. Целенаправленное использование специально подготовительных упражнений из других видов спорта (близких по своей структуре к основным) способствует более эффективному решению задач формирования двигательных умений и навыков.

        Практика показывает, что использование тех или иных методов и организационно-методических форм обусловлено спецификой двигательной деятельности. Для игровой деятельности волейболистов характерны непрерывно изменяющиеся условия и ситуации при внезапно возникших двигательных задачах, и, как подсказывает опыт, формирование двигательных навыков отличается большой вариативностью. Иными словами, обучение направлено на комплексное совершенствование движений в меняющейся обстановке. Эффективным в данном случае является метод «сопряженного воздействия», основанный на применении игровых упражнений при изучения элементов техники в сочетании с упражнениями, направленными на развитие специальных физических качеств волейболиста.         Для современной практики волейбола определенный интерес представляет применение метода «круговой тренировки», который мной успешно используется для решения задач физической, технической и других сторон подготовки. К настоящему времени «круговая тренировка», сложившаяся в организационно методическую форму проведения занятий, имеет разнообразные методические варианты и неограниченные возможности точного дозирования нагрузки. Круговой метод, используемый мной на этапах начального обучения игре в волейбол («Волейбол» – один из разделов программы по физической культуре) и совершенствование приемов игры в волейболе представляет структуру, при которой выполнение упражнений происходит в условиях, адекватных игровым, и одновременно способствует комплексному воспитанию специальных физических качеств и формированию навыков. Известно, что традиционно структура занятия по физической культуре включает в себя подготовительную, основную и заключительную части, каждая из которых имеет определенные задачи и содержательное наполнение. Анализируя построение учебных занятий по волейболу в медицинском и других колледжах, уровень физического развития студентов своего учреждения, я обратил внимание на недооценку подготовительной части занятия для решения задач обучения навыкам игры.         Если в основной части занятия комплекс действий связан непосредственно с применением специальных средств волейбола (и в этом наблюдается единство подхода специалистов), то в принципах построения подготовительной части обнаруживаются различные тенденции.

        Подготовительная часть занятия способствует решению задач основной части и является ее логическим продолжением. Как правило, она включает в себя два этапа.

        В первом осуществляется разогревание организма занимающихся, выполняются упражнения для разностороннего развития, укрепления опорно-двигательного аппарата и т.п.; во втором обеспечивается специальная нервно-мышечная подготовка, в основном за счет упражнений специальной физической подготовки. Как правило, в подготовительной части занятия проявляется высокий уровень физической подготовленности студентов как непременное условие обучения основным упражнениям в технике конкретного вида спорта. Именно уровень физической подготовленности обучаемых определяет темпы усвоения техники соревновательных упражнений.

Основываясь на данных специальных научных исследований по обоснованию рационального содержания подготовительной части занятия, я предлагаю оптимальный вариант последовательного распределения в ней средств. При общей продолжительности занятия 90 минут до 25 минут отводится у нас на подготовительную часть занятия, в которой решение организационных вопросов занимает приблизительно 10% времени, на применение средств ОФП уходит еще 10%, все остальное время (80%) используется на специальную физическую подготовку. Увеличение объема времени на подготовительную часть занятия за счет использования специальных комплексов упражнений вполне оправдано. Освоение предлагаемых комплексов упражнений предусматривает не только совершенствование физических качеств занимающихся, но и последовательное овладение ими основными двигательными навыками, что и осуществляется в основной части занятия. Основу специальных комплексов составляют упражнения, выполнение которых оказывает, с одной стороны, всестороннее воздействие на организм волейболистов, с другой, позволяет решать задачу одновременного развития необходимых для волейбола физических качеств и формировать двигательные навыки. По форме и содержанию они должны быть сходны с основными упражнениями в волейболе. Цель предлагаемых комплексов создать модель тех двигательных условий, в которых проявление физических качеств соответствовало бы необходимой подготовке организма к решению задач основной части занятия. К примеру, если в основной части предстоит изучение нападающего удара, то в комплекс целесообразно включить такие упражнения и их сочетания, выполнение которых способствовало бы проявлению у студентов скоростно-силовых, координационных способностей в условиях, адекватных игровым. При подборе упражнений, составляющих специальные комплексы, необходимо руководствоваться принципами систематичности, постепенно увеличивая нагрузки до максимальных. Например, если обучение верхней передачи мяча в падении с перекатом на спину предусматривается на первом занятии, то отработку элементов этого сложного технического приема следует планировать не только в комплексе этого занятия, но и в упражнениях последующих трех-четырех занятий. Аналогично осуществляется распределение упражнений при изучении нападающего удара, освоение которого, к примеру, запланировано на одном из занятий, а его элементы, подводящие упражнения, последовательно включались в предыдущие занятия.

