Исследовательский проект :"История и истоки развития городецкой росписи".
проект на тему

Кравченко Марина Павловна

В  проекте проведено исследование истроии зарождения и развития народного декоративного промысла Городца,  изучены приемы росписи, орнамента, смыслового решения композиции росписи, технологии отделки изделий, разработана азбука росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_i_istoki_razvitiya_gorodetskoy_rospisi.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект:

Тема: «История и истоки развития

городецкой росписи»

Кравченко Марины Павловны,

учителя изобразительного искусства и черчения

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»

г.о. Балашиха


Содержание

  1. Введение. Городец.
  2. Истоки развития городецкой росписи.
  3. Роль индивидуальности в творчестве мастеров.
  4. Технология отделки городецких изделий.
  • Материалы и их приготовление.
  • Приемы росписи (азбука городецкой росписи).
  1. Заключение.
  2. Список литературы.

Цели и задачи проекта:

  • провести исследование истории зарождения и развития народного декоративного промысла Городца;
  • изучить приемы росписи, орнаменты, смысловое решение композиции росписи, характерные признаки городецкой росписи;
  • изучить технологии отделки изделий (обработка материалов, применяемые материалы);
  • разработать азбуку росписи;
  • выполнить изделия в стиле городецкой росписи;
  • раскрыть глубину темы, провести исследовательские подкрепления, применяемые на практике.

1. ВВЕДЕНИЕ. ГОРОДЕЦ

В семидесяти километрах от Нижнего Новгорода на левом берегу Волги расположился самый древний город Нижегородского края – Городец. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким в целях укрепления восточных границ Ростово-Суздальского княжества. Город возник на месте небольшого поселения, называемого Малый Китеж. Через Городец пролегал путь русской рати против волжских булгар, не раз разорявшие русские земли. Город в то время служил щитом восточной части княжества. Деревянная крепость и оборонительный земляной вал, сохранившийся до наших дней, защищали от набегов неприятеля.

Важным событием в истории города было основание Федоровского монастыря. В 1263 году, возвращаясь из Золотой орды, здесь принял пострижение с именем Алексия и скончался Александр Невский. Заметим, что недавно в Городце при раскопках был найден княжеский шлем, датируемый 13 веком, принадлежность которого пока не установлена. После смерти Александра Невского князем стал его сын Андрей, прозванный «Андреем Городецким». В 14 веке здесь чеканили свою серебряную монету. В 17 веке город стал одним из центров деревянного судостроения на Волге. Городецкие расшивы славились по всему Поволжью. В 1767 году на освящении храма в честь Фёдоровской иконы Божьей Матери присутствовала императрица Екатерина II .Значительную часть Городца она пожаловала графу Григорию Орлову, впоследствии эта часть перешла к графу Панину и княгине Волконской. В 17 веке город стал оплотом и негласной  «столицей» старообрядчества. В 19 веке Городец превращается в крупный торгово-экономический и судостроительный центр.

Деревянные дома Городца, украшенные глухой барельефной и прорезной деревянной резьбой, кажутся сказочными теремами. В основу резьбы был положен растительный орнамент в сочетании с изображении русалок-берегинь, райских сказочных птиц-сиринов, а также добродушных львов и других мифологических фигур.

Славное городецкое прошлое сохранилось в облике каменных купеческих домов, украшенных крылечками с ажурным кружевом чугунных навесов и роскошными металлическими дымниками и водостоками. В одном из таких особняков, принадлежащему купцу И.П.Облаеву, сегодня располагается краеведческий музей.

Городецкая земля бережно хранит и приумножает традиции художественных народных промыслов и ремёсел. Здесь по-прежнему процветают Городецкая роспись, золотная вышивка, лозоплетение, гончарное искусство, выпечка медовых пряников, резьба по дереву. А резьба пряничных досок достигла уровня высокого мастерства и стала подлинным искусством. Современный Городец справедливо называют «городом мастеров». Ежегодно в последний выходной день июля проходит фестиваль народных промыслов и ремёсел, а во второе воскресенье сентября, в день города, Городец становится и театром, и вернисажем, и музеем и ярмаркой.

2. ИСТОКИ РАЗВИТИЯ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ

Нижегородская манера…наиболее чистый

вариант подлинного живописного искусства…

В ней отсутствует деспотизм предварительного

контура, связывавшего руку живописца…

В.С. Воронов.

Лежит Городец в нынешней Нижегородской области, в том же лесном Заволжье, что и знаменитая Хохлома на левом берегу Волги. Берег здесь обрывистый и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, украшенные глухою и сквозною деревянной резьбой, фигурным просечным железом, например на одних окнах – перья жар – птицы, на других – сплетения причудливых трав. Дома охраняют фигуры львов и берегинь резанные из дерева.

На главном фоне доски в рисунке растительной ветки выделяются ритмичные извивы стебля, от которого отходят большие и маленькие листья сложного рисунка. Среди узора особенно выделяются берегини, сирины, львы.

Эта резьба очень близка к древней архитектуре Владимиро-Суздальского края, где встречаются извивающиеся ветви с закругленными отростками и фигуры сказочных существ и львов, столь популярных в нижегородской резьбе.

Изображения русалки - берегини, крылатых грифонов, коней и других птиц, по языческим представлениям, молились о ниспослании дождя. Крылатые грифоны и другие звери охраняли жизнь от злых духов.

Очевидно, такое же значение имели эти символы и для городецких крестьян.

Зарождение городецкой резьбы искусствоведы относят к концу XYII – началу XYIII в.

Резьбой своей здешние дома обязаны мастера – корабелам, которые селились на берегах Волги. Зимой, когда мастера, украшавшие корабли, бывали в простое, они резали доски на дома для украшения. Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества. Резали деревянные скульптурные игрушки, а также игрушечную мебель.

Искусство городецких плотников совершенствовалось на строительстве барж и белян, которые также украшались резьбой и расцвечивались красками.

