ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
статья на тему

Снетков Виктор Иванович

С целью подготовки специалиста, способного соста­вить конкуренцию на рынке труда, важно сформировать положительную мотивацию и перспективы таким об­разом, чтобы у него возникла позитивная установка на дальнейшее учение, самообразование, самосовершен­ствование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e.a.savina.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

                      У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

                                                                                           Снетков Виктор Иванович,  

                                                                                        Савина   Елена Анатольевна

                                                                  преподаватель

                                                          ТОГАПОУ

                                                                                         «Педагогический колледж

                                                                г.Тамбова»

         

                                  С целью подготовки специалиста, способного составить конкуренцию на рынке труда, важно сформировать положительную мотивацию и перспективы таким образом, чтобы у него возникла позитивная установка на дальнейшее учение, самообразование, самосовершенствование.

                             Наиболее эффективным способом мотивации познавательной самостоятельности является проблемное обучение, проблемные ситуации, которые способствуют развитию мыслительной активности студентов. Способом стимулирования познавательной активности в ходе обучения, поддержания эмоционально-волевого настроя студентов является умение преподавателя убедить их в значимости самостоятельной познавательной деятельности, пробудить интерес к ней, следить за ростом их самостоятельности, фиксировать их успехи, показывать достижения в этой деятельности.

                             Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов к подготовке квалифицированных работников. Развитие экономики создало такую ситуацию, когда получить образование на всю жизнь стало нереальным, поэтому педагоги испытывают особую потребность в надёжных педагогических технологиях, способных сделать образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Сложность внедрения новых педагогических технологий заключается в том, что в большинстве случаев у педагога имеется лишь видимость знания, позволяющие отойти от методики традиционного урока. Каждый студент колледжа посещает более десяти тысяч уроков за время своего обучения, что позволяет очень глубоко, чуть ли не на подсознательном уровне принять обобщённую, традиционную структуру урока. Когда педагог осознаёт, что ему необходимо коренным образом изменить организацию обучения, то сделать это очень трудно. Для этого необходимо чёткие способы, механизмы обеспечения активности обучающихся не на уровне операций, а на уровне обобщённых действий, создания таких алгоритмов, когда за студентом и преподавателем остаётся право на творчество.

                            Идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Возникла  целостная технология развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. Сторонников этой технологии достаточно много. Так,  М.О.Чошанов, разрабатывая технологию проблемно-модульного обучения, пришел к выводу, она продуктивна лишь тогда, когда обучающиеся обладают критическим мышлением.

                           Технология развития критического мышления (ТРКМ) - образовательная технология, предложенная авторами международного проекта «чтение и письмо для развития критического мышления» Ч. Темплом, К. Мередитом, Д.Стилл, С.Уолтером. Для того чтобы понять существенные признаки (характеристики) этой технологии обучения, необходимо осмыслить термин критическое мышление.

                             ТРКМ представляет собой целостную систему, формирующую вышеперечисленные навыки работы с информацией. Цель этой технологии - развитие мыслительных навыков студентов, необходимых в учебе и обычной жизни.  Эта образовательная технология - совокупность стратегий и приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать студента, пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить приобретенные знания. Использовать технологию можно в рамках традиционного урока.

                            ТРКМ имеет научную концептуальную основу, которая важна как при организации поиска информации, так и при обработке информации дискретного потока - обучении чтению учебного и научного текста. Логико - информационный подход - один из элементов научной концептуальной основы ТРКМ.  Д. Халперн  отмечает, что критическое мышление отличается логичностью и целенаправленностью. Законы логики лежат в основе некоторых приёмов ТРКМ, направленных на работу с информацией.

                            Этапы (три стадии ТРКМ - вызов, осмысление, рефлексия) соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. На стадии «Вызова» происходит актуализация опорных знаний. Группа разбивается на команды, которые отвечают на вопросы. Вопросы задаются последовательно каждой команде. Если команда не отвечает, то возможность переходит с следующей команде. Всего вопросов должно быть около 30, чтобы дать команде возможность заработать как можно больше баллов, а преподавателю оценить уровень знаний. На стадии осмысления сохраняется интерес при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого «знания» к «новому». Студент слушает, читает, т.е. получает аудиовизуальную  информацию, используя методы активного восприятия, ведёт записи по мере осмысления новой информации.   Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации выражается в форме заполнения таблиц, кластеров, установлении причинно-

                        следственных связей, организации «круглых столов», различных дискуссиях, написании творческих работ.  Рефлексия при использовании ТРКМ способствует процессу присвоения знаний. Д. Халперн указывает наряду с буквами на бумаге и звуками речи в схеме процесса осмысления, то есть символизация полученных в данном случае представлений означает, по Дж. Брунеру, соответствие критерию познавательной деятельности человека - символизацию когнитивного опыта.  

                            В данной схеме представление информации является последней стадией понимания, стадией формализации мысли в той или иной форме, то есть это та информация, которая была предварительно воспринята, осмыслена и преобразована в мышление. ТРКМ предлагает чёткую канву урока, организуя процесс обучения наиболее эффективно. Технология способствует умственной самостоятельности студентов:

                       -наличие логически связанной системы предписаний, ведущей от целей к задачам и результатам, предоставляет студентам возможность постепенно переходить от освоения отдельных методов и приёмов технологии обучения к восприятию их в целостной системе;

                       -усвоив ряд приёмов, студенты начинают их самостоятельно использовать, модифицировать и находить новые приёмы.

                             Технология развития критического мышления даёт преподавателю возможность не только использовать уже имеющие приёмы и методы, но и самостоятельно их создавать. В режиме технологии развития критического мышления можно проводить как отдельные уроки, так и разрабатывать блоки уроков, объединённых единой темой.

                       Литература

                      1.Загашев И.О., Заир - Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб., 2003.

                    2. Муштавинская  И. В . и др. Современный студент в поле информации

                     и коммуникации: Пособие для преподавателей вузов, учителей средних школ, студентов педагогических вузов и колледжей. СПб., 1999.

                     3.Темпл Ч., Мередит К. Основы критического мышления: междисциплинарная программа: Пособие 1 М.: ИОО, 1997.

                    4. Халперн  Д. Психология  критического мышления. СПб.: Питер,  2000.  

Интернет-сайты, связанные с тематикой критического мышления

  1. Critical Thinking — http://www.criticalthinking.org/ (Университетское КМ)
  2. Библиотека PsyFactor — http://www.psyfactor.org/lybr7.htm
  3. Перемена: Программа развития критического мышления через чтение и письмо — http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления как условие повышения качества обучения

В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано жел...

Формирование и развитие критического мышления на уроках химии

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В основе всего образовательного процесса лежит принцип личн...

Методический материал по теме "ТРКМ (технология развития критического мышления) и её возможности в обучении математике"

В материале представлена структура технологии развития критического мышления (ТРКМ), её основные элементы, приемы, "плюсы" и "минусы" использования, возможности применения на уроках математики....

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (из опыта работы)

Использование на уроках технологии развития критического мышления, как способа организации активного обучения....

Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.

Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....