        В качестве примера можно привести содержание комплексов, используемых соответственно в начале и в конце общего курса волейбола. (Приложение 1).

        Этот комплекс в соответствии с выполняемыми действиями, можно описать и по следующей схеме (с учетом преимущественного воздействия): динамическая сила – быстрота – имитация техники – быстрота – ловкость – быстрота – имитация техники.

        По аналогичному принципу можно составить схему и для второго комплекса, но с добавлением уже изученных игровых приемов с мячом и более сложных сочетаний в действиях. Здесь упражнения общеразвивающего характера на гимнастическом мате сменяются движениями, в которых проявляются скоростно-силовые усилия и точность при броске теннисного мяча в цель, действия с проявлением ловкости и выполнения технических приемов с мячом чередуются с быстротой передвижения и скоростно-силовыми усилиями, связанными с преодолением гимнастического коня.

        Следует отметить, что приведенные варианты комплексов и выполняемые в них действия близки к игровым ситуациям волейбола и одновременно оказывают всестороннее воздействие на организм обучаемых.

        В среднем, в подготовительной части занятия рекомендуется выполнять каждый комплекс 2-3 раза (в зависимости от его сложности и степени усвоения). Первоначальный этап обучения предполагает выполнение комплекса упражнений в медленном темпе, в облегченных условиях – с целью «опробования» входящих в комплекс упражнений. Особое внимание следует обратить на правильность имитации технических приемов и выполнение подводящих упражнений, а также на четкость переключения с одного действия на другое. Дозировку каждого упражнения в данном случае необходимо снижать до минимума. Второй раз комплекс следует выполнять в среднем темпе с учетом всех требований. В третьей попытке можно уже увеличить скорость и темп выполнения входящих в комплекс упражнений, самостоятельно контролируя при этом технику движений. Выполнение специальных комплексов упражнений целесообразно осуществлять поточным методом, так как он в наибольшей степени соответствует характеру и режиму специфичной для волейбола работы. Кроме того, использование поточного метода позволяет осуществить следующие действия: – подобрать комплексы упражнений, необходимых для подготовки к работе в основной части занятия, сочетая их с целенаправленным воздействием на организм занимающихся;

        – повысить возможности развития не только специальных физических качеств и качеств овладения двигательными навыками, но и воспитывать волю спортсменов;

        – организовать оптимальный контроль за действиями всех тренирующихся, сравнить их

действия, оперативно делать замечания (осуществлять корректировку), давать оценку частным и характерным ошибкам;

        – дать возможность каждому занимающемуся контролировать свои действия не только в ходе выполнения упражнений комплекса, но и наблюдая за действиями товарищей, подмечать в их действиях положительное и отмечать недостатки с целью исправления ошибок;

        – регламентировать физическую нагрузку, а также придать особую значимость воспитанию качеств, необходимых для овладения теми или иными навыками, изучение которых предусмотрено задачами занятия.         Регулировать нагрузки при выполнении комплексов упражнений можно за счет варьирования следующих компонентов:

• количества упражнений;

• продолжительности выполнения комплекса в целом;

• продолжительности каждого отдельного упражнения;

• интенсивности выполнения упражнений;

• продолжительности отдыха между каждым выполнением;

• высоты и размеров специального и дополнительного оборудования.

        Поскольку комплексы предъявляют достаточно высокие требования к организму (показатель пульса во время работы находится в пределах 170-180 уд./мин), то после выполнения каждого комплекса рекомендуется использовать паузы отдыха (в среднем продолжительность их 45-50 секунд), во время которых идет разъяснение преподавателем методических основ выполняемой занимающимися работы. В процессе обучения и совершенствования специальных двигательных навыков я считаю целесообразным обращать внимание на решение воспитательных и образовательных задач. Необходимым условием этого являются четкая организация и продуманность действий преподавателя и студентов, информационная насыщенность учебного процесса. При использовании мной указанной методики я уделяю особое внимание четкому доведению до сознания студентов смысла предлагаемых заданий, последовательности их применения и предполагаемому эффекту. В целях предупреждения ошибок заранее акцентирую внимание слушателей на самые трудные элементы того или иного упражнения, входящего в комплекс. Постепенно увеличивая число упражнений в комплексах (по мере усвоения студентами учебного материала курса), я одновременно усложняю как отдельные фрагменты комплекса, так и сами комплексы. В процессе выполнения парных заданий и фрагментов комплекса обязательным считаю освоение отдельных элементов инструкторской практики. Очередность выполнения заданий позволяет каждому из студентов побывать в роли инструктора. Его обязанности заключаются не только в том, чтобы обеспечить строгое выполнение партнером задания, но и указать на ошибки, по ходу работы сделать необходимые замечания (особенно если выполнялись имитационные, подводящие и основные упражнения). В целях обеспечения психологической комфортности я придаю значение созданию положительного эмоционального тонуса и формированию сознательности в подходе к изучаемому материалу за счет использования форм традиционных эстафет и подвижных игр. Кроме того, в ходе организации и проведения упражнений особое внимание уделяю постановке и выполнению специальных заданий типа «кто точнее», «чья команда техничнее» и т.п. В методическом уголке помимо тематических планов занятий и графика прохождения общего курса я заранее вывешиваю график дежурства студентов, текст с изложением обязанностей дежурного, схемы, помещаю рисунки наиболее значимых упражнений подготовительной и основной частей занятия, даю перечень необходимого инвентаря, оборудования и предлагаю информацию о порядке их расстановки перед началом занятия. Это также способствует значительной активизации студентов, формированию у них способности осознанно подходить к изучению дисциплины, воспитывает волевые качества.