Наряду с воронежскими и архангельскими в конце XYII в. были построены большие верфи в Городце, где Волга, врезаясь в берег, образовала удобный затон. На новых верфях в Воронеже и Архангельске идет большое строительство судов. Суда, изготовленные на этих верфях, богато украшались резьбой и росписью, над которой по приказу Петра I работали резчики Московской Оружейной палаты, специалисты по резьбе иконостасов. XYII – XYIII вв. как Нижний Новгород, так и Городец, Балахна, Катунки и другие селения превратились в крупные центры судостроения.

В связи с азовскими походами в Нижний Новгород приезжал Петр I. Здесь находилась «партикулярная верфь», куда правительство в 20-е годы XYII в. были командированы офицеры, мастера и работные люди, приписанные к судовому строению[1].

Плотники с городецкой судоверфи так славились своим мастерством, что Петр I вызывал их даже на постройку военных кораблей в Преображенское – там, далеко за пределами родного края, городецкие крестьяне распространяли свои навыки и умения, свою производственную культуру и сами возвращались на родину, обогащенные опытом других мастеров.

Волжские баржи и беляны в основном украшались по краю внешней части борта орнаментами в виде полос по принципу ритмического повторения отдельных элементов. Украшалась и кормовая часть, для оформления которой характерно симметрическое строение узора с главным композиционным пятном в середине. Изобразительными элементами в украшении суда были растительный орнамент, фараонки, львы и гербы. Для придания узора большей декоративности фон и рельеф раскрашивались самыми всевозможными красками, ультрамарином, суриком, охрой.

В связи с появлением на Волге и других реках пароходов, а со второй половины XIX в. и крупных предприятий, строящих паровые суда (в 1948г. на Волге, например, возникает Сормовский завод), строительство деревянных судов постоянно сокращается. А богато орнаментированные резные полосы и фигуры сказочных существ, изготовлявшиеся резчиками в зимнее время, отныне употребляют в убранстве крестьянских изб. Постоянно, все более и более усложняя, складывалась определенная система в резном уборе городецких изб. Ее приметными атрибутами стали птицы сирины, львы, фараонки, превосходно вкомпонованные в растительный орнамент и, несомненно, украшавшие его.

А в последней трети XYIII в. в Городце зарождается оригинальный промысел резных и инкрустированных донец. В это время в стране начала развиваться текстильная промышленность, для которой нужна была льняная пряжа. Она же шла в большом количестве и на экспорт.

Заволжские земли всегда славились богатыми урожаями льна, из которого местные женщины ткали на продажу белоснежные холсты. Прежде чем выткать полотно, лен нужно было обработать и изготовит из него пряжу. Для этого необходимы были такие орудия труда, как трепала, мялки, веретена, прялки. Деревни в окрестностях Гордца специализировались на изготовлении тех или иных орудий ткацкого ремесла. В деревне Охлебаиха, и позднее и в деревнях Курцево, Косково, Мокрево, Ометово, Савино – стали делать донца для прялок. Женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчики и Живописцам работы хватало. Донца пользовались большим спросом. Что же такое донце? Это осиновая доска длиной до 75см., а шириной 20-25 см. Один ее конец закруглен, и на нем стоит конусообразное возвышение с продолбленным отверстием. В него и вставляется гребень, на который надевалась тщательно расчесанная шелковистая кудель. Пряха садилась на лавку близ краешка донца и левой полусогнутой рукой извлекала волокна кудели.

Донечный промысел зародился в приузольских селах – Боярском, Курцево, Мокрово, Серково, Хлебаихе. Почему именно здесь Река Узола, протекающая по Городецкому району, несет свои воды по тенистому и дубовому лесу. В дни весеннего половодья река подмывает крупные берега, на которых возвышаются березы, ели, кряжистые дубы, и выворачивает их с корнем. Падая в воду, деревья постепенно заносятся песком, погружаются в речной ил. Мягкие породы деревьев быстро сгнивают, дубы же от долгого пребывания в воде, наоборот, становятся еще крепче и плотнее. Пролежавший на дне многие десятки лет дуб меняет цвет древесины – из светлой она становится темной, как графит.

Маленькая речка временами меняло русло и, уходя, открывала погребенные его дубы. А из самой речки крестьяне нередко вылавливали мореные дубы. Очень редкий материал. Окрестные крестьяне использовали этот материал для украшения донец. Крупные части изображений детали из вставок темного дуба, такие же круглые вставки – гвоздики служили для окаймления, а все остальные детали узора выполняли резцом. Красота дерева и подсказала донечным мастерам редкий декоративный прием.

Неизвестно, кому из мастеров, резавших из осины донца, пришла мысль использовать в их украшении красивую по цвету мореную древесину дуба. Исследователи народного искусства склонны отнести появление первых инкрустированных кусочками черного полированного дуба прялочных донец к концу XYIII - началу XIX столетия. Художественное оформление донец берет свое начало с выемчатой резьбы и инкрустации, технические приемы которых издавна хорошо были знакомы здешним резчикам. Такой резьбой в Заволжье украшали наличники окон, различные деревянные бытовые предметы. Инкрустированные узоры встречаются на крестьянских раздвижных столах.[2]2

Примечательностью городецкой прялки являются не лопаска, или гребень, а широкое, плоское донце, словно специально предназначенное для оформления резьбой или росписью.

По декоративному оформлению донца делятся на четыре группы: резные; резные с инкрустацией; инкрустированные с подкраской; живописные. Именно в такой последовательности развивался промысел в Городце. В самом начале зарождения промысла гродецкие донечники (так называли мастеров, изготовляющих донца прялок) покрывались изделия резьбой. Резчики Городца достигли большого мастерства в украшении донец. Их резьба отличалась лаконичностью форм орнамента, четкостью линий, своеобразной композицией. Но резчики всегда искали новые приемы в оформлении изделий, придавали большое значение природным свойствам дерева и выгодно использовали их. Свойства «топляк» - морского дуба мастера – резчики использовать в своих работах, вставляя вырезанные фигурки темного цвета в сделанные заранее углубления в изделиях. Так, по мнению ученых, появилась в этих местах техника инкрустации. Инкрустация умело дополнялась резьбой, техника которой в конце XYIII века достигла виртуозности. Казалось, мастер создавал свой рисунок одним взмахом резца.

