Использование проектной технологии на уроках обществознания и истории
статья на тему

Анисимов Алексей Викторович

Использование проектной технологии и метода проектов на уроках обществоведческого цикла в рамках ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектной технологии на уроках обществознания и истории

 Образовательные стандарты нового поколения призваны стать основой процесса модернизации общего образования. Целью современного образования становится не передача готовых знаний, а формирование творческой личности, умеющей и готовой приспосабливаться к изменяющейся реальности, осваивать в течение жизни новые специальности, получать новые знания, менять место работы. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

В связи с объективно изменившимися условиями главная миссия учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

Развивая в учениках именно эти качества, акцент делается на результат обучения, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека успешно действовать в различных ситуациях.

Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает у учащихся определённые трудности: они не в полной мере умеют оперировать фактами, устанавливать причинно-следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни. Выход был найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых вопросов. Наиболее эффективным в решении данной проблемы является метод проектов. В преподавании истории и обществознания под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

При использовании метода проектов на уроках истории и обществознания учащимся
предлагается ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается противоречие, они должны обозначить это противоречие и возникающую из него проблему. В классе идет
оживленная дискуссия, а затем ученики предлагают гипотезы решения выделенной проблемы,
чтобы затем доказать справедливость тех нескольких гипотез, на которых они сами остановились.

Работа над исследовательским проектом проходит    по следующей схеме:

1.        Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников. Выбор темы проекта происходит во время изучения большой темы.

  1. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
  2. Распределение задач по группам, поиск информации.
  3. Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы.
  1. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
  2. Промежуточное обсуждение полученных данных.
  3. Презентация проектов.
  4. Коллективное обсуждение. Выводы.

Работая над подготовкой проектов, учащиеся заранее знакомятся с критериями оценки или участвуют в их разработке (в сильных классах, например, в профильных). Разрабатывается памятка для учащихся по критериям оценки. Учащиеся проводят социологические опросы, составляют схемы, таблицы, опорные конспекты, работают с историографическими источниками. Все это позволяет формировать критическое и творческое мышление, умение работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы - воспитанию социально активной личности.

Внедряя метод проектно- исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания удается:

  • повысить творческую активность учащихся на уроке;
  • развивать их логическое и критическое мышление;
  • повысить уровень их конкурентоспособности;
  • расширить кругозор школьников.

Главный результат - достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся в ходе проектной деятельности:

  • опыт работы с большим объемом информации;
  • опыт проведения презентации;
  • умение оценивать ситуацию и принимать решения;
  • умение работать в коллективе;
  • умение структурировать информацию;
  • умение индивидуально планировать работу;
  • умение работать в команде.

В ходе проектно-исследовательской работы у учащихся появилась возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности. Использование современных технологий в процессе обучения позволило:

  1. Значительно повысить мотивацию учащихся, уровень обученности и качество знаний.
  2. Более качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации.
  3. Достичь высоких результатов в олимпиадах школьного, муниципального уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной технологии на уроке обществознания как условие успешной социализации обучающихся"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям обществознания в практической работе при планировании и организации урочной деятельности и во внеурочной практике....

Проектная технология на уроках обществознания и во внеурочной деятельности по предмету как способ формирования ключевых компетенций

Проектная технология на уроках обществознания и во внеурочной деятельности по предмету как способ формирования ключевых компетенций...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

статья о необходимости использования проектной деятельности на уроках обществознания

В представленном материале можно ознакомиться со взглядом автора на применение проектной деятельности на уроках обществознания в школе, на целесообразность и качественный результат от неё...