        Эффективность целенаправленного использования специальных комплексов упражнений при обучении волейболу

        Предлагаемая методика обучения, основанная на применении специальных комплексов упражнений, оказывает существенный эффект на функциональное состояние центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата. Использование мной специальных комплексов позволяет создать такой режим мышечной деятельности студентов, при котором проявляются:

        1. способность к длительной концентрации внимания и точность ответных действий при различных внезапно возникающих раздражителях,

        2. точная и тонкая дифференцировка ответной реакции в разнообразных для волейбола ситуациях,

        3. быстрота переключений с одной деятельности на другую,

        4. высокая работоспособность в сложных условиях.

        Именно такой подход к организации занятий со студентами по волейболу позволяет успешно развивать у них силу, упражнять динамический механизм нервных процессов, а также способствует эффективному решению специфических двигательных задач в процессе обучения и совершенствования в игре.

        Использование специально-подготовительных комплексов упражнений способствует повышению плотности занятий, предъявляет более высокие требования к функциональному состоянию центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы организма занимающихся. Применение этих комплексов ведет к активизации физиологических функций, к более быстрой адаптационной перестройке систем организма, способствует эффективному воспитанию комплексных проявлений специальных физических качеств волейболиста: прыгучести, динамической силы мышц рук и туловища, ловкости, скоростной выносливости, а значит, и более успешному овладению основными техническими приемами игры в волейбол. Следует заметить, что наиболее высокими показателями специальных физических качеств, характерных для волейболиста, отличаются студенты, которые специализируются на спортивных играх, легкой атлетике, тяжелой атлетике, которые посещали спортивные секции во время учебы в школе.         Акцентированное воспитание специальных физических качеств в ходе обучения создает объективные предпосылки для овладения студентами практическим материалом общего курса волейбола. Применение в подготовительной части занятия специальных комплексов упражнений позволяет в короткие сроки создать у занимающихся ту базу специальной физической подготовки, на фоне которой успешно будут решаться задачи обучения двигательным действиям.

        Характерное отличие от общепринятых средств, применяемых в подготовительной части занятий по волейболу, заключается в том, что наряду со специально подготовительными, в комплексы систематически включались основные упражнения, позволяющие моделировать игровую деятельность волейболиста.

        Как правило, студенты, сформировав способность правильной оценки и получив навыки четкого выполнения действий в предлагаемых ситуациях того или иного комплекса, могут быстро и адекватно решать задачи освоения сложных игровых действий в основной части занятий по волейболу.         Особенностью процесса обучения в волейболе является достижение не только устойчивости, стабильности освоенных игровых приемов, но и выработка способности варьировать их в соответствии с внезапно изменяющимися условиями.

        Помехами для достижения результативности в волейболе обычно считают:

        1. лимит времени, отводимого правилами на контакт игрока с мячом;

        2. высокую скорость полета мяча;

        3. сложность расчета траектории и направления его полета;

        4. необходимость мгновенно менять решение двигательной задачи в зависимости от постоянно меняющихся игровых ситуаций;

        5. трудность в выборе целесообразных ответных действий и рациональных приемов. Поэтому для обеспечения необходимой стабильности и успешности в процессе обучения волейболу оправдано применение комплексов специально подготовленных и основных упражнений, моделирующих наиболее характерные для игры ситуации, условия и режим двигательной деятельности. Целенаправленное применение специально подготовленных комплексов упражнений в подготовительной части занятий общего курса волейбола в наибольшей степени способствует повышению эффективности процесса формирования двигательных навыков.         Использование специальных комплексов упражнений в подготовительной части занятия является наиболее эффективным способом повышения уровня спортивной подготовки будущих специалистов-медиков.