Украшение изделий инкрустацией свидетельствует о творческих способностях и безграничной фантазии народных художников. Умение одним движением резца схватить самые характерные очертания придает изображениям удивительную выразительность: по полю мчатся впряженный в Карету конь: крутой изгиб шеи, развевающиеся по ветру грива и хвост. Округлость линии спины коня, разбросанные в беге тонкие паутинки – ноги – и перед нами мчащийся в галопе конь; угловатое остроугольное туловище, полоска шапки, несколько гибких линий, обозначающих руки и ноги и мы видим лихого кучера, одной рукой натянув вожжи, он сдерживает бег коня. Так же предельно схематично показана в народной карете и дама в пышном наряде. Однако в очертаниях без труда можно узнать тип кареты XYIII века, кокошник и кринолин: их носили женщины того времени. Повернувшись к зрителю, она широко раскинула руки.

В задачу художника не входило приблизить изображение к натуре. Его цель – сделать вещь как можно наряднее. Используя в виде гвоздиков вставки мореного дуба, он украсил ими края донца, очертания кареты и огромной дуги, даже в пространство между натянутыми вожжами он включил ряд орнаментальных порезов и разбросал по свободному полю полоски – ленточки, листочки, цветы, представляющие собой выемки, выполненные одним движением полукруглого долота.

В рисунок включены и фигуры геометрического орнамента – самого древнего типа узора. Так, колеса кареты изображены в виде геометрических розеток, а вставки из мореного дуба напоминают треугольники и трапеции. Вместе с тем, заменив заостренный нож (которым выполнялся геометрический орнамент) долотом со скругленным краем, художник получил возможность придавать линиям мягкость и плавность.

Где же мастер – резчик мог увидеть пышную карету, дам в кринолинах, изображениями которых он украсил донца? На быт заволжских крестьян оказывал большое влияние город. Жители деревень были тесно связаны с таким крупным торговым центром, как Нижний Новгород: здесь жители представители всех классов, сюда на ярмарку съезжались купцы со всех концов России. Оказавшийся по своим делам в городе крестьянин мог увидеть здесь и нарядно одетых дам, и кавалеров в военной форме, треугольных шляпах, и пышно украшенные кареты. Однако в резьбе на прядильном донце эти персонажи приобретали юмористический характер: изображенная на краю кареты во весь рост женщина уперла руки в боки и будто кичится перед зрителем своим нарядом. Такими же забавными выглядят и фигурки кавалеров, показанных художником светскими щеголями и франтами: их вычурно изогнутые позы, развевающиеся кисточки и концы кушаков, упершаяся в бок рука вызывают невольную улыбку.

По всему видно, что украшал донца талантливый художник. Располагая всего двумя оттенками цвета (дерево) и несложным инструментом, он сумел поверхность доски донца превратить в картину, декоративное панно.

Карет в середине XYIII века было очень мало, принадлежали они самым знатным и богатым вельможам, поэтому и украшались очень пышно: золоченой резьбой, серебром, внутри обивались бархатом и шелком. Увидеть такую карету в жизни деревенскому мастеру было трудно, но ему помогали лубочные картинки. Это были ярко раскрашенные гравюры, иногда с пояснительным текстом. Они заменяли крестьянам книгу, газету и часто бывали единственным источником знаний.[3]3

Сюжеты лубочных картин очень разнообразны: от фантастических и сказочных до исторических. На одной из таких картинок с длинным названием «Описание публичного въезда в Москву присланного к здешнему императору двору от Порты Оттоманской чрезвычайного и полномочного посла в 1775 году» есть изображение кареты, очень похожей на ту, что нарисована на донце Карета огромна: в ней совершали длительные путешествия, для перевозки требовалось не менее шести лошадей. Чтобы уменьшить тряску, возок подвешивали на ремнях, рессор в то время ее не знали.

Карета едва помещается на донце, занимает почти всю его поверхность. Лошадь меньше кареты, и это также подчеркивает ее величину, подвешенный на ремнях округлый возок с покатым верхом, откинутую подножку, приподнятые обличок и запятки. Мастер показал пышность выезда, поместив кучера и форейтора в торжественных позах. В карете видна дама в платье с кринолином.

В Нижегородском крае пряли не с прялки, как на Севере, а с гребня. Вместо лопаски прялки гребень вставляли в донца – сиденье, а на его зубья надевали кудель. У гребня узкая длинная рукоятка и частые зубья. Его трудно было украсить. Зато поверхность сиденья (донца) давала художнику возможность развернуть целые живописные полотна. Донце представляло собой широкую доску, плавно суживающуюся к головке – подставке с отверстием, куда вставлялся гребень. Форма головки напоминает усеченную пирамиду три стороны ее ребристые, а одна (обращенная к пряхе) спускалась вниз уступами

Но время шло, менялись поколения мастеров, менялись сюжеты на донцах. Постепенно исчезали с донец пышные, громоздкие кареты. Одним из самых излюбленных сюжетов стало изображение всадников. Эти всадники на плоскости донца очень напоминают всадников с лубочных картинок. На одной из них он сидит на вздыбленном коне, с обнаженной саблей или ружьем в руке, среди цветов и деревьев. В альбомах, изданных Д.А. Ровинским, имеются листы, посвященные сказкам, былинам и былинным богатырям. Такие былинные богатыри, как славный Илья Муромец и Алеша Попович, сильный богатырь Буслай Буслаевич, могучий богатырь Бова – королевич, храбрый рыцарь Винциан Францел, встречаются чаще других. Несмотря на то, что эти герои пришли из разных сказок и былин, в лубочных картинках они стали очень похожи друг на друга и различались лишь небольшими деталями в одежде и головных уборах. Поза скачущего всадника, вздыбленный конь как бы переходят с одного листа на другой. Всадники на донце очень похожи на этих сказочных богатырей. Сделаны они под влиянием лубочных картинок.

