Дистанционные курсы для детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Гатауллина Элла Равильевна

Статья на данную тему была опубликована в сборнике статей II Международной научно-практической конференции "Инновационные тенденции развития системы образования", г.Чебоксары, 2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_cheboksary.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Э.Р.Гатауллина, Г.Х.Вафина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заинская средняя общеобразовательная школа № 6»

Заинского муниципального района Республики Татарстан, город Заинск, sh637@mail.ru 

В последние годы все больше говорят об использовании Интернет технологий в качестве технологической основы дистанционного обучения, что связано с возросшими возможностями технических средств связи и распространением компьютерной сети Интернет.

Дистанционное обучение – это обучение, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных занятий осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Отличительной особенностью такого обучения является предоставление учащимся возможности самим получать требуемые знания, выбирать индивидуальный стиль учебы, удобный режим занятий, пользуясь развитыми информационными ресурсами. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.

Возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения.

В пользу различных моделей дистанционного обучения говорят, например, следующие факторы:

  • Возможность оперативной передачи информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической).
  • Возможность оперативного изменения информации через сеть Интернет со своего рабочего места.
  • Возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи.
  • Возможность диалога с любым партнером, подключенным к сети Интернет.
  • Возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции.
  • Возможность перенести полученные материалы на свой электронный носитель, распечатать их и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.

Успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала. В данном случае мы говорим об обучении, т.е. о взаимодействии  учителя и учащихся, следовательно, требования к организации таких курсов должны определяться особенностями взаимодействия обучающего и обучаемого в условиях телекоммуникационной сети. Специфика дистанционного обучения отражается как на обучаемых, так и на преподавателях. Так как у обучаемых отсутствует личное общение с преподавателем, то структура учебно-методического материала при построении дистанционного курса должна быть простой в понимании. Следует не просто ограничиваться изложением учебного материала, а необходимо активно вовлекать обучаемых в учебный процесс. При переводе обычных курсов в дистанционные большая нагрузка ложится на преподавателей, подготавливающих эти курсы. Это связано с тем, что в учебно-методическом комплексе дистанционных курсов акцент необходимо переносить на практическое применение получаемых знаний, выполнение упражнений и контрольных заданий; следует уделить больше внимания системе самотестирования обучаемых и контрольным тестам, организовать активное общение обучаемых между собой, используя чаты и форумы. Цель курсов дистанционного обучения – научить самостоятельной работе учащихся при использовании различных технических средств как в очном, так и дистанционном обучении.

В нашей республике второй год реализуется программа «Электронное образование», в которой существует функция создания «виртуальных факультативов» по предметам, где учащиеся Республики Татарстан получили  возможность дистанционного общения не только с преподавателями своей школы, но и с любым педагогом республики. Особой популярностью пользуются факультативы по подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Кроме того открыта возможность дистанционного обучения по предметам в НП «Телешкола», в котором активно обучаются на протяжении нескольких лет дети с ограниченными возможностями здоровья нашей школы.

В Российской Федерации обучение детей с целым рядом заболеваний по медицинским показателям организуется на дому. Есть такие дети и в нашем районе. Обучение ребенка на дому часто приводит к его изоляции от детского коллектива, формированию патологической замкнутости.

Мы должны помнить, что дети-инвалиды не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, порой, катастрофической инвалидности, как бы на иссушенной почве, они живут свою единственную и неповторимую жизнь. Их тело, в случае серьезных, множественных нарушений развития, способное своим видом вызывать отторжение у здоровых людей; душа, живущая в предельной скудости возможностей, зачаточный интеллект (если речь идет о детях с серьезными нарушениями) – все это есть единственное, чем они владеют, это все, что им дано, что они знают – с первого дня и до конца жизни.

Опыт показывает, что помощь ребенку с ограниченными возможностями эффективна в том случае, если она адресована именно к нему, а не к абстрактной единице, если в основе помощи положены личные, человеческие отношения. Эта помощь приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

Хочется рассказать об одной из форм работы с обучающимся на дому ребенком с диагнозом ДЦП. Кроме того, что ребенок почти ежедневно занимается в «Телешколе» по некоторым предметам (русский язык, математика, физика и биология), мы третий год разрабатываем для нее дополнительно дистанционные курсы и по другим интересующим ее предметам, таким, как информатика, география и музыка. Итогом этих курсов стали: за первый год обучения (5 класс) – мультимедийная презентация «Виртуальная экскурсия по музеям Республики Татарстан»; за второй год обучения (6 класс) – музыкальный проект «Фильм о космосе», созданный в программе MovieMaker. Результатом текущего года обучения станет проект «Город моей мечты», выполненный в программе ЛогоМиры.

Разрабатываемые нами  курсы дистанционного обучения выполняют, кроме всего прочего, и функцию поддержки основных предметов обучения средней и старшей.

Программа  курса дистанционного обучения состоит из нескольких модулей, которые ежегодно дополняются и углубляются различными материалами.

Положительным результатом прохождения данных курсов является усвоение учащимся материала, оставшегося за рамками школьного курса и участием ребенка в различных дистанционных конкурсах.

Но мы считаем, что эти же курсы своим содержанием могут так же привлечь внимание и других учащихся, которые хотят расширить свои знания по информатике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч...

Особенности проведения дистанционных уроков для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В материале проведен анализ дистанционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявлены особенности, достоинства и недостатки.Обобщение опыта....

Дистанционное обучение биологии детей с ограниченными возможностями здоровья

Дистанционное обучение биологии детей с ограниченными возможностями здоровья так же должно быть направлено на формирование универсальных учебных действий....

Организация дистанционного обучения (ДО) детей с ограниченными возможностями здоровья .

Использование дистанционных форм при организации обучения  детей ОВЗ дает возможность общения с людьми (педагогами), а ведь именно общение  необходимо для социализации и адаптации ребенка в ...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

«Дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство обеспечения доступного качественного дополнительного образования»

В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, их социальная адаптация - один из приоритетных вопросов не только для российского образования, но и для общ...