        Предлагаемая методика организации и проведения подготовительной части занятия предусматривает систематическое включение в них элементов инструкторской практики непосредственно в ходе выполнения студентами предлагаемых преподавателем упражнений. При данной методике проведения подготовительной части занятия в значительной

степени усиливаются воспитательная и образовательная стороны преподавания и повышается степень сознательности и активности студентов. Таким образом, применение методики с использование специальных комплексов упражнений в подготовительной части занятий общего курса волейбола способствует оптимизации учебного процесса, повышению уровня спортивной подготовленности студентов.

Приложение 1

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ)

Тема «Овладение средствами и способами специальной физической подготовки волейболистов».

Вид занятия – учебно-тренировочное.

Учебная дисциплина – физическая культура.

Специальность  «Лечебное дело»

Задачи:

1. дальнейшее изучение верхней передачи двумя руками в движении;

2. изучение верхней передачи мяча в падении с перекатом на бедро-спину;

3. изучение нижней прямой и боковой подач.

Время проведения – 90 минут.

Место проведения – спортивный зал.

Межпредметные связи: анатомия, физиология.

Внутрипредметные связи: спортивные игры.

Методы проведения занятия: индивидуальный; метод круговой тренировки.

Студенты должны знать:

1) способы специальной физической подготовки волейболистов;

2) технику нижней прямой и боковой подач.

Студенты должны уметь:

1) выполнять нижнюю подачу;

2) выполнять верхнюю передачу в движении с перекатом на бедро-спину.

        Учебно-тренировочное задание №1

        Задачи:

        1. Ознакомить с задачами практического раздела общего курса волейбола и требованиями к занимающимся.

        2. Осуществить контрольные испытания по специальной физической подготовке.

        3. Изучение стойки и перемещений волейболиста.

        Оборудование, инвентарь: гимнастические маты и стенка, секундомер.

        Содержание Дозировка Организационно-методические указания

        1. Построение, рапорт. Ознакомление с задачами общего курса, требованиями к занимающимся. Сообщение задач урока.

        Заострить внимание на решении задач по овладению:

        - профессионально-педагогическими навыками в методике обучения и совершенствования техники и тактики волейболиста;

        - навыками судейства, организации и проведения соревнований по волейболу (Приложение 4);

        - основными навыками игры;

        - основами теории волейбола.

        2. Ходьба, ходьба спортивная, ходьба скрестным шагом спиной вперед, в полуприседе. 1-2мин Следить за темпом и правильностью выполнения упражнений.

        3. Бег, бег в полуприседе с поворотами и остановками в чередовании с ускорением. 2-3мин Остановки, ускорения на отрезке 5-6 метров выполняются по зрительному сигналу преподавателя, обращается внимание на технику остановки.

        4. Имитация стойки волейболиста. Индивидуально Контролировать правильность выполнения

        5. Сгибание и разгибание рук в упоре на гимнастическую стенку с последующим поворотом на 180 и принятием стойки волейболиста.

6-8 раз Изменение направления движения выполняется по зрительному сигналу преподавателя.

        6. Перемещение приставным шагом правым боком вперед в стойке волейболиста (в стойке готовности) без изменения направления движения. 1 круг Упражнение выполнять без фазы полета, ноги согнуты в коленном суставе.

        7. Имитация стойки волейболиста. Индивидуально. Контроль правильности выполнения.

        8. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, резкое вставание с последующим поворотом на 180. и принятием стойки волейболиста. 6-8 раз Предварительно объясняется основа техники выполнения. Содержание и условия выполнения контрольных испытаний более подробно раскрыты в разделе.

        9. Перемещение приставным шагом левым, боком вперед в стойке волейболиста (в стойке готовности) с изменением направления движения. 1 круг: Упражнение выполнять без столкновений, следить за правильностью выполнения.

        10. Передвижение спиной вперед в чередовании с остановками и изменением направления движения. 1 круг Соблюдать дистанцию во время перемещений, смотреть через левое (правое) плечо.

        11. Выполнение контрольного испытания по определению показателей двигательной реакции и быстроты стартового ускорения. Индивидуально выполнять контрольное испытание при максимально быстром поднимании туловища до седа из положения лежа на спине (руки за головой).

        12. Выполнение прыжка вверх толчком двух ног с места. 10-12 раз Приземление мягкое, выпрыгивание выше, ноги в коленях не сгибать.

        13. Упражнения на расслабление, на внимание.

Следить за правильностью выполнения, возможно индивидуальное выполнение.