На некоторых донцах вместе со сказочными героями и былинными богатырями мы видим солдатиков. Одним за другим следуют они за всадниками и маршируют, обнажив наголо сабли, отчего кажутся очень воинственными, но немного смешными. Фигурки солдатиков сделаны угловатыми вставками, а ноги, руки, лица дорисованы резцом. Практически невозможно определить, в какие мундиры одеты солдатики, но четко видны головные уборы - это треуголки и высокие кивера с султаном. Высокая шапка с украшением из медвежьего меха – кивер с султаном – была отличительной особенностью гвардейцев. Такие головные уборы русские воины носили в начале XIX века. Изображение солдатиков на донцах появилось не случайно. Это было своеобразным откликом на события в стране.

Победоносное окончание Отечественной войны 1812 года, заграничные походы русской армии, солдатами которой были крестьяне, принесли радость победы, обострили чувство гордости за свою страну, любви к родине. Естественно, что военные мотивы в изделиях крестьянских мастеров появляются именно в это время.

Постепенно война забывалась. Стали исчезать с донец солдатики, вытесняясь новой темой. Но сначала мастер отводил ей небольшое место – одно узкую полоску, оставляя главное за теми же всадниками.

Новые темы очень интересны). Сама жизнь вторгается в творчество мастеров. Вот развеселая сцена пляски: парень с балалайкой, лихая плясунья с платочком в руке, а рядом зритель с трубкой.

А вот, вытянув шею, бегут друг за другом гуси, догоняя собаку. А первый из них вот–вот схватит ее за ногу. Исполнена эта удивительно выразительная сцена буквально двумя – тремя взмахами - резца. Свободные выемки напоминают мазки кистью. Одно движение руками – и бежит гусь, еще одно – еще гусь, чуть-чуть изменяется ее направление – и перед нами собака. Так исполнить композицию мог только большой художник.

В середине XIX века инкрустацию и резной декор на городецких донцах сменяются многокрасочной росписью. В процессе росписи мастера стали использовать приемы живописи, основанные на свободном кистевом мазке. К росписи перешли постепенно, подкрашивая в необходимых местах изделие с резьбой темной краской, которая как бы заменяла инкрустацию из мореного дуба. Изображения передаются плоскостно, без светотени.

Донца прялок городецкие мастера покрывали удивительно, яркой росписью–то пышными цветами, то сказочными сценами. Но главным героем городецких промыслов (что резьбы, что живописи) был конь. Не деревенский толстоногий кормилец, а «конь – огонь». Уклад жизни в Городце был городской, а не деревенский, оттого и конь был тут гордый, изысканный. В городецком коне, прежде всего взгляд приковывала шея – ни у коня в русском искусстве не бывало еще такой смело изогнутой и непомерно вытянутой шеи.

Об этих конях выразительно писала художница Маврина: « Как пословица или поговорка веками отточена, так и этот конь отшлифован, отработан без лишних слов и деталей, любовно, сжато и изящно…. И этих коней так много, будто здешние мастера не лесные жители, а степные наездники, и конь для них – все».

Мастера украшали росписью самые разные предметы. Кони поселились на лубяных коробках для хранения веретен  и даже приобрели самостоятельную жизнь: вырезанные и поставленные на колесики, они стали любимыми игрушками детворы

На донцах роспись – изображение сцен из жизни - заполняет теперь всю поверхность. Верный традициям отцов и дедов, мастер продолжает изображать коней и птиц, но уже как «немодный» помещает их только на боковых сторонах головки. В сюжетах росписи сохраняется городецкое своеобразие, чувствуется близость Нижегородской ярмарки с ее ярким и пестрым бытом. Многие рисунки на донцах отражают жизнь богатого купечества.

Крестьяне нередко могли наблюдать, как их односельчане богатели от торговли, составляли капиталы, выходили в купцы. Окружая себя показной роскошью, они поражали воображение крестьян аляповатым шиком – символом их богатства. Проявлением роскоши для них были золоченые карнизы, шелковые занавески, стеклянные люстры, мебель яркой обивкой, модные одежды. Все это часто можно было видеть в Нижнем Новгороде.

Свои представления о хорошей жизни деревенские художники отражали в росписи на донцах. Мы видим, дам в самых модных и богатых туалетах – узорные шелковые ткани, широкие юбки, перевитые жемчугом высокие прически; мужчин в щегольских сюртуках, жилетах с бабочками, в лаковых сапогах.

Их окружает модная мебель: круглые столики на разных витых ножках, портьеры с бахромой, витые колонны. Люди как бы позируют нам или стоя, или сидя за столом с чашками и рюмками

Мы знаем, что очень недолгое время делами мастера расписные донца. Прекратилось их производство, но не могло, и не должно было исчезнуть искусство росписи по дереву, умение, опыт мастеров. В наши дни городецкий промысел как бы родился вновь и зажил новой жизнью.

В наши дни в Городце работает художественная мастерская, в которой делают детскую мебель, игрушки, декоративные украшения. Современные художники учатся на лучших работах старых мастеров.

Коллекции предметов, собранные в музеях и относящиеся к разным периодам, раскрывают нам интересную историю развития их орнамента с конца XYIII до начала XX века. Одна техника украшения заменяла другую, за резьбой следовала инкрустация, а за ней – роспись. Вырастали новые поколения мастеров, и вместе со старым поколением уходили в прошлое их излюбленные темы украшений, а каждое новое поколение вносило что-то свое и в композицию, и в стиль, и в мотивы узоров.

3. РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ МАСТЕРОВ

Мастера веками изготовляли такую утварь, чтобы ею пользовались в быту, однако изо всех сил старались при этом, чтобы она была красивой. Эти предметы и теперь служат в сельском и городском быту. Но, конечно, функция их меняется мало – помалу. Используется в наше время только для гостей или украшает дом. Так, что утилитарную бытовую функцию теснит эстетическая, да еще функция памяти. Ведь в этих таинственных изделиях, тянущих ниточку традиций из седой старины, а то и глубокой (одним археологам доступной) древности, оберегается связь времен, преемственность культуры, рассказ о днях нашего прошлого, забывать которое нельзя. Это изделие живого промысла и ныне живущего мастера, и притом она не копия древнего сосуда, а творение нашего современника, так что в нем, в этом творение и от нашего времени многое – и уровень мастерства, и прием техники, и сегодняшнее восприятие. Конечно, народный мастер работает в русле и в рамках традиции, но каждый раз он создает в этих рамках новую вещь, то есть в полном смысле слова творит. Приглядевшись к росписи, человек может заметить, что рисунок варьируется от одного изделия к другому. И еще он может заметить, что в узоре этом вольно и раскованно нарушаются законы классического рисунка, что здесь нет перспективы и нарушены все пропорции. Зато соблюдены не менее существенные законы живописи – здесь есть художественный образ и высокая мера обобщения, все здесь по высоким законам декоративного искусства. Мастер в промысле, прежде всего выразитель коллективного, народного гения, выразитель народной традиции и чем лучше он ее выражает, тем выше уровень мастерства. Однако и это не все – потому что индивидуальность мастера и здесь, в рамках традиции, значит много. В народном художнике очень сложно переплелись верность традиции, навыки, вековой коллективный опыт, нынешний, порой тоже в коллективе рожденный канон и свой, сугубо индивидуальный всплеск его поэтической, художественной души.

До нас дошли имена известных мастеров городецкой росписи – И.А. Мазина, И.К. Лебедева, Ф.П. Красноярова, П.А. Колесова, Антона и Лазаря Мельниковых, братьев Сундуковых и некоторых других, творчество которых относится к концу XIX - началу XX века. Для каждого из них характерны свои особые приемы письма, любимые жанры композиции росписи.

Роспись И.А. Мазина отмечает смелостью сопоставления контрастных цветов, декоративность. Этому блестящему мастеру бытового жанра доступно построение многофигурных композиций, передача психологии героев.

Произведения И.К. Лебедева отмечены особой тонкостью исполнения. Его нередко называют мастером жемчужных донец. Свои росписи он завершал «разживками» - мелкими белильными точками и штрихами, похожими на жемчужинки в древнерусском шитье. Композиции этого мастера даже на сюжеты из современной жизни Городца наиболее близки традициям Нижегородской иконописи.

Колорит живописи Ф.П. Красноярова построен на сочетании красного, синего и белого цветов и штриховой разделки. Мастер постоянно вводит в изображения полные юмора надписи.

Городецкий промысел предреволюционного периода переживал серьезный упадок. Резко сокращается  в это время ручное ткачество, вытесняемое тканями фабричного производства. Сокращается прядение, спрос на донца падает. Почти уходят из обихода мочесники – лубяные коробки для хранения мотков (мочек) льна. Необходимо было найти новый ассортимент изделий с росписью. Поиски были трудными и долгими. В 20-е годы старые мастера Ф.П. Кранояров, И.А. Мазин, И.К. Лебедев, П.А. Колесов – начинают работу над новыми вещами в организованной ими мастерской на родине промысла, в селе Курцево. Сюжетами для композиций служили, темы сельских праздников, жизнь колхозной деревни, будни пограничников и красноармейцев. Вместе с новыми сюжетами в роспись были включены и новые детали быта, архитектуры, костюма.

Традиционное ярусное построение композиции нарушается, записывается вся плоскость донца и, по сути дела, утверждается новая художественная форма – сюжетное панно на доске. Эта форма народной живописи получила дальнейшее развитие творчества городецких мастеров в 1930-е годы.

Используя традиции сюжетной росписи на донцах, городецкие мастера создали ряд орнаментных композиций на деревянных пластинах и бумаге. В них, наряду с шутливой интерпретацией прежних сюжетов, мы видим и трансформацию традиционных образов, наполняющихся новым содержанием: лихие всадники – это кавалеристы в буденовках, нарядное зальце с колонками - это изба – читальня; черты советского быта воплощены в традиционных свадебных застольях. Появились и новые темы – поэтичные, декоративно решенные сцены сбора плодов в колхозном саду и овощей на огороде, кормление животных на скотном дворе. Стиль росписи изменился в сторону большей изысканности формы, красочного богатства, тонкости письма, поскольку художники получили возможность работать, не торопясь. Сохраняя лучшие черты городецкой живописи, ее стилистическую основу, их произведения в полной мере выявляли индивидуальные особенности дарования мастеров. В этот период велись интересные поиски и в области орнамента, который не только обрамлял сюжетные композиции, но и приобрел самостоятельное значение в панно, решенных по ковровому принципу.

Эксперименты 1930-х годов, наметившие дальнейший путь развития искусства Городца не получили непосредственного продолжения: в годы Великой Отечественной войны кадры художников сохранить не удалось. Промысел был восстановлен не сразу. Первый этап его возрождения начался в середине 1950-х годов, когда с помощью сотрудников НИИХП искусствоведов В.М. Вишневской, М.А. Некрасовой, художников А.В. Бабаевой, З.А. Архиповой, Е.И. Воронцовой был разработан ассортимент детской мебели, а в 1960-е годы – токарной посуды, хозяйственных комплектов; особое место среди продукции промысла заняли настенные панно - круглые, в виде тарелок, и прямоугольные пластины.