        14. Подведение итогов урока. 2 мин Выставление оценок, подсчет ЧСС (Приложение 3).

        ПЛАН ЗАНЯТИЯ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ)

Тема «Изучение техники нижних прямой и боковой передач».

Вид занятия: учебно-тренировочное.

Учебная дисциплина: физическая культура.

Специальность: «Сестринское дело».

Задачи:

1) овладение средствами и способами специальной физической подготовки волейболистов;

2) дальнейшее изучение верхней передачи двумя руками.

Время проведения: 90 минут.

Место проведения: спортивный зал.

Внутрипредметные связи: гимнастика, спортивные игры.

Методическое обеспечение: Госстандарт. Рабочая программа. Календарно-тематический план. Методические разработки.

Методы проведения занятия: индивидуальный; игровой.

Студенты должны знать:

1) технику нижней прямой и боковой передач;

2) способы специальной физической подготовки волейболистов.

Студенты должны уметь:

1. выполнять нижнюю передачу;

2. выполнять упражнения на гимнастической стенке;

3. выполнять верхнюю передачу двумя руками.Список литературы: Верхало Ю.В., Гурович Л.И. Теория и практика физической культуры.

Учебно-тренировочное занятие №2

Задачи:

1. Овладение средствами и способами специальной физической подготовки волейболистов.

2. Дальнейшее изучение верхней передачи мяча двумя руками.

3. Изучение техники нижних прямой и боковой подач.

Инвентарь, оборудование: гимнастические скамейки, секундомер, набивные мячи (вес 1-2 кг), подвесные волейбольные мячи, сетка.

Содержание

Подготовительная часть

1. Построение, рапорт. Ознакомление с задачами урока. 25мин

2. Ходьба, ходьба спортивная.

3. Бег, бег приставными шагом, поворотами

и остановками, с изменением направления движения.

По 1 кругу Выполняется в парах, партнеры бегут, взявшись за руки.

Изменение способа передвижения выполняется по зри-

тельному сигналу преподавателя.

4. Упражнения с гимнастической скамейкой:

и.п.: стойка – руки со скамейкой вверх.

1. Выпады влево и вправо: и.п.: сидя на полу

ноги врозь, скамейка в прямых руках. 8 раз

2. Наклоны влево – поставить скамейку, то же – в другую сторону. 6-8 раз

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа скамейке. 8-12 раз

4.и.п.: присед, взявшись прямыми руками, расцепить руки, перекат на спину, вернуться в и.п. 6-8раз

5. и.п. то же, перекат с выпадом влево, вправо. 5-8раз

Подвижная игра «Воробьи-вороны» из исходных различных положений:

- упор сидя сзади на скамейке;

- лежа на спине, руки согнуты за голову, ноги прямые на скамейку;

- перекат на спину из упора присев;

- лежа на спине, руки согнуты за голову, ноги под скамейку, сгибание и разгибание туловища. 5-7мин Выполняется в парах, партнеры бегут, взявшись за руки (руки прямые). Изменение способа передвижения выполняется по сигналу преподавателя. Подвижная игра «Чья лодка быстрее». 3-5мин На каждую скамейку не более 7-8 занимающихся. Имитация нападающего удара левой, правой рукой. То же с запрыгиванием на скамейку. 1мин Обратить внимание на технику выполнения удара. Из исходного положения (сев ноги врозь) бросок набивного мяча в стенку. То же – стоя лицом к стене на расстоянии 3-4 метров 10 раз Следить за правильностью выполнения бросков. То же – в чередовании броска-передачи над собой. Из исходного положения сев ноги врозь – верхняя передача волейбольного мяча двумя руками в стенку. Индивидуально. При повторном выполнении занимающиеся соревнуются, чья группа больше выполнит наклонов за 10 сек.-

Упражнения с подвесными волейбольными мячами:

1. Верхняя передача двумя руками стоя на месте, с выпадом вперед-вправо. Верхняя передача двумя руками после передвижения под мяч. Верхняя передача двумя руками мяча, летящего навстречу. 10-12 раз

2. То же – в чередовании с передачей над собой в стойке волейболиста верхняя передача мяча двумя руками в стенку. Индивидуально. Напомнить о постановке рук при верхней передаче мяча в волейболе, способ выполнения броска – передачи должен быть сходными по структуре с верхней передачей в волейболе. Расстояние от стенки – 1,5-2 метра.

3. В стойке волейболиста верхняя передача мяча двумя руками после подбрасывания партнеру.

4. Верхняя передача мяча двумя руками стоя на месте.

5. Верхняя передача мяча двумя руками над собой, вторая передача партнеру.