1960-е годы – следующий этап творческой деятельности промысла, связанный с активизацией поисков орнамента, возрождением техники свободной кистевой росписи. Варьируя в разнообразных сочетаниях наиболее характерные традиционные элементы – пышные розы с раскрывшимися лепестками, округлые купавки, зубчатые листочки, букеты мелких цветов типа ромашка, среди которых можно видеть фигурку горделивого коня или фантастической птицы, мастера промысла создают по-новому выразительный городецкий орнамент. Овладев традиционными живописными приемами, сохраняя их особенности – непринужденную раскладку основных пятен цвета, доработку их смелым и точно положенным мазком, легкую графическую прорисовку узора, художники подчеркивают нарядность, мажорность красочной гаммы, придают орнаменту изящество и динамичность. Крупные и сочные формы росписи удачно сочетаются с гладкими поверхностями простых по конструкции, лаконичных по силуэту предметов, решенных в традициях русской деревянной посуды и утвари. Складываются типы композиций, вырабатываются принципы декора резных по форме предметов: букет в центре блюда, а по сторонам кони; цветущий куст с птичкой - на подставке, Сочные гирлянды – на овальном подносе и так далее. В наиболее торжественных случаях орнамент носит ковровый характер, в нем нельзя не видеть обращения к опыту 1930-х годов.

Воспитание у мастеров живописной культуры – такую цель преследовали творческие семинары, проведенные на промысла в 1958-1969 и 1972 годах сотрудниками НИИХП. Новые композиционные и колористические решения, основанные на сочетании некрашеных золотистых поверхностей дерева и насыщенности, яркой по цвету орнаментальной полосы, предложила художница Е.И. Воронцова.

Были сделаны попытки, найти лаконичные решения и двух-трех орнаментальных форм (например, «купавка», окруженная «осочками»), ритмически чередующихся на цветной полосе, либо намеренно асимметрично разбросанных на светлом поле некрашеного дерева. Подобные композиции на блюде для фруктов, подносе, ларце, декоративных тарелках, разработанные художниками НИИХТ, кажутся городецким мастерам слишком однообразными, а их приглушенная, с мягкими переходами сближенных тонов красочная гамма – слишком сдержанной. Такова уж психология народного мастера: он стремится к звучности, мажорности, радостной пестроте цвета, богатству и разнообразию форм, к усложненности, но легко читаемым, строящимся по принципу свободного равновесия масс композициям. Мастер ценит завершенность целого. Пышный нарядный букет для него – не просто декоративный мотив, но традиционное пожелание радости, полной, цветущей жизни, выражение представления о красоте и гармонии мира.

Традиционное начало сохраняется и варьируется в яркой творческой интерпретации современных мастеров. Выразительным индивидуальным почерком обладает Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.В. Соколова, Н.А. Столесникова.

На новом этапе развития промысла творческий коллектив ставит перед собой и другую важную задачу – сделать целью экспериментальной работы более полное и глубокое освоение наследия промысла, возрождение сюжетных композиций, создание уникальных произведений с традиционной сюжетной росписью.

Эта работа началась с внимательного изучения традиционных композиций на донцах, копирования, стремления понять поэзию городецкой живописи, проникнуть в ее мир («Парочки», «Приглашение к чаю» А.В. Соколовой, 1970-е гг.). Нарядное по цвету, с мягким юмором пополненное Ф.Н. Касатовой панно «Волжские напевы» (1977г.), изображающее выступление самодеятельного хора. Л.Ф.Беспалова оригинальными приемами народной живописи попыталась рассказать о жизни своего творческого коллектива («Городецкие мастер», «Художественный совет» (1977г.).

Однако это только начало большой работы. Принципиально важно найти определенную методику в освоении сюжетной росписи: не сводить сюжетную композицию к жанровой «картине», а искать мотивы, емкие по содержанию, стремится к образному, поэтическому раскрытию темы. Остро стоят перед коллективом и проблемы формы: новые мотивы не всегда получают выразительную декоративную трактовку.

4. ТЕХНОЛОГИЯ ОТДЕЛКИ ГОРОДЕЦКИХ ИЗДЕЛИЙ

Украшение деревянных изделий росписью в г. Городце – связано с более простой технологией. Это традиционная городецкая роспись, исполнявшаяся раньше клеевыми красками, а сегодня – чаще масляными, по чистой поверхности дерева, или по цветному фону. Роспись клеевыми красками восстановлена в последние годы.

Материалы и их приготовление

Непосредственно перед росписью заготовка проходила сложный подготовительный этап, который заключается в грунтовке ее мелом и промазывании клеем. И только после этой предварительной работы мастер приступал к росписи.

Вначале изделие из дерева нужно отшлифовать, покрыть порозаполнителем, прогрунтовать. После росписи специально подготовленными красками изделие сушат, потом лакируют.

Порозаполнитель делают из столярного или рыбьего клея, для чего 20 г. сухого клея заливают 180 мл. холодной дистиллированной воды и варят до полного растворения в клееварке, на водяной бане. Рыбий клей перед употреблением подогревают, так как при остывании и хранении он переходит в желеобразное состояние. Теплый клей наносят полужесткой плоской кистью – флейцем – в два слоя. С промежуточной сушкой при 18-23° в течение 2 часов. Просушенную поверхность шлифуют мелкой шкуркой.

Последующая грунтовка производится клеемеловым грунтом. Его состав:

  • клей столярный сухой –5 весовых частей,
  • вода –95 весовых частей,
  • мел – 50 -60 весовых частей,
  • фенол – 0,05 весовых частей.

Грунт наносят щетинным флейцем в три слоя. Сушка – в течение 2 часов при 18 – 23°. Грунт должен быть только столярным и токарные изделия, а резную скульптуру лишь проклеивают, так как грунт, забивая углубления, сглаживает рельеф.

Можно использовать для грунтовки водоэмульсионную краску ВА – 27А, которую наносят на сухую отшлифованную поверхность древесины плоской кистью или краскораспылителем в два слоя. Сушат после каждого слоя в течение 2 – 3 часов при 10 - 23°.