6. Верхняя передача двумя руками с выпадом вперед, назад, влево, вправо.

7. Верхняя передача двумя руками в движении вперед, назад, влево, вправо.

8. Имитация ударного движения по мячу нижней прямой подачи.

9. Нижняя прямая подача подвесного мяча.

10. Имитация ударного движения по мячу нижней боковой подачи.

11. Нижняя боковая подача подвесного мяча.

12. Нижняя прямая подача волейбольного мяча в стенку.

13. Нижняя боковая подача волейбольного мяча в стенку.

14. Упражнения на расслабления и внимание.


ПЛАН ЗАНЯТИЯ

(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ)

Тема «Овладение средствами и способами специальной физической подготовки волейболистов».

Вид занятия: учебно-тренировочное.

Учебная дисциплина: физическая культура.

Специальность: «Лечебное дело»

Задачи:

1. Дальнейшее изучение верхней передачи двумя руками в движении.

2. Изучение верхней передачи мяча в падении с перекатом на бедро-спину.

3. Изучение нижней прямой и боковой подач.

Время проведения: 90 минут.

Место проведения: спортивный зал.

Внутрипредметные связи: спортивные игры.

Литература: Госстандарт. Рабочая программа Календарно-тематический план. Методические разработки.

Методы проведения занятия: индивидуальный; метод круговой тренировки.

Студенты должны знать: 1) способы развития специальной физической подготовки

волейболистов; 2) технику нижней прямой и боковой подач;

Студенты должны уметь: 1) выполнять нижнюю подачу; 2) выполнять верхнюю передачу в движении, с перекатом на бедро-спину.

Учебно-тренировочное занятие №3

Задачи:

1.Овладение средствами и способами специальной физической подготовки волейболистов.

2. Дальнейшее изучение верхней передачи мяча двумя руками в движении. Верхняя пере-

дача мяча в падении с перекатом на бедро-спину.

3 . Изучение нижней прямой и боковой подач.

Инвентарь, оборудование: набивные мячи, волейбольные мячи, сетка, стойки, секундомер.

Содержание

1. Построение, рапорт. Ознакомление с задачами урока.

 2. Ходьба, ходьба спортивная.

 3. Бег, бег с высоким подниманием бедра левым, правым боком вперед, спиной вперед в чередовании со спортивной ходьбой. 7 мин Проверить у студентов записи предыдущих уроков (выполняет второй преподаватель).

4. Подвижная игра «Кто быстрей поймает?».

Выполнение из исходного положения:

а) передвижение приставными шагами в стойке волейболиста, набивной мяч в руках

как при верхней передаче;

б) передвижение прыжками толчков двух ног мяч в прямых руках над головой. 13 мин Занимающиеся образуют внешний и внутренний круг, стоя в затылок друг другу (дистанция и интервал – 1м). При выполнении упражнения, например, по звуковому сигналу преподавателя, занимающиеся внутреннего круга догоняют в пределах волейбольной площадки каждый своего партнера внешнего круга. Победитель – команда, затратившая наименьшее время на ловлю всех партнеров.

5. Упражнение с набивными мячами: и.п.: присед, взявшись за руки. При счете 1 руки расцепить – перекат на спину; и.п.: ускорение к мячу – остановка с мячом на мате в стойке волейболиста – перекат на спину – положить мяч на место – имитация нападающего удара (с шага) у сетки - поворот 180; и.п.: занимающиеся второй шеренги – присед взявшись за руки. Занимающиеся первой – в упоре лежа ноги на руках партнеров второй шеренги.

1 – партнеры второй шеренги встают, партнеры первой выпрямляют руки.

2 – и.п. 10 мин Занимающиеся расположены как указано на рисунке. Перемещение по заданному направлению занимающиеся только первой шеренги начинают по сигналу падающий мяч. После выполнения ими задания партнеры меняются ролями. Занимающимся второй шеренги вменяется в обязанности оценить качество выполнения задания партнером и сделать соответствующие замечания.

Комплекс

Ускорение к мячу – кувырок с мячом через голову – бросок мяча двумя руками из-за головы за сетку.

- поймать мяч в стойке волейболиста,

- поворот 180. - ускорение к мату,

- остановка в стойке волейболиста,

- падение с перекатом на спину, положить мяч ускорение к партнеру остановка в стойке волейболиста. И.п.: присед, взявшись за руки лицом друг другу.

1 - выпад вправо, руки расцепить, перекат на бедро-спину.

2 - и.п.