Приготовление красок. В городецкой росписи можно использовать готовые темперные краски на казеиново-масляной эмульсии или краски, приготовленные перед росписью. Для их изготовления применяют следующие пигменты: белила цинковые, кадмий желтый, кадмий оранжевый, охру светлую, охру красную, сиену натуральную, киноварь ртутную, кобальт фиолетовый, окись хрома, зелень изумрудную, ультрамарин, сажу газовую.

Смоченный водой пигмент растирают курантом на мраморной доске, получая пастообразную массу, в которую добавляют фенол как антисептик (2-3 капли на 50-100 г.). Готовую к употреблению краску получают, смешивая пасту с эмульсией.

Казеиново-масленую эмульсию готовят по следующему рецепту:

  • казеин - 8%,
  • бура - 2%,
  • фенол – 0,63%,
  • вода – 63,15%.
  • скипидар – 0,1%,
  • стеатит алюминия – 0,02%,
  • масло ализариновое – 5,2%,
  • масло льняное или подсолнечное – 20,9%,

Сначала готовят казеин, заливают холодной водой, затем добавляют буру. После разбухания смесь подогревают до 50° и перемешивают до полного растворения казеина. В охлажденный раствор при перемешивании вливают ализариновое, затем льняное масло, после этого – раствор стеатита алюминия (предварительно сделанный путем растворения в скипидаре при нагревании на водяной бане). Продолжая перемешивание, через полчаса вливают раствор фенола, приготовленный в теплой воде.

Краски при высыхании немного светлеют, но после лакирования они приобретают первоначальный цвет.

Для лакирования изделий с городецкой росписью применяют масленые лаки и нитролаки. Лучше использовать лаки с матирующими добавками или матовые лаки, например НЦ – 241 М, НЦ – 243.Сушка изделий естественная в течение 2 часов.

Приемы росписи

Процесс городецкой росписи распадается на несколько этапов: окраска цветных фонов, нанесение основных частей рисунка с помощью припороха, нанесение крупной кистью подмалевка основных цветовых пятен, нанесение мелкими кистями оттенков или моделировка форм штриховкой и, наконец, разживка мотивов белилами или другими цветовыми тонами. Завершают роспись графические элементы в виде рамочек и отводок, которые ограничивают композицию.

Внимательное изучение последовательности нанесения красок при выполнении наиболее часто встречающихся мотивов, например коня и птицы, позволит самостоятельно писать их. Но, прежде чем приступить к росписи сложных изображений, учатся писать простые мотивы. Изменяя в них отдельные элементы, можно достигнуть большого разнообразия форм. Например, моделируя разными приемами круг, получают многочисленные варианты главного городецкого цветка – фантастической розы – купавки, бутонов.

В городецкой росписи существует много разновидностей простейших орнаментальных мотивов, травок и приписок. Для их выполнения используют не только кисть, но и всевозможные тычки, торцовая часть которых дает фактурную пунктирную спиральку или ровный кружок, сплошь залитый цветом.

Применение таких простых приемов и последующие поиски новых их разновидностей значительно обогатят роспись.

Декоративный принцип росписи основан на том, что изображение орнамента или фигуры человека, птицы, коня выполняют всегда краской локального цвета. Поэтому изображение имеет хорошо читающийся силуэт на светлом фоне. Декоративный мотив черного, синего, темно-красного, оранжевого, зеленого, коричневого цветов прорабатывают белыми графическими штрихами. Использованные кистью с разной шириной мазка штрихи вырисовывают условный объем формы, создают впечатление живописности и помогают связь декора с фоном и взаимосвязи всех элементов композиции между собой.

Росписи нарядны по колориту. Звучности их способствуют цвета фонов – наиболее любимые мастерами (оранжевый, зеленый, черный).

Известная строгость, симметричность композиций резкое очертание фигуры коня или птицы восприняты от резьбы по дереву, которая предшествовала росписи. Контурные рисунки на предметах крестьянского быта и особенно инкрустация мореным дубом на донцах прялок положила начало городецкой росписи, которая по-своему инкрустировала приемы резьбы и расширила круг мотивов и сюжетов, применяемые для оформления детской мебели, кухонных наборов, декоративных тарелок, настенных панно.

Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписывали растительным орнаментом, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперенье птиц. Типичные элементы в творчестве городецких мастеров это ягодка, розетка, цветок купавка. Сюжетные сцены происходят как бы среди пышного цветения – гирлянд роз и ромашек, винограда, зеленых стеблей и веток, розанов.

Очень интересно решались фигуры людей на городецких изделиях. Основными элементами композиции были мужские и женские фигуры. Все лица писались однотипно, сначала наносился белый кружок, на котором быстрыми движениями кисти рисовались тонкие дуги-брови, черточки-глаза, дуги-губы. Прически, как у мужчин, так и у женщин, отличались изысканностью, но в окраске их применялся только черный цвет. Применение таких лаконичных цветовых решений народным мастером диктовало их врожденное чувство цвета: интуитивно они понимали, что на золотисто-охристом фоне, который был основой для их композиции, особенно контрастно и эффектно выделялись именно таким способом сделанные изделия.

В изображении самих фигур применялось плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные пятна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашивались без контура в виде однотонного красочного силуэта. Излюбленным декоративным мотивом в искусстве городецких мастеров были и остаются яркие цвета и декоративные зеленые листья, которые придают росписи особую прелесть.