Комплекс

Ускорение к мячу – с мячом принять стойку волейболиста – кувырок назад через голову, положить мяч – имитация нападающего удара у сетки поворот на 180. – кувырок вперед на мате – ускорение к месту старта – остановка в стойке волейболиста. 15 мин

Занимающиеся двумя руками бросают мяч в пол перед собой. Высота передачи над собой 1,5-2 метра. Расстояние между партнерами – 4-5 метров.

Осуществление индивидуальной помощи, исправление технических ошибок.

Упражнения с волейбольными мячами

- Верхняя передача двумя руками мяча отскакивающего от пола.

- Верхняя передача двумя руками над собой, вторая передача партнеру.

- Верхняя передача двумя руками с выпадом влево, вправо, вперед.

- Верхняя передача двумя руками подвесного мяча в падении с перекатом на спину.

- То же с выпадом влево, вправо.

- Нижняя прямая подача подвесного мяча.

- Нижняя боковая подача подвесного мяча.

- Нижняя прямая подача на точность.

- Нижняя прямая подача через сетку.

- Нижняя боковая подача через сетку. 15 мин Напомнить правила постановки рук и способы выполнения верхней подачи. Следить за техникой выполнения. Выпады выполнять с правильной постановкой стопы.

1. Медленный бег в чередовании со спортивной ходьбой.

Индивидуально (10 мин)

Выполнять упражнения на восстановление дыхания.

2. Упражнение на внимание. Подведение итогов урока. 3-5 мин. Проверить ЧСС.

Приложение 1

Комплекс. Занимающийся из заданного исходного положения (упор лежа) выполняет быстрое сгибание и разгибание рук, затем быстро встает и бежит, совершая ускорение на отрезке дистанции 3-4 метра с последующей остановкой и имитацией верхней передачи мяча двумя руками, затем в падении с перекатом на спину устремляется к линии нападения, выполняя у сетки имитацию нападающего удара. Переместившись на 3-4 метра в стойке волейболиста вдоль сетки, после остановки и поворота на 180°, совершив кувырок вперед через голову на гимнастическом мате, устремляется к лицевой линии площадки и останавливается в стойке волейболиста.

Приложение 2

Нормативы и оценка зачетных требований

по овладению навыками игры волейбол

1. Верхняя передача мяча двумя руками в стену (расстояние от стены не менее 1 метра):

1. 8 раз – удовлетворительно;

2. 12 раз – хорошо;

3. 16 раз – отлично.

3. Нижняя передача мяча двумя руками в стену (расстояние от стены не менее 1 метра):

1. 6 раз – удовлетворительно;

2. 9 раз – хорошо;

3. 2 раз – отлично.

3. Верхняя передача мяча двумя руками над собой (высота 2-3 метра) в чередовании с передачей партнеру (на расстоянии 6-8 метров). Из 10 попыток:

1. 7-8 раз технически правильно – удовлетворительно;

2. 9 раз технически правильно – хорошо;

3. 10 раз технически правильно – отлично.

4. Верхняя передача мяча двумя руками из зоны 3 для нападающего удара в зону 4 (при первой передаче из зоны 6). Из 5 попыток:

1. 3 передачи технически правильно – хорошо;

2. 5 передач технически правильно – отлично.

5. Нижняя прямая подача на точность. Из 5 попыток:

1. 3 попадания в левую или правую половину площадки по заданию – удовлетворительно;

2. 4 попадания в левую или правую половину площадки по заданию – хорошо;

3. 5 попаданий в левую или правую половину площадки по заданию – отлично.

6. Верхняя прямая подача в пределы площадки. Из 5 попыток:

1. 3 раза – удовлетворительно;

2. 3 раза – хорошо;

3. 5 раз – отлично.

7. Прямой нападающий удар из зоны 4 при передаче из зоны 3.

Из 5 попыток:

4. 3 раза – удовлетворительно;

5. 3 раза – хорошо;

6. 5 раз – отлично.

Прием вышеуказанных нормативов можно осуществлять по мере усвоения студентами тех или иных навыков игры. Окончательную оценку уровня овладения техникой я

выставляю на основании результатов выполнения предусмотренных нормативов в конце курса обучения игре волейбол. Результаты выполнения этих нормативов фиксируются в рабочем журнале.

Приложение № 3

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ВОЛЕЙБОЛОМ

Волейбол - спортивная игра, отличающаяся высокой динамикой, скоростно-силовой работой переменной мощности. Травмы во время игры в волейбол можно получить главным образом при падениях, прыжках и блокировке мяча. Наиболее типичные из них - растяжение сумочно-связочного аппарата, ушиба тела и пальцев рук; реже - переломы, вывихи плечевого сустава и пальцев рук. Следствием плохой разминки могут стать растяжения и разрывы мышц голени, ахиллова сухожилия, связок голеностопного сустава.

Инструкция по технике безопасности и профилактике травматизма на занятиях по волейболу.

1.Занятия по волейболу должны проводиться на сухой площадке (в
зале на сухом полу).

2. Занимающиеся должны быть в спортивной форме.

3. В спортивном зале должны быть огнетушители и аптечка,
укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными
средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

4. При обучении занимающихся нападающему удару необходимо
провести специальную разминку. Мяч не должен попадать под ноги
игрока, наносящего удар по мячу.

5. Перед игрой обязательна хорошая разминка для всех групп мышц и
суставов.

6. Перед отработкой защитных действий необходимо обучить
занимающихся технике всех способов падения и приземления.

  1. Во время игры необходимо пользоваться защитными
    приспособлениями.

Приложение № 4

СУДЕЙСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

п/п

Игровые действия 

Судейские

термины

1. 

Игрок, подбросив мяч, коснулся его. 

«Подача состоялась» 

2. 

Мяч подан до свистка судьи. 

«Без свистка» 

3. 

Игрок в момент подачи мяча наступил на лицевую линию. 

«Линия» 

4. 

Подача выполнена не из зоны подачи. 

«Не с места» 

5. 

Мяч при подаче задел сетку. 

«Подача состоялась» 

6. 

Мяч задел антенну или пролетел над ней. 

«Антенна» 

7. 

Мяч упал за пределы площадки. 

«Мяч - за» 

8. 

Мяч упал в пределах площадки. 

«Мяч - в поле» 

9. 

При подаче игрок бросил мяч. 

«Бросок» 

10. 

Неправильная расстановка игроков в момент подачи. 

«Расстановка» 

11. 

Команда более трех раз коснулась мяча. 

«Четыре касания» 

12. 

Мяч прижат игроком к сетке или задержан в руках. 

«Задержка» 

13. 

Игрок коснулся сетки. 

«Сетка» 

14. 

Игрок полностью перешел среднюю линию и коснулся площадки соперника. 

«Линия» 

15. 

Игрок задней линии сыграл в нападении с площадки нападения или сблокировал. 

«Зона» 

16. 

Игрок при нападающем ударе или блокировании воспользовался поддержкой других игроков. 

«Поддержка» 

17. 

Два игрока обеих команд совершили ошибки одновременно. 

«Спорный» 


Литература

1. Абалаков В.М. Новая аппаратура для изучения спортивной техники – М.; Физкультура и спорт, 1980.

2. Беляев А.В. Волейбол: Методы, средства и контроль развития у волейболистов общей и специальной выносливости, прыгучести: Методические рекомендации для студентов институтов физкультуры. – М., 1989.

3. Бубе Х., Фек Г. Тесты в спортивной практике. Физкультура и спорт. М., 1968.

4. Верхало Ю. В. Гурович Л.И. Прибор для исследования реакции волейболист «Теория и практика физической культуры» № 12 1985 с 37 -38

5.Гурович Л.И. Совершенствование преподавания общего курса волейбола. Методические рекомендации. Л., 1974.

6. Донской Д.Д. Законы движений в спорте. Физкультура и спорт. 1988.

7. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. Физкультура и спорт. 1982.

8. Железняк Ю.Д. Техническая подготовка волейболистов: Учебное пособие для студентов институтов физкультуры. – Смоленск, 1984.

9. Железняк Ю.Д. Тактическая подготовка волейболистов: Учебное пособие для студентов институтов физкультуры. – Смоленск, 1975.

10. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. Физкультура и спорт.1966.

11.Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для педагогических институтов. – Минск: Высшая школа, 1985.

12. Спортивные и подвижные игры и методика обучения: Программа для педагогических факультетов институтов физической культуры. – М. 1980.

13. Фурманов А.Г. Начальное обучение волейболистов. – Минск 1976.

14. Фурманов А.Г. Студенческий волейбол. – Минск: Высшая школа, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение урока волейбола методом «круговая тренировка»

Снижение уровня физической подготовленности учащихся в настоящее время требует от учителя физической культуры строить свою работу в рамках интенсификации и оптимизации учебно - воспитательного процесс...

Методическая работа на тему: «Методы улучшения скоростных качеств у студентов факультативных занятий по волейболу»

Достижения высокого уровня физической подготовленности волейболистов нельзя решить без разработки эффективных средств и методов развития основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, ги...

Методы обучения верхней и нижней передаче в волейболе.

В данной материале  приведны подводящие упражнения для обучения детей верхней и нижней передаче в волейболе. Так же рассмотрены наиболее часто встречающиеся ошибки....

Методичка по волейболу

Все про волейбол...