В декоративных панно сюжет чаще развертывается то в два-три яруса, то в несколько сценах, то в единой декоративной картине. Здесь условно совмещаются дальние и ближние планы, упрощается перспектива пространства, а люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство вокруг людей заполняется различными орнаментальными формами. Все это создает впечатление праздничности, нарядности от контрастов красок и от фантазии, с которой мастера подходят к воспроизведению исторических и литературных сюжетов или жанровых сцен. В такой же живописной манере мастера продолжают работать и сегодня.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Говоря о современности, несмотря на сложности переходного периода конца XX века городецкая роспись устояла. Меняется тематика городецкой росписи, появляются новые, не привычные для старых работ, мотивы, в т.ч. архитектурные. При сохранения художественной традиции и стилистики, идущих от XIX века, современная городецкая роспись развивается. С 1995 года работает творческая мастерская иконописи, где возрождена технология иконописи XIV-XV веков с соблюдением всех церковных канонов. До нас дошли имена известных мастеров городецкой росписи – И.А. Мазина, И.К. Лебедева, Ф.П. Красноярова, П.А. Колесова, Антона и Лазаря Мельниковых, братьев Сундуковых и некоторых других, творчество которых относится к концу XIX - началу XX века. Для каждого из них характерны свои особые приемы письма, любимые жанры композиции росписи. В 1985 году шестеро художников Городца стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина, а 1997 году А.В.Соколовой, Ф.Н.Касатовой, Л.Ф.Беспаловой, Л.А.Кубаткиной, Т.М.Рукиной присвоено звание Заслуженный художник России.

Декоративно – прикладное искусство охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту.

Условиями успешного овладения знаниями является умение использовать приемы росписи, орнаменты, смысловое решение композиции росписи, характерные признаки городецкой росписи, технологию отделки изделия.

Предлагаемая исследовательская работа имеет цель разработать азбуку росписи на изделиях, свой язык и свои законы, выражая специфическими средствами, которое не стремиться слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей.

На практике в общеобразовательной школе, педагог может успешно применить данную работу на уроках изобразительного искусства и дополнительном образовании.

Список литературы.

  1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М., 1986, с.3 – 12, 51 – 59.
  2. Барадулин В.А., Коромыслов Б.И, Максимов Ю.В, Митлянская Т.Б, Хохлова Е.Н, Чирков Д.А. Основы художественного ремесла. М., 1979.
  3. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X- XX в. М., 1974.
  4. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1960. с.102-104.
  5. Воронов В.С. Крестьянское искусство. М., 1924, с.78-80.
  6. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М., 1984, с. 134 – 153.
  7. Жегалова С, Жижина С, Попова З, Черняховская Ю. Пряник, прялка и птица Сирин. М., 1983, с. 102 – 120.
  8. Журнал «Юный художник» №9 , 1980,с.1 – 2; №4, 1985,с. 16 – 17; №3, 1991; с.20– 22; №9, 1994, с. 23 – 25.
  9. Махмутова Х.И. Роспись по дереву. М., 1987.
  10. Народное искусство. Художественные промыслы СССР. М., 1987. Альбом.
  11. Прокопьев Д.В. Живопись в крестьянском быту Городецкого уезда. Кн: Нижегородский краеведческий сборник Т -2. Н-Новгород, 1929., с.226-246.
  12. Разина Т.М. Искусство художественных промыслов второй половины XIX -начала XX в. Кн: Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX- XX в. М., 1965, с. 56-57.
  13. Некрасова М.А. Истоки Городецкой росписи и ее художественный стиль. Кн: Русское искусство XYIII в. Материалы и исследования. М.,1973, с.156-179.
  14. Уткин П.И, Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М., 1992, с.4 - 10, 21 - 22.
  15. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М., 1985, с. 103 – 125.

Список иллюстраций.

  1. Донца украшено инкрустацией – вставка из мореного дуба. Нижегородская губерния. Конец XYIII века.
  2. Карета середины XYIII века.
  3. а) Прядильный гребень, вставленный в донце. Нижегородская губерния XIX век. б) Лихо гарцующего всадника и птицу мастер поместил на головке прядильного донца – подставке для гребня.
  4. Народная лубочная картинка с изображением одного из сказочных героев.
  5. На вздыбленном коне мчится всадник, а под ним ряд марширующих солдат.
  6. Развеселая сцена пляски.
  7. Вырезанные уверенной рукой неизвестного мастера, как живые, бегут друг за другом гуси.
  8. Этот конь украшает лубочную коробку для веретен и мотков ниток.
  9. Эта удалая тройка – детская игрушка.
  10. Веселый пир изобразил на донце художник в конце прошлого века.
  11. Волжские напевы. 1977г.
  12. Городецкие мастера. 1977г.
  13. Донце резное с росписью и инкрустацией. Деревья Охлебаиха. 1866г.
  14. Пряха. Кавалеры и собаки. Детали прядильного донца, украшенного Лазарем Мельниковым.

[1] См. Соболев Н.Н. Русская резьба по дереву, 1934, с. 372.

[2]2 См. Званцев М.П. Заволжье. М., 1972. с.39.

[3]3 Как и другие народные изделия, эти картинки были предметом собирания. Одним из первых коллекционеров лубочных картинок был известный искусствовед Д.А.Ровинский. Он первый обратил

внимание на историческое знание народного лубка. Он не только собрал огромную коллекцию картинок, но и издал ее. Лубки из его собрания опубликованы в альбоме из пяти больших толстых книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "История Внутренних войск России" 9класс

Пояснительная записка.ФГОС нового поколения ставят перед школой задачи по формированию гражданина своего отечества, творческой самообучающийся личности. Эти задачи заставляют искать новые формы и мето...

Исследовательский проект "История моей семьи в истории страны"

Тема: Исследовательская деятельность студентов по разработке проекта «История моей семьи в истории моей страны». Цыдыпова Марина Николаевна, преподаватель  истории ТСиГХ. В проце...

Исследовательский проект " История школы Виахту"

Школа… Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит еще ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Много школ в нашей с...

Исследовательский проект "История школьного музея"

Как повысить интерес учеников к предмету история и обществознание?Эта проблема волнует многих учителей.Решению задачи в определенной мере способствует формирование музея в ОШ.Эффективным средством фор...

Исследовательский проект "История башкирского танца!

Ученица 10 класса подготовила исследовательский проект на тему "История башкирского танца" Цель проекта: показазать роль национального башкирского танца в жизни человека....

Исследовательский проект "История моей семьи в истории Великой Отечественной войны"

История нашего государства – это история каждого из нас, история каждой